ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2183/16 от 23.08.2016 Сернурского районного суда (Республика Марий Эл)

Дело №2-2183/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пос. Параньга 23 августа 2016 года

Сернурский районный суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Гайнанов Р.Н.,

при секретаре Валиевой Ф.С.,

с участием представителя истца ФИО2- ФИО5, действующего на основании доверенности от 1 от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации МО «<данные изъяты> муниципальный район» о признании незаконным решения администрации муниципального образования «<данные изъяты> муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании переустройства квартиры, обязании ответчика согласовать переустройство указанной квартиры, взыскании судебных издержек,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации МО «<данные изъяты> муниципальный район» о признании незаконным решения об отказе в согласовании переустройства его квартиры, расположенной по адресу: <адрес> Эл, <адрес>, обязании ответчика согласовать переустройство указанной квартиры.

В обоснование иска указывает, что ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ч.2 и 2.1 ст.26 Жилищного Кодекса РФ он внес в администрацию муниципального образования «<данные изъяты> муниципальный район» для согласования переустройства его квартиры с целью перевода на поквартирное теплоснабжение с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии, работающего на природном газе, следующие документы:

- заявление о переустройстве жилого помещения (квартиры) по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 года № 266;

- правоустанавливающий документ на переустраиваемое жилое помещение (квартиру) - Свидетельство о государственной регистрации права;

- подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства квартиры;

- технический паспорт жилого помещения (квартиры).

Администрация МО «<данные изъяты> муниципальный район» своим Решением от ДД.ММ.ГГГГ отказало ему в согласовании испрашиваемого переустройства его квартиры.

Считает, что отказ в переустройстве квартиры без законных оснований нарушает его право по своему усмотрению и в своих интересах осуществлять права собственника жилого помещения.

Просит признать незаконным решение об отказе администрации муниципального образования «<данные изъяты> муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании переустройства квартиры, расположенной по адресу: <адрес><адрес>, <адрес>, обязать ответчика согласовать переустройство указанной квартиры на основании внесенных ДД.ММ.ГГГГ пакета документов в МО «<данные изъяты> муниципальный район»; взыскать в его пользу судебные расходы по оплате судебной доверенности в сумме <данные изъяты> рублей и оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Истец ФИО2, извещенный судом надлежащим образом о дне, времени и месте судебного заседания, на судебное заседание не явился, в исковом заявлении просит рассмотреть данное гражданское дело без его участия, через его представителя по доверенности.

Представитель истца ФИО2 - ФИО5 суду пояснил, что ФИО2 получил от ООО «Жил-Сервис»- управляющей компании, обслуживающей жилой дом, технические условия для перевода квартиры с централизованного отопления на поквартирное отопление, по которым ЗАО «Проектный институт «Агропроект» разработал проект автономного отопления квартиры. Проект газоснабжения и технические условия согласованы с ООО «Газпромгазораспределение <адрес>», получено согласие собственников всех квартир на переустройство, хотя закон не требует получения согласия собственников. В качестве индивидуального квартирного источника энергии выбран газовый котел марки BAXI, имеющий автоматику безопасности и по своим техническим данным не подпадает в Перечень запрещенных согласно п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения.

Третье лицо ФИО4, не заявляющая самостоятельных требований относительно предмета спора, извещенная судом надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, на судебное заседание не явилась, обратилась с заявлением о рассмотрении гражданского дела по данному вопросу без ее участия.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Параньгинский муниципальный район» о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, на судебное заседание не явился, ходатайств не заявлял.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело без участия истца, представителя ответчика, третьего лица, с согласия представителя истца ФИО5

Выслушав доводы представителя истца ФИО2 - ФИО5, участвующего в деле по доверенности, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Согласно ст. 26 ЖК РФ переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:

1) заявление о переустройстве по форме, утвержденной
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным
органом исполнительной власти;

2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое жилое
помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке
копии);

подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения;

технический паспорт переустраиваемого жилого помещения;

согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого жилого помещения по договору социального найма);

заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 4 и 6 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:

1) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

2) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

3) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в орган, осуществляющий согласование, запрошенные таким органом документы (их копии или содержащиеся в них сведения). Запрошенные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа.

Судом установлено, что ФИО2 представил на комиссию все необходимые документы, непредставление какого-либо документа не явилось причиной отказа в согласовании.

В п.3 ч.1 ст. 27 ЖК РФ предусмотрено, что отказ в согласовании переустройства жилого помещения допускается в случае несоответствия проекта переустройства жилого помещения требованиям законодательства.

