ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-218 от 02.03.2011 Дальнегорского районного суда (Приморский край)

                                                                                    Дальнегорский районный суд Приморского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Дальнегорский районный суд Приморского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-218/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Дальнегорск 02 марта 2011 года

Дальнегорский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Алексеева И.А., при секретаре Пилипенко В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора г.Дальнегорска Приморского края об оспаривании нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

В суд обратился и.о. прокурора г.Дальнегорска с заявлением, в котором указал, что Главой Дальнегорского городского округа 01.02.11 года подписано с особым мнением принятое Думой Дальнегорского городского округа 24.01.11 года Решение № 75 «Об утверждении бюджета Дальнегорского городского округа на 2011 год». Решение от 24.01.2011 года № 75 опубликовано 03.02.11 года и 06.02.11 года в официальном печатном издании округа - газете «Трудовое слово» №№ 8, 9-10(12004, 12005-12006).

Данное решение в части принятия приложений к приложению противоречит Бюджетному кодексу Российской Федерации. К отдельным приложениям к решению Думы Дальнегорского городского округа от 24.01.11 года № 75 (приложение 8 и 9) прилагаются таблицы поправок к проекту бюджета Дальнегорского городского округа на 2011 год, принятые решением Думы Дальнегорского городского округа от 13.12.10 года № 49. Действующее бюджетное законодательство не предусматривает возможности утверждать в решении о бюджете таблицы поправок к проекту бюджета.

Решением Думы Дальнегорского городского округа от 13.12.10 года № 49 «О проекте решения Думы Дальнегорского городского округа «О бюджете Дальнегорского городского округа на 2011 год» (второе чтение)» в первоначальный проект бюджета были внесены поправки, связанные с изменением расходной части бюджета: бюджетные ассигнования по отдельным направлениям расходов были уменьшены и направлены на исполнение наказов избирателей. Порядок формирования бюджетных средств на исполнение наказов избирателей на момент принятия решения от 13.12.10 года № 49 регламентировался Положением о наказах избирателей (утверждено решением Думы Дальнегорского городского округа от 02.11.04 года № 601). В нарушение Положения о наказах избирателей, в администрацию городского округа наказы избирателей не направлялись, соответственно заключение по итогам рассмотрения наказов избирателей администрация Дальнегорского городского округа не представляла. Проект плана во исполнение требований Положения о наказах избирателей (утверждено решением Думы Дальнегорского городского округа от 02.11.04 года № 601) администрацией Дальнегорского городского округа не разрабатывался и не направлялся одновременно с проектом бюджета округа.

Также Думой Дальнегорского городского округа было нарушено требование п. 12 ст. 35 Федерального закона от 06.10.03 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ», в соответствии с которым нормативные правовые акты, предусматривающие осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе Главы местной администрации или при наличии заключения Главы местной администрации. Бюджет Дальнегорского городского округа во втором чтении был принят с поправками, на которые не было дано заключения Главы Дальнегорского городского округа. Кроме этого, внесенные в проект бюджета поправки, не обоснованы расчетами, не учитывают действующие расходные обязательства Дальнегорского городского округа.

При принятии проекта бюджета во втором чтении сокращены бюджетные ассигнования на исполнение публичных расходных обязательств и увеличены расходы бюджета на благоустройство города (на исполнение наказов избирателей). Расходы на исполнение наказов избирателей, в соответствии со ст.174.2 Бюджетного кодекса РФ, относятся к принимаемым расходным обязательствам.

Бюджет Дальнегорского городского округа является социально значимым нормативным правовым актом для всех жителей Дальнегорского городского округа, поскольку определяет порядок финансирования социальных программ и является финансовой основой функционирования муниципальных учреждений округа, осуществляющих свою деятельность в отношении неопределенного круга лиц - жителей Дальнегорского городского округа.

Просит признать решение Думы Дальнегорского городского округа от 24.01.11 года № 75 «Об утверждении бюджета Дальнегорского городского округа на 2011 год» недействующим в части Приложения к приложению 8 к решению Думы Дальнегорского городского округа от 24.01.11 года № 75 Приложения к решению Думы Дальнегорского городского округа от 13.12.10 № 49 и Приложения к приложению 9 к решению Думы Дальнегорского городского округа от 24.01.11 № 75 Приложения к решению Думы Дальнегорского городского округа от 13.12.10 № 49 с момента принятия. Обязать Думу Дальнегорского городского округа привести муниципальный нормативный правовой акт в соответствие с действующим законодательством в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу и опубликовать сообщение о решении Дальнегорского районного суда в официальном издании Дальнегорского городского округа газете «Трудовое слово».

