ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-218(1 от 16.03.2021 Ртищевского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2-218(1)/2021

64RS0030-01-2021-000223-06

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 марта 2021 года город Ртищево Саратовской обл.

Ртищевский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Шароновой Е.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Спициной Т.В.,

с участием помощника Ртищевского межрайонного прокурора Дияновой А.Д,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад № 6 Медвежонок» о понуждении к размещению на сайте учреждения сводной ведомости спецоценки условий труда,

установил:

заместитель Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области (далее по тексту также истец, прокурор), обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад № 6 Медвежонок» о понуждении организовать размещение на официальном сайте образовательного учреждения сводной ведомости спецоценки условий труда.

В обоснование заявленных требований указал, что межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения действующего трудового законодательства в деятельности муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад № 6 Медвежонок», в ходе которой установлено, что руководитель учреждения выступает в качестве работодателя по отношению к работникам образовательного учреждения. При этом в образовательном учреждении проведена специальная оценка условий труда на рабочих местах, в которой предусмотрены мероприятия по улучшению условий и охраны труда работников.

В ходе проведенного мониторинга официального сайта учреждения установлено, что в нарушение требований законодательства на официальном сайте учреждения не размещена сводная ведомость спецоценки условий труда.

По данному факту межрайонной прокуратурой ранее в адрес руководителя учреждения вносилось представление о принятии конкретных мер к устранению выявленных нарушений закона, их причин и условий им способствующих, по итогам рассмотрения которого в межрайпрокуратуру поступил ответ, согласно которому нарушения закона не устранены.

Неразмещение на официальном сайте образовательных учреждений сводной ведомости спецоценки условий труда влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на информацию о деятельности образовательного учреждения, принимаемых мерах по обеспечению прав работников на охрану труда, улучшение условий труда, в том числе нарушение трудовых прав работников.

Просит обязать ответчика разместить на официальном сайте образовательного учреждения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сводную ведомость спецоценки условий труда в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области Диянова А.Д. поддержала заявленные требования и дала пояснения, аналогичные изложенному в исковом заявлении.

Ответчик муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 6 Медвежонок», будучи извещенным о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя для участия в нем не обеспечило, о причинах неявки суд в известность не поставило.

Суд, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также ГПК РФ) с согласия прокурора рассмотрел дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.

Суд, выслушав прокурора, изучив и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее также Закон об образовании) одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций.

Как следует из части 6 статьи 22 Закона об образовании, муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом).

Образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч.1 ст. 25 Закона об образовании).

При этом образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации (ч. 1 ст. 28 Закона об образовании).

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе, обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети "Интернет" (п. 21 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании).

Согласно части 1 статьи 29 Закона об образовании образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет".

В части 2 данной статьи приведен перечень информации, открытость и доступность которой обеспечивают образовательные организации, к такой информации отнесена и иная информация, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из приведенных правовых норм, муниципальная образовательная организация обязана формировать открытые и общедоступные информационные ресурсы и обеспечить доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет". К информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации, отнесена и информация, размещение и (или) опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Уставу муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад № 6 Медвежонок» к компетенции Учреждения относится, в т.ч. подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации, установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей, разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов (п. 5.6). Непосредственное управление Учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию Заведующий, назначаемый на должность о освобождаемый от должности решением Учредителя (п. 5.7). Заведующий учреждением в соответствии с законодательством о труде принимает и увольняет работников, осуществляет расстановку кадров, поощряет работников Учреждения, налагает взыскания, издает приказы и распоряжения в рамках своей компетенции (п. 5.9).

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе, и прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников (п. 5 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании).

Согласно части 4 статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации (далее также ТК РФ) работодателем является физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Таким образом, муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 6 Медвежонок» выступает в качестве работодателя по отношению к работникам образовательного учреждения.

Абзацем 11 части 2 статьи 212 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее также Закон о специальной оценке условий труда).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о специальной оценке условий труда обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Согласно пункту 6 статьи 15 Закона о специальной оценке условий труда работодатель с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда (далее - СОУТ) в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась СОУТ, в срок не позднее чем в 30 (тридцать) календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Установленный вышеуказанной нормой для работодателя порядок ознакомления работников с результатами проведения СОУТ на их рабочих местах отнесен к процедуре проведения специальной оценки условий труда и в силу положений главы 2 Закона о специальной оценке условий труда является одной из составляющих данной процедуры.

Таким образом, в силу Закона о специальной оценке условий труда размещение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения СОУТ в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась СОУТ, с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне, является обязательным.

Поскольку размещение, опубликование сводных данных о результатах проведения СОУТ в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась СОУТ, являются обязательными в соответствии с Законом о специальной оценке условий труда, то в силу статьи 29 Закона об образовании при наличии у муниципального образовательного учреждения официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом, на нем должны быть размещены сводные данные о результатах проведения СОУТ в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась СОУТ.

Размещение указанной информации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» также имеет целью обеспечение возможности ознакомления с ней неопределенного круга лиц.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки соблюдения действующего трудового законодательства в деятельности муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад № 6 Медвежонок» Ртищевской межрайонной прокуратурой установлено, что в образовательном учреждении проведена специальная оценка условий труда на рабочих местах, в которой предусмотрены мероприятия по улучшению условий и охраны труда работников.

В ходе проведенного мониторинга официального сайта учреждения http://medved-6-rt.narod.ru установлено, что на официальном сайте учреждения не размещена сводная ведомость специальной оценки условий труда.

Согласно статье 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.

В части 1 статьи 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В целях применения статьи 45 ГПК РФ под неопределенным кругом лиц следует понимать такую множественность участников правоотношений, в которой невозможно заранее предвидеть ее поименный состав применительно к любому отдельно взятому моменту времени.

Неразмещение на официальном сайте образовательного учреждения сводных данных о результатах проведения СОУТ в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась СОУТ не соответствует требованиям действующего законодательства и влечет нарушение прав работников и неопределенного круга лиц на получении информации о деятельности образовательного учреждения, принимаемых мерах по обеспечению прав работников на охрану труда и улучшение условий труда.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 321 ГПК РФ,

решил:

исковые требования заместителя Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 6 Медвежонок» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать размещение на официальном сайте учреждения сводной ведомости спецоценки условий труда.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, а прокурором - представления через Ртищевский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья