РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Еланцы 08 сентября 2014 года
Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Хамосовой В.И., при секретаре Варнаковой Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Еланцынского муниципального образования Ольхонского района Иркутской области о взыскании задолженности по ежемесячным доплатам, денежной компенсации за задержку причитающихся выплат и расходов на услуги представителя,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Еланцынского муниципального образования (далее Еланцынского МО) Ольхонского района Иркутской области о взыскании задолженности по ежемесячным доплатам, денежной компенсации за задержку причитающихся выплат и расходов на услуги представителя.
В обоснование требований указал следующее.
09.12.2007г. в результате выборов он был избран главой Еланцынского муниципального образования. В соответствии с результатами выборов 20.10.2012г. главой Еланцынского муниципального образования был избран ФИО3 и срок его полномочий был окончен.
Пояснил, что решением Думы от 25.02.2010г. было принято и утверждено «Положение о гарантиях деятельности выборного должностного лица Еланцынского муниципального образования» и внесены изменения в Устав Еланцынского МО.
На основании раздела 10 вышеуказанного Положения предусматривается:
Лицу, прекратившему полномочия главы, выплачивается выходное пособие в размере его месячной оплаты труда в случае не избрания на новый срок полномочий;
2. Выборному лицу местного самоуправления производится ежемесячная доплата до уровня размера его месячной оплаты труда на день прекращения полномочий до устройства на новое место работы, но в течение не более шести месяцев со дня прекращения полномочий. Если на новом месте работы, размер оплаты труда указанного лица ниже прежнего, то производится ежемесячная доплата до уровня размера его месячной оплаты труда на день прекращения полномочий, но в течении не более шести месяцев со дня прекращения полномочий.
В соответствии со ст. 40 Федерального от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются Уставами муниципальных образований в соответствии с Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Ст. 14 закона Иркутской области от 17.12.2008г. № 122-ОЗ «О гарантиях осуществления депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области», предусматривает гарантии, предоставляемые выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему полномочия на постоянной основе, при прекращении его полномочий. Согласно данной нормы Уставом МО может устанавливаться за счет средств соответствующего местного бюджета выплаты выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему полномочия на постоянной основе, при прекращении его полномочий, в том числе в случае окончания срока полномочий и не избрания на новый срок полномочий.
Пояснил, что срок полномочий истек ДД.ММ.ГГГГг. и с 20.11.2013г. он устроился на работу помощником мэра МО «<адрес>». На новом месте работы размер оплаты его труда был ниже прежнего, и чтобы получать ежемесячную доплату до уровня размера его месячной оплаты труда на день прекращения полномочий он в течение не более шести месяцев со дня прекращения полномочий представлял в администрацию Еланцынского МО справки с места работы.
Указал, что администрация Еланцынского МО в октябре 2012г. выплатила ему выходное пособие в сумме 56 129 руб. 53 коп., и произвела ежемесячные доплаты за ноябрь 2013г. в размере 12 929 руб. 91 коп. и декабрь 2013г. в размере 42 917 руб. 85 коп., а всего размер доплат за два месяца составил 55 847 руб. 76 коп. Таким образом, администрация Еланцынского МО не выполнила одну из своих основных обязанностей, предусмотренных законодательством, а также Уставом Еланцынского МО и решением Думы Еланцынского МО № от 25.02.2010г.
День расчета в администрации Еланцынского МО установлен 01 числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Всего администрация Еланцынского МО не выплатила ему:
за ноябрь 2012г. 56 129 руб. 53 коп. – 7 430 руб. 40 коп. = 48 699 руб. 13 коп. – 12 929 руб. 91 коп. = 35 769 руб. 22 коп.;
за январь 2013г. 56 129 руб. 53 коп. – 18 163 руб. 20 коп. = 37 966 руб. 33 коп.;
за февраль 2013г. 56 129 руб. 53 коп. – 18 163 руб. 20 коп. = 37 966 руб. 33 коп.;
за март 2013г. 56 129 руб. 53 коп. – 18 163 руб. 20 коп. = 37 966 руб. 33 коп.;
за апрель 2013г. 56 129 руб. 53 коп. – 16 924 руб. 80 коп. = 39 204 руб. 73 коп.;
всего сумма недоплаты составила 188 872 руб. 94 коп.
