Дело № 2-2187/2016 Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
г. Магнитогорск 11 июля 2016 года
Ленинский районный суд г.Магнитогорска Челябинской области, в составе:
председательствующего судьи Филимоновой А.О.
при секретаре Зиннатуллиной Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Русляковой Т.К. к администрации г. Магнитогорска о признании права пользования жилым помещением, обязании заключить договор соцнайма, признании отказа незаконным, признании права на приватизацию квартиры,
У С Т А Н О В И Л:
Руслякова Т.К. обратилась в суд с иском к Администрации г.Магнитогорска, с учетом уточненного иска просила суд: признать за ней право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> на условиях социального найма; обязать ответчика заключить с ней и членами ее семьи договор социального найма на указанное жилое помещение; признать за ней право на приватизацию указанной выше квартиры и признать отказ в приватизации занимаемой ей и членами ее семьи квартиры – недействительным.
В обоснование уточненного иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ на основании ордера была вселена вместе с членами своей семьи в служебное помещение, расположенное по адресу: <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в данной квартире и с этого времени и по настоящий момент проживает в ней, производит ремонт, оплачивает коммунальные платежи, тем самым выполняя обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Администрацией г. Магнитогорска отказано в заключении с ней договора и в бесплатной передаче в общую собственность данной квартиры, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ ею были совершены намеренные действия по ухудшению жилищных условий. Отказ считает незаконным поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право на приватизацию ею не использовано (л.д. 96- 97).
В судебное заседание истица Руслякова Т.К. не явилась, о слушании дела надлежащим образом извещена, просила рассмотреть дело без ее участия (л.д. 104). Представитель истца по доверенности Ткачева Е.А. (л.д. 6) уточненные исковые требования поддержала.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г.Магнитогорска участия не принял, в порядке подготовки иск не признала, представила мнение по иску (л.д. 78-79); о дне слушания извещена (л.д. 99, 100).
Третьи лица Бикмаметова С.В., Баюшта А.А., Руслякова О.В. действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Т.Н.К.., при должном извещении в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, не возражали против удовлетворения исковых требований (л.д. 101-103).
Заслушав представителя истца, исследовав все материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению в части.
Право на жилище, согласно ст. 17 Конституции РФ, принадлежит каждому от рождения. В жилищном законодательстве это свойство права на жилище проявляется, в частности, в том, что в состав членов семьи нанимателя, имеющих право на жилое помещение, включаются совершеннолетние лица, дети. Право на жилище, провозглашенное в указанной статье, относится к числу основных прав, и поэтому в силу ст.17 Конституции РФ этому праву свойственна неотчуждаемость: право на жилище не может быть изъято государством у гражданина либо ограничено в объеме, кроме случаев, прямо указанных в самой Конституции РФ и в законе.
Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу ч. 1 ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение включалось в число служебных решением соответствующего местного уполномоченного органа исполнительной власти.
По общему правилу (ч. 2 ст. 105 ЖК РСФСР) служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации соответствующего предприятия, в соответствии с которым местным уполномоченным органом исполнительной власти выдавался ордер на служебное жилое помещение. Ордер являлся безусловным основанием для заключения с гражданином, на имя которого он был выдан, договора найма служебного жилья (ст. 106, 51 ЖР РСФСР).
В силу ст. 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с ч.3 ст.104 ЖК РФ, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции 2002 года) местом жительства гражданина является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, – жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие и т.д.), а также иное жилое помещение.
Согласно ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, из судебных решений,…, вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В соответствии с п. 17 «Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ», утвержденного Приказом ФМС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, для регистрации по месту жительства гражданин предоставляет документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение.
При регистрации в помещениях муниципального жилого фонда правоустанавливающим документом, подтверждающим наличие права пользования жилым помещением, является договор найма (социального).
В силу требований ст.ст. 671, 672, 673, 678 ГК РФ по договору найма жилого помещения собственник жилого помещения обязуется предоставить другой стороне жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем. В муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Объектом договора найма может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания. Наниматель обязан использовать жилое помещение только для проживания, обеспечивать его сохранность и поддерживать его в надлежащем состоянии.
Материалами дела подтверждается, сторонами не оспаривается, что спорное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду (служебное жилье).
Согласно ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 61 ЖК РФ пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.
Согласно ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Собственник служебного жилищного фонда, каковым в данном случае является орган местного самоуправления, в пределах своих полномочий вправе самостоятельно решать вопросы местного значения и распоряжаться муниципальной собственностью, самостоятельно принимать решения по вопросам приватизации служебных жилых помещений, в том числе в форме нормативных актов, определяющих основания и условия передачи таких помещений в собственность их нанимателей, а также заключения договора социального найма.
В судебном заседании установлено, что Муниципальное образование «Город Магнитогорск» является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской № от ДД.ММ.ГГГГ из реестра муниципального имущества г. Магнитогорска (л.д. 80).
