ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2185/16 от 17.04.2017 Сысертского районного суда (Свердловская область)

Мотивированное решение изготовлено 17.04.2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11.04.2017 Сысертский районный суд Свердловской области в составе судьи Торичной М.В., с участием прокурора Кадочниковой Е.Н., Купцова А.С., представителя ответчика Администрации Сысертского городского округа, Комитет по управлению муниципальным имуществом и правовой работе Администрации Сысертского городского округа – ФИО1, ответчика ФИО5 – ФИО6, представителя третьего лица Думы Сысертского городского округа ФИО7, представителя отдела архитектуры и градостроительства Администрации Сысертского городского округа – ФИО8, при секретаре Телеповой К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-50/2017 по иску Сысертского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Сысертского городского округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом и правовой работе Администрации Сысертского городского округа, ФИО5 о признании недействительным договора аренды земельного участка, применении последствий недействительности сделки,

УСТАНОВИЛ:

Сысертский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Сысертского городского округа, ФИО5 о признании недействительным договора аренды земельного участка, применении последствий недействительности сделки.

В обоснование иска указано, что Сысертской межрайонной прокуратурой проведена проверка законности предоставления Администрацией Сысертского городского округа земельного участка в аренду ФИО5

Установлено, что на основании постановления Администрации Сысертского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № 2240 ФИО5 в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером №40817810604900317040 расположенный по адресу: ФИО4<адрес>, площадью 1250 кв.м. с целевым использованием: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный участок).

ДД.ММ.ГГГГ на основании данного постановления Администрацией Сысертского городского округа с ФИО5 заключен договор аренды земельного участка №40817810604900317040_273, сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором принесен протест на постановление Администрации Сысертского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040 «О предоставлении в аренду земельного участка ФИО5», в связи с тем, что указанный участок на момент предоставления располагался в зоне рекреационного назначения Р-1 «Зона городских лесов, лесопарков».

В соответствии с Решением Думы Сысертского городского округа oт ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040 «Об утверждении правил землепользования и застройки на территории Сысертского городского округа» указанный земельный участок расположен в зоне рекреационного назначения Р-1 «Зона отдыха общего пользования».

Постановлением Главы Сысертского городского округа от 30.12.2013 № 277 «О назначении публичных слушаний по проектам Решений Думы Сысертского городского округа «Об утверждении правил землепользования и застройки на территории Сысертского городского округа» назначены публичные слушания. Результаты публичных слушаний опубликованы в официальном издании «Вестник Сысертского городского округа» от 10.04.2014 № 15, в соответствии с итоговым протоколом принято решение о внесении изменений в проекты Правил землепользования и застройки с изменением территориальной зоны Р-1 на зону Ж-1, в том числе, указанному земельному участку.

Решением Думы Сысертского городского округа от 24.04.2014 № 353 «Об утверждении правил землепользования и застройки на территории Сысертского городского округа» принято решение не изменять зону городских лесопарков (Р-1), в том числе, вышеуказанному земельному участку (пункт 28.6 Решения Думы Сысертского городского округа).

Рекреационные зоны предназначены для использования существующих природных территорий в целях сохранения и воспроизводства лесов, отдыха населения.

В соответствии с ч. 5 ст. 98 Земельного кодекса РФ, на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Таким образом, использование земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный участок) в зоне Р-1 не предусмотрено законодательством.

По результатам рассмотрения протеста Администрацией Сысертского городского округа отменено постановление о предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду ФИО5

Однако установлено, что до настоящего времени договор аренды земельного участка № 13-273 от 16.07.2013, заключенный на основании отмененного постановления о предоставлении земельного участка в аренду ФИО5, не расторгнут. Нарушение законодательства не устранено.

06.05.2016 в адрес главы Сысертского городского округа внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства в связи с непринятием мер по расторжению договора аренды.

В удовлетворении представления Администрацией Сысертского городского округа отказано.

По результатам рассмотрения представления Администрация Сысертского городского округа представила информацию о том, что отмена постановлений о предоставлении земельных участков в аренду, в том числе спорного земельного участка, не является безусловным основанием для расторжения договоров аренды. Оснований для расторжения договора, в том числе в одностороннем порядке, Администрацией городского округа не усматривается.