В возражениях на заявление представитель Думы Дальнегорского городского округа ФИО3 указал, что решение Думы Дальнегорского городского округа от 24.01.11 года № 75 принято в соответствии с действующим Бюджетным кодексом Российской Федерации и Положением «О бюджетном процессе в Дальнегорском городском округе», утвержденным решением Думы Дальнегорского городского округа от 26.06.08 года № 835. Процедура принятия решения Думой не нарушена. Решение Думы городского округа от 13.12.10 года № 49 с приложениями было направлено в администрацию городского округа для устранения противоречий, установления правильной взаимосвязи глав, статей и редакционной поправки, необходимой в связи с внесением в него принятых решением Думы Дальнегорского городского округа от 13.12.10 года № 49 поправок для подготовки к рассмотрению его в третьем чтении, что отвечает требованиям статьи 23 Положения. Однако, администрацией городского округа этого сделано не было. Дума неоднократно выходила с уведомлением в прокуратуру г.Дальнегорска о бездействии Главы Дальнегорского городского округа. Учитывая, поправки, принятые решением Думы городского округа от 13.12.10 года № 49, Дума городского округа утвердила бюджет городского округа на 2011 год, а 24.01.11 года решением № 75 бюджет Дальнегорского городского округа на 2011 год принят повторно, преодолев вето Главы Дальнегорского городского округа.

В возражениях на заявление представитель Думы городского округа ФИО1 указала, что Думой Дальнегорского городского округа проект бюджета не составлялся, соответственно заключение главы администрации на данный проект не требуется. Проект решения о Бюджете на 2011 год в соответствии с действующим бюджетным законодательством составляется исполнительным органом и вносится на рассмотрение представительного органа один раз (ст.9, 157, 158, 185 Бюджетного кодекса РФ). Норм, ограничивающих полномочия Думы городского округа по внесению поправок и изменений в проект решения о Бюджете городского округа, представленным главой администрации городского округа и обязанности Думы согласовывать поправки с главой администрации, нет. Проект решения Думы городского округа «Об утверждении бюджета Дальнегорского городского округа на 2011 год» прежде чем был принят в окончательном виде, претерпел ряд изменений на основании поправок депутатов, в том числе были изменены объем доходов, расходов и дефицита бюджета городского округа. Процедура согласования поправок с субъектом правотворческой инициативы (главой администрации) Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ», Уставом Дальнегорского городского округа, Регламентом Думы Дальнегорского городского округа, Положением о бюджетном процессе в Дальнегорском городском округе не предусмотрена.

В соответствии п. 2 и п. 4 ст.22 Положения Комитетом Думы по бюджету и экономической политике были внесены и рассмотрены поправки с участием представителей администрации Дальнегорского городского округа. По требованию администрации Дальнегорского городского округа, решением Думы Дальнегорского городского округа от 01.12.10 года № 44 была создана согласительная комиссия из 16 человек (8 представители администрации ДГО, 8 человек - представители Думы), на заседаниях которой ставились на голосование все поправки, предложенные сторонами, в том числе и главой администрации Дальнегорского городского округа, сопредседателем Согласительной комиссии ФИО2 В соответствии п. 2 ст. 23 Положения все поправки в бюджет на 2011 год принимались, либо отклонялись голосованием депутатов на заседании Думы и утверждены решением Думы от 13.12.10 года № 49. Комитет Думы не установил противоречий, неправильной взаимосвязи глав, статей в связи с изменениями и дополнениями, внесёнными в проект бюджета городского округа при рассмотрении его во втором чтении, и.о. прокурора и администрация Дальнегорского городского округа в своем заявлении также не указывает на их наличие.

Изложенный в заявлении довод о том, что поправки не были согласованы Главой городского округа и не подтверждены соответствующими расчетами, не может быть принят во внимание, поскольку данный довод не основан на законе. Законность принятия решения Думы Дальнегорского городского округа № 49 от 13.12.10 года, утверждающего данные поправки в проект бюджета Дальнегорского городского округа на 2011 год не оспаривается. Отмена поправок в части направленных на исполнение Плана мероприятий по наказам избирателей повлечет несбалансированность решения «О бюджете Дальнегорского городского округа на 2011 год» в нарушение статьи 33 Бюджетного кодекса РФ.