Из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании договора на передачу квартиру в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 и ФИО4 являются собственниками квартиры общей площадью 62,7 кв.м., расположенной на первом этаже по адресу: <адрес>.

Как установлено судом, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию муниципального образования «<данные изъяты> муниципальный район» с заявлением о согласовании переустройства указанной квартиры путем установки автономного (индивидуального) отопления.

Решением администрации от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании переустройства заявителю было отказано. Основаниями отказа в согласовании явились то, что:

-перевод квартиры на индивидуальное отопление невозможен на основании п.15 ст.14 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010 г. «О теплоснабжении»;

- согласно СП 41-108-204 «Поквартирное теплоснабжение жилых зданий с теплогенераторами на газовом топливе» не представлен расчет и не разработан в проекте со поведении системы тепло-водо и газоснабжения после устройства в отдельно взятой квартире автономного теплоснабжения;

- согласно ч.3 ст.36, ст.40 ЖК РФ, п.1 ст.290 ГК РФ, п.3 ч.1 ст.36 ЖК РФ не представлены документы, свидетельствующие о получении согласия всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме на реконструкцию системы отопления жилого дома в виде установки в квартире автономного теплоснабжения квартиры;

- согласно п.1.7.2 Постановления Госстроя России от 27 сентября 2003 года №170» Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилого фонда» не представлено согласование с органом архитектуры проведение конструкций газохода через стену и устройство его на фасаде здания;

- не представлено согласие (в письменной форме) всех членов семьи нанимателя, в том числе временно отсутствующих) (л.д. 9).

ООО «ЖилКом-Сервис» (управляющая компания) ДД.ММ.ГГГГ выдало стороне истца ФИО2 технические условия для перевода на автономное отопление жилого помещения, указав, что условиями обеспечения функционирования системы централизованного отопления жилого дома являются:

- выполнение перемычек между подающим и обратным трубопроводами внутридомовой инженерной системы отопления в пределах квартиры;

- выполнение теплоизоляции трубопроводов внутридомовой инженерной системы отопления в пределах квартиры;

- выполнение проектной документации по переустройству внутриквартирной системы отопления проектной организацией, имеющей Свидетельство СРО;

- заключение проектной организации, имеющей Свидетельство СРО, о теплогидравлическом режиме многоквартирного дома после перевода квартиры на поквартирное отопление.

Из пояснительной записки к проекту ЗАО «Проектный институт Агропроект» поквартирного отопления <адрес> следует, что источником тепла является 2-х контурный газовый котел с герметичной камерой сгорания топлива. Установка котла выполнена в части ГСВ. Котел включает в себя битермический теплообменник (отопление + горячее водоснабжение), циркуляционный насос, расширительный бак. Параметры теплоносителя -вода 80-60°С. Система отопления принята двухтрубная, тупиковая.

В пояснительной записке к проекту ЗАО «Проектный институт Агропроект» также указано, что для нормального функционирования централизованной системы отопления при переводе квартиры на поквартирное отопление необходимо выполнить следующие мероприятия:

- нагревательные приборы, установленные на существующих стояках системы отопления, демонтировать;

транзитные трубопроводы, проложенные в пределах квартиры, теплоизолировать материалом «Ааэрофлекс» с последующим покрытием акриловой краской «Аэрокоут»;

на стояках внутридомового отопления выполнить перемычки на подающем и обратном трубопроводах.

Проектной организацией сделан вывод, что тепловой режим здания, являющийся совокупностью факторов и процессов, определяющих тепловую обстановку в его помещениях, зависит от значений суммы расчетных теплопотерь и теплопоступлений отдельных его помещений. Перевод части помещений (квартир) на автономное теплоснабжение повышает их комфортность и не приводит к ухудшению теплового и гидравлического режимов как всего здания, так и той части, продолжающей пользоваться системой централизованного отопления. При этом гидравлический режим может несколько улучшиться за счет уменьшения местных сопротивлений, вследствие отключения части отопительных приборов от системы централизованного отопления, что способствует большему обеспечению требования п. 6.2.7 СП 60.13330.2012. Экспертизе данный проект не подлежит согласно ч.2 ст.49 ГрК РФ

Из п.п. 1, 7, 9, 10 раздела «Общие данные» рабочего проекта следует, что:

источником отопления является настенный газовый котел типа Baxi Main 524F.