Жилое помещение, состоящее из двух комнат, расположенное по адресу: <адрес> было предоставлено истицы и членам ее семьи – дочерям Р.Е.В. и Р.О.В..) как работнику АО «<данные изъяты>» на основании служебного ордера от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8). Спорная квартира предоставлена истцу в связи с трудовыми отношениями, что подтверждается трудовой книжкой (л.д. 13-20).
Из справки МП «ЕРКЦ» г. Магнитогорска от ДД.ММ.ГГГГ№ и паспорта истца следует, что Руслякова Т.К. зарегистрирована по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по служебному ордеру, является нанимателем. Кроме нее в квартире зарегистрированы члены ее семьи: Б. (Б., Р.) С.В. – <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, Р.О.В. (<данные изъяты>) с ДД.ММ.ГГГГ, Т.Н.К.. (<данные изъяты>) с ДД.ММ.ГГГГ, Б.А.А.. (<данные изъяты>) с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7, 9).
Проживая на постоянной основе в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, истица оплачивает жилищно-коммунальные услуги (в том числе и наем жилого помещения), поддерживает квартиру в надлежащем санитарно-техническом состоянии, неоднократно производила ремонты, то есть исполняет все обязанности нанимателя жилого помещения, предусмотренные договором социального найма (л.д. 106).
В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
В рамках указанных положений федерального закона Решением Магнитогорского городского Собрания депутатов Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок принятия решения о приватизации служебных жилых помещений муниципального фонда города Магнитогорска.
В соответствии с указанным Порядком (п. 2 п.п. 5, п.9 п.п.5) служебное жилое помещение, предоставленное до ДД.ММ.ГГГГ, может быть приватизировано гражданами, постоянно проживающими в данном служебном помещении и не обладающими правом пользования другим жилым помещением, расположенным на территории города, либо не являющимися собственниками жилых помещений (их долей), если они: лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее семи лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"). Заявителю может быть отказано в приватизации служебного жилого помещения по следующим основаниям:
- на момент подачи заявления о приватизации служебного жилого помещения не прошло пяти лет со дня совершения заявителем намеренных действий по ухудшению жилищных условий.
Как следует из оспариваемого отказа администрации г.Магнитогорска ДД.ММ.ГГГГ в заключении договора приватизации служебного жилого помещения, истице отказано, поскольку на момент подачи заявления о приватизации служебного жилого помещения не прошло пяти лет со дня совершения заявителем намеренных действий по ухудшению жилищных условий, а именно ДД.ММ.ГГГГ истица произвела отчуждение, принадлежащего ей на праве общей долевой собственности <данные изъяты> доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 10, 82).
Из материалов регистрационного дела на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> следует, что право собственности истицы на <данные изъяты> долю в данной квартире возникло на основании свидетельства <данные изъяты>. По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ указанная доля была продана С.А.С. и С.Л.Е. Государственная регистрация права собственности произведена ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 84 – 86).
Руслякова Т.К. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма не состоит, что подтверждается сообщением Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Магнитогорска от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 81);
Следовательно, отказ Администрации МО г. Магнитогорск истице в приватизации именно служебного жилого помещения основан на положениях ФЗ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", и принятого в соответствии с ним Порядка принятия решения о приватизации служебных жилых помещений муниципального фонда города Магнитогорска.
Поэтому требования истца о признании отказа в приватизации занимаемой ей и членами ее семьи квартиры недействительным удовлетворению не подлежат.
Как следует из справки ОГУП «Обл. ЦТИ по Челябинской области Магнитогорского филиала Руслякова Т.К. своего права на приватизацию в г. Магнитогорске по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не использовала ( (л.д. 95). Следовательно, отсутствуют основания для признания за ней такого права в судебном порядке, поскольку ее право не нарушено.
В соответствии с ч. 3 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан: использовать жилое помещение по назначению, обеспечивать сохранность жилого помещения, поддерживать надлежащее состояние его, проводить текущий ремонт жилого помещения, своевременно вносить плату за жилое помещение.
Поскольку все эти обязанности, возложенные законом на нанимателя жилого помещения по договору социального найма, Русляковой Т.К. и членами ее семьи исполнялись в полном объеме, то следует за ней признать право пользования указанной квартирой не как служебным жилым помещением, а как используемой по договору социального найма, обязав ответчика заключить таковой с истцом.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Русляковой Т.К. к администрации г. Магнитогорска о признании права пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма, признании отказа незаконным, признании права на приватизацию квартиры – удовлетворить в части.
Признать за Русляковой Т.К. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> на условиях социального найма.
Обязать Администрацию г. Магнитогорска заключить с Русляковой Т.К. договор социального найма в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В остальной части исковые требования Русляковой Т.К. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Магнитогорска.
Председательствующий: