ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2183/2013 от 07.05.2013 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

/дата скрыта/                    Центральный районный суд

                            /адрес скрыт/

                           /адрес скрыт/

В составе:

председательствующего – судьи Известкиной И.Г.,

при секретаре – Титовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора /адрес скрыт/ о признании незаконным бездействия Комсомольской-на-Амуре городской Думы по неисполнению требований ч.3 ст.23 Федерального закона от /дата скрыта/ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.7 ст.5, ч.5 ст.22 Избирательного кодекса /адрес скрыт/, возложении обязанности по привидению Устава муниципального образования /адрес скрыт/ в соответствие с действующим законодательством,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор /адрес скрыт/ обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Комсомольской-на-Амуре городской Думы по неисполнению требований ч.3 ст.23 Федерального закона от /дата скрыта/ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.7 ст.5, ч.5 ст.22 Избирательного кодекса /адрес скрыт/, возложении обязанности по привидению Устава города в соответствие с действующим законодательством, ссылаясь на то, что при осуществлении надзора за законностью нормативных правовых актов прокуратурой города выявлено несоответствие Устава городского округа «/адрес скрыт/» нормам действующего законодательства о выборах. В соответствии с ч.3 ст.23 Федерального закона от /дата скрыта/ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определение результатов муниципальных выборов устанавливается федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом Субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Под избирательной системой в настоящей статье понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов – допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов. Между тем, нормами Устава Избирательная система в соответствии с положениями ч.3 ст.23 Федерального закона №131-ФЗ не определена. Частью 3 ст.10 Устава городского округа установлено, что городская Дума состоит из 26 депутатов, избираемых сроком на пять лет на муниципальных выборах по смешанной системе. Тринадцать депутатов городской Думы избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями. Тринадцать депутатов городской Думы избираются по мажоритарной избирательной системе относительно большинства по одномандатным избирательным округам, образуемым на территории муниципального образования, что не соответствует указанной норме Федерального закона. Согласно ч.7 ст.5 Избирательного кодекса /адрес скрыт/ уставом муниципального образования определяются дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Согласно ч.5 ст.22 Избирательного кодекса /адрес скрыт/ компетенция, полномочия и порядок деятельности комиссий муниципальных образований, окружных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы местного самоуправления устанавливаются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», /адрес скрыт/, настоящим кодексом, иными законами края, уставами муниципальных образований. Указанные требования избирательного законодательства в Уставе не исполнены. Представление прокурора города от /дата скрыта/, вынесенное по указанным основаниями отклонено на заседании Комсомольской-на-Амуре городской Думы /дата скрыта/.

В судебном заседании старший помощник прокурора /адрес скрыт/ ФИО1 настаивала на удовлетворении заявления, поддержала изложенные в заявлении обстоятельства.

В судебном заседании представитель Комсомольской-на-Амуре городской Думы ФИО2, действующая на основании доверенности председателя городской Думы ФИО3 /номер скрыт/ от /дата скрыта/, с заявлением не согласилась, суду пояснила, что в нарушение требований статьи 255 ГПК РФ заявление прокурора, поданное им в пределах компетенции, предоставленной законом «О прокуратуре», не содержит указание, на то, какие права и свободы гражданина нарушаются указанным решением, какие созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. В соответствии с ч.З ст.23 Федерального закона от /дата скрыта/ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Под избирательной системой в настоящей статье понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

Статьей 13 Избирательного кодекса /адрес скрыт/ определено, что число депутатских мандатов, подлежащих замещению в представительном органе муниципального образования, определяется уставом соответствующего муниципального образования. Установлены виды избирательных систем, а именно выборы депутатов представительного органа муниципального образования проводятся: по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, образованным на территории соответствующего муниципального образования, по пропорциональной системе закрытых списков по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию муниципального образования, по смешанной избирательной системе, при которой депутаты
представительного органа муниципального образования избираются: часть -
по единому избирательному округу пропорционально числу голосов,
поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными
объединениями, а часть - по мажоритарной избирательной системе
относительного большинства. Во исполнение действующего законодательства в статью 10 Устава муниципального образования /адрес скрыт/ внесены изменения, определено количество депутатов, вид избирательной системы (пункт 3 статьи 10 Устава). Данные изменения зарегистрированы в Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по /адрес скрыт/ и /адрес скрыт/ в соответствии с Федеральным законом от /дата скрыта/ № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований». Решение о государственной регистрации устава муниципального образования в соответствии с пунктом 2 статьи 4 вышеназванного закона регистрирующий орган принимает на основании проверки соответствия устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской федерации, соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава, а также на основании результата антикоррупционной экспертизы. В ходе проверки устава на соответствие действующему законодательству нарушений регистрирующим органом не выявлено, в данной связи изменения зарегистрированы и присвоен государственный регистрационный номер №RU 273020002013002. В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от /дата скрыта/ № 67-ФЗ Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд. Пунктом 7 статьи 5 Избирательного кодекса /адрес скрыт/ определено, что дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд, устанавливается федеральным законом, /адрес скрыт/, законом края, уставом муниципального образования. Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от /дата скрыта/ № 67-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Федеральные законы, законы субъекта Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному законы, а в случае противоречия применяются нормы настоящего Федерального закона. Федеральный законодатель определил право устанавливать в уставах муниципальных образований дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд. Представительный орган местного самоуправления Комсомольская-на-Амуре городская Дума, реализуя предоставленное федеральным законодательством право, не устанавливал дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд. Статьей 20 Федерального закона от /дата скрыта/ № 67-ФЗ определено, что компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий муниципальных образований при подготовке и проведении выборов в органы местного самоуправления, а также местных референдумов устанавливаются настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В данной связи подготовлен проект решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы о внесении изменений в пункт 3 статьи 4 Устава муниципального образования /адрес скрыт/, определив компетенцию и порядок деятельности избирательной комиссии муниципального образования.

Выслушав пояснения старшего помощника прокурора /адрес скрыт/ ФИО1, представителя Комсомольской-на-Амуре городской Думы ФИО2, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В соответствии с ч.3 ст.23 Федерального закона от /дата скрыта/ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Под избирательной системой в настоящей статье понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

В соответствии со ст.13 Избирательного кодекса /адрес скрыт/ число депутатских мандатов, подлежащих замещению в представительном органе муниципального образования, определяется уставом соответствующего муниципального образования или по смешанной избирательной системе, при которой депутаты представительного органа муниципального образования избираются: часть - по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, а часть - по мажоритарной избирательной системе относительного большинства.

Выборы депутатов представительного органа муниципального образования проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, образованным на территории соответствующего муниципального образования, а также могут проводиться по пропорциональной системе закрытых списков по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию муниципального образования.

Согласно ст.1 Федерального закона от /дата скрыта/ № 97-ФЗ
"О государственной регистрации уставов муниципальных образований" государственную регистрацию уставов муниципальных образований организует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для государственной регистрации уставов муниципальных образований.

Государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований (далее - регистрирующие органы).

Регистрирующий орган: проверяет соответствие устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации; проверяет соблюдение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования; проводит антикоррупционную экспертизу устава муниципального образования; присваивает уставу муниципального образования государственный регистрационный номер; выдает свидетельство о государственной регистрации устава муниципального образования; включает сведения об уставе муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что решением Комсомольской –на-Амуре городской Думы /номер скрыт/ от /дата скрыта/ в абзац 1 пункта 3 статьи 10 Устава муниципального образования /адрес скрыт/ (редакция по состоянию на /дата скрыта/) внесены изменения, согласно которым Городская Дума состоит из 26 депутатов, избираемых сроком на пять лет на муниципальных выборах по смешанной системе. Тринадцать депутатов городской Думы избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями. Тринадцать депутатов городской Думы избираются по мажоритарной избирательной системе относительно большинства по одномандатным избирательным округам, образуемым на территории муниципального образования.

