ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2188/18 от 26.12.2018 Феодосийского городского суда (Республика Крым)

Дело № 2-2188/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Чибижековой Н.В.,

с участием секретаря Аблязовой Э.Р.,

истца ФИО2,

представителя истца ФИО2,

представителей истцов ФИО3,

представителя ответчиков ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вронского ФИО12 и Вронского ФИО13 к Федеральному государственному бюджетному учреждению науки «Карадагская научная станция им. Т.И. Вяземского – природный заповедник РАН», Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (третье лицо – Федеральное агентство научных организаций Российской Федерации) о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, -

УСТАНОВИЛ:

В октябре 2018 года ФИО2 ФИО14 и ФИО2 ФИО15 обратились в суд с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению науки «Карадагская научная станция им. Т.И. Вяземского – природный заповедник РАН», в котором просят признать за ними в порядке приватизации право собственности на жилой дом площадью 116,6 кв.м., жилой площадью 53,1 кв.м. с пристройками и тамбуром лит. «А», лит. «а», лит. «а1», лит. «а2», лит. «а3», лит. «а4», лит. «а4», расположенный по адресу: <адрес>, в равных долях.

В обоснование требований указано, что ФИО2 ФИО16 на основании постановления Президиума АН УССР № 350 от 01 октября 1986 года был направлен на работу руководителем КО ИнБЮМ. Решением исполнительного комитета Щебетовского поселкового совета Судакского района Крымской области № 97 от 18 августа 1987 года утверждено постановление совместного заседания профкома и администрации Карадгского отделения Института биологии южных морей от 27 ноября 2986 года «О предоставлении квартиры Вронскому ФИО17» по <адрес> в <адрес>, и ему вместе с членами его семьи был предоставлен жилой дом по <адрес> в <адрес>. 10 сентября 1989 года он заключил договор найма жилого помещения в жилом доме по <адрес> в <адрес>. С указанного периода времени он и члены его семьи постоянного проживают и пользуются данным жилым домом, другого жилья не имеют. На момент предоставления ему жилого дома для проживания земельный участок, на котором он находился, не относился к землям Карадагского государственного заповедника. На основании решения 26 сессии 21 созыва Щебетовского поселкового совета народных депутатов от 01 апреля 1995 года Вронскому ФИО18 было разрешено осуществить пристройку к дому по <адрес> автономной котельной, погреба размером 2 м. х 6 м., строительство сарая размером 3 м. х 4 м. Решением 26 сессии 23 созыва Щебетовского поселкового совета г. Феодосии № 185 от 17 мая 2001 года отказано Карадагскому природному заповеднику в составлении проекта отвода земельного участка на том основании, что не представлено документов на организацию заповедника из земель п. Курортное. В 2006 году Карадагский природный заповедник Национальной Академии наук Украины получил государственный акт на право собственности на земельный участок, однако земельный участок был передан Карадагскому природному заповеднику Национальной Академии наук Украины с нарушениями норм действующего на тот момент законодательства. На основании положений Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» он (ФИО2 ФИО19) обратился в Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Карадагская научная станция им. Т.И. Вяземского – природный заповедник РАН» с заявлением о передаче ему в собственность в порядке приватизации указанного жилого дома, однако, ему было отказано, поскольку жилой дом расположен на территории природного заповедника. Полагает, что ему незаконно отказано в передаче в собственность жилого дома в порядке приватизации. Кроме того, указывает, что имеется судебная практика по делам с участием иных сторон (дела № 2-164/2015, № 2-1447/2011), по которым Железнодорожным районным судом г. Воронежа были приняты решения о признании права собственности на жилые помещения, расположенных в заповедниках.

Ссылаясь на вышеприведенное, указывая, что им незаконно отказано в оформлении в порядке приватизации права собственности на данный жилой дом, просили исковые требования удовлетворить.

