РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
/дата скрыта/ Центральный районный суд
/адрес скрыт/
/адрес скрыт/
В составе:
председательствующего – судьи Известкиной И.Г.,
при секретаре – Титовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора /адрес скрыт/ о признании подпунктов 1.1, 1.2, абзаца 2 п.3.1, абзаца 5 п.3.2, в части слова «граждан», п.1.4 Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования городского округа «/адрес скрыт/», утвержденного постановлением администрации /адрес скрыт/ от /дата скрыта/ /номер скрыт/-па «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования городского округа «/адрес скрыт/» противоречащими действующему законодательству и недействующими со дня принятия нормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор /адрес скрыт/ обратился в суд с заявлением о признании подпунктов 1.1, 1.2, абзаца 2 п.3.1, абзаца 5 п.3.2, в части слова «граждан», п.1.4 Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования городского округа «/адрес скрыт/», утвержденного постановлением администрации /адрес скрыт/ от /дата скрыта/ /номер скрыт/-па «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования городского округа «/адрес скрыт/» противоречащими действующему законодательству и недействующими со дня принятия нормативного правового акта, ссылаясь на то, что /дата скрыта/ администрацией города принято постановление /номер скрыт/-па «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования городского округа «/адрес скрыт/». Пунктом 1 постановления утверждено Положение о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования городского округа «/адрес скрыт/». Подпункты 1.1,1.2, абзац 2 п.3.1, абзац 5 п.3.2 в части слова «граждан», п.1.4 Положения противоречат действующему законодательству. В соответствии с подпунктом 1.1 Положение устанавливает порядок осуществления муниципального земельного контроля за соблюдением земельного законодательства, использованием земель юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, их руководителями, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на территории муниципального образования городского округа «/адрес скрыт/». Подпункт 1.2 Положения устанавливает предметом муниципального земельного контроля соблюдение юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, их руководителями, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на территории городского округа требований Земельного кодекса РФ, федеральных законов, и принимаемых в соответствии с ними законов /адрес скрыт/. Согласно абз.2 п.3.1 Положения основными задачами муниципального земельного контроля являются, в частности, обеспечение соблюдения всеми юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, их руководителями, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований земельного законодательства Российской Федерации. В силу абз. 5 п. 3.2 Положения основными направлениями деятельности по осуществлению муниципального земельного контроля является, в том числе, контроль за соблюдением юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, их руководителями, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами сроков освоения земельных участков. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона Федеральный закон от /дата скрыта/ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Пунктом 4 ст.2 Федерального закона №294-ФЗ муниципальный контроль определен как деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Таким образом, Федеральным законом №294-ФЗ не предусмотрено осуществление муниципального контроля в отношении граждан. Между тем, согласно преамбуле, постановление принято администрацией города в целях упорядочении действий муниципальных служащих при осуществлении муниципального земельного контроля, на основании Федерального закона от /дата скрыта/ №93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федерального закона от /дата скрыта/ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от /дата скрыта/ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона №294-ФЗ установлены принципы защиты юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в числе которых проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц. Кроме того, подп. 1.4 Положения, определяющий формы проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля, также противоречит законодательству, поскольку нормами Федерального закона №294-ФЗ не предусмотрено проведение «камерального», «дистанционного», «непосредственного» контроля. Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от /дата скрыта/ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Действующее законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений, а также отмене этого акта. В связи с чем просит признать подпункты 1.1, 1.2, абзаца 2 п.3.1, абзаца 5 п.3.2, в части слова «граждан», п.1.4 Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования городского округа «/адрес скрыт/», утвержденного постановлением администрации /адрес скрыт/ от /дата скрыта/ /номер скрыт/-па «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования городского округа «/адрес скрыт/» противоречащими действующему законодательству и недействующими со дня принятия нормативного правового акта.
В судебном заседании старший помощник прокурора /адрес скрыт/ ФИО1 настаивала на удовлетворении заявления, поддержала изложенные в заявлении обстоятельства.
В судебном заседании представитель администрации /адрес скрыт/ ФИО2, действующая на основании доверенности главы города Михалева В.П. /номер скрыт/ от /дата скрыта/, с заявлением не согласилась, суду пояснила, что /дата скрыта/ Постановлением администрации /адрес скрыт/ /номер скрыт/-па были внесены изменения в поставленние администрации /адрес скрыт/ от /дата скрыта/ /номер скрыт/-па «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования городского округа «/адрес скрыт/», а именно в преамбуле постановления слова «Федерального закона от /дата скрыта/ №93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» заменены славами «статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации», пункты 1.4., 3.1. редакции постановления от /дата скрыта/ /номер скрыт/-па исключены, текст положения дополнен пунктом 7 «Осуществление муниципального земельного контроля в отношении граждан», приложение /номер скрыт/ изложено в новой редакции. Внесением изменений были устранены неточности в изложении текста Положения и был уточнен порядок осуществления муниципального земельного контроля в отношении граждан.
