Дело № 2-2183/2019
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 мая 2019 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Негановой С.А. с участием прокурора Михина А.А., представителя третьего лица Администрации г. Костромы ФИО1., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Костромского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФИО2 о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде в результате незаконной рубки деревьев,
УСТАНОВИЛ:
Костромской межрайонный природоохранный прокурор обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, в обоснование заявленных требований указал, что проведена проверка по факту незаконной рубки древесно-кустарниковой растительности на озелененной территории специального назначения № «Зеленые насаждения по левому берегу реки Волга от <адрес><адрес>», в ходе которой установлено, что в период с <дата> по <дата> в границах указанной территории неустановленными лицами совершена рубка древесной растительности: группы широколиственных пород – дуб, группы мелколиственных пород – ольха из 1 корня произрастает 2 ствола, групп малоценных пород – осина, тополь. В соответствии с информацией Администрации г. Костромы от <дата> разрешение на вырубку указанных деревьев не выдавалось. Установлено, что рубка совершена ответчиком ФИО2 <дата> с привлечением наемных работников Т., М., Б., введенных в заблуждение относительно законности рубки, с использованием бензопил, что подтверждается объяснениями указанных лиц от <дата> и <дата>. В результате действий ФИО2 окружающей среде причинен вред на сумму 89300 рублей. Прокурор просит взыскать с ответчика в пользу муниципального бюджета 89300 рублей в счет ущерба, причиненного окружающей среде в результате незаконной рубки деревьев. Заявленные требования мотивированы положениями Федерального закона «Об охране окружающей среды», Закона Костромской области №194-4-ЗКО «О зеленых насаждениях».
В судебном заседании прокурор Михин А.А. исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что по факту незаконной рубки возбуждено уголовное дело, до настоящего времени находится в стадии расследования, обвинение не предъявлено. Деревья вырублены в зеленой зоне, которая прилегает к земельному участку, принадлежащему Ш., и на котором строится вертолетная площадка. Ветви деревьев склонялись на соседний участок, создавали аварийную ситуацию для летального средства, в связи с чем были самовольно срублены ответчиком.
Представитель третьего лица ФИО1 полагал заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Ответчик ФИО2, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Поскольку ответчик об уважительных причинах неявки не сообщил, об отложении слушания дела или о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, на основании ст. 233 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность в том числе физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 61 указанного Закона, зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения (п. 1).
Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения (п. 2).
Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с законодательством (п. 3).
В соответствии с пп. 3.1-3.3 Постановления Главы города Костромы от 30.06.2009 № 1169 «Об утверждении Порядка выдачи разрешений на рубку (обрезку) древесно-кустарниковой растительности и ликвидацию травяного покрова на территории города Костромы» лица, заинтересованные в выдаче разрешения на рубку (обрезку) древесно-кустарниковой растительности, произрастающей на территориях общего пользования, придомовых территориях, а также территориях организаций, в случаях, указанных в подпунктах «б»-«в» пункта 1.6, пункте 1.6.1 настоящего Порядка, обращаются с заявлением в уполномоченный орган. В течение двух недель со дня регистрации заявления уполномоченным органом с участием заявителя и иных заинтересованных лиц проводится обследование зеленых насаждений на заявленном участке и составляется акт обследования зеленых насаждений. По результатам обследования уполномоченным органом в двухнедельный срок принимается решение о выдаче разрешения на рубку (обрезку) древесно-кустарниковой растительности или об отказе в выдаче разрешения. Отказ с обоснованиями оформляется в письменном виде и направляется в адрес заявителя.
Постановлением Главы города Костромы от 15.07.2008 № 1290 утвержден «Перечень озелененных территорий города Костромы» в соответствии с которым, зеленые насаждения по левому берегу реки Волга от дома №10а по ул. Волжской 2-й до ул. Дровяной отнесены к озелененной территории специального назначения.
В силу ст. 75 ФЗ «Об охране окружающей среды», за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 77 Закона, юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (ст. 78 Закона).
Из п. 1 ст. 1064 ГК РФ следует, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды).
Согласно абз. 2 п. 6 ст. 46 БК РФ, суммы от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования, а также по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.
Судом установлено, что Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по факту незаконной рубки древесно-кустарниковой растительности на озелененной территории специального назначения № «Зеленые насаждения по левому берегу реки Волга от <адрес>».
