ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2187/2014 от 22.04.2014 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 дата <адрес>

 Промышленный районный суд <адрес> в составе:

 председательствующего Бондаренко А.Н.,

 с участием представителя ответчика ООО «Реклама-сервис» адвоката
Щерб Е.Г., действующего на основании ордера № от дата г., доверенности от дата г.,

 представителя третьего лица Управления МВД России по <адрес> Снимщикова А.Б., действующего на основании доверенности № от дата г.,

 при секретаре Зинченко А.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Реклама-сервис», Комитету градостроительства администрации <адрес> об обязании демонтировать рекламные конструкции,

УСТАНОВИЛ:

 Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Реклама-сервис», Комитету градостроительства администрации <адрес> об обязании демонтировать рекламные конструкции, впоследствии уточненным, в обоснование которого указал, что в соответствии с положениями ч. 1 ст. 21, ч. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

 В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства о рекламе на территории <адрес>, по результатам которой установлено следующее.

 Согласно ст. 132 Конституции РФ к вопросам местного значения отнесена охрана общественного порядка, неотъемлемой частью поддержания которого является, в том числе и обеспечение безопасности дорожного движения. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от дата N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Согласно пункту 9 статьи 6 Федерального закона от дата N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

 В силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона от дата N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

 Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

 Пунктом 2 статьи 12 указанного Закона предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

 Согласно п. 9 ст. 19 ФЗ РФ «О рекламе» установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

 В соответствии с п. 10 ст. 19 ФЗ РФ «О рекламе» установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

 В силу п. 22.1 ФЗ «О рекламе» при невыполнении обязанности по удалению размещенной на рекламной конструкции информации в случае аннулирования разрешения или признания его недействительным собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, осуществляет удаление этой информации за свой счет.

 В соответствии с абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

 В соответствии со статьей 5 Федерального закона от дата N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется в ходе организации дорожного движения, а также реализации последующего государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

 Требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены в ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения».

 Согласно разделу 1 данного ГОСТа «Область применения» стандарт устанавливает общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения, а также требования к знакам информирования об объектах притяжения (раздел 6).

 Пунктом 6.1 названного ГОСТа (в редакции приказа Ростехрегулирования от дата года) предусмотрено, что средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены: - на одной опоре, в створе и в одном сечении с дорожными знаками и светофорами;

 - на аварийно-опасных участках дорог и улиц, на железнодорожных переездах, в пределах границ транспортных развязок в разных уровнях, мостовых сооружениях, в туннелях и под путепроводами, а также на расстоянии менее 350 м от них вне населенных пунктов и 50 м - в населенных пунктах, непосредственно над въездами в туннели и выездами из туннелей и ближе 10 м от них;

 - на участках автомобильных дорог и улиц с высотой насыпи земляного полотна более 2 м;

 - на участках автомобильных дорог вне населенных пунктов с радиусом кривой в плане менее 1200 м, в населенных пунктах - на участках дорог и улиц с радиусом кривой в плане менее 600 м;

 - над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах;

 - на дорожных ограждениях и направляющих устройствах;

 - на подпорных стенах, деревьях, скалах и других природных объектах;

 - на участках автомобильных дорог с расстоянием видимости менее 350 м вне населенных пунктов и 150 м - в населенных пунктах;

 - ближе 25 м от остановок маршрутных транспортных средств;

 - в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях
автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее
150 м от них вне населенных пунктов, 50 м - в населенных пунктах;

 - сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м - в населенных пунктах;

 - сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее высоты средства наружной рекламы, если верхняя точка находится на высоте более 10 м или менее 5 м над уровнем проезжей части.

 Поскольку требования п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 направлены на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан, то они обязательны к применению при установке и эксплуатации рекламных конструкций.

 Проверкой установлено, что в <адрес>, Орджоникидзе; Ленина, 243 (Пушкинский); Ленина, Маяковского; Лермонтова,206 (мин.Труда) ; Лермонтова,208; Лермонтова, 221; Мира,343-Пушкина; Мира, Артема; Обьездная (пер. Гвардейский, 8); Объездная, 3; Обьездная, 5Б, Литейный; Пионерская,(верх); Пионерская,(средний); <адрес> (Максидом); <адрес>, 40; <адрес> (з-д «Красный металлист») ; <адрес>,34; <адрес>, 36; <адрес>, 38; <адрес>, 9А; <адрес>, 20А(СОУ); <адрес>, 26; <адрес>, 6; <адрес>, Пионерская; <адрес>, 40 установлены рекламные конструкции, которые возведены с нарушением п. 6.1. ГОСТ 52044-2003, что подтверждается письмом № от дата г.

 Несоответствие расположения рекламной конструкции требованиям Государственного стандарта создает помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляет права граждан - участников дорожного движения (пешеходов, водителей и пассажиров) на обеспечение безопасности жизни и здоровья. То обстоятельство, что рекламная конструкция установлена с нарушением требований государственного стандарта, само по себе уже свидетельствует об угрозе безопасности дорожного движения.

 При таких обстоятельствах, подобное размещение рекламной конструкции создает реальную угрозу участникам дорожного движения, и рекламная конструкция должна быть демонтирована собственником ООО «Реклама-сервис», а администрация <адрес> до настоящего времени не приняла мер по выдаче ему предписания о демонтаже рекламы.

 Таким образом, прокурор обратился в суд с заявлением в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в целях предупреждения причинения вреда их жизни и здоровью, окружающей среде, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством.

 В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

 Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации N 4-П от дата, прокурор, предъявляя иск в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами.

 В связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, прокурор обращается в суд общей юрисдикции.

 На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 27, статьи 35 Федерального закона дата N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд: 1. Обязать ООО «Реклама-сервис» демонтировать установленные рекламные конструкции (рекламные щиты) расположенные на <адрес>, Орджоникидзе; Ленина, 243 (Пушкинский); Ленина, Маяковского; Лермонтова, 206; Лермонтова, 208; Лермонтова, 221; Мира, 343-Пушкина; Мира, Артема; Обьездная (пер.Гвардейский,8); Объездная, 3; Обьездная, 5Б, Литейный; Пионерская (верх); Пионерская, (средний); <адрес> (Максидом); <адрес>, 40; <адрес> (з-д «Красный металлист»); <адрес>, 34; <адрес>, 36; <адрес>, 38; <адрес>, 9А; <адрес>, 20А (СОУ); <адрес>, 26; <адрес>, 6; <адрес>, Пионерская; <адрес>, 40 в
<адрес>.

 Заместитель прокурора <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки суду не представил. На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заместителя прокурора <адрес>.

 Представитель ответчика ООО «Реклама-сервис» адвокат Щерб Е.Г. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что ответчик ООО «Реклама-Сервис» не может согласиться с доводами изложенными в исковом заявлении по следующим основаниям:

 1. Ссылка истца на проведение проверки, которая фактически не проводилась.

 В исковом заявлении указано: «проверкой установлено, что в <адрес>, Орджоникидзе; Ленина, 243 (Пушкинский); Ленина, Маяковского; Лермонтова,206 (мин.Труда); Лермонтова,208; Лермонтова, 221; Мира,343-Пушкина; Мира, Артема; Объездная (пер.Гвардейский,8); Объездная,3; Объездная, 5Б, Литейный; Пионерская,(верх); Пионерская,(средний); <адрес> (Максидом); <адрес>, 40; <адрес> (з-д «Красный металлист»); <адрес>, 34; <адрес>, 36; <адрес>, 38; <адрес>, 9А; <адрес>, 20А(СОУ); <адрес>, 26; <адрес>, 6; <адрес>, Пионерская; <адрес>, 40 установлены рекламные конструкции, которые возведены с нарушением п.6.1 ГОСТ Р52044-2003».

 Однако, из мотивировочной части искового заявления невозможно установить, признаки несоблюдения какого же из двенадцати перечисленных положений пункта п.6.1 ГОСТ Р52044-2003, имеются в расположении каждой из рекламных конструкций перечисленных в исковом заявлении, владельцем которых является ООО «Реклама-Сервис», когда, кем конкретно и каким образом проводилась эта проверка, какие должностные лица и специалисты привлекались для проведения проверки, в чём конкретно выражались проверочные действия надзорного органа.

 Суду не предоставлены результаты этой конкретной проверки с фиксацией её результатов в соответствующем процессуальном документе (акте, протоколе и т.п.), с указанием признаков выявленных нарушений Федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, а не ГОСТа не являющегося нормативным правовым актом, в ходе которой якобы выявлены признаки того, что в что в <адрес>, Орджоникидзе; Ленина, 243 в (Пушкинский); Ленина, Маяковского; Лермонтова,206 (мин.Труда); Лермонтова,208; Лермонтова, 221; Мира,343- Пушкина; Мира, Артема; Объездная (пер.Гвардейский,8); Объездная,3; Объездная, 5Б, Литейный; Пионерская,(верх); Пионерская,(средний); <адрес> (Максидом); <адрес>, 40; <адрес> (з-д «Красный металлист») ; <адрес>,34; <адрес>, 36; <адрес>, 38; <адрес>, 9А; <адрес>, 20А(СОУ); <адрес>, 26; <адрес>, 6; <адрес>, Пионерская; <адрес>, 40 установлены рекламные конструкции, которые возведены с нарушением требований закона, что вероятно и могло бы явиться основанием для демонтажа рекламных конструкций.

 В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона № «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» под проверкой понимается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

 В соответствии со ст. 16 Федерального закона № «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 Суду не предоставлено вообще никакого акта, в котором были бы зафиксированы нарушения какого-либо конкретного пункта какого-либо Федерального закона либо подзаконного правового акта, которые были бы допущены ООО «Реклама-Сервис» при размещении рекламных конструкций в <адрес>, Орджоникидзе; Ленина, 243 (Пушкинский); Ленина, Маяковского; Лермонтова,206 (мин.Труда); Лермонтова,208; Лермонтова, 221; Мира,343- Пушкина; Мира, Артема; Объездная (пер.Гвардейский,8); Объездная,3; Объездная, 55, Литейный; Пионерская, (верх); Пионерская,(средний); <адрес> (Максидом); <адрес>, 40; <адрес> (з-д «Красный металлист») ; <адрес>, 34; <адрес>, 36; <адрес>, 38; <адрес>, 9А; <адрес>, 20А(СОУ); <адрес>, 26; <адрес>, 6; <адрес>, Пионерская; <адрес>, 40.

 Ответчик полагает, что письмо заместителя начальника полиции УМВД РФ по <адрес> от дата №1/10-10146, из которого невозможно уяснить, какому из перечисленных в исковом заявлении двенадцати положений п.6.1 ГОСТа Р52044-2003 не соответствует размещение рекламных конструкций, владельцем которых является ООО «Реклама-Сервис», само по себе не является доказательством неправомерного размещения рекламных конструкций и не может заменить соответствующего процессуального акта о выявленных конкретных недостатках в размещении рекламных конструкций в индивидуально определённом на земной поверхности месте.

 Кроме того, изложенные в исковом заявлении доводы о неправомерном размещении рекламных конструкций, владельцем которых является ООО «Реклама-Сервис» не соответствуют действительности и не подтверждаются материалами дела.

 Определение и согласование места установки рекламной конструкции и последующее её обустройство в конкретных местах на <адрес>, Орджоникидзе; Ленина, 243 (Пушкинский); Ленина, Маяковского; Лермонтова,206 (мин.Труда); Лермонтова,208; Лермонтова, 221; Мира,343- Пушкина; Мира, Артема; Объездная (пер.Гвардейский,8); Объездная,3; Объездная, 5Б, Литейный; Пионерская, (верх); Пионерская,(средний); <адрес> (Максидом); <адрес>, 40; <адрес> (з-д «Красный металлист») ; <адрес>, 34; <адрес>, 36; <адрес>, 38; <адрес>, 9А; <адрес>, 20А(СОУ); <адрес>, 26; <адрес>, 6; <адрес>, Пионерская; <адрес>, 40 было произведено ООО «Реклама-Сервис», не самовольно и не без соблюдения соответствующих правовых предписаний, а на основании и в соответствии с существовавшими на момент их установки нормативными требованиями не противоречащими предписаниям закона.

