ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2187/2021 от 13.01.2022 Тамбовского районного суда (Тамбовская область)

УИД 68RS0004-01-2021-002735-53

Дело № 2-64/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 января 2022 года г. Тамбов

Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:

судьи Дюльдиной А.И.,

при секретаре Чеботарёвой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Тамбовского района Тамбовской области, администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилой дом,

установил:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к администрации Тамбовского района Тамбовской области, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на объект индивидуального жилищного строительства – жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>

Исковые требования мотивированы тем, что истец является арендатором земельного участка по указанному адресу с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, площадью <данные изъяты> кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ истец представил уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства с приложением всех необходимых документов.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Тамбовского района Тамбовской области выдано уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Истец произвел строительство в полном соответствии с ранее поданными документами.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в Управление Росреестра по Тамбовской области за регистрацией права собственности на построенный объект, и ДД.ММ.ГГГГ получил уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации в связи с несоответствием технического плана от ДД.ММ.ГГГГ по содержанию требованиям к подготовке технического плана, утвержденным Приказом министерства экономического развития РФ от 18.12.2015 № 953, а также в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении указанного земельного участка установлено ограничение на основании положения об установлении запретных зон и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов. ДД.ММ.ГГГГ истец предоставил в Управление Росреестра дополнительные документы, однако ДД.ММ.ГГГГ получил уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации в связи с установлением ранее обозначенного ограничения.

Земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории, которая покрывает весь <адрес> и близлежащие населенные пункты. При этом объект индивидуального жилищного строительства построен на земельном участке, соответствующем виду объекта, на строительство было получено уведомление о соответствии, то есть строительство жилого дома соответствует всем предусмотренным нормам закона. Истец направил запрос в Министерство обороны РФ относительно того, создает ли строительство жилого дома по указанному адресу угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества, согласно полученному ДД.ММ.ГГГГ ответу рассмотреть вопрос размещения объекта недвижимого имущества на земельном участке в рамках норм действующего законодательства не представляется возможным. Из технического заключения ООО «Тамбовкоммунпроект» следует, что жилой дом соответствует всем градостроительным нормам и техническим регламентам.

Определениями суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление Росреестра по Тамбовской области, в качестве соответчика – администрация Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области.

Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что ссылка на спорный жилой дом как на самовольную постройку в исковом заявлении ошибочна, спорный жилой дом таковой не является, принимая во внимание, что он был возведен на принадлежащем истцу на законных основаниях земельном участке, с соблюдением норм действующего законодательства. Договор аренды земельного участка был заключен и строительство жилого дома было осуществлено до установления запретной зоны Министерством обороны РФ. Из Положения Министерства обороны РФ не усматривается запрет на регистрацию прав в отношении объекта либо невозможность регистрации прав на уже созданные объекты недвижимости на законных основаниях, возникших до установления обременений. Земельный участок застроен жилыми домами, находится на расстоянии более 500 метров от воинской части, не был изъят, и основания для его изъятия отсутствуют. Доказательства того, что на земельном участке с указанным видом разрешенного использования будет осуществляться деятельность, представляющая угрозу военному объекту, не представлены.

Представитель ответчика администрации Тамбовского района Тамбовской области в судебное заседание не явился, в лице начальника юридического отдела ФИО2 обратился с письменным ходатайством о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ранее в судебном заседании представители администрации Тамбовского района Тамбовской области по доверенности ФИО3 и ФИО4 пояснили, что договор аренды земельного участка был заключен до установления запретной зоны, земельный участок не находился и не находится в собственности Министерства обороны РФ.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся на основании ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ответчика администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области по доверенности ФИО5 в судебном заседании не возражала относительно удовлетворения заявленных исковых требований. Суду пояснила, что перед заключением договора аренды в установленном законом порядке были проведены торги, на дату проведения которых имелось постановление об утверждении схемы расположения земельного участка, и сведения об установлении запретной зоны в ЕГРН внесены не были.

Представитель ответчика Министерства обороны РФ по доверенности ФИО6 в судебном заседании возражал относительно удовлетворения заявленных исковых требований по мотивам, изложенным в письменных возражениях.

Представленные письменные возражения Министерства обороны РФ мотивированы тем, что Постановлением Правительства РФ от 05.05.2015 N 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» утвержден порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства. Пунктами 10-14 Положения установлены ограничения использования земельных участков в границах запретной зоны военного объекта, к каковым, в том числе, относится запрет на проведение строительных, хозяйственных и иных работ, запрет строительства объектов капитального строительства производственного и социально-бытового назначения, необходимость согласования с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект, проживания и нахождения физических лиц в границах запретной зоны. В силу п. 2 ст. 56 ЗК РФ особые условия использования земельных участков относятся к ограничениям прав на землю.

Приказом Министерства обороны РФ от 24.09.2018 «Об установлении зон с особыми условиями земель в отношении военных объектов центра материально-технического обеспечения Западного военного округа» в отношении военных объектов 1060 центра материально-технического обеспечения Западного военного округа» установлена запретная зона шириной 3000 метров и охранная зона шириной 400 метров военного объекта войсковой части (г.Тамбов), куда входит земельный участок по указанному в иске адресу.

ФИО1 было правомерно отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на дом в связи с установлением запретной зоны военного объекта. Срок обжалования уведомления о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ пропущен. На основании изложенного просит суд отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Управления Росреестра по Тамбовской области по доверенности ФИО7 поддержала доводы письменных пояснений по делу, согласно которым нормы п. 12 Положения применяются со дня внесения сведений о границах запретной зоны в ЕГРН. В данном случае сведения о границах запретной зоны были внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ на основании Приказа Министерства обороны Российской Федерации от 24.09.2018 № 675.

В соответствии с ч. 12 ст. 70 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» до 1 марта 2026 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок.

В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется.

В целях недопущения нарушений действующего законодательства при государственной регистрации прав на вновь созданные объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, в отношении которых установлена запретная зона, учитывая председательство Министерства обороны России в Межведомственной комиссии по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, направлялся запрос о том, создается ли угроза безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на спорный объект недвижимого имущества, однако ответ на запрос не поступил. Управление не имеет ни материальной, ни процессуальной заинтересованности в разрешении дела, в связи с чем удовлетворение требований оставляют на усмотрение суда.

В судебном заседании пояснила, что уведомления об установлении зоны Министерством обороны РФ до дня внесения сведений в ЕГРН не подавались.

Выслушав истца, учитывая позицию ответчиков и третьего лица, суд приходит к следующему.

Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 Конституции Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) закреплено право собственника земельного участка возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами.

Одним из видов таких ограничений являются ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий (п.п. 1 п. 2 ст. 56 ЗК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 56 ЗК РФ ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно п. 5 ч.1 ст.104 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях: обеспечение обороны страны и безопасности государства.

В целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий (ч.2).

В соответствии с п. 10 ст. 105 ЗК РФ могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий: зона охраняемого военного объекта, охранная зона военного объекта, запретные и специальные зоны, устанавливаемые в связи с размещением указанных объектов.

Порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны регламентируется Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2014 г. N 405 (далее Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что запретная зона - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.

В соответствии с п. 10 Положения на территории охранной зоны военного объекта без специального разрешения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект, запрещается:

а) проживание и (или) нахождение физических лиц;

б) осуществление хозяйственной и иной деятельности в соответствии с настоящим Положением;

в) размещение объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, устройство туристических лагерей и зон отдыха, размещение и оборудование стоянок автотранспорта, разведение открытого огня (костров), стрельба из любых видов оружия, использование взрывных устройств и пиротехнических средств, проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, за исключением противопожарных и других мероприятий по обеспечению безопасности военного объекта, в том числе фитосанитарных мероприятий, любыми лицами, за исключением лиц, обеспечивающих функционирование военного объекта или использующих его.

На территории зоны охраняемого военного объекта строительство объектов капитального строительства, ввод в эксплуатацию оборудования, создающего искусственные, в том числе индустриальные, радиопомехи, а также размещение и эксплуатация стационарного или переносного приемо-передающего оборудования с мощностью передатчиков более 5 Вт осуществляются исключительно по согласованию с федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в ведении которого находится военный объект. При этом параметры электромагнитной совместимости оборудования, создающего радиопомехи военному объекту, определяются по внешней границе зоны охраняемого военного объекта. На территории зоны охраняемого военного объекта не допускается ликвидация дорог и переправ, а также осушение и отведение русел рек (п.11).

На территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.

В пределах запретной зоны не допускается устройство стрельбищ и тиров, стрельба из всех видов оружия, а также использование взрывных устройств и пиротехнических средств.

Использование расположенных в границах запретной зоны водных объектов и воздушного пространства над ней регулируется нормами водного и воздушного законодательства Российской Федерации (п.12).

На территории специальной зоны ведение хозяйственной деятельности, строительство объектов капитального строительства, проживание и (или) нахождение физических лиц осуществляются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в ведении которого находится военный объект (п.12.1).