В рамках проверки специалистами Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Костромы проведено обследование зеленых насаждений на вышеуказанной озелененной территории специального назначения, составлен акт обследования земельных насаждений от <дата> из которого следует, что совершена рубка древесной растительности: группы широколиственные породы: дуб диаметром 61 см – 1 шт.; группы мелколиственные и фруктовые: ольха из 1 корня произрастает 2 ствола диаметром 22 см и 27 см, диаметром 18 см – 1 шт., 19 см – 1 шт; группы малоценные породы: осина диаметром 19 см – 1 шт., тополь диаметром 1 см – 2 шт., 2 см – 3 шт., 3 см – 1 шт., 4 см – 2 шт., 7 см – 2 шт., 9 см – 1 шт., 10 см – 3 шт., 11 см – 1 шт., 12 см – 1 шт., 13 см – 1 шт., 15 см – 1 шт., 16 см – 1 шт., 17 см – 1 шт., 19 см – 1 шт.
Возраст обследованной древесной растительности не превышает 100 лет, произрастает на территории, имеющей нормативную озелененность. Разрешение на рубку данных деревьев Администрацией г. Костромы не выдавалось.
Специалистами Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Костромы на основании «Порядка расчета фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды в связи с повреждением или уничтожением зеленых насаждений в г. Кострома», утвержденного постановлением Главы г. Костромы от <дата>№ произведен расчет размера ущерба, причиненного в результате рубки деревьев, который составил 89300,40 рублей.
На основании постановления и.о. Костромского межрайонного природоохранного прокурора от <дата> материал проверки по факту незаконной рубки деревьев на озелененной территории специального назначения № «Зеленые насаждения по левому берегу реки Волга от <адрес>» направлен начальнику Костромского ЛО МВД России на транспорте для разрешения вопроса об уголовном преследовании по п. «г» ч. 2 ст. 260 УК РФ.
С заявлением в ФИО3 МВД России на транспорте о проведении проверки по факту незаконной рубки древесной растительности на вышеуказанном земельном участке и привлечением виновных лиц к ответственности <дата> также обратилось Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Костромы.
Костромским ЛО МВД России на транспорте проведена проверка с порядке ст. ст. 1440145 УПК РФ по факту незаконной рубки деревьев, отобраны объяснения у ФИО2 <дата> г.р., уроженца <адрес>, из которых следует, что ФИО2 с привлечением наемных работников производилась очистка от деревьев земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего Ш., а также рубка деревьев, произрастающих за пределами указанной территории, в отсутствие разрешительной документации на производство работ.
Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями Т., В., Б., представленными в материалы дела фотоматериалами, фототаблицей к протоколу осмотра места происшествия от <дата>.
На основании постановления старшего следователя СО Костромского ЛО МВД России на транспорте К. от <дата> в отношении ФИО2 <дата> г.р. возбуждено уголовное дело по факту совершения преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 260 УК РФ, в последующем деяние переквалифицировано по ч. 1 ст. 330 УК РФ, уголовно едело находится в стадии расследования.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся доказательств.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании представленных в материалы дела объяснений, фотоматериалов, суд находит установленным факт осуществления ФИО2 рубки древесно-кустарниковой растительности на озелененной территории специального назначения № «Зеленые насаждения по левому берегу реки Волга от <адрес>» в отсутствие разрешения на рубку (обрезку) древесно-кустарниковой растительности, что повлекло причинение ущерба окружающей среде на сумму 89300 рублей.
Указанные обстоятельства, как и расчет причиненного ущерба, ответчиком в порядке ст. 56 ГПК РФ не оспорены.
Учитывая изложенное, исковые требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Поскольку прокурор при обращении в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц освобожден от уплаты государственной пошлины, в силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета городского округа город Кострома государственная пошлина в сумме 2879 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФИО2 о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде в результате незаконной рубки деревьев, удовлетворить.
Взыскать со ФИО2 в доход муниципального бюджета городского округа г. Кострома в возмещение ущерба, причиненного окружающей среде в результате незаконной рубки деревьев, 89300 (восемьдесят девять тысяч триста) рублей.
Взыскать со ФИО2 в доход муниципального бюджета городского округа г. Кострома государственную пошлину в сумме 2879 рублей.
Разъяснить ответчику, что он вправе в течение семи дней с момента получения копии заочного решения подать в Свердловский районный суд г. Костромы заявление об отмене решения, в котором должны быть указаны обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья О.Д. Тележкина