 Подтверждением этому является то, что рекламные конструкции, владельцем которых в настоящее время является ООО «Реклама-Сервис», были установлены на основании легитимных и никем не оспоренных гражданско-правовых договоров, заключённых с Комитетом градостроительства Администрации <адрес> и в соответствии с разрешениями на установку, выданным соответствующим управомоченным органом - комитетом градостроительства Администрации <адрес>. Индивидуально определённое место размещения рекламных конструкций было определено в соответствии с приложениями к договорам и не противоречит требованиям Федерального закона «О рекламе» № 38-Ф3 от дата Во всяком случае истец не предоставил суду доказательств обратного.

 Суду также не предоставлены фактические данные о том, что ООО «Реклама-Сервис» осуществляет эксплуатацию рекламных конструкций в ином месте не соответствующем условиям договоров.

 2. Ссылка истца на якобы нарушение ответчиком положений документа (ГОСТ Р52044-2003), нарушить требования которого невозможно, поскольку он носит не общеобязательный для исполнения, а рекомендательный характер.

 Истец полагает, что основанием для демонтажа рекламных конструкций является обстоятельство несоответствия в настоящее время места установки рекламной конструкции в положениям п. 6.1 ГОСТ Р52044-2003.

 Указанный довод не может являться основанием для принятия решения о демонтаже рекламных конструкций по следующим основаниям:

 Истцом абсолютно не конкретизировано, и не указано какие из указанных двенадцати положений Государственного стандарта (ГОСТ) Р52044-2003 в редакции от дата не соблюдены либо нарушены ООО «Реклама-Сервис», настолько, что бы это повлекло ущемление прав неограниченного круга лиц, в интересах которых заявлены исковые требования.

 Однако, если это и было бы установлено и на это бы указывалось в исковом заявлении, то и несоответствие по мнению истца размещения рекламных конструкций требованиям ГОСТ Р52044-2003 всё равно не могло бы явиться основанием для их демонтажа по следующим основаниям.

 В Российской Федерации Федеральным законом о техническом регулировании № 184-ФЗ от дата разделены понятия «технический регламент» и «стандарт», в связи с чем все стандарты утратили обязательный характер и применяются добровольно. До дата в период до принятия соответствующих технических регламентов, закон предусматривал обязательное исполнение требований стандартов в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества. физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. В соответствии со ст. 46 Федерального закона о техническом регулировании № 184-ФЗ, с дата все нормативные правовые акты и нормативные документы в области технического регулирования, не включенные в перечень обязательных, имеют добровольное применение.

 Сведений о том, что не являющийся нормативно-правовым актом Государственный стандарт Р52044-2003 в редакции от дата включён в перечень обязательных истцом суду не предоставлено.

 Государственный стандарт, в отличие от технического регламента, не являясь нормативно-правовым актом, не вводит безусловного запрета на размещение средств наружной рекламы, например, в следующей форме: «запрещается размещать средства наружной рекламы на разделительной полосе», а лишь в рекомендательной форме указывает, что такие средства рекламы не должны быть там размещены. В указанном стандарте, не являющимся нормативно-правовым актом, не даётся и разъяснений по поводу того, каким образом следует поступать со средствами наружной рекламы, которые на законных основаниях уже были установлены ранее в местах, в которых с дата % стандартом не рекомендовано размещать средства наружной рекламы. Равно в указанном ГОСТе нигде и не указано на пределы его действия и общеобязательность его исполнения всеми субъектами правоотношений, осуществляющих свою деятельность в сфере производства и размещения рекламы.

 В приведённой связи следует отметить, что Государственный стандарт — это основная категория стандартов ранее существовавших в СССР, а сегодня межгосударственный стандарт в СНГ. Принимается Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС). В настоящее время государственные стандарты являются нормативными неправовыми актами.