аппарат имеет герметичную камеру сгорания, забор воздуха на горение газа и отвод продуктов сгорания осуществляется по коаксиальному газоходу, выведенному на улицу через стену кухни;

- отопительный аппарат оборудован электронно управляемой
модулирующей горелкой с блоком управления. Блок управления
обеспечивает автоматическое прекращение подачи топлива к горелке при: прекращении подачи электрической энергии; неисправности цепей защиты; погасании пламени горелки; падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения; достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, нарушении дымоудаления;

- котел предназначен для работы как для закрытых, так и открытых
систем отопления и оснащен циркуляционным насосом, напорным
расширительным баком с мембраной, манометром, определяющим давление
воды в отопительной системе, термометром, являющимся элементом
управления и определяющим температуру воды в отопительной системе. (л.д. 25)

В соответствии с ч. 15 ст. 14 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010 г. «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Постановлением Правительства РФ 16 апреля 2012 года № 307 были утверждены Правила подключения к системам теплоснабжения, определяющие, в том числе, перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Согласно п.44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ 16 апреля 2012 года № 307, в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям:

наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания;

наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления;

температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия;

давление теплоносителя - до 1 МПа.

Все представленные документы соответствуют предъявляемым требованиям, в том числе и источник теплоснабжения, соответствует требованиям п. 44 вышеуказанных Правил.

В определении Конституционного суда РФ от 17 ноября 2011 г. № 1514-0-0 отмечено, что норма ч. 15 ст. 14 Федерального закона «О теплоснабжении» направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.

Ответчиком не представлено доказательств того, что осуществление переустройства заявителем в соответствии с проектом повлияет на надежность и безопасность системы теплоснабжения в данном жилом доме, не соответствует строительным, санитарным, противопожарным нормам и правилам, нарушает права и законные интересы других граждан. Наоборот, истцом представлены доказательства того, что осуществление переустройства в соответствии с проектом не влияет на надежность и безопасность системы теплоснабжения в данном жилом доме. Заинтересованные организации согласовали переустройство, выдали технические условия.

Согласно ст. 26 ЖК РФ для согласования переустройства необходимо согласие всех членов семьи нанимателя, занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма. В данном случае истец является собственником квартиры. Супруга истца – ФИО3, являющаяся также собственницей данной квартиры дала согласие на переустройство системы централизованного отопления на поквартирное (л.д. 46).

Таким образом, решение администрации муниципального образования «<данные изъяты> муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании переустройства квартиры, расположенной по адресу: <адрес> со ссылкой на ч.15 (в тексте указанного решения п.15) ст. 14 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010 г. «О теплоснабжении», суд в данном случае признает незаконным, так как положения ч. 15 ст. 14 данного закона истцом не нарушены. Также не нарушены требования СП 41-108-204 «Поквартирное теплоснабжение жилых зданий с теплогенераторами на газовом топливе», п.1.7.2 Постановления Госстроя России от 27 сентября 2003 года №170 « Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилого фонда,ч.3 ст.36, ст.40 ЖК РФ, п.1 ст.209 ГК РФ, п.33 ч.1 ст.36 ЖК РФ.

Необходимые условия истцом выполнены. Поскольку решение администрации МО «Параньгинский муниципальный район» суд признает незаконным, она обязана устранить допущенные нарушения закона, рассмотреть заявление ФИО2, согласовать переустройство квартиры в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Отзыв, доказательства стороной ответчика не представлены.

Отказ в переустройстве квартиры без законных оснований нарушает право истца по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права других лиц, предусмотренное ст. 209 ГК РФ, его право на выбор комфортных условий проживания, в том числе осуществить переустройство системы отопления в своей квартире в целях улучшения качества жизни в своем жилище.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Из материалов дела следует, что истец оплатил заявленные исковые требования неимущественного характера государственной пошлиной в сумме <данные изъяты> руб., что подтверждается квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ Истец также понес расходы по оформлению нотариальной доверенности в размере <данные изъяты> рублей, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ. Указанные судебные расходы подлежат взысканию с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации муниципального образования «<данные изъяты> муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании переустройства квартиры, расположенной по адресу: <адрес>

Обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты> муниципальный район» в соответствии с законодательством согласовать переустройство квартиры, расположенной по адресу: <адрес>

Взыскать с администрации муниципального образования «<данные изъяты> муниципальный район» в пользу ФИО2 расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей, по оформлению нотариальной доверенности в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через <данные изъяты> районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Р.Н. Гайнанов

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.