В возражениях на исковое заявление представитель Министерства науки и высшего образования Российской Федерации – ФИО6, действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, ссылаясь на то, что спорное недвижимое имущество находится на праве оперативного управления Федерального государственного бюджетному учреждению науки «Карадагская научная станция им. Т.И. Вяземского – природный заповедник РАН». Указанное жилое помещение, которое занимают истцы, предоставлялось Вронскому ФИО20 по договору найма жилья в домах ведомственного фонда как работнику и приватизации не подлежит. Также, ссылаясь на положения Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Земельного кодекса Российской Федерации, указывая, что спорное жилое помещение расположено на земельном участке, который относится к землям особо охраняемых природных территорий, считает, что передача указанного недвижимого имущества в частную собственность приведет к дальнейшему нецелевому использованию земель заповедника.

В возражениях на исковое заявление Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Карадагская научная станция им. Т.И. Вяземского – природный заповедник РАН» просило в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, ссылаясь на то, что указанный жилой дом был предоставлен истцу Вронскому ФИО21 и членам его семьи в связи с трудовыми отношениями в научной организации на основании договора найма жилья в домах ведомственного жилого фонда. Доводы истцов, что земельный участок был передан Карадагскому природному заповеднику незаконно, уже были предметом судебного разбирательства, и решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 31 октября 2016 года, вступившим в законную силу на основании апелляционного определения Верховного Суда Республики Крым от 11 апреля 2017 года, в том числе Вронскому ФИО22, было отказано в удовлетворении исковых требований о признании недействительным постановления Совета Министров Автономной республики Крым от 11 декабря 2006 года № 808 о передаче земельного участка, признании недействительным государственного акта на право постоянного пользования земельным участком, выданного Карадагскому природному заповеднику НАН Украины серии ЯЯ от 01 июля 2008 года, признании права пользования земельным участком. Кроме того, ссылается на то, что истцы проживают в доме, расположенном на земельном участке, который относится к землям особо охраняемых природных территорий, а, следовательно, изъятым из гражданского оборота, учитывая, что передача указанного недвижимого имущества в частную собственность приведет к дальнейшему нецелевому использованию земель заповедника, полагает, что передача жилого помещения истцам в собственность в порядке приватизации исключена.

В соответствии со статьей 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определением Феодосийского городского суда Республики Крым к участию в деле в качестве соответчиков привлечены – Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (протокол судебного заседания от 27 ноября 2018 года).

Истец ФИО2 ФИО23, действующий от своего имени и как представитель Вронского ФИО24, на основании нотариально удостоверенной доверенности, и представитель истцов – ФИО3, действующая на основании ордера, в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме и дали суду пояснения, аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Карадагская научная станция им. Т.И. Вяземского – природный заповедник РАН» – ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что действующим законодательством не предусмотрена приватизация недвижимого имущества, расположенного на землях, отнесенных к особо охраняемым природным территориям.

Ответчики – Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей для участия в судебном заседании не направили и о причинах их неявки суду не сообщили.

Заслушав истца Вронского ФИО25, действующего от своего имени и как представителя Вронского ФИО26, представителя истцов, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела и разрешения спора по сути, суд полагает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1 статьи 9).

Приведенное конституционное положение в единстве с провозглашенными в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними определяют взаимообусловленность закрепленных Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду (статья 42) и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58), выражая тем самым один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности – принцип приоритета публичных интересов.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2009 года № 8-П, правовые основы государственной политики в этой сфере – исходя из того, что ценность сохранения природы и окружающей среды утверждается на конституционном уровне, – должны определяться таким образом, чтобы через реализацию указанной конституционной обязанности, имеющей всеобщий характер, при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и гарантировались соблюдение и защита экологических прав граждан.

В соответствии с положениями статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Согласно положениям указанного закона особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

В силу статьи 6 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах государственных природных заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах государственных природных заповедников, находятся в федеральной собственности. Земельные участки, расположенные в границах государственных природных заповедников, не подлежат отчуждению из федеральной собственности. Запрещается изменение целевого назначения земель и земельных участков, расположенных в границах государственных природных заповедников.