Не соответствует действительности и то утверждение и.о. прокурора, что глава Дальнегорского городского округа не давал заключения о поправках, принятых депутатами. Письмом от 29.12.10 года исх. № 791 глава Дальнегорского городского округа дал свое заключение и депутатами Думы данное письмо было рассмотрено и учтено при принятии решения о бюджете Дальнегорского городского округа на 2011 год. На заседании Думы при рассмотрении проекта решения о бюджете городского округа на 2011 год 30.12.10 года никаких поправок в проект решения на голосование не ставилось и не вносилось, за проект решения о бюджете городского округа на 2011 проголосовало более двух третей от числа избранных депутатов (15) в соответствии с Положением, что подтверждается протоколом заседания Думы Дальнегорского городского округа, однако глава Дальнегорского городского округа Крутиков Г.М. отказался подписать решение Думы городского округа от 30.12.10 года № 65 и отклонил решение Думы, о чем предоставил в Думу Дальнегорского городского округа мотивированное отклонение от 21.01.11 года.

Дума Дальнегорского городского округа в соответствии с ч.13 ст. 35 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.03 года. «Об общих принципах организаций органов местного самоуправления в РФ» при повторном рассмотрении решения «О бюджете Дальнегорского городского округа на 2011 год» на своем заседании 24.01.11 года одобрила в ранее принятой редакции большинством голосов решение № 65 от 30.12.11 года, требований к форме приложения о расходах городского округа ни Положением, ни Бюджетным кодексом РФ не установлено. Обязательным требованием является только указание расходов бюджета городского округа по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов.

Ссылка и.о. прокурора г.Дальнегорска в заявлении на то, что депутаты Думы Дальнегорского городского округа при рассмотрении и утверждении решения о бюджете обязаны руководствоваться Методикой планирования бюджетных ассигнований бюджета Дальнегорского городского округа, утвержденной приказом финансового управления администрации Дальнегорского городского округа № 11 от 01.09.10 года не основана на законе. Просит в удовлетворении заявления отказать.

В отзыве на заявление и.о. Главы Дальнегорского городского округа ФИО6 указал, что Решение Думы Дальнегорского городского округа от 24.01.11 № 75 «Об утверждении бюджета Дальнегорского городского округа на 2011» (далее - Решение о бюджете) принято с нарушением норм бюджетного законодательства. Приложение к приложению 8 и приложение к приложению 9 к решению Думы Дальнегорского городского округа от 24.01.11 года № 75 приложения к решению Думы Дальнегорского городского округа от 13.12.10 года № 49 не могли быть утверждены в составе Решения о бюджете.

В нарушение п.2 ст.3, п.3 ст.3, п.5 ст.3 Положения о наказах избирателей, в администрацию городского округа наказы избирателей не направлялись, соответственно заключение по итогам рассмотрения наказов избирателей администрация Дальнегорского городского округа не давала. Необходимость заключения главы администрации на нормативные правовые акты, выносимые на рассмотрение представительного органа и предусматривающие осуществление расходов из средств местного бюджета, установлена также ст.35 Федерального закона от 06.10.03 года 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ», ст. 42 Устава Дальнегорского городского округа и ст.5 Положения о бюджетном процессе. Расходы на исполнение наказов избирателей предусмотрены в Решении о бюджете в составе расходов Администрации Дальнегорского городского округа. Администрация Дальнегорского городского округа является главным распорядителем бюджетных средств. В соответствии со ст.158 Бюджетного кодекса РФ к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств относится планирование соответствующих расходов бюджета, обоснование бюджетных ассигнований. Дума Дальнегорского городского округа, перераспределив бюджетные ассигнования, предусмотренные Администрации городского округа, превысила свои полномочия. Расходы на исполнение наказов избирателей, в соответствии со ст. 174.2 Бюджетного кодекса РФ, относятся к принимаемым расходным обязательствам. В нарушение п.4.7. Методики планирования бюджетных ассигнований бюджета Дальнегорского городского округа на очередной финансовый год (утв. приказом Финансового управления администрации Дальнегорского городского округа от 01.09.10 г. № 11) показатели, на основании которых были рассчитаны бюджетные ассигнования на исполнение наказов избирателей, не согласованы Главой Дальнегорского городского округа. Кроме того, бюджетные ассигнования на исполнение наказов избирателей не обоснованы расчетами. Бюджетные ассигнования на исполнение наказов избирателей были предусмотрены в Решении о бюджете за счет сокращения бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств. Тем самым нарушено требование п.4.7. Методики планирования бюджетных ассигнований бюджета Дальнегорского городского округа на очередной финансовый год (утв. приказом Финансового управления администрации Дальнегорского городского округа от 01.09.10 г. № 11) о включении бюджетных ассигнований на исполнение принимаемых расходных обязательств в проект бюджета после стопроцентного обеспечения источниками финансирования бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств. Кроме этого, в соответствии со ст.86 Бюджетного кодекса РФ, расходные обязательства муниципального образования возникают на основании принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. Муниципальный правовой акт, предусматривающий выполнение наказов избирателей Думой городского округа не принимался.

В судебном заседании представитель заявителя старший помощник прокурора г.Дальнегорска Люханов Д.Д. уточнил заявленные требования, просил исключить второй пункт заявления, а также опубликовать сообщение о решении суда в течение 10 суток с момента вступления решения в законную силу.

Представители заинтересованного лица по доверенности ФИО3, ФИО1, ФИО4 заявление не признали, поддержали доводы, изложенные в своих возражениях и пояснили, что решение принято с соблюдением требований действующего законодательства.

Представители администрации Дальнегорского городского округа ФИО7, ФИО5 и ФИО6 в суде заявление и.о. прокурора г.Дальнегорска поддержали, ФИО7 пояснила, что на все изменения вносимые в бюджет должно быть положительное заключение Главы администрации Дальнегорского городского округа. Проект бюджета был подготовлен Администрацией Дальнегорского городского округа и внесен в Думу. Дума внесла поправки, без согласования с Главой администрации Дальнегорского городского округа, тем самым нарушила ст.5 Положения о бюджетном процессе и ст.35 ФЗ №131 от 06.10.03 года.

Выслушав доводы участников процесса, изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд находит, что заявление и.о. прокурора г.Дальнегорска с учетом внесенных уточнений, подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Решением Думы Дальнегорского городского округа 24.01.11 года принято Решение № 75 «Об утверждении бюджета Дальнегорского городского округа на 2011 год».

Порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджета Дальнегорского городского округа регламентирован Положением о бюджетном процессе в Дальнегорском городском округе (утверждено решением Думы Дальнегорского городского округа от 26.06.08 № 835 (с изменениями от 14.08.08 № 877; от 24.09.09 № 1103, от 25.03.10 № 1176, от 26.08.10 № 1242)

В соответствии со ст.5 Положения о бюджетном процессе Глава городского округа обеспечивает разработку и внесение в Думу городского округа проекта решения о местном бюджете в порядке и сроки, установленные настоящим Положением, а также внесение в Думу городского округа отчета об исполнении местного бюджета за соответствующий финансовый год.

В соответствии с Положением о бюджетном процессе проект местного бюджета рассматривается Думой городского округа в трех чтениях. В первом чтении утверждаются основные характеристики бюджета. Во втором чтении утверждаются текстовые статьи бюджета, перечни главных администраторов доходов и источников финансирования дефицита бюджета, распределение бюджетных ассигнований и иные показатели бюджета. В третьем чтении бюджет утверждается в целом.

Решением Думы Дальнегорского городского округа от 13.12.10 № 49 «О проекте решения Думы Дальнегорского городского округа «О бюджете Дальнегорского городского округа на 2011 год» (второе чтение)» в первоначальный проект бюджета были внесены поправки, связанные с изменением расходной части бюджета: бюджетные ассигнования по отдельным направлениям расходов были уменьшены и направлены на исполнение наказов избирателей. К приложениям № 8 и № 9 Решения о бюджете от 24.01.11 № 75 прилагаются таблицы поправок к проекту бюджета Дальнегорского городского округа на 2011 год, принятые решением Думы Дальнегорского городского округа от 13.12.10 года № 49.