Отчуждение объектов недвижимого имущества, расположенных на территории запретной зоны, специальной зоны и создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества, осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке (п.14).

Как следует из материалов дела Постановлением администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области № 176 от 26.04.2019 утверждена схема расположения земельного участка по адресу: <адрес>, на кадастровом плане территории. Участок расположен в границах территориальной зоны Ж1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами», вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, категория земель - земли населенных пунктов, и образован из земель в кадастровом квартале , на кадастровом плане территории согласно приложению.

На основании Постановления администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ проведен аукцион на право заключения договора аренды указанного земельного участка.

Как следует из представленной выписки из ЕГРН Управления Росреестра по Тамбовской области, земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена. В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» администрация Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области уполномочен на распоряжение таким земельным участком. В период формирования земельного участка и проведения аукциона данные о том, что земельный участок расположен в границах запретной зоны, отсутствовали.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области и ФИО1 заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка.

Предметом договора является предоставленный на основании протокола об итогах аукциона от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства. Срок аренды участка – <данные изъяты> лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Договор аренды зарегистрирован в Управлении Росреестра ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 представил в администрацию Тамбовского района Тамбовской области уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового домика в соответствии с положениями Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ/пр.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Тамбовского района Тамбовской области по результатам рассмотрения представленных документов ФИО1 выдано уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке .

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в Управление Росреестра по Тамбовской области за регистрацией права собственности на жилой дом по указанному адресу.

10.02.2021 Межмуниципальным отделом по г. Котовску и Тамбовскому району Управления Росреестра по Тамбовской области (на территории Тамбовского района) выдано уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, мотивированное тем, что при проведении правовой экспертизы представленных документов было установлено несоответствие технического плана от ДД.ММ.ГГГГ требованиям к подготовке технического плана, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 18 декабря 2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений». Кроме того, при проведении правовой экспертизы установлено, что указанное здание расположено на земельном участке, в отношении которого ДД.ММ.ГГГГ установлено ограничение на основании Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2014 г. N 405.

В целях получения информации относительно того, влечет ли строительство указанного здания угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества Управлением Росреестра направлен соответствующим запрос в уполномоченный орган Министерства обороны РФ.

Осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации по указанному основанию приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ после обращения ФИО1 с документами в целях устранения выявленных недостатков технического паспорта, Межмуниципальным отделом по г. Котовску и Тамбовскому району Управления Росреестра по Тамбовской области (на территории Тамбовского района) выдано уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, мотивированное тем, что здание расположено на земельном участке, в отношении которого ДД.ММ.ГГГГ установлено ограничение на основании Положением, и Управлением направлен соответствующий запрос в Министерство обороны РФ.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра выдано уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации права ФИО1, мотивированное тем, что ответ на запрос, направленный в Министерство обороны РФ, в Управление Росреестра не поступил. Заявителю разъяснено его право на повторное обращение в Управление за регистрацией права собственности в случае устранения причин, препятствующих государственному кадастровому учету и государственной регистрации права.

Как следует из пояснений представителя Управления Росреестра по Тамбовской области в судебном заседании, ответ на запрос в отношении спорного жилого дома не поступил до настоящего времени.

В целях устранения препятствий в государственной регистрации права собственности ФИО1 обратился в Министерство обороны РФ с заявлением о согласовании размещения объекта недвижимого имущества на земельном участке с кадастровым номером .

ДД.ММ.ГГГГ референтом Департамента военного имущества Минобороны России в адрес ФИО1 направлено сообщение, согласно которому рассмотреть вопрос размещения объекта недвижимого имущества на земельном участке с кадастровым номером в рамках норм действующего законодательства не представляется возможным, со ссылкой на положения п. 3 ст. 106 ЗК РФ и п. 23 Положения.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что земельный участок, на котором расположено спорное жилое помещение не является собственностью Министерства обороны РФ, за Министерством обороны РФ отдельными приказами Министра обороны РФ или Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ за учреждением не закреплен, сформирован и предоставлен истцу в аренду в соответствии с требованиями ЗК РФ. Строительство спорного жилого дома начато и завершено до дня установления на указанном земельном участке запретной зоны Министерства обороны РФ. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривалось.

Согласно представленному техническому заключению ОАО «Тамбовкоммунпроект» от ДД.ММ.ГГГГ объемно-планировочное решение и конструкция жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, отвечают градостроительным, строительным, санитарным, противопожарным нормам и Федеральному Закону № 384 от 30.12.2009 г. «Технический регламент безопасности зданий и сооружений и не создает угрозу жизни и здоровью граждан». Эксплуатация в соответствии с санитарными, противопожарными и строительными нормами жилого дома по своему назначению возможна.