Ограничение законодателем права граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения допустимо в случае, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 03 ноября 1998 года № 25-П, от 24 октября 2000 года № 13-П и от 15 июня 2006 года № 6-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02 ноября 2000 года № 220-О). Как указал Конституционный Суд Российской Федерации при разрешении вопроса о законности и обоснованности приватизации такого жилого помещения, судам надлежит устанавливать как правовой режим конкретного жилого помещения, заявленного к приватизации, так и наличие у такого правового режима особенностей, обусловленных необходимостью выполнения задач, определенных Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях».

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении № 1419-О-О от 05 октября 2011 года «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО4 на нарушение его конституционных прав абзацем пятым пункта 2 статьи 6 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» заключающейся в том, что «отсутствие у граждан права на приватизацию жилых помещений, правовой режим которых предопределен его взаимосвязью с задачами особой охраны ценных для государства природных территорий, определенными в Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях», оправдано с точки зрения необходимости защиты государственных природных заповедников как объектов национального достояния, а установленные законодателем в этих целях ограничения в приватизации жилья соответствуют конституционным гарантиям и обязательствам, предусмотренным статьями 9, 42 и 58 Конституции Российской Федерации».

Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением совместного заседания профкома и администрации Карадагского отделения Института биологии южных морей от 27 ноября 1986 года ФИО2 поставлен на квартирный учет и ему временно было предоставлено жилье площадью 32,2 кв.м. по <адрес> (общежитие). Основанием для принятия указанного постановления стало положение о предоставлении жилой площади сотрудникам, назначенным вышестоящими организациями на руководящие должности (выписка из Протокола № 3 совместного заседания профкома и администрации Карадагского отделения Института биологии южных морей от 27 ноября 1986 года).

Решением исполнительного комитета Щебетовского поселкового совета народных депутатов Судакского района Крымской области от 18 августа 1987 года № 97 утверждено постановление совместного заседания профкома и администрации Карадагского отделения Института биологии южных морей от 27 ноября 1986 года «О предоставлении квартиры ФИО2.».

Решением Феодосийского городского суда от 20 октября 1994 года по гражданскому делу по иску, в том числе, ФИО2 к Феодосийскому городскому исполнительному комитету об отмене решения, и Карадагскому филиалу института биологии южных морей Академии наук Украины о выдаче приватизационных документов, решения Феодосийского городского исполнительного комитета № 596 от 30 ноября 1992 года и № 662 от 25 декабря 1992 года отменены; в иске о выдаче приватизационных документов – отказано.

При рассмотрении данного дела судом бесспорно установлено, что дома (квартиры) истцов находятся на территории Карадагского заповедника и в силу законодательства приватизации не подлежат.

Отменяя решения Феодосийского городского исполнительного комитета № 596 от 30 ноября 1992 года «Об изменении категории жилых помещений» и № 662 от 25 декабря 1992 года «О приостановлении решения Феодосийского городского исполнительного комитета № 596 от 30 ноября 1992 года», суд исходил из того, что в соответствии со статьей 118 Жилищного кодекса Украины в число служебных может быть включено только свободное жилое помещение; как установлено в судебном заседании, квартиры и дома, указанные в решении горисполкома, заселены сотрудниками филиала Института биологии южных морей, как ведомственное жилье.

Как следует из решения коллегии судей судебной палаты по гражданским делам Апелляционного суда Автономной Республики Крым от 28 февраля 2005 года, принятого по гражданскому делу по иску, в том числе, ФИО1 к Карадагскому природному заповеднику Национальной Академии наук Украины о признании действий органа управления имуществом неправомерными и понуждении в оформлении приватизационных документов, в удовлетворении исковых требований – отказано.