Данные изменения в Устав зарегистрированы Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по /адрес скрыт/ и /адрес скрыт/ /дата скрыта/, то есть до подачи прокурором города заявления в суд /дата скрыта/, в материалы дела представлен Устав муниципального образования /адрес скрыт/, в котором абзац 1 пункта 3 статьи 10 Устава муниципального образования /адрес скрыт/ изложен в редакции с учетом изменений от /дата скрыта/, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии бездействия Комсомольской-на-Амуре городской Думы по неисполнению требований ч.3 ст.23 Федерального закона от /дата скрыта/ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с п.6 ст.4 Федерального закона от /дата скрыта/ № 67-ФЗ"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.

В соответствии с п.7 ст.5 Избирательного кодекса /адрес скрыт/ дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд, устанавливаются федеральным законом, /адрес скрыт/, законом края, уставом муниципального образования.

В соответствии с п.5 ст.22 Избирательного кодекса /адрес скрыт/ компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательной комиссии края, комиссий муниципальных образований, окружных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в Думу, в органы местного самоуправления устанавливаются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", /адрес скрыт/, настоящим кодексом, иными законами края, уставами муниципальных образований.

В соответствии с п.2, п.6 ст.1 Федерального закона от /дата скрыта/ № 67-ФЗ"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.

С учетом того, что в силу п.6 ст.4 Федерального закона от /дата скрыта/ № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд, а такие дополнительные условия Уставом муниципального образования /адрес скрыт/ не установлены, суд приходит к выводу, что оспариваемый прокурором города данный нормативный правовой акт в этой части не противоречит федеральному закону, поскольку приведенный федеральный закон /номер скрыт/ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает право, а не обязанность установления Уставом муниципального образования дополнительных условий реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.

Статьей 20 Федерального закона от /дата скрыта/ № 67-ФЗ определено, что компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий муниципальных образований при подготовке и проведении выборов в органы местного самоуправления, а также местных референдумов устанавливаются настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Согласно ч.5 ст.22 Избирательного кодекса /адрес скрыт/ компетенция, полномочия и порядок деятельности комиссий муниципальных образований, окружных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы местного самоуправления устанавливаются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», /адрес скрыт/, настоящим кодексом, иными законами края, уставами муниципальных образований.

Как следует из материалов дела и возражений представителя Комсомольской-на-Амуре городской Думы, указанные требования избирательного законодательства в Уставе муниципального образования /адрес скрыт/ не исполнены. На день рассмотрения заявления в суде подготовлен проект решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы о внесении изменений в пункт 3 статьи 4 Устава муниципального образования /адрес скрыт/, которым определены компетенция и порядок деятельности избирательной комиссии муниципального образования, что свидетельствует об обоснованности заявления прокурора города о незаконности бездействия Комсомольской-на-Амуре городской Думы по неисполнению требований ч.5 ст.22 Избирательного кодекса /адрес скрыт/.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Прокурора /адрес скрыт/ о признании незаконным бездействия Комсомольской-на-Амуре городской Думы по неисполнению требований ч.3 ст.23 Федерального закона от /дата скрыта/ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.7 ст.5, ч.5 ст.22 Избирательного кодекса /адрес скрыт/, возложении обязанности по приведению Устава муниципального образования /адрес скрыт/ в соответствие с действующим законодательством удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Комсомольской-на-Амуре городской Думы по неисполнению требований ч.5 ст.22 Избирательного кодекса /адрес скрыт/.

Обязать Комсомольскую-на-Амуре городскую Думу привести Устав муниципального образования /адрес скрыт/ в соответствие с ч.5 ст.22 Избирательного кодекса /адрес скрыт/.

В части требований Прокурора /адрес скрыт/ о признании незаконным бездействия Комсомольской-на-Амуре городской Думы по неисполнению требований ч.3 ст.23 Федерального закона от /дата скрыта/ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.7 ст.5 Избирательного кодекса /адрес скрыт/, возложении обязанности по приведению Устава муниципального образования /адрес скрыт/ в соответствие с действующим законодательством отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в /адрес скрыт/вой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд /адрес скрыт/.

Судья                         Известкина И.Г.