В ходе рассмотрения дела начальником штаба материально-технического обеспечения Западного военного округа представлено сообщение, согласно которому запрос Управления Росреестра по Тамбовской области о создании угрозы безопасности военного объекта в отношении спорного жилого дома не поступал. Вместе с тем, жилой дом расположен в запретной зоне критически важного военного объекта, в границах которой запрещается или ограничивается хозяйственная или иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершения террористического акта. На территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества. В пределах запретной зоны не допускается устройство стрельбищ и тиров, стрельба из всех видов оружия, а также использование взрывных устройств и пиротехнических средств. Отчуждение объектов недвижимого имущества, расположенных на территории запретной зоны и создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества, осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке. На основании изложенного определить степень опасности для военного объекта и расположенного на его территории имущества не представляется возможным, так как не располагают сведениями по дальнейшему использованию указанного имущества и характеру деятельности истца после получения его в собственность.

Принимая во внимание предусмотренные Положением цели установления запретной зоны, Министерство обороны РФ, реализуя поставленные перед ним задачи, не может действовать только исходя из обеспечения приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам государства.

Между тем, учитывая, что на дату выделения земельного участка в аренду и завершения строительства информация о наличии ограничений не содержалась в генеральном плане сельского поселения, на местности границы запретной зоны обозначены не были, в ЕГРН соответствующие сведения не были внесены, с учетом положений ст. 222 ГК РФ, спорный жилой дом не может быть признан самовольной постройкой, возведенной с нарушением ограничений, установленных для запретной зоны. Указанная правовая позиция изложена в п. 5 Обзоре судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23 июня 2021 г.)

Кроме того, в силу прямого указания пункта 15 Положения нормы, предусмотренные пунктами 10 - 14 настоящего Положения, применяются со дня внесения сведений о границах запретной зоны, специальной зоны в государственный кадастр недвижимости.

Аналогичные положения закреплены в ст. 107 ЗК РФ, согласно которой со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 4 настоящей статьи. Реконструкция указанных зданий, сооружений может осуществляться только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории.

Требование о выкупе земельного участка и расположенного на нем жилого дома или о сносе жилого дома с возмещением убытков в соответствии с положениями ст. 107 ЗК РФ в ходе рассмотрения дела не заявлено.

Вопреки доводам ответчика Министерства обороны РФ в отношении предоставленного в аренду земельного участка определен вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. Сведения о нарушении истцом требований законодательства путем использования предоставленного земельного участка не по целевому назначению суду не представлены.

Характер дальнейшего использования спорного жилого дома определен в п. 39 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, согласно которому объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Срок обжалования уведомления о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав не является юридически значимым обстоятельством при рассмотрении настоящего дела, принимая во внимание, что истцом избран иной способ защиты нарушенного права путем обращения в суд с иском о признании за ним права собственности на жилой дом.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что конституционные гарантии охраны частной собственности законом, выражающие принцип ее неприкосновенности, а также конституционные гарантии судебной защиты распространяются как на сферу гражданско-правовых отношений, так и на отношения государства и личности в публично-правовой сфере. Вместе с тем право собственности не является абсолютным, его ограничения могут вводиться федеральным законом, если они необходимы для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, как это вытекает из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с иными ее нормами, в частности статьями 17 (часть 3) и 19 (части 1 и 2). Такие ограничения должны отвечать требованиям справедливости, разумности и соразмерности. Вмешательство государства в отношения собственности не должно быть произвольным и нарушающим равновесие между интересами общества и условиями защиты основных прав личности, что предполагает разумную соразмерность между используемыми средствами и преследуемой целью, с тем чтобы обеспечивался баланс конституционно признаваемых ценностей и лицо не подвергалось чрезмерному обременению (постановления от 16 июля 2008 года N 9-П, от 31 января 2011 года N 1-П, от 31 октября 2019 года N 32-П, от 5 марта 2020 года N 11-П).

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что требования действующего законодательства при предоставлении истцу земельного участка были соблюдены, запретная зона установлена Министерством обороны РФ после предоставления истцу земельного участка и завершения строительства на нем жилого дома, суд находит заявленные ФИО1 исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать за ФИО1 право собственности на жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (согласно техническому плану здания, составленному кадастровым инженером ФИО8ДД.ММ.ГГГГ).

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Тамбовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 20 января 2022 г.

Судья А.И. Дюльдина