Выслушав пояснения старшего помощника прокурора /адрес скрыт/ ФИО1, представителя администрации /адрес скрыт/ ФИО2, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно ч.3 ст.252 ГПК РФ отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу. Признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно.
Как следует из материалов дела, /дата скрыта/ администрацией /адрес скрыт/ принято постановление /номер скрыт/-па «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования городского округа «/адрес скрыт/».
Пункт 1.1. Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования городского округа «/адрес скрыт/» устанавливает порядок осуществления муниципального земельного контроля за соблюдением земельного законодательства, использованием земель юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы, их руководителями, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на территории муниципального образования городского округа "/адрес скрыт/».
В соответствии с пунктом 1.2. Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования городского округа «/адрес скрыт/» предметом муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, их руководителями, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на территории городского округа требований Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, и принимаемых в соответствии с ними законов /адрес скрыт/.
В соответствии с пунктом 1.4. Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования городского округа «/адрес скрыт/» Муниципальный земельный контроль осуществляется в следующих формах: камеральный контроль, дистанционный контроль.
В соответствии абзацем 2 пункта 3.1. Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования городского округа «/адрес скрыт/» основными задачами муниципального земельного контроля являются обеспечение соблюдения всеми юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, их руководителями, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований земельного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3.2. Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования городского округа «/адрес скрыт/» одним из основных направлений деятельности по осуществлению муниципального земельного контроля является контроль за соблюдением юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, их руководителями, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами сроков освоения земельных участков.
С учетом того, что действующее законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений, а также отмене этого акта, прокурор /дата скрыта/ принес протест на указанный нормативный правовой акт. В связи с отклонением протеста, обратился с настоящим заявлением в суд.
В соответствии с п.26 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от /дата скрыта/ № 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа относится осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа.
Согласно ч.ч.1,2 ст.72 Земельного кодекса РФ, муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными органами. Муниципальный земельный контроль за использованием земеот на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу ч.1 ст.5 Земельного кодекса РФ, участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Из изложенного следует, что предметом муниципального земельного контроля является контроль использования землепользователями (участниками земельных отношений) земель на территории муниципального образования в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с федеральным законом от /дата скрыта/ № 294-ФЗ « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предметом муниципального контроля является проверка соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения.
Анализ приведенных норм, позволяет суду сделать вывод о том, что муниципальный земельный контроль может осуществляться как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но с соблюдением в отношении последних требований Федерального закона от /дата скрыта/ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что /дата скрыта/, то есть после подачи заявления в суд, администрацией /адрес скрыт/ принято постановление /номер скрыт/-па «О внесении изменений в постановление администрации /адрес скрыт/ от /дата скрыта/ /номер скрыт/-па «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования городского округа «/адрес скрыт/».
Пунктом 1.1. постановления от /дата скрыта/ /номер скрыт/-па в преамбуле постановления от /дата скрыта/ /номер скрыт/-па слова «Федерального закона от /дата скрыта/ № 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» заменены словами «статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации», пункты 1.4., 3.1. редакции постановления от /дата скрыта/ /номер скрыт/-па исключены, текст положения дополнен пунктом 7 «Осуществление муниципального земельного контроля в отношении граждан», приложение /номер скрыт/ изложено в новой редакции. Внесением изменений были устранены неточности в изложении текста Положения и был уточнен порядок осуществления муниципального земельного контроля в отношении граждан.
Таким образом, суд приходит к выводу, что на день предъявления прокурором заявления в суд оспариваемые пункты нормативного правового акта - постановления администрации /адрес скрыт/ /номер скрыт/-па от /дата скрыта/ противоречили федеральному закону, в связи с чем суд с учетом требовании ч.2 ст.253 и ч.3 ст.252 ГПК РФ признает подпункты 1.1, 1.2, абзац 2 п.3.1, абзац 5 п.3.2, в части слова «граждан», п.1.4 Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования городского округа «/адрес скрыт/», утвержденного постановлением администрации /адрес скрыт/ от /дата скрыта/ /номер скрыт/-па «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования городского округа «/адрес скрыт/» противоречащими действующему законодательству и недействующими со дня принятия нормативного правового акта.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Прокурора /адрес скрыт/ о признании подпунктов 1.1, 1.2, абзаца 2 п.3.1, абзаца 5 п.3.2, в части слова «граждан», п.1.4 Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования городского округа «/адрес скрыт/», утвержденного постановлением администрации /адрес скрыт/ от /дата скрыта/ /номер скрыт/-па «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования городского округа «/адрес скрыт/» противоречащими действующему законодательству и недействующими со дня принятия нормативного правового акта удовлетворить.
Признать подпункты 1.1, 1.2, абзац 2 п.3.1, абзац 5 п.3.2, в части слова «граждан», п.1.4 Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования городского округа «/адрес скрыт/», утвержденного постановлением администрации /адрес скрыт/ от /дата скрыта/ /номер скрыт/-па «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования городского округа «/адрес скрыт/» противоречащими действующему законодательству и недействующими со дня принятия нормативного правового акта.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в /адрес скрыт/вой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд /адрес скрыт/.
Судья Известкина И.Г.