При рассмотрении данного дела судом установлено, что ведомственный жилой фонд Карадагского заповедника размещен на территории заповедника. Никаких земель из заповедной зоны пгт. Курортное никогда не передавалось. Карадагский природный заповедник Национальной Академии наук Украины включен в перечень особо ценных природных земель и является объектом национального достояния.

Территория Карадагского заповедника действительно входит в административные границы Щебетовского поселкового совета, и ведомственный жилой фонд его расположен в пгт. Курортное, в том числе и дома по <адрес>, однако включение земельных участков в границы района, поселка не влечет за собой изменения (прекращения) права пользования этими участками, если не будет их изъятия в установленном порядке.

18 июня 2006 года между Национальной Академией наук Украины в лице руководителя Карадагского природного заповедника, действующей на основании Устава, и ФИО2, на основании ордера Щебетовского поселкового совета, был заключен договор № 11 найма жилья в домах ведомственного жилого фонда.

По информации, представленной филиалом Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крым БТИ» в г. Феодосия № 01-2/1962 от 19 ноября 2018 года, по состоянию на 31 декабря 2012 года, согласно материалам инвентарного дела № 9-146 на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, имеется запись о регистрации права собственности за Карадагским природным заповедником Национальной Академии наук Украины (целое) на основании свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество, выданного исполкомом Щебетовского поселкового совета 05 марта 2008 года.

Как следует из технического паспорта, составленного по состоянию на 10 ноября 2017 года, жилой дом, расположенный по <адрес> в <адрес><адрес> Республики Крым, имеет общую площадь 116,6 кв.м., жилую – 53,1 кв.м.

В спорном жилом помещении проживают и зарегистрированы по месту жительства истцы – ФИО2 ФИО27 и ФИО2 ФИО28, что подтверждается отметками в паспортах, справкой (выпиской из домовой книги) и поквартирной карточкой.

18 марта 2014 года подписан и 21 марта 2014 года ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (далее – Договор).

С даты подписания Договора, то есть с 18 марта 2014 года (статья 1 Договора), и на основании статьи 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию.

Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 26 марта 2014 года № 1871-6/14 «О национализации предприятий и имущества лесного и охотничьего хозяйства сферы управления Государственного агентства лесных ресурсов Украины и иных государственных органов, расположенных на территории Республики Крым и г. Севастополя» в соответствии с Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года № 1745-6/14 «О независимости Крыма», Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 21 апреля 1999 года № 459-2/99 «О порядке управления имуществом, принадлежащим Автономной Республике Крым или переданном в ее управление», с целью обеспечения стабильной работы предприятий в сфере лесного и охотничьего хозяйства Республики Крым» национализированы в собственность Республики Крым целостные имущественные комплексы предприятий сферы управления Государственного агентства лесных ресурсов Украины и иных государственных органов, расположенных на территории Республики Крым и г. Севастополя, в том числе, Карадагский природный заповедник.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2015 года № 1743-р создано Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Карадагская научная станция им. Т.И. Вяземского – природный заповедник РАН», в качестве базы для создания использовано имущество, закрепленное за Государственным бюджетным учреждением науки и охраны природы Республики Крым «Карадагский природный заповедник». В соответствии с указанным распоряжением учредителем и собственником имущества является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя и собственника имущества Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Карадагская научная станция им. Т.И. Вяземского – природный заповедник РАН» возложены на Федеральное агентство научных организаций Российской Федерации (ФАНО России).

Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, находится в оперативном управлении Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Карадагская научная станция им. Т.И. Вяземского – природный заповедник РАН» и поставлен на балансовый учет учреждения.

По информации Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым № 90/019/015/2018-3782 от 07 ноября 2018 года в Едином государственном реестре недвижимости сведения об объекте недвижимости – жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, площадью 116,6 кв.м., 09 ноября 2015 года внесены в Единый государственный реестр недвижимости как актуальные, ранее учтенные, и данному объекту присвоен кадастровый . Право собственности на указанный жилой дом зарегистрировано за Российской Федерацией, право оперативного управления закреплено за Федеральным государственным бюджетным учреждением науки «Карадагская научная станция им. Т.И. Вяземского – природный заповедник РАН».

