УИД 66RS0003-01-2020-001462-79 КОПИЯ
Дело № 2-2184/2020
Мотивированное решение изготовлено 18.06.2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 10 июня 2020 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Македонской В.Е., при секретаре судебного заседания Великоредчаниной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления выдаче удостоверений ветерана боевых действий о признании права на получение удостоверения ветерана боевых действий,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском Комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления выдаче удостоверений ветерана боевых действий о признании права на получение удостоверения ветерана боевых действий.
В обоснование исковых требований указано, что выпиской из протокола *** от *** комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий истцу было отказано в получении удостоверения ветерана боевых действий. Считает, что данный отказ был установлен незаконно, ввиду следующего. Он был призван *** Лебяжским РВК Кировской обл. и проходил срочную службу в войсковой части 56070 ТОФ в период *** по ***.г. матросом и старшим матросом. С *** по *** нёс боевую службу в зоне Индийского океана на эскадренном эсминце (войсковая часть 56070) сигнальщиком. Корабль выполнял боевую задачу по охране Советского судоходства от нападения сомалийских и эритрейских сепаратистов в Адэнском заливе, Красном и Аравийском морях, архипелаге Дохлак во время сомалийско-эфиопского конфликта, поставлял военное оборудование и воду из Южного Йемена в осажденный порт Массауа (Эфиопия).
В порту Бейра (Мозамбик) эсминец поддерживал обороноспособность порта от нападения со стороны Родезии (ФЗ-166 от 02.10.2018 г. боевые действия в Мозамбике в период с ноября 1975 г. по ноябрь 1979 г.). В порту Аден в 1979 году выполнял боевые задачи в условиях вооруженного конфликта между Северным и Южным Йеменом.
В феврале 1979 года началась Китайско-Вьетнамская война, корабль был направлен в порт Кам-Рань (Вьетнам) для поддержания обороноспособности порта от нападения Китая со стороны Южно-Китайского моря.
На основании изложенного, истец просит отменить решение комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий и признать его право на получение удостоверения ветерана боевых действий.
Представитель ответчика и третьего лица Министерства обороны РФ ФИО2, действующий на основании доверенностей, исковые требования не признал, поддержал доводы возражений на иск, в котором указано что факт участия истца в боевых действиях не подтвержден документально, понятие «боевая служба» не тождественно понятию «боевые действия». Кроме того, Комиссия Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления выдаче удостоверений ветерана боевых действий является ненадлежащим ответчиком.
Истец, третье лицо Военный комиссариат Кировской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и в срок, причина неявки третьего лица суду не известна, истец просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Также о времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации на интернет-сайте Кировского районного суда г. Екатеринбурга.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя ответчика и третьего лица, изучив и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 16 Федерального закона №5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах» установлены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
В силу ст.28 ФЗ «О ветеранах» реализация мер их социальной поддержки осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного Правительством РФ.
Во исполнение указанных положений закона Правительством РФ 19.12.2003 издано постановление № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий», утвердившее Инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий.
В соответствии с пунктом первым, подпунктом 43 пункта седьмого Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции, реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1009, в пределах своей компетенции на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации издает нормативные правовые акты.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Приложением к названному Федеральному закону утвержден Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. Так в разделе III приложения к Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» имеется позиция: «Боевые действия в Эфиопии: с декабря 1977 года по ноябрь 1990 года».
В соответствии с п. 8 приказа Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. № 595 «Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации» выдача удостоверений ветерана боевых действий осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1-7 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Пунктом 8 названного Порядка определено, что к обращению об оформлении и выдаче удостоверения ветерана боевых действий прикладываются в том числе документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей, то есть документы подтверждающие выполнение задач в условиях вооруженного конфликта на территории Эфиопии - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие непосредственное выполнение задач в условиях вооруженного конфликта на территории Эфиопии, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, другие документы, подтверждающие непосредственное участие указанных лиц в боевых действиях, либо реализованный наградной материал.
Из анализа вышеуказанных норм видно, что законодатель определил, что удостоверение ветерана боевых выдается лицам, указанным в подпункте 7 Федерального закона «О ветеранах», - федеральным органом исполнительной власти и федеральным государственным органом, направлявшим (привлекавшим) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий.
Судом установлено, что выпиской из протокола *** от *** комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий истцу было отказано в получении удостоверения ветерана боевых действий.
Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, что истец ФИО1 проходил военную службу в войсковой части 56070 в период с *** по ***. В период с *** по *** нес боевую службу в зоне Индийского океана на эскадренном эсминце (войсковая часть 56070) сигнальщиком. Данный корабль выполнял боевую задачу по охране Советского судоходства от нападения сомалийских и эритрейских сепаратистов в Адэнском заливе, Красном и Аравийском морях, архипелаге Дохлак во время сомалийско-эфиопского конфликта, поставляя военное оборудование и воду из Южного Йемена в осажденный порт Массауа (Эфиопия).
Суд отмечает что, положительное решение вопроса о выдаче удостоверения ветерана боевых действий возможно после предоставления требуемых документов.
Между тем, таких документов о выполнении боевых действий на территории Эфиопии, истцом суду и в комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых, не представлено.
Согласно позиции, изложенной в определении Верховного суда Российской Федерации от *** по гражданскому делу ***-КГ 1-23 сам по себе факт нахождения гражданина в указанный период в зоне вооруженного конфликта не означает фактическое участие его в боевых действиях и не является основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий.
Указанная позиция представителя комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий также полностью согласуется с определением Верховного Суда Российской Федерации от 08 июня 2015 года № 1-КП 5-2.
Утверждение истца о равноценности понятия «боевая служба» и «боевые действия» с учетом особенностей прохождения военной службы в Военно-Морском Флоте основано на неверном толковании норм материального права.
Так Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года №1495 были утверждены общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе Устав внутренней уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Из преамбулы данного Устава следует, что он распространяет действие, в том числе, на Военно-Морской Флот, поскольку им руководствуются военнослужащие органов военного управления, воинских частей, кораблей, предприятий, организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе военных профессиональных образовательных организаций, военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации, и лица гражданского персонала, замещающие воинские должности. Положения Устава, в том числе обязанности основных должностных лиц полка и его подразделений, в равной степени относятся к военнослужащим всех воинских частей и подразделений.
Как следует из пункта 8 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы, в том числе в случаях участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов;
исполнения должностных обязанностей; несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда; участия в учениях или походах кораблей.
Тем самым понятия «боевые действия» и «боевая служба» неравнозначны и являются самостоятельными боевыми задачами. Из текста Устава следует, что по существу понятие «боевая служба» приравнивается к боевому дежурству.
В силу п. 25 Устава, военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, в объектовом карауле, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах исполняют специальные обязанности.
Эти обязанности и порядок их исполнения устанавливаются федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и носят, как правило, временный характер.
Учитывая приведенные положения Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, боевая служба представляет собой основной вид боевой деятельности Военно-Морского Флота и высшую форму поддержания боевой готовности сил флота в мирное время.
Понятия «боевая служба» и «боевые действия» не являются тождественными, в связи с чем выполнение специальных задач, к которым относится, в том числе, несения боевой службы, военное присутствие корабля в стране, где велись боевые действия, не означает непосредственного участия в боевых действиях и, как следствие, не является правовым основанием для предоставления льгот членом экипажей кораблей.
При указанных обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
Кроме того, истцом заявлены требования к ответчику Комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветеранов боевых действий.
В соответствии с п. 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 11 от 24.06.2008 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» если при подготовке дела судья придет к выводу, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, он с соблюдением правил ст. 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству истца может произвести замену ответчика. Такая замена производится по ходатайству или с согласия истца. После замены ненадлежащего ответчика подготовка дела проводится с самого начала. Если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, подготовка дела, а затем его рассмотрение проводятся по предъявленному иску. При предъявлении иска к части ответчиков суд не вправе по своей инициативе и без согласия истца привлекать остальных ответчиков к участию в деле в качестве соответчиков. Суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен, и только в отношении тех ответчиков, которые указаны истцом.
Суд отмечает, что Комиссия Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветеранов боевых действий не является юридическим лицом, образована в порядке исполнения Приказа Министра обороны РФ от 11.08.2012 № 2288 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации».
Поскольку Комиссия Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветеранов боевых действий не является юридическим лицом, следовательно, она не отвечает требованиям статьи 48 Гражданского кодекса РФ и не может быть ответчиком в суде и отвечать по предъявленному истцом требованию.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе истцу в исковых требованиях, поскольку они заявлены к ненадлежащему ответчику.
Правом на замену ненадлежащего ответчика на надлежащего, истец не воспользовался, несмотря на соответствующее разъяснение суда. Определением суда от *** отказано в удовлетворении ходатайства, поскольку истцом не указано на какого надлежащего ответчика и соответчика он просит заменить ненадлежащего ответчика (л.д. 28,29).
При таких обстоятельствах суд полагает, что данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления выдаче удостоверений ветерана боевых действий о признании права на получение удостоверения ветерана боевых действий оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья подпись В.Е. Македонская