 Стандарты, принятые до 1996 года, являлись нормативно-правовыми актами и поэтому были обязательными для применения в тех областях, которые определялись преамбулой самого стандарта. Для документов, принятых после 1996 года, нормативность сама по себе перестала означать обязательность документа. В настоящее время документ становится обязательным нормативно-правовым актом после регистрации в Минюсте.

 Государственный стандарт Р52044-2003 в редакции от дата в Минюсте не зарегистрирован.

 Напротив, Технический регламент — это документ (нормативный правовой акт), устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации), в отличие от ИСО, ГОСТ, ТУ и других стандартов, имеющих добровольный характер применения. Понятия "Регламент" и "Технический регламент" в России впервые введены изменением № (1996 год) в ГОСТ Р 1.0-92. Согласно этим определениям Регламент — документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органами власти. Технический регламент — регламент, устанавливающий характеристики продукции (услуги) или связанных с ней процессов и методов производства. Он может также включать требования к терминологии, символам, упаковыванию, маркированию или этикетированию, либо быть целиком посвященным этим вопросам.

 В соответствии со ст.4 Федерального закона «О рекламе» от дата № 38-Ф3 «Законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона». Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

 В соответствии с частью 4 ст. 19 Федерального закона «О Рекламе» в последней редакции от дата года, «Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента». В настоящее время такой технический регламент устанавливающий обязательные требования в части размещения рекламной конструкции ещё не принят.

 Следует особо отметить, что профильным комитетом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (РОССТАНДАРТ) - Техническим комитетом по стандартизации - ТК 467 Наружная реклама и информационные знаки для общественных мест, ещё в 2006 году по соответствующему запросу Председателя Комитета по наружной рекламе коммуникационных Агентств России было дано разъяснение, не утратившее своей актуальности и до настоящего времени, о том, что государственный стандарт P52044-2003 может применяться только на добровольной основе, а соответственно никакой надзорный орган не вправе требовать обязательности применения положений документа имеющего рекомендательных характер применения.

 3. Непредоставление истцом суду хоть каких-нибудь доказательств нарушения ответчиком хоть каких-нибудь норм Федерального законодательства

 В соответствии с ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 Однако, истцом суду не представлено никаких конкретных фактических доказательств и того, что расположение рекламных конструкций владельцем которых является ООО «Реклама-Сервис», каким либо образом создаёт угрозу безопасности дорожного движения, например ограничивает видимость технических средств регулирования дорожного движения, ограничивает видимость пешеходов либо транспортных средств, и способно каким-либо иным негативным образом повлиять на безопасность дорожного движения.

 В обоснование своих требований, истец голословно и бездоказательно ссылается на то, что как указано на листе 4 искового заявления подобное (непонятно какое), расположение рекламной конструкции создаёт реальную угрозу (непонятно какую, каким образом и в связи с чем) участникам дорожного движения. Истцом также не указано, а соответственно и не представлено никаких доказательств того, в чём же выражается нарушение и каких прав граждан нахождением рекламных конструкций владельцем которых является ООО «Реклама-Сервис» в указанном в исковом заявлении местах. Истцом не представлено никаких доказательств того, что несоответствие по мнению истца расположения рекламных конструкций требованиям государственного стандарта, создаёт помехи в восприятии водителями дорожной обстановки (например заключения соответствующей экспертизы или каких либо статистических исследований общественного мнения). С таким же успехом бездоказательно можно было бы заявить, что расположение рекламной конструкции помогает водителям в восприятии дорожной обстановки и способствует безопасному дорожному движению транспортных средств и пешеходов, поскольку привлекает их внимание к средствам регулирования дорожного движения.

 Из мотивировочной части искового заявления невозможно понять - какие же права граждан, закреплённые в Конституции Российской Федерации и иных Законах Российской Федерации и в чём конкретно и они нарушены. Истцом не приведено ни одного конкретного факта хотя бы одного дорожно-транспортного происшествия, либо иного негативного влияния на безопасность дорожного движения, а соответственно какой либо материализованной реальной угрозы безопасности дорожного движения, имеющего непосредственное отношение к рекламным конструкциям владельцем которых является ООО «Реклама-Сервис».

 Кроме всего, утверждение о том, что рекламные конструкции размещены с нарушением не указано каких требований безопасности дорожного движения, не соответствует действительности, поскольку невозможно нарушить того, что носит рекомендательный характер, и за нарушение чего не установлена никакая ответственность.

 В связи с изложенным, просит суд отказать в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора <адрес> в порядке ст. 45 ГПК РФ к ООО «Реклама-Сервис».

 Представитель ответчика Комитета градостроительства администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление представителя по доверенности Беляева С.И. о рассмотрении дела в отсутствие ответчика Комитета градостроительства администрации <адрес>. На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика Комитета градостроительства администрации <адрес>.

 Представитель третьего лица Управления МВД России по <адрес> Снимщиков А.Б. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований заместителя прокурора <адрес>
<адрес> в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Реклама-сервис», Комитету градостроительства администрации <адрес> об обязании демонтировать рекламные конструкции.

Суд, выслушав объяснения представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

 В соответствие со ст. 55 ГПК доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

 В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.

 В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 В соответствии со ст. 19 Федерального закона от дата N 38-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.

 В силу ч. 5 ст. 19 ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

 В соответствии с п.15.1 ст. 15 Федерального закона от дата N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от дата N 38-ФЗ «О рекламе».

 Как установлено в судебном заседании, дата между Комитетом градостроительства администрации <адрес> и ООО «Реклама-Сервис» заключен договор о предоставлении права на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, присоединяющихся к недвижимому имуществу, находящемуся в муниципальной собственности <адрес>, ведении или управлении и распоряжении органов местного самоуправления
<адрес>, муниципальных организаций. Срок действия договора установлен сторонами с дата по дата г.

 Пункт 4 ст. 19 ФЗ «О рекламе» предусматривает, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

 В силу п. 5 ч. 3 ст. 25 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются: установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения.

 В соответствии с ч. 1 ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.

 До настоящего времени технический регламент, устанавливающий технические требования к рекламной конструкции, не принят.

 Требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены в ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения».

 Согласно разделу 1 данного ГОСТа «Область применения» стандарт устанавливает общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения, а также требования к знакам информирования об объектах притяжения (раздел 6).

 Пунктом 6.1 названного ГОСТа предусмотрено, что средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены, в том числе, сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м - в населенных пунктах; над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах.

 Материалами дела установлено, что рекламные конструкции, принадлежащие ООО «Реклама-Сервис», расположены в <адрес>, Орджоникидзе; Ленина, 243 (Пушкинский); Ленина, Маяковского; Лермонтова,206 (мин.Труда); Лермонтова,208; Лермонтова, 221; Мира,343-Пушкина; Мира, Артема; Обьездная (пер. Гвардейский, 8); Объездная, 3; Объездная, 5Б, Литейный; Пионерская,(верх); Пионерская,(средний); <адрес> (Максидом); <адрес>, 40; <адрес> (з-д «Красный металлист»); <адрес>, 34; <адрес>, 36; <адрес>, 38; <адрес>, 9А; <адрес>, 20А(СОУ); <адрес>, 26; <адрес>, 6; <адрес>, Пионерская; <адрес>, 40.

 Поводом для обращения прокурора в суд послужили, по словам истца, итоги проведенной прокурорской проверки о нарушении законодательств о безопасности дорожного движения, предупреждения дорожно-транспортных происшествий.

 Однако, суду не представлены доказательства, объективно подтверждающие нарушение ответчиком законодательства в области безопасности дорожного движения и предупреждения дорожно-транспортных происшествий.

 Рекламные конструкции, которые прокурор просит в своем иске демонтировать, установлены на основании договора от дата г., который в настоящее время никем не оспорен, не признан недействительным.

 Срок, установленный сторонами в п. 2 Договора, истек дата г., однако, по условиям договора рекламораспостранитель, в случае намерения продолжать использование рекламных конструкций по истечении срока, обязан письменно уведомить Комитет не менее, чем за два месяца.

 На момент окончания срока действия договора, в ФЗ «О рекламе» внесены изменения, касающиеся порядка заключения договоров, в том числе, на основании утвержденных схем. Схема размещения рекламных конструкций, на основании которой возможно заключение новых договоров, утверждена не была.

 То обстоятельство, что стороны пришли к соглашению о пролонгации договора на прежних условиях, подтверждается актами сверок расчетов по договору от дата г., что соответствует положениям ч. 3 ст. 425 ГК РФ о действии договора действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

 Исходя из изложенного, не имеется оснований полагать, что рекламные конструкции установлены ответчиком самовольно, либо в нарушение установленных законом норм.

 Подлежит отклонению и довод истца о нарушении ГОСТ Р 52044-2003 при установке рекламных конструкций.

 Как установлено в судебном заседании, рекламные конструкции должны быть установлены в соответствии с требованиями технических регламентов, которые в настоящее время не утверждены. Более того, Постановлением Госстандарта РФ от дата N 4 признаны национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 01.07.2003, в том числе ГОСТ Р 52044-2003, и установлены требования по обязательности их применения, аналогичные тем, которые предусмотрены вышеизложенным пунктом 1 ст. 46 ФЗ "О техническом регулировании" от дата N 184-ФЗ.

 Таким образом, обязательность использования требований ГОСТ Р 52044-2003 установлено лишь в случаях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей. Доказательств того, что расположение данных рекламных конструкций существенно ущемляет права граждан - участников дорожного движения на обеспечение безопасности жизни и здоровья, истцом суду не представлено.

 Как указывалось ранее, порядок размещения и установки рекламных конструкций определен в статье 19 Федерального закона РФ «О рекламе».

 В соответствии с пунктом 5.1 вышеназванной статьи, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Согласно пункта 5.8 Федерального закона РФ «О рекламе» органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.

 Из пункта 9 Федерального закона РФ «О рекламе» следует, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

 Таким образом, из положений ст. 19 Федерального закона РФ «О рекламе», следует, что разрешение на установку рекламной конструкции является документом, подтверждающим соответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте требованиям нормативных правовых актов.

 Ответчик в установленном законом порядке получил соответствующие разрешения на установку рекламных конструкций, после чего заключил с комитетом градостроительства администрации <адрес> договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с приложенными схемами их размещения. Ни разрешения, ни договоры на установку рекламных конструкций правообладателем земельных участков или иным лицом в установленном законом порядке не оспорены.

 На момент окончания срока действия договоров, в Федеральный закон «О рекламе» внесены изменения, касающиеся порядка заключения договоров, в том числе, на основании утвержденных схем.

 Администрацией <адрес> схема размещения рекламных конструкций, на основании которой возможно заключение новых договоров, на момент вынесения судебного решения не утверждена.

 Соответственно, в связи с отсутствием в настоящее время схемы размещения рекламных конструкций, утвержденной органами местного самоуправления, к действующим правоотношениям по эксплуатации рекламных конструкций, установленных ранее с соблюдением нормативных требований, должен применяется ранее действовавший порядок их размещения и эксплуатации.

 Рекламные конструкции ООО «Реклама Сервис», были установлены в строгом соответствии с действовавшими на момент их установки нормативными требованиями. Никаких доказательств тому, что с момента установки рекламных конструкций место и порядок расположения спорных рекламных конструкций было изменено, истцом не представлено.

 При таких обстоятельствах, суд считает доводы искового заявления необоснованными, а иск заместителя прокурора <адрес>
<адрес> в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Реклама-сервис», Комитету градостроительства администрации <адрес> об обязании демонтировать рекламные конструкции не подлежащим удовлетворению.

 На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

 В удовлетворении иска заместителя прокурора <адрес>
<адрес> в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Реклама-сервис», Комитету градостроительства администрации <адрес> об обязании демонтировать рекламные конструкции – отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Промышленный районный суд
<адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Судья подпись А.Н. Бондаренко

 Копия верна. Судья А.Н. Бондаренко