ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2184/19 от 07.11.2019 Московского районного суда г. Твери (Тверская область)

<данные изъяты>

Дело №2-2184/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 ноября 2019 года г.Тверь

Московский районный суд города Твери в составе:

председательствующего судьи О.Ю. Тутукиной

при секретаре Ю.В. Афонине

с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Тверской области об отмене дисциплинарного взыскания,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Тверской области об отмене дисциплинарного взыскания.

Исковые требования мотивированы тем, что ФИО1 работает в Управлении Федеральной налоговой службы в должности специалиста 1 разряда общего отдела. ФИО1 08.08.2019 было получено посредством факсимильной связи из Прокуратуры Тверской области две факсограммы. Оба документа по форме были идентичны, отличием являлись только фамилии, указанные в жалобах, и исходящие номера сопроводительного документа. Одна факсограмма поступила на 3 листах (сопроводительный документ с приложением на 2 листах), вторая факсограмма поступила на 2 листах (сопроводительный документ с приложением жалобы на 1 листе). В данном сопроводительном документе было указано о наличии приложений в количестве 18 листов. После приема факсограмм поступил входящий звонок от сотрудника Прокуратуры Тверской области, передавшего факсограммы, который уточнил, что передает второй документ на 2 листах, а не на 19, как указано в письме, с обязательным направлением оригиналов документов с наличием всех указанных приложений. В соответствии с п.2.1.2 инструкции по делопроизводству в УФНС России по Тверской области, утвержденной приказом Управления от 27.08.2014 , ФИО1 была проверена правильность доставки документации по адресу (факс был адресован в УФНС России по Тверской области). При отсутствии приложений на документе проставляется штамп «Получено без приложений», но поскольку приложение было, но не в полном объеме, данный штамп проставить было неуместно. В регистрационную карточку факсограммы ФИО1 вложила сканированный образ документа, указала фактическое поступление количества листов. Затем на самой факсограмме, являющейся копией документа, ФИО1 откорректировала количество листов, чтобы было соответствие фактическому поступлению документа. После чего зарегистрировала вышеупомянутую факсограмму и передала на резолюцию в приемную и.о. руководителя Управления. Оригинал данного документа, поступивший впоследствии от Прокуратуры Тверской области, с наличием всех указанных приложений в соответствии с п. 2.5.6 Инструкции ФИО1 незамедлительно был передан ответственному исполнителю (отдел регистрации и учета налогоплательщиков), на рассмотрении у которого уже находилась копия жалобы налогоплательщика. 08.08.2019 в связи с отсутствием (нахождением в отпуске) сотрудника, осуществляющего регистрацию и отправку служебной корреспонденции, ФИО1 пришлось совмещать работу на двух участках - обрабатывать как входящую, так и исходящую корреспонденцию. Приказом от 20 сентября 2019г. к ФИО1 незаконно применено дисциплинарное взыскание в виде замечания. Приказ о применении дисциплинарного взыскания является незаконным, поскольку в данном приказе указано, что ФИО1 нарушила пункт 2.1. В данной инструкции пункт 2.1 (прием и обработка документов, поступающих почтовой и фельдъегерской связью), не предусматривает прием и обработку документов поступивших факсограммой, так же, ФИО1 не была ознакомлена с результатами служебной проверки.

Истец просит отменить дисциплинарное взыскание, наложенное приказом от 20 сентября 2019г. в виде замечания.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержала заявленные исковые требования, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении. Дополнительно истец указывала, что она не считает себя виноватой, так как в пункте 2.1.2 нет ответа, как действовать в подобной ситуации, при этом в сноске к этому пункту указано, что можно внести исправления вручную. Согласно должностному регламенту у нее есть право принимать решения, она приняла такое, закрасила корректором указанное количество листов приложения и написала ручкой другие данные, которые соответствовали действительности. Ей не с кем было посоветоваться, поэтому она решила сделать данное исправление. В подобных ситуациях с работника всегда спрашиваются приложения, которых нет, с ней уже было такое.

Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании и письменных возражениях не согласилась с заявленными требованиями, указывала, что ФИО1 на основании пункта 1 части 1 статьи 57 Федерального закона от 27.07.2004. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федераций» объявлено замечание. Основанием для проведения служебной проверки явился факт недобросовестного исполнения ФИО1 своих должностных обязанностей. Так, в ходе проверки установлено, что ФИО1 08.08.2019 недобросовестно исполняла свои должностные обязанности, допустив при регистрации входящей корреспонденции корректировку в документе, поступившем посредством факсимильной связи, а именно изменила количество листов приложения. Согласно п. 8 раздела 3 должностного регламента от 26.10.2018 специалист 1 разряда общего отдела Управления обязан выполнять возложенные на отдел функции в соответствии с требованиями системы документационного обеспечения управления, стандартов унифицированной системы организационно-распорядительной документации, нормативно-методических документов в области делопроизводства и архива, осуществлять прохождение входящих документов в соответствии с установленным порядком и инструкцией по делопроизводству Управления, осуществлять прием и отправление документов с помощью факсимильной связи. Факт внесения ФИО1 в документ исправлений ею не оспаривается. Следует учитывать, что порядок приема и обработки факсограмм определен разделом 2.5. Инструкции по делопроизводству Управления. Первичная обработка в ПК «СЭД-Регион» и регистрация принятых факсограмм аналогична первичной обработке документов, поступивших почтовой и фельдъегерской связью. В соответствии с п. 2.1.2. Инструкции при приеме входящих документов в общем отделе проверяется правильность доставки документации по адресу, ошибочно поступившие документы возвращаются отправителю. Подсчет числа страниц не производится. При отсутствии приложений на документе проставляется штамп либо делается отметка вручную «Получено без приложений». При этом Инструкция не предусматривает возможность какой-либо корректировки поступающих документов. Следовательно, с учетом подтверждения факта корректировки документа, подтверждается неисполнение ФИО1 п. 2.1.2. Инструкции. ФИО1 в иске указывает, что оспариваемый ею приказ Управления является незаконным поскольку п.2.1 Инструкции не относится к документам, поступившим факсограммой. Действительно раздел 2 Инструкции и соответственно п.2.1 касается приема и обработки документов, поступающих почтовой и фельдъегерской связью. Вместе с тем, Инструкция содержит п.2.5.3., согласно которому первичная обработка в СЭД-регион и регистрация принятых факсограмм аналогична первичной обработке документов, поступивших почтовой и фельдъегерской связью. Таким образом, сотрудник общего отдела ФИО1, выполняющий обязанности по приему, регистрации входящих документов (всех видов входящих документов), должна руководствоваться положениями Инструкции, являющейся регламентирующим документом по обработке документов и ведению делопроизводства. Следовательно, с учетом положений Инструкции и фактического подтверждения ФИО1 корректировки поступившего документа, подтвержден факт недобросовестного исполнения истцом своих должностных обязанностей, в связи с чем привлечение ее к дисциплинарной ответственности правомерно. Служебная проверка проведена в соответствии с положениями ст.58, 59 Закона №79-ФЗ, нарушений при применении дисциплинарного взыскания не допущено. Кроме того, ФИО1 указывает, что она не ознакомлена с результатами служебной проверки. Данный довод противоречит материалам проверки. В соответствии с п. 6 ст. 58 Закона № 79-ФЗ копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта. Согласно п.3.4 Инструкции об организации проведения служебной проверки в Федеральной налоговой службы, утвержденной приказом ФНС России от 22.08.2011 № ММВ-7-4/507@, гражданский служащий, в отношении которого проводится проверка имеет право давать объяснения, заявлять ходатайства, знакомиться по окончании проверки с письменным заключением и другими материалами служебной проверки. Таким образом, указанной инструкцией регламентировано право гражданского служащего на ознакомление с материалами проверки. Реализация данного права возможна путем обращения к представителю нанимателя. В данном случае все обращения ФИО1, связанные с проведением служебной проверки, были рассмотрены и запрошенные документы ею получены. Таким образом, доводы истца о неознакомлении с материалами проверки противоречат материалам проверки. Таким образом, материалами подтверждено, что оспариваемый приказ Управления 20.09.2019 «О применении дисциплинарного взыскания к ФИО1» является законным, оснований для его отмены не имеется. Истец работает в должности полтора года, могла и должна была узнать как оформляются поступившие документы. К тому же, истец всегда могла посоветоваться с кем-нибудь, всегда есть такая возможность, можно было позвонить по телефону внутреннему, например. Несмотря на то, что не наступило никаких неблагоприятных последствий, данное действие было расценено как подпадающее под дисциплинарный проступок, не малозначительное. На тот момент они не могли узнать повлекут ли эти действия какие-либо негативные последствия, в том числе и по причине поступления документов из органов прокуратуры. Подобная ситуация (по исполнению служебных обязанностей) с ФИО1 уже была и на тот момент ограничились беседой с работником, в данном случае комиссия решила применить меры дисциплинарного взыскания. Просила в удовлетворении требований отказать.

Выслушав истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией Российской Федерации; Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации"; Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"; другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами государственных органов.

Согласно ст.13 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Из ст.15 указанного закона следует, что гражданский служащий обязан, в частности, соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

На основании ч.3 ст.23 Закона гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа. (ст.47 Закона).

За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. (ст.57 Федерального закона).

Порядок применения дисциплинарного взыскания и проведения служебной проверки регламентированы ст.58, 59 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Как следует из материалов дела, истец ФИО1 проходит федеральную гражданскую службу в Управлении Федеральной налоговой службы по Тверской области (далее- Управление, УФНС) в должности специалиста 1 разряда общего отдела на основании служебного контракта от 27 октября 2017 года, приказа о принятии на работу (назначении на должность) от 27.10.2017 года.

Из служебного контракта с ФИО1 следует, что гражданский служащий обязуется исполнять обязанности по должности специалиста 1 разряда общего отдела Управления в соответствии с прилагаемым к настоящему служебному контракту должностным регламентом, соблюдать служебный распорядок (п.2). Представитель нанимателя имеет право привлекать гражданского служащего к дисциплинарной ответственности в случае совершения им дисциплинарного проступка (п.7 «в»).

Из Должностного регламента ФИО1 следует, что она обязана, в частности, поддерживать уровень квалификации, необходимой для надлежащего исполнения должностных обязанностей; выполнять возложенные на отдел функции в соответствии с требованиями системы документационного обеспечения управления, стандартов унифицированной системы организационно-распорядительной документации, нормативно-методических документов в области делопроизводства и архива; осуществлять прохождение входящих документов в соответствии с установленным порядком и инструкцией по делопроизводству Управления; осуществлять прием и отправление документов с помощью факсимильной связи.

На основании ч.1-4 ст.58 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

Из ст.59 указанного Закона также следует, что служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. (ч.1) Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения. (ч.6). Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы; обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку; ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

Приказом Управления ФНС по Тверской области от 20 сентября 2019 года ФИО1 за ненадлежащее исполнение возложенных должностных обязанностей 08.08.2019г., предусмотренных Должностным регламентом от 26.10.2018, что выразилось в нарушении пп.2.1.2 п.2.1 Инструкции по делопроизводству в Управлении Федеральной налоговой службы по Тверской области, утвержденной приказом Управления от 27.08.2014 , объявлено замечание.

Данный приказ, как следует из его вводной части, издан по результатам служебной проверки, проведенной на основании приказа УФНС по Тверской области от 26.08.2019 «О проведении служебной проверки в отношении ФИО1».

Поводом для проведения служебной проверки послужила служебная записка начальника отдела безопасности УФНС по Тверской области ФИО3 от 23.08.2019 года @, из которой следует, что отделом безопасности Управления ФНС России по Тверской области в период с 19.08.2019 по 21.08.2019 проводились мероприятия по выявлению фактов нарушения Инструкции по делопроизводству в Управлении ФНС России по Тверской области, утвержденной приказом Управления от 27.08.2014 . В ходе проведенных мероприятий установлено, что специалист 1 разряда общего отдела Управления ФИО1, 08.08.2019 недобросовестно исполнила свои должностные обязанности, выразившиеся в том, что при регистрации входящей корреспонденции допустила корректировку в документе, поступившем по средствам факсимильной связи (п.2.5. Инструкции), а именно изменила количество листов приложения. В результате неправомерных действий государственного служащего материальный вред Управлению не причинен.

19 сентября 2019 года членами комиссии подписано заключение по проведению служебной проверки, согласно выводам которой предложено объявить замечание ФИО1 за совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей и нарушении пп. 2.1.2 п.2.1 Инструкции по делопроизводству, утвержденной приказом Управления от 27.08.2014 .

Истец ФИО1, не оспаривая факта внесения исправлений в поступившую 08.08.2019г. в Управление из прокуратуры Тверской области факсограмму путем закрашивания корректором (штрихом) указанного количества листов приложения в документе и нанесения поверх скрытого текста иное количество листов приложения, считает, что имела право принять такое решение самостоятельно и внести исправления вручную, что предусмотрено той же Инструкцией, ее вина отсутствует, нарушен порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, так как ее не ознакомили с заключением служебной проверки, привлекли к ответственности за нарушение п.2.1 Инструкции, который не регламентирует работу с факсограммами.

Суд принимает во внимание, что дисциплинарным проступком является виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, в том числе нарушение должностных инструкций, положений, приказов работодателя.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей признается виновным, если работник действовал умышленно или по неосторожности. Не может рассматриваться как должностной проступок неисполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по причинам, не зависящим от работника (например, из-за отсутствия необходимых материалов, нетрудоспособности).

Противоправность действий или бездействия работников означает, что они не соответствуют законам, иным нормативным правовым актам, в том числе положениям и уставам о дисциплине, должностным инструкциям.

Дисциплинарным проступком могут быть признаны только такие противоправные действия (бездействие) работника, которые непосредственно связаны с исполнением им трудовых обязанностей.

При этом право выбора конкретной меры дисциплинарного взыскания из числа предусмотренных законодательством принадлежит работодателю, который должен учитывать степень тяжести проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение работника.

Анализируя представленные доказательства, изложенные выше, суд приходит к выводу, что дисциплинарное взыскание применено к истцу обоснованно, порядок и процедура применения дисциплинарных взысканий соблюдены ответчиком в полном объеме. Какие-либо нарушения со стороны нанимателя при применении дисциплинарного взыскания не установлены. Наказание в виде замечания соразмерно установленному факту ненадлежащего исполнения истцом своих должностных обязанностей. Основания для отмены примененного дисциплинарного взыскания, изложенного в приказе, не установлены.

В п.2.1 Инструкции по делопроизводству в УФНС по Тверской области, регламентирован прием и обработка документов, поступающих почтовой и фельдъегерской связью. При этом п.2.5 пп.2.5.3 этой же Инструкции указывает на то, что первичная обработка в СЭД-регион и регистрация принятых факсограмм аналогична первичной обработке документов, поступивших почтовой и фельдъегерской связью. Таким образом, указание в материалах по привлечению истца к дисциплинарной ответственности на нарушение ею п.2.1 Инструкции не противоречит установленному факту допущенного нарушения и не является основанием для отмены приказа о привлечении последней к дисциплинарной ответственности, не влечет отмены дисциплинарного взыскания.

Учитывает суд и право истца принимать самостоятельные решения в пределах компетенции, предусмотренной ее Должностным регламентом и наличие ссылки в Инструкции о том, что допускается вместо штампа делать запись вручную. Однако, исходя из требований, изложенных в п.2.1 Инструкции, дословного воспроизведения ссылки, на которую указывает истец, а также способа, которым истцом внесены изменения в поступивший документ, суд полагает, что ФИО1 предписанные Инструкцией требования не исполнены, такое внесение исправлений Инструкцией не предусмотрено, совершенные истцом действия не могут быть отнесены к внесению записи вручную, истцом допущено нарушение служебных обязанностей, за которые она обоснованно привлечена к дисциплинарной ответственности.

В соответствии с п. 6 ст. 58 Закона №79-ФЗ копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

Согласно п.3.4 Инструкции об организации проведения служебной проверки в Федеральной налоговой службы, утвержденной приказом ФНС России от 22.08.2011 № ММВ-7-4/507@, гражданский служащий, в отношении которого проводится проверка, имеет право давать объяснения, заявлять ходатайства, знакомиться по окончании проверки с письменным заключением и другими материалами служебной проверки.

Из материалов дела следует, что с приказом от 20.09.2019 о привлечении к дисциплинарной ответственности ФИО1 ознакомлена и получила его копию 23.09.2019 года. В этот же день ФИО1 обратилась к нанимателю с заявлением о представлении ей копий документов по материалам проверки, приказ о проведении проверки, объяснительная, служебная записка о проведении проверки. Указанные в заявлении копии документов были получены ФИО1 24.09.2019г., о чем имеется соответствующая отметка и подпись на ее заявлении.

Таким образом, с материалами проверки ФИО1 фактически знакома, получив их копии. Безусловная обязанность нанимателя предоставлять для ознакомления в полном объеме сотруднику материалы служебной проверки, в том числе заключение, законом не предусмотрено. В то же время, ФИО1 не лишена такой возможности путем обращения к нанимателю с соответствующим заявлением. При этом требуемые от нанимателя документы по материалам служебной проверки ею получены. Данное обстоятельство само себе также не является основанием для отмены оспариваемого дисциплинарного взыскания, указанного в приказе.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оснований для отмены приказа о наложении дисциплинарного взыскания не имеется, исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 ФИО8 к Управлению Федеральной налоговой службы по Тверской области об отмене дисциплинарного взыскания, наложенного приказом от 20 сентября 2019 года в виде замечания, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий <данные изъяты> ФИО4

В окончательной форме решение принято 14 ноября 2019г.