Кроме того, Постановлением Администрации Сысертского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040 утверждена документация по планировке застроенной территории микрорайона, ограниченного <адрес>, <адрес> и границей населенного пункта <адрес>, куда входит спорный земельный участок. Данное решение принято в соответствии с ч. 1 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ, в связи с тем, что по генеральному плану Сысертского городского округа применительно к территории <адрес>, указанный земельный участок расположен в функциональной зоне - «Зона размещения усадебной жилой застройки». Согласно ч. 3 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ привила землепользования и застройки должны соответствовать документам территориального планирования (генеральному плану).

Однако, до настоящего времени изменения в правила землепользование и застройки (изменение территориальной зоны с Р-1 на Ж-1), в том числе по указанному земельному участку не внесены. На заседание Думы Сысертского городского округа данный вопрос не вносился.

Кроме того, генеральный план Сысертского городского округа применительно к территории села Кашино, на который ссылается Администрация Сысертского городского округа, как на основание изменения территориальной зоны спорному земельному участку, утвержден решением Думы Сысертского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040. Тогда как, договор аренды земельного участка с кадастровым номером 66№40817810604900317040 заключен Администрацией Сысертского городского округа с ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ, до утверждения генерального плана, при наличии Правил землепользования и застройки, утвержденных Решением Думы Сысертского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040, в соответствии с которыми вышеуказанный земельный участок расположен в зоне рекреационного назначения Р-1 «Зона отдыха общего пользования».

Договор аренды земельного участка №40817810604900317040_273 от ДД.ММ.ГГГГ в силу ничтожности является недействительным, в связи с чем подлежит отмене.

Ссылаясь на положения ст. 12, 166, 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, прокурор просил признать недействительным договор аренды земельного участка с кадастровым номером №40817810604900317040, расположенного по адресу: ФИО4<адрес>, пер. Южный, 1, площадью 1250 кв.м. с целевым использованием: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный участок) и применить последствия недействительной (ничтожной) сделки.

Обязать ФИО5 возвратить земельный участок с кадастровым номером №40817810604900317040.

В судебном заседании помощник прокурора Кадочникова Е.Н., заместитель прокурора Купцов А.С. заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Кроме того, указали на то, что порядок предоставления земельного участка был нарушен. Предоставление участка в аренду должно было производиться с торгов.

Что касается сроков исковой давности, полагали, что срок для обращения в суд не пропущен, полагали, что срок исковой давности исчисляется с момента внесения прокурором представления о нарушении требований законодательства, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. На момент обращения в Сысертский районный суд с исковым заявлением, срок исковой давности не пропущен.

Представитель ответчика Администрации Сысертского городского округа, одновременно являющийся представителем ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом и правовой работе Администрации Сысертского городского округа – ФИО1, исковые требования не признал, в полном объеме.

В обоснование своих возражений указал, что в соответствии с ч. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Согласно ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального ирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских угов.

В соответствии с генеральным планом, утвержденным решением Думы Сысертского городского округа применительно к территории села Кашино, указанный земельный участок положен в функциональной зоне «Зона размещения усадебной жилой застройки».

В силу ч. 1 ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация документов риториального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.

Во исполнение указанной нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации Постановлением Главы Сысертского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040 утверждена документация по планировке застроенной территории микрорайона, ограниченной <адрес>, <адрес> и границей населенного пункта села Кашино.

Согласно утвержденной документации по планировке территории земельный участок расположен в функциональной зоне «Зона застройки индивидуальными отдельно стоящими жилыми домами с приусадебными земельными участками», что соответствует территориальной зоне «Зона индивидуальных жилых домов в сельских населенных пунктах» ЖТ-1.2. В составе документации по планировке территории разработан проект планировки территории и проект межевания территории. Указанные документы, в силу ст. 42, 44 Градостроительного кодекса являются основанием для выдачи градостроительных планов указанных земельных участков.

Кроме того, представитель ответчика указал, что сведения о функциональном зонировании территории села Кашино, в том числе, и по отнесению спорного земельного участка к функциональной зоне «зона размещения усадебной жилой застройки», имелись в распоряжении администрации Сысертского городского округа уже с конца декабря 2012 года, когда ЗАО «Проектно-изыскательский институт ГЕО» как исполнителем работ по муниципальному контракту №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ были переданы соответствующие материалы и подготовленные им документы территориального планирования и градостроительного зонирования Сысертского городского округа.

Впоследствии в порядке ч. 2 ст. 25 Градостроительного кодекса РФ генеральный план Сысертского городского округа; был отправлен Администрацией СГО на согласование в Министерство строительства и развития культуры Свердловской области.

28 июня 2013 года было получено положительное заключение по проекту документа территориального зонирования «Генеральный план Сысертского городского округа», утвержденное Председателем Правительства Свердловской области ФИО11

Таким образом, на момент вынесения Постановления от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040 «О предоставлении в аренду земельного участка ФИО5» и на момент заключения оспариваемого договора аренды земельного участка №40817810604900317040_273 от ДД.ММ.ГГГГ в распоряжении Администрации СГО имелся подготовленный и утвержденный ФИО2<адрес> генеральный план Сысертского городского согласно которому заявленный в договоре аренды вид разрешенного использования полностью соответствует действующему генеральному плану, округа.

Земельный участок ФИО5 был предоставлен в соответствии с положениями ч.5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, при этом порядок предоставления земельного участка был полностью соблюден.

Кроме того, представитель ответчика ссылался на пропуск истцом срока для обращения с настоящими требованиями.

Представитель ответчика ФИО5 – ФИО6 в судебном заседании исковые требования также не признала в полном объеме, представила суду отзыв.

В обоснование своей позиции представитель ответчика ссылалась на то, что Сысертский межрайонный прокурор является ненадлежащим истцом по настоящему спору.

Так, в качестве правового обоснования заявленных требований Истец ссылается на п. 2 ст. 168 ГК РФ, следовательно, он должен доказать совокупность 2 факторов, а именно то, что оспариваемый договор нарушает требования закона или иного правового акта и при этом посягает на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вместе с тем, в исковом заявлении не указано, чьи и какие права и законные интересы либо публичные интересы нарушены вышеуказанным договором аренды. Сама по себе ссылка на ст. 23, 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» и на ст. 45 ГПК РФ не является таким обоснованием.

Ответчик полагает, что договор аренды полностью соответствует требованиям действующего законодательства, является действительным и законным.

По сути, единственным доводом Истца, который положен в основу заявленных исковых требований, является тот факт, что на момент заключения спорного договора аренды вид разрешенного использования земельного участка не соответствовал действующим Правилам землепользования и стройки Сысертского городского округа 2008 года. Ответчик с данным доводом истца не согласен, поскольку, согласно генеральному плану Сысертского городского округа земельный участок с кадастровым номером №40817810604900317040 находится в функциональной зоне «зона размещения усадебной жилой застройки» (подтверждается сведениями из муниципальной геоинформационной системы обеспечения градостроительной деятельности Сысертского городского округа №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ, что полностью соответствует виду его решенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный участок)».

В соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ генеральный план имеет приоритет над правилами землепользования и застройки. Данный вывод подтверждается многочисленной судебной практикой.

Соответственно, данный довод Истца не может служить основанием для признания договора аренды земельного участка №40817810604900317040_273 от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, поскольку договор в данной части полностью соответствует закону.

Также представителем ФИО5 указано на то, что спорный договор аренды земельного участка с кадастровым номером №40817810604900317040№40817810604900317040_273 был заключен 16 июля 2013 года. Вместе с тем, поскольку договор аренды был заключен на срок более года, то в соответствии с п. 2 ст. 609 ГК РФ он подлежал государственной регистрации, которая была произведена ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует регистрационная запись № №40817810604900317040. В соответствии с п. 2 ст. 8.1 ГК РФ «права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом». Таким образом, моментом начала исполнения сделки - договора аренды - следует считать ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на 09 августа 2013 года уже был утвержден генеральный план округа, в полном соответствии с которым и определен вид разрешенного использования спорного земельного участка.