В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Указал, что 28.03.2014г. он обратился в администрацию Еланцынского МО с заявлением о выдаче ему справки о начисленных ежемесячных доплатах и задолженности администрации перед ним. В справке администрации Еланцынского МО № от 28.03.2014г. неправильно произведен расчет доплаты за ноябрь 2012г.: вместо 48 669 руб. 13 коп. доплата произведена в размере 12 929 руб. 91 коп.
Всего за указанный период задолженность администрации Еланцынского МО по процентам за несвоевременную выплату составила 25 828 руб. 32 коп.
Пояснил, что действующая ставка рефинансирования Центрального банка РФ за 2013г. и 2014г. осталась равной 8,25%. По состоянию на день его обращения в суд с исковым заявлением администрация Еланцынского МО обязана выплатить в его пользу денежную компенсацию за задержку выплат в размере 25 828 руб. 32 коп.
Комиссия по трудовым спорам в администрации Еланцынского МО не образована.
Указал, что 28.03.2014г. им была направлена претензия в администрацию Еланцынского МО, на которую последняя ответила отказом.
Кроме того, пояснил, что в связи с предстоящим судебным процессом, для подготовки искового заявления и представления его интересов, ему пришлось обратиться за помощью к адвокату и заключить договор на оказание юридических услуг, стоимость которых составила 35 000 рублей.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя.
Просит взыскать с администрации Еланцынского МО в его пользу задолженность по ежемесячным доплатам в размере 188 872 руб. 94 коп., денежную компенсацию за задержку причитающихся выплат в размере 25 828 руб. 32 коп., расходы на услуги представителя в размере 35 000 руб.
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, уведомлен о времени и месте проведения судебного разбирательства своевременно, надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщил. Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Представитель ответчика администрации Еланцынского муниципального образования ФИО4, действующая на основании доверенностей от 05.05.2014г., исковые требования не признала. Представила письменные возражения на исковое заявление, в котором указала, что ФИО1 прекратил полномочия главы Еланцынского МО 22.10.2012г. в связи с неизбранием на новый срок. На день прекращения полномочий ФИО1 Положением о гарантиях деятельности выборного лица Еланцынского МО (далее – Положение), утвержденным решением Думы Еланцынского МО от 25.02.2010г. № были предусмотрены компенсационные выплаты в связи с окончанием срока полномочий и неизбранием на новый срок:
- выходное пособие в размере месячной оплаты труда (ч. 1 разд. 10 Положения);
- ежемесячная выплата в размере месячной оплаты труда до устройства на новое место работы, в течение не более шести месяцев со дня прекращения полномочий (ч. 2 разд. 10 Положения).
Также частью 2 раздела 10 Положения было предусмотрено, что если при трудоустройстве на новое место работы, размер оплаты труда по данному месту работы окажется ниже прежнего, то должна производиться ежемесячная доплата до уровня его месячной оплаты труда на день прекращения полномочий, в течение не более шести месяцев со дня прекращения таких полномочий.
Указала, что в соответствии с абз. 3 ч. 2 разд. 10 Положения указанные выплаты должны производиться за счет бюджета поселения.
Пояснила, что выплата указанных денежных средств ФИО1 после дня прекращения его полномочий является незаконной, поскольку противоречит действующему законодательству.
В соответствии с ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральным законодательством и законами субъектов Российской Федерации.
Законом, регулирующим вопросы гарантий выборным должностным лицам местного самоуправления на региональном уровне, является закон Иркутской области от 17.12.2008г. № 122-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области» (далее – закон Иркутской области).
В соответствии со ст. 14 закона Иркутской области гарантии, предоставляемые выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему полномочия на постоянной основе, при прекращении его полномочий могут устанавливаться за счет средств местного бюджета, в виде единовременной выплаты уставом муниципального образования, в том числе, в случае окончания срока полномочий и неизбрания на новый срок.
Следовательно, уставом Еланцынского МО и принятыми в исполнение Устава нормативными правовыми актами в соответствии с действующим на тот момент федеральным и областным законодательством в случае окончания срока полномочий и неизбрания на новый срок лица, замещавшего выборную должность на постоянной основе, за счет средств местного бюджета могла быть установлена только единовременная выплата.
В возражениях также указала, что муниципальное образование не наделено самостоятельными полномочиями по установлению дополнительных гарантий выборному лицу в связи с окончанием срока полномочий, не предусмотренных федеральным или областным законодательством.
Пояснила, что норма положения, предусматривающая ежемесячные выплаты на срок до шести месяцев не подлежала применению в момент прекращения полномочий ФИО1 как главы МО, поскольку противоречила действовавшему законодательству.
Выплаты, установленные частью 2 ст. 10 Положения, были предусмотрены законом Иркутской области до внесения в него изменений законом Иркутской области от 06.06.2011г. № 32-ОЗ «О внесении изменений в отдельные Законы Иркутской области, а также о признании утратившими силу отдельных положений Законов Иркутской области», который вступил в законную силу в течение 10 дней после его официального опубликования (дата официального опубликования – 10 июня 2011г.). В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона Иркутской области № 32-ОЗ, ежемесячные выплаты могли производиться только в случае, если они были назначены до вступления в силу указанного закона, т.е. только выплаты до 20 июня 2011г.
Соответственно, после признания утратившей силу части 2 ст. 14 закона Иркутской области, уставы муниципальных образований, а также иные нормативный правовые акты, предусматривающие подобные выплаты, должным были быть приведены в соответствие с действующим законодательством.
Указала, что, тем не менее, ФИО1, являясь в тот момент главой муниципального образования, не только не инициировал приведение в соответствие с действующим законодательством Положения о гарантиях деятельности выборных должностных лиц, но и претендовал на указанную выплату по окончании срока своих полномочий, что свидетельствует о его недобросовестности.
Пояснила, что распоряжением администрации ЕМО от 31.03.2014г. № отменены распоряжения администрации от 29.11.2012г. №, от 29.12.2012г. №, от 15.02.2013г. №, от 25.03.2013г. №, от 08.05.2013г. № о начислении ежемесячных выплат за период январь – апрель 2013г.
ФИО1 о принятии решения о прекращении ежемесячных выплат сообщено письмом от 08.04.2014г. №.
Выслушав представителя ответчика, исследовав и проанализировав собранные по делу письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Конституции РФ Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 5.1. ст. 40 вышеуказанного Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 14 Закона Иркутской области от 17.12.2008г. № 122-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области» в ред. Закона Иркутской области от 06.06.2011 N 32-ОЗ (вступившем в законную силу 20.06.2011г.) в случае окончания срока полномочий и неизбрания на новый срок полномочий Уставом муниципального образования может устанавливаться за счет средств соответствующего местного бюджета единовременная выплата выборному лицу местного самоуправления, осуществлявшему полномочия на постоянной основе.
В соответствии с Уставом Еланцынское муниципальное образование является единым экономическим, социальным, территориальным образованием, входит в состав Ольхонского муниципального образования, наделенного Законом Иркутской области статусом муниципального образования (ч. 1 ст. 1); наделено статусом сельского поселения (ч. 2 ст. 1); в пределах территории поселения осуществляется местное самоуправление (ч. 1 ст. 3).
Как следует из раздела 1 Положения о гарантиях деятельности выборного должностного лица Еланцынского муниципального образования (далее Положение о гарантиях…), утв. решением Думы Еланцынского муниципального образования от 25.02.2010г. № 82, на которое ссылается истец, оно разработано в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законом Иркутской области «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области», Уставом Еланцынского муниципального образования.
В ч. 2 разд. 10 вышеуказанного Положения о гарантиях…, закреплено, что выборному лицу местного самоуправления, прекратившему свои полномочия в случаях, предусмотренных в ч. 1 настоящего раздела, производится ежемесячная выплата в размере его месячной оплаты труда на день прекращения полномочий до устройства на новое место работы, но в течение не более шести месяцев со дня прекращения полномочий. Если на новом месте работы размер оплаты труда указанного лица ниже прежнего, то производится ежемесячная доплата до уровня размера его месячной оплаты труда на день прекращения полномочий, но в течение не более шести месяцев со дня прекращения полномочий.
Гарантии, указанные в Положении о гарантиях… были установлены на основании части 2 ст. <адрес> от 17.12.2008г. №-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в <адрес>» (в ред. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ).
Однако, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «О внесении изменений в отдельные <адрес>, а также о признании утратившими силу отдельных положений <адрес>», вступившем в законную силу 20.06.2011г., в Закон №-ОЗ внесены изменения и часть 2 ст. 14 данного Закона утратила силу.
В судебном заседании установлено, что после вступления 20.06.2011г. в законную силу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «О внесении изменений в отдельные <адрес>, а также о признании утратившими силу отдельных положений <адрес>», в Положение о гарантиях… не были своевременно внесены изменения для приведения в соответствие с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из копии Бюллетеня нормативных правовых актов Еланцынского муниципального образования – сельского поселения (выпуск № от 08.08.2014г.) решением Думы Еланцынского муниципального образования от 06.08.2014г. № «О внесении изменений в Положение о гарантиях деятельности выборного должностного лица Еланцынского муниципального образования» раздел 10 изложен в новой редакции, а именно: единовременная выплата производится в размере месячной оплаты выборного лица (п. 2).
Согласно копии распоряжения и.о. главы администрации Еланцынского муниципального образования от 22.10.2012г. № «Об увольнении ФИО1» истец ФИО1 уволен с 22.10.2012г.
В ходе рассмотрения дела установлено, что часть 2 ст. <адрес> от 17.12.2008г. №-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в <адрес>» утратила силу 20.06.2011г., а глава Еланцынского МО ФИО1 уволен 22.10.2012г.
Таким образом, в судебном заседании нашли свое подтверждение доводы ответчика о том, что норма Положения, предусматривавшая ежемесячные выплаты на срок до шести месяцев, не подлежала применению в момент прекращения полномочий ФИО1 как главы муниципального образования, поскольку противоречила действующему законодательству.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что доводы истца ФИО1 о том, что ему причитается доплата в соответствии с ч. 2 разд. 10 Положения о гарантиях деятельности выборного должностного лица Еланцынского муниципального образования, утв. решением Думы Еланцынского муниципального образования от 25.02.2010г. №, не нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Поскольку согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом, суд выносит решение по имеющимся в деле доказательствам.
Анализируя собранные по делу доказательства, оценивая их в совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, принимая во внимание, что истец был уволен с должности 22.10.2012г., т.е. после вступления в законную силу Закона Иркутской области от 06.06.2011 № 32-ОЗ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истца.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ФИО1 к администрации Еланцынского муниципального образования Ольхонского района Иркутской области о взыскании задолженности по ежемесячным доплатам, денежной компенсации за задержку причитающихся выплат и расходов на услуги представителя, отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ольхонский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья В.И. Хамосова
Мотивированный текст решения изготовлен 19 сентября 2014 года.
Подлинник решения находится в Ольхонском районном суде Иркутской области в материалах гражданского дела № 2-217/2014.
Решение не вступило в законную силу.
Судья В.И. Хамосова