В соответствии с Положением о бюджетном процессе решение, о бюджете в третьем чтении утверждается в целом с учётом всех поправок, после устранения возможных противоречий, установления правильной взаимосвязи глав, статей и редакционной поправки, необходимой в связи с изменениями и дополнениями, внесёнными в проект бюджета городского округа при рассмотрении его во втором чтении. В ст. 13 Положения о бюджетном процессе определена структура решения о бюджете: определен перечень приложений, утверждаемых в составе решения о бюджете. Указанный перечень является закрытым.

В нарушение п.2 ст.3, п.3 ст.3, п.5 ст.3 Положения о наказах избирателей, в администрацию городского округа наказы избирателей не направлялись, заключение по итогам рассмотрения наказов избирателей администрация Дальнегорского городского округа не давала, вместе с тем Думой были внесены поправки, которые не были обоснованы соответствующими расчетами.

В соответствии со ст.65 Бюджетного кодекса РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами.

В соответствии со ст.158 Бюджетного кодекса РФ к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств относится планирование соответствующих расходов бюджета, обоснование бюджетных ассигнований.

В соответствии со ст.35 Федерального закона от 06.10.03 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ» нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

Согласно ст.6 Бюджетного кодекса РФ, денежные обязательства - это обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу или юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства.

При принятии Думой Дальнегорского городского округа проекта бюджета во втором чтении сокращены бюджетные ассигнования на исполнение публичных расходных обязательств и увеличены расходы бюджета на благоустройство города (на исполнение наказов избирателей). Тогда как, согласно ст.6 БК РФ бюджетные ассигнования - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году, для исполнения расходных обязательств.

Расходы на исполнение наказов избирателей, в соответствии со ст. 174.2 Бюджетного кодекса РФ, относятся к принимаемым расходным обязательствам.

В нарушение п.4.7. Методики планирования бюджетных ассигнований бюджета Дальнегорского городского округа на очередной финансовый год (утв. приказом Финансового управления администрации Дальнегорского городского округа от 01.09.10 г. № 11) показатели, на основании которых были рассчитаны бюджетные ассигнования на исполнение наказов избирателей, не согласованы с Главой Дальнегорского городского округа. Кроме того, бюджетные ассигнования на исполнение наказов избирателей не обоснованы расчетами. Бюджетные ассигнования на исполнение наказов избирателей были предусмотрены в Решении о бюджете за счет сокращения бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств. Тем самым нарушено требование п. 4.7. Методики планирования бюджетных ассигнований бюджета Дальнегорского городского округа на очередной финансовый год (утв. приказом Финансового управления администрации Дальнегорского городского округа от 01.09.2010 г. № 11) о включении бюджетных ассигнований на исполнение принимаемых расходных обязательств в проект бюджета после стопроцентного обеспечения источниками финансирования бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств.

Доводы представителей заинтересованного лица - Думы Дальнегорского городского округа о том, что расходные обязательства возникают с момента принятия бюджета муниципального образования, несостоятельны, поскольку в соответствии с ч. 1 ст.86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают не только в результате принятия ими нормативных правовых актов по вопросам местного значения, но и в результате заключения муниципальными образованиями или от их имени договоров (соглашений).

С учетом изложенного, требования и.о. прокурора г.Дальнегорска подлежат удовлетворению в части признания недействующими приложение к приложению 8 и приложение к приложению 9 к решению Думы Дальнегорского городского округа от 24 января 2011 года № 75 «Таблиц поправок к проекту бюджета Дальнегорского городского округа на 2011 год, принятых решением Думы Дальнегорского городского округа от 13 декабря 2010 года № 49».

В соответствии с ч.2 ст.253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Учитывая, что на основании оспариваемого нормативного правового акта реализовываются права граждан, суд полагает возможным признать его недействующим в указанной части со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление исполняющего обязанности прокурора г.Дальнегорска Приморского края об оспаривании нормативного правового акта – удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления решения в законную силу приложение к приложению 8 и приложение к приложению 9 к решению Думы Дальнегорского городского округа от 24 января 2011 года № 75 «Таблиц поправок к проекту бюджета Дальнегорского городского округа на 2011 год, принятых решением Думы Дальнегорского городского округа от 13 декабря 2010 года № 49».

Обязать Думу Дальнегорского городского округа опубликовать сообщение о решении суда в официальном издании газете «Трудовое слово» в десятидневный срок после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Дальнегорский районный суд Приморского края в течение 10 дней.

Судья И.А. Алексеев