ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2186 от 29.08.2011 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

                                                                                    Элистинский городской суд Республики Калмыкия                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Элистинский городской суд Республики Калмыкия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-2186/2011

Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

29 августа 2011 года г. Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего судьи Семёновой Л.Л.,

при секретаре Садваевой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Калмыкия о признании незаконными постановлений о создании и реорганизации автономного учреждения «Многофункциональный центр развития предпринимательства»,

у с т а н о в и л:

Прокурор Республики Калмыкия обратился в суд с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц, мотивируя тем, что постановлением Правительства Республики Калмыкия № от ххх создано Автономное учреждение «Многофункциональный центр развития предпринимательства» (далее АУ «МЦРП»). Согласно п. № указанного постановления АУ «МЦРП» создано в целях осуществления реализации республиканской целевой программы «Развития малого и среднего предпринимательства в РК на 2009-2011 годы», утвержденной постановлением Правительства РК от ххх №; заключения договоров займа, поручительства, залога; привлечения кредитных ресурсов; оказания информационных и консультационных услуг; иных видов деятельности, обеспечивающих развитие предпринимательства в РК, определенные в государственном задании. Этим же постановлением Министерство экономического развития и внешнеэкономических связей РК определено учредителем АУ «МЦРП» и его отраслевым органом. Постановлением Правительства РК № от ххх АУ «МЦРП» реорганизовано в форме присоединения к нему Автономного учреждения «Фонд микрофинансирования малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия» (далее АУ). Согласно Уставу основными видами деятельности АУ являются: осуществление микрофинансирования и предоставление гарантий субъектам малого и среднего предпринимательства на территории РК; реализация республиканской целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в РК»; заключение договоров займа, поручительства, залога; привлечение кредитных ресурсов; иные виды деятельности, обеспечивающие развитие предпринимательства в РК, определенные в государственном задании. Полагает, что АУ создано ответчиком в нарушение действующего федерального законодательства. Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ «Об автономных учреждениях» автономные учреждения создаются для выполнения работ и оказания государственных услуг. Между тем реализация республиканской целевой программы не является государственной услугой, и, соответственно, не может осуществляться автономным учреждением, следовательно, создание АУ в целях осуществления деятельности по реализации вышеуказанной программы противоречит ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, Указу Президента РФ от 09 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», п. 2 ст. 10 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В силу ст. 117 Бюджетного кодекса РФ и ст. 7 Закона РК «О бюджетном процессе РК» предоставление государственных гарантий относится к полномочиям Правительства РК и не может быть передано АУ. Кроме того, заключение договоров займа, поручительства, залога, привлечение кредитных ресурсов, информационные и консультационные услуги также не являются государственными услугами и потому не могут быть определены в качестве видов деятельности АУ. Наделение юридического лица государственными полномочиями нарушает государственные интересы и права неопределенного круга лиц, поскольку передача юридическому лицу полномочий органа государственной власти создает условия для злоупотребления должностными лицами при принятии решений о предоставлении займов субъектам малого и среднего предпринимательства. Просил признать незаконными постановление Правительства РК № от ххх «О создании автономного учреждения «Многофункциональный центр развития предпринимательства» и постановления Правительства РК № от ххх «О реорганизации автономного учреждения «Многофункциональный центр развития предпринимательства».

В судебном заседании помощник прокурора Имкенова Д.А. поддержала требования в полном объеме, уточнив, что заявление подано в порядке ст. 254 ГПК РФ.

Представители Правительства РК Надяшева В.А. и АУ «МЦРП» Утунова Е.Ю. требования не признали, пояснив, что нарушений действующего законодательства при принятии данных постановлений не допущено. Организационно-правовая форма «МЦРП», созданного в форме АУ и осуществляющего, в том числе, микрофинансовую деятельность, соответствует требованиям федерального законодательства. Просили в удовлетворении требований отказать. Считают, что прокурором РК пропущен трехмесячный срок обращения в суд.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит заявление прокурора РК подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее Закон) государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 7 Закона в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии со ст. 10 Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут передавать в установленном законом порядке отдельные полномочия по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства органам местного самоуправления.

Таким образом, закон не предусматривает передачу таких государственных полномочий юридическим лицам.

Между тем, как установлено в судебном заседании, постановлением Правительства РК от ххх в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории РК создано автономное учреждение «Многофункциональный центр развития предпринимательства».

Согласно указанному постановлению АУ осуществляет - заключение договоров займа, поручительства, залога; привлечение кредитных ресурсов; оказание информационных и консультационных услуг; иные виды деятельности, обеспечивающие развитие предпринимательства в РК, определенные в государственном задании. Учредителем АУ от имени Республики Калмыкия определено Министерство экономического развития и внешнеэкономических связей РК. Установлено, что одним из источников финансирования АУ являются денежные средства, выделяемые Министерством экономического развития и внешнеэкономических связей Республики Калмыкия в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом РК от ххх «О республиканском бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» на обеспечение РЦП «Развитие малого и среднего предпринимательства в РК на 2009-2011 годы».

Постановлением Правительства РК от ххх № автономное учреждение «Многофункциональный центр развития предпринимательства» реорганизовано в форме присоединения к нему автономного учреждения «Фонд микрофинансирования малого и среднего предпринимательства Республики Калмыкия».

Как следует из Устава АУ «МЦРП» от ххх основными видами деятельности АУ как юридического лица являются: - осуществление микрофинансирования и предоставление гарантий субъектам малого и среднего предпринимательства на территории РК; - реализация республиканской целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в РК»; - заключение договоров займа, поручительства, залога; - привлечение кредитных ресурсов; - иные виды деятельности, обеспечивающие развитие предпринимательства в РК, определенные в государственном задании.

В силу ст. 17 Закона оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий.

Из смысла статей 78, 179 Бюджетного кодекса РФ следует, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в виде предоставления займов осуществляется государственными органами власти за счет средств собственного бюджета в рамках предоставленных им полномочий, а не иными организациями. Не допускается передача органами государственной власти субъектов РФ отдельных государственных полномочий по определению условий развития субъектов малого и среднего предпринимательства и расходованию на эти цели средств регионального бюджета каким-либо юридическим лицам.

Между тем, как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Правительство РК в лице Министерства экономического развития и внешнеэкономических связей РК на основании оспариваемых постановлений о создании и реорганизации АУ поручило ему разработать внутренние документы: порядок предоставления АУ гарантий (поручительств), порядок отбора банков-партнеров и т.д. Им же – АУ - разработан и утвержден Министерством экономического развития и внешнеэкономических связей РК Порядок предоставления займов АУ, которое на основании критерий, утвержденных Порядком, самостоятельно принимает решение о возможности предоставления займов или отказе в выдаче займов.

Кроме того, создание некоммерческих организаций регламентируется Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «Об автономных учреждениях», статьями 2, 3, 4 которого предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления создают государственные и муниципальные учреждения, закрепляют за ними имущество на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ и осуществляют их полное или частичное финансирование за счет субсидий.

Таким образом, органы государственной власти не могут создавать некоммерческие организации, которые становятся собственниками переданного им учредителями государственного имущества.

В связи с этим являются несостоятельными доводы представителя АУ «МЦРП» о том, что бюджетные средства в виде субсидий, перечисленные АУ, с момента поступления на расчетный счет АУ, перестают быть бюджетными и становятся их имуществом.

Доводы о том, что в оспариваемых постановлениях, кроме реализации РЦП «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия» указаны другие виды деятельности, которые не относятся к РЦП, такие как заключение договоров займа, поручительства, залога; привлечение кредитных ресурсов; оказание информационных и консультационных услуг; иные виды деятельности, обеспечивающие развитие предпринимательства в РК, определенные в государственном задании, не могут быть приняты во внимание, поскольку, как следует из оспариваемого постановления, АУ создано именно в целях реализации республиканской целевой программы. В связи с этим все виды деятельности, указанные в оспариваемых постановлениях, являются незаконными.

Ссылки на пропуск прокурором Республики Калмыкия срока обращения в суд также являются несостоятельными, поскольку, как видно из материалов дела, о нарушениях вышеуказанных законов, в том числе Бюджетного кодекса РФ, допущенных АУ МЦРП при предоставлении займов, заявителю стало известно ххх из обращения ТУ Росфиннадзора в Республике Калмыкия. При таких обстоятельствах суд считает, что прокурор РК подал заявление в пределах срока, установленного ст. 256 ГПК РФ.

Таким образом, судом установлено, что постановления Правительства РК № от ххх, № от ххх о создании и реорганизации АУ «МЦРП» противоречат федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, поскольку наделяют АУ государственными полномочиями органов государственной власти субъекта РФ по решению вопроса о распределении бюджетных средств, следовательно, они подлежат признанию незаконными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление прокурора Республики Калмыкия удовлетворить.

Признать незаконными постановления Правительства Республики Калмыкия № от ххх «О создании автономного учреждения «Многофункциональный центр развития предпринимательства» и № от ххх «О реорганизации автономного учреждения «Многофункциональный центр развития предпринимательства».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в течение 10 дней через Элистинский городской суд Республики Калмыкия со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Л.Л. Семёнова