Моментом заключения договора аренда также является 09.08.2013 в соответствии со ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На протяжении 3,5 лет в Генеральный план относительно функционального зонирования спорного земельного участка не вносилось никаких изменений, более того, такой вопрос даже не инициировался к рассмотрению кем-либо из депутатов Думы Сысертского городского округа, о чем было заявлено под протокол судебного заседания представителем данного третьего лица. Таким образом, на сегодняшний день в данной части генеральный план является действующим и абсолютно законным.

Представитель ответчика просила особо отметить, что Решением Сысертской городской думы в марте 2017 года Правила землепользования и застройки применительно к спорному земельному участку приведены в соответствие с действующим генеральным планом.

Кроме того, представителем ФИО5 – ФИО6 было заявлено ходатайство о применении срока исковой давности в порядке ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации. Спорный договор аренды от 16.07.2013 прошел установленную для него процедуру государственной регистрации 09.08.2013, а данные сведения носит открытий и публичный характер, поэтому срок исковой давности, для оспаривания договора аренды, истек.

Доводы истца о том, что срок исковой давности следует исчислять с 13 марта 2015 года, т.е. даты вынесения протеста прокурором, якобы только с этой даты истец узнал о существовании договора, считает несостоятельными, поскольку в тексте самого протеста содержится ссылка на кадастровый номер земельного участка и информация о его предоставлении. Следовательно, на момент подготовки и направления протеста прокурор не мог не знать о наличии договорных отношений сторон, которые являются предметом заявленных исковых требований.

В судебном заседании представитель третьего лица Думы Сысертского городского округа - ФИО7, поддержала доводы, изложенные в отзыве. Полагала, что требования истца обоснованны.

В отзыве третьего лица указано, что в соответствии с решением Думы Сысертского городского округа от 24.01.2008 №40817810604900317040 «Об утверждении правил землепользования и застройки на территории Сысертского городского округа» земельный участок с кадастровым номером №40817810604900317040, расположенный по адресу: ФИО4<адрес> площадью 1250 кв.м. расположен в зоне рекреационного назначения Р-1 «Зона отдыха общего пользования».

Постановлением Главы Сысертского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040 «О назначении публичных слушаний по проектам Решений Думы Сысертского городского округа «Об утверждении правил землепользования и застройки на территории Сысертского городского округа» назначены публичные слушания. Результаты публичных слушаний опубликованы в официальном издании «Вестник Сысертского городского округа» от 10.04.2014 № 15, в соответствии с итоговым протоколом принято решение о внесении изменений в проекты Правил землепользования и застройки с изменением территориальной зоны Р-1 на зону Ж-1, в том числе, указанному земельному участку.

Решением Думы Сысертского городского округа от 24.04.2014 № 353 «Об утверждении правил землепользования и застройки на территории Сысертского городского округа» принято решение не изменять зону городских лесопарков (Р-1), в том числе, вышеуказанному земельному участку (пункт 28.6 Решения Думы Сысертского городского округа). Данное решение действует и в настоящее время.

Рекреационные зоны предназначены для использования существующих природных территорий в целях сохранения и воспроизводства лесов, отдыха населения.

В соответствии с ч.5 ст. 98 Земельного кодекса РФ, на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Таким образом, использование земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный участок) в зоне Р-1 не предусмотрено законодательством, а предоставление в аренду под ведение личного подсобного хозяйства – незаконно.

По результатам рассмотрения протеста Сысертского межрайонного прокурора Администрацией Сысертского городского округа отменено постановление о предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду ФИО5, тем самым Администрация Сысертского городского округа признала доводы Сысертского межрайонного прокурора обоснованными и законными.

Кроме того, Генеральный план Сысертского городского округа применительно к территории <адрес>, на который ссылается <адрес>, как на основании изменения территориальной зоны спорному земельному участку, утвержден решением Думы Сысертского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040. Тогда как, договор аренды земельного участка с кадастровым номером 66:25:2601041:1041 заключен Администрацией Сысертского городского округа с ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ, до утверждения генерального плана при наличии Правил землепользования и застройки, с решением Думы Сысертского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040, в соответствии с которым вышеуказанный земельный участок расположен в зоне рекреационного назначения Р-1 «Зона отдыха общего пользования».

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (ст. 168 ГК РФ).

Договор аренды земельного участок №40817810604900317040_273 от ДД.ММ.ГГГГ в силу ничтожности является недействительным, в связи с чем подлежит отмене.

Дума Сысертского городского округа поддерживает заявленные Сысертским межрайонным прокурором требования в полном объеме.

Дополнительно представитель Думы Сысертского городского округа суду пояснила, что жители <адрес> категорически против изменения зоны и предоставления данных участков, это зоны рекреации, в настоящее время ППЗ не приведены в соответствие с Генеральным планом. Кроме того, процедура предоставления земельного участка ФИО5 была полностью нарушена.

Представитель отдела архитектуры и градостроительства Администрации Сысертского городского округа – ФИО8 полагала, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку в настоящее время Генеральный план Сысертского городского округа утвержден, правила землепользования и застройки приведены в соответствие с Генеральным паном. Нарушений законодательства при предоставлении земельного участка ФИО5 не имеется.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что на основании постановления Администрации Сысертского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040 ФИО5 в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером 66:25:2601041:1041, расположенный по адресу: ФИО4<адрес>, пер.Южный, 1, площадью 1250 кв.м. с целевым использованием: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный участок).

ДД.ММ.ГГГГ на основании данного постановления Администрацией Сысертского городского округа с ФИО5 заключен договор аренды земельного участка №40817810604900317040_273, сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором принесен протест на постановление Администрации Сысертского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040 «О предоставлении в аренду земельного участка ФИО5», в связи с тем, что указанный участок на момент предоставления располагался в зоне рекреационного назначения Р-1 «Зона городских лесов, лесопарков».

По результатам рассмотрения протеста Администрацией Сысертского городского округа отменено постановление о предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду ФИО5

Однако установлено, что до настоящего времени договор аренды земельного участка №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный на основании отмененного постановления о предоставлении земельного участка в аренду ФИО5, не расторгнут. Нарушение законодательства не устранено.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Сысертского городского округа внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства в связи с непринятием мер по расторжению договора аренды.

В удовлетворении представления Администрацией Сысертского городского округа отказано.

Обращаясь в суд с иском, прокурор ссылается на положения Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно ст. ст. 12, 166, 167, 168 ГК РФ, прокурор считает, что договор аренды является недействительной сделкой, поскольку предоставление земельных участков в зоне рекреационного назначения под ЛПХ не предусмотрено действующим законодательством, кроме того, ответчиком был нарушен порядок предоставления земельного участка.

В соответствии с п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (ч.1).

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (ч.2).

В силу части 2 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ земли делятся по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии с положениями пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земельные участки должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В соответствии с частями 1, 2 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

основные виды разрешенного использования;

условно разрешенные виды использования;

вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно положениям пунктов 1, 2 статьи 4 Федерального закона от 07 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

В соответствии со ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма, аналогичные положения содержит и ч. 11 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ.

На момент предоставления ФИО5 спорный земельный участок находился в зоне рекреационного назначения Р-1, следовательно, данный земельный участок не мог быть предоставлен истцу для ведения личного подсобного хозяйства и оспариваемый истцом договор аренды земельного участка не соответствует вышеназванным нормам права.

Доводы ответчиков, о том, что на момент вынесения Постановления от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040 «О предоставлении в аренду земельного участка ФИО3» и на момент заключения оспариваемого договора аренды земельного участка №40817810604900317040_273 от ДД.ММ.ГГГГ в распоряжении Администрации СГО имелся подготовленный и утвержденный Правительством Свердловской <адрес> генеральный план Сысертского городского округа, согласно которому заявленный в договоре аренды вид разрешенного использования полностью соответствует действующему генеральному плану, округа, не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку на момент предоставления земельного участка и заключения договора аренды генеральный план Сысертского городского округа не был утвержден. Генеральный план Сысертского городского округа применительно к территории <адрес>, на который ссылается <адрес>, как на основании изменения территориальной зоны спорному земельному участку, утвержден решением Думы Сысертского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040. Тогда как, договор аренды земельного участка с кадастровым номером 66:25:2601041:1041 заключен Администрацией Сысертского городского округа с ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ.

До утверждения генерального плана, при предоставлении земельных участков Администрация Сысертского городского округа должна была руководствоваться Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Думы Сысертского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040, в соответствии с которым вышеуказанный земельный участок расположен в зоне рекреационного назначения Р-1 «Зона отдыха общего пользования», следовательно, не мог быть предоставлен в аренду.

То обстоятельство, что в настоящее время Генеральный план Сысертского городского округа утвержден Решением Думы Сысертского городского округа, а также то обстоятельство, что правила землепользования приведены в соответствие с Генеральным планом и в настоящее время спорный земельный участок находится в функциональной зоне «зона размещения усадебной застройки», что полностью соответствует виду его разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный участок)» не имеет правового значения для дела, поскольку на момент предоставления участка и заключения договора аренды, данные обстоятельства отсутствовали, предоставление участка и заключение договора аренды не соответствовало положениям действующего законодательства.

Кроме того, Постановлением Администрации Сысертского городского округа №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ Постановление Администрации Сысертского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040 «о предоставлении в аренду земельного участка ФИО5» отменено.

Кроме того, суд считает, что <адрес> был нарушен порядок предоставления спорного земельного участка.

Так, в своем отзыве ответчики указывают, что предоставление земельного участка ФИО5 было осуществлено на основании ч. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, с полным соответствием процедуры предоставления земельного участка.

Однако, суд не может согласиться с указанными доводами по следующим основаниям.

Пунктом 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьей 30 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов (пп. 1); с предварительным согласованием мест размещения объектов (пп. 2).

В соответствии с п. 5 ст. 31 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.

В силу п. п. 2, 3 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

На основании п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Однако из представленных суду документов следует, что ФИО5 обращался с заявлением о предоставлении земельного участка, постановление о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка Администрацией Сысертского городского округа не принималось.

Кроме того, земельный участок предоставлялся ФИО5 для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный участок).

В силу п. 11 ст. 30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

Таким образом, в случае предоставления земельного участка гражданину для ведения личного подсобного хозяйства предварительное согласование места размещения объекта не проводится. Расположенные в черте населенного пункта и предназначенные для личного подсобного хозяйства, в силу статьи 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" могут использоваться для строительства жилого дома, иных зданий, строений и сооружений, а потому их предоставление должно осуществляться по нормам земельного законодательства, устанавливающим порядок предоставления участков для целей строительства, то есть по общему правилу по результатам проведения торгов.

Суд считает, что спорный участок подлежал предоставлению в порядке, установленном пунктом 4 статьи 30 ЗК РФ, согласно которому процедура предоставления земельных участков следующая.

1) Проведение работ по формированию земельного участка, которое включает в себя:

выполнение в отношении участка кадастровых работ и осуществление кадастрового учета;

определение вида разрешенного использования участка;

определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;

принятие решения о проведении торгов или предоставлении участка без торгов;

публикацию сообщения о проведении торгов или приеме заявлений о предоставлении участка без проведения торгов.

2) Проведение торгов или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов.

Передача земельных участков в аренду без проведения торгов допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.

3) Подписание протокола о результатах торгов или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов.

Таким образом, законом установлена последовательность действий при предоставлении участка без торгов, исходя из которой публикация сведений о приеме заявлений не может быть осуществлена ранее формирования участка.

Эффективность, справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедур предоставления земельных участков связаны с совершением ряда перечисленных действий. Несовершение какого-либо одного из обязательных действий следует трактовать как нарушение перечисленных норм, закрепленных в статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что с заявлением о предоставлении земельного участка ФИО5 обратился ДД.ММ.ГГГГ, сведения о предоставлении земельного участка опубликованы в Вестнике Сысертского городского круга ДД.ММ.ГГГГ, постановление №40817810604900317040 о формировании и утверждении схемы расположения земельного участка вынесено 03.06.2013, постановление № 2240 о предоставлении земельного участка ФИО5 вынесено ДД.ММ.ГГГГ.

В публикации, выполненной в Вестнике Сысертского городского округа ДД.ММ.ГГГГ, содержится информация о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1500 кв. м для целей, не связанных со строительством для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный участок) по адресу: Свердловская, область, <адрес>, <адрес>

Материалы дела не содержат сведений о том, что на момент такой публикации участок был сформирован, в публикации не указан кадастровый номер участка.

Указанное свидетельствует о том, что месторасположение спорного участка на момент публикации было известно лишь истцу. В силу изложенного именно данное лицо, обладая полнотой информации о характеристиках и местоположении предполагаемого к предоставлению участка, имеет преимущественные условия, позволяющие оценить ценность земельного участка и, соответственно, преимущества в части положительного решения вопроса о получении земельного участка под строительство и заключения договора аренды.

Поскольку материалами дела не подтверждено, что на момент публикации предоставленный ФИО5 участок существовал как объект недвижимости, суд приходит к выводу о том, что имеет место несоблюдение установленной процедуры предоставления, следовательно, распорядительные действия администрации в отношении спорного участка не могут быть признаны законными.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

В силу пунктов 1, 2 ст. 167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Поскольку договор аренды земельного участка от 16.07.2013 признаны судом недействительным, ответчик обязан возвратить полученный по ничтожной сделке земельный участок в государственную собственность в распоряжение администрации Сысертского городского округа.

Доводы ответчика о том, что истцом пропущен срок для оспаривания данной сделки, суд отклоняет по следующим причинам.

Статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Согласно п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п. 2 ст. 199 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения, ( п. 9 ст. 3 Федерального закона от 07.05.2013 № 110-ФЗ).

Как следует из разъяснений, данных в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 ГПК РФ, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.

Иск заявлен прокурором в интересах неопределенного круга лиц, по результатам проведения проверки о нарушении требований законодательства при предоставлении земельного участка с кадастровым номером №40817810604900317040, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>

В рамках прокурорского реагирования ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Сысертского городского округа принесен протест на постановление Администрации Сысертского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040 «О предоставлении в аренду земельного участка ФИО5».

Протест прокурора удовлетворен, постановление Администрации Сысертского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040 «О предоставлении в аренду земельного участка ФИО5» отменено.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором в адрес главы Сысертского городского округа внесено представление. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Сысертского городского округа в удовлетворении представления отказано.

Таким образом, суд приходит к выводу, о том, что срок исковой давности следует исчислять с ДД.ММ.ГГГГ.

<адрес> прокурором предъявлен ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах, уставленного законом трехлетнего срока.

Доводы ответчиков о том, что исчисление срока необходимо исчислять с 09.08.2013, то есть с того момента, когда земельный участок прошел установленную законом процедуру регистрации, поскольку сведения государственного кадастра недвижимости носят публичный и открытый характер, судом отклоняются, как основанные на неправильном толковании норм материального права.

Доводы ответчиков о том, что все постановления о предоставлении земельных участков в Сысертском городском округе ежемесячно направляются прокурору, в подтверждение чего представлен реестр исходящих документов, судом отклоняется. Поскольку данные документы не заверены надлежащим образом, в них имеются исправления ни кем не оговоренные, кроме того из данных документов невозможно сделать вывод, какие именно документы были переданы прокурору.

Доводы ответчика о том, что прокурор является ненадлежащим истцом является необоснованным, поскольку в данном случае истцом заявлены требования в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в соответствии с положениями ст. 45 ГПК РФ, ст. ст. 27, 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Сысертского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Сысертского городского округа, ФИО5 о признании недействительным договора аренды земельного участка, применении последствий недействительности сделки, удовлетворить.

Признать недействительным договор аренды земельного участка с кадастровым номером №40817810604900317040, расположенного по адресу: <адрес>, пер.<адрес>ю 1 250 кв.м. с целевым использованием: для ведения личного подсобного хозяйства.

Применить последствия недействительной (ничтожной) сделки.

Обязать ФИО5 возвратить земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, пер.<адрес>ю 1 250 кв.м. с целевым использованием: для ведения личного подсобного хозяйства в муниципальную собственность.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Сысертский районный суд.

Судья: Торичная М.В.