Как следует из сведений Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о земельном участке площадью 20650700 +/- 39763 кв.м., расположенном по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, Щебетовский поселковый совет, и данному объекту присвоен кадастровый номер: 90:24:010104:4708. Указанный земельный участок на основании распоряжения Совета Министров Республики Крым от 08 ноября 2016 года № 1385-р «О передаче земельных участков из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность», распоряжения Совета Министров Республики Крым от 11 апреля 2017 года № 386-р «О внесении изменений в распоряжение Совета Министров Республики Крым от 08 ноября 2016 года № 1385-р», приказов Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 29 ноября 2016 года № 1135 «О передаче в федеральную собственность земельных участков», от 29 ноября 2016 года № 1134 «Об утверждении акта приема-передачи земельного участка» и акта приема-передачи земельных участков от 29 ноября 2016 года, находится в собственности Российской Федерации. Данный земельный участок отнесен к землям особо охраняемых природных территорий и объектов.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2018 года № 1055-р организации, ранее находившиеся в ведении упраздняемого ФАНО России, отнесены к ведению Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 года № 682 утверждено Положение о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации.

Как следует из перечня организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2018 года № 1293-р, к таким организациям отнесено Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Карадагская научная станция им. Т.И. Вяземского – природный заповедник РАН».

Постановлением правительства Российской Федерации от 13 сентября 2018 года № 1091 «О создании особо охраняемых природных территорий федерального значения на территории Республики Крым» создан государственный природный заповедник «Карадагский» общей площадью 2874,17 га, подведомственный Министерству науки и высшего образования Российской Федерации.

Согласно ответу Администрации города Феодосии Республики Крым от 07 мая 2018 года № Г-10/1776/2, здания, сооружения, в том числе жилой фонд, расположенные на административно-хозяйственной территории ГБУЦ РК НОП «КаПриЗ», не являются собственностью муниципального образования городской округ ФИО7, являются государственной собственностью Республики Крым и находятся на балансе ГБУЦ РК НОП «КаПриЗ».

Как следует из ответа Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Карадагская научная станция им. Т.И. Вяземского – природный заповедник РАН» от 22 июня 2018 года № 01.01-05/247 земельный участок с имущественным комплексом Карадагского природного заповедника площадью 2065,07 га передан в федеральную собственность, в связи с чем,и дом, и земельный участок под ним, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, приватизации не подлежат.

В соответствии с положениями статьи 11 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Вместе с тем, в силу статьи 6 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах государственных природных заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах государственных природных заповедников, находятся в федеральной собственности. Запрещается изменение целевого назначения земель и земельных участков, расположенных в границах государственных природных заповедников.

Согласно статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с частью 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации.

Частью 5 статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.

Согласно части 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» земельные участки в составе земель лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов отчуждению не подлежат.

Частью 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрен прямой запрет на приватизацию земель особо охраняемых природных территорий, такие земли изъяты из гражданского оборота, следовательно, не подлежит передаче в собственность в порядке приватизации и недвижимое имущество, расположенное на таком земельном участке, поскольку такая передача может повлечь изменение целевого назначения земель и земельных участков, расположенных в границах государственных природных заповедников, что прямо запрещено законом.

Отсутствие у истцов права на приватизацию жилого помещения, правовой режим которого, определен в Федеральном законе от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», является оправданной мерой государства по необходимости защиты государственных природных заповедником как объектов национального достояния, и конституционных прав истцов не нарушает.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, правовой основой преобразования отношений собственности в жилищной сфере служит Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». При этом право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения не имеет конституционного закрепления и не подпадает под характеристики основных прав и свобод человека и гражданина, а появляется, существует и реализуется как субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилом фонде. При этом ограничение законодателем данного права допустимо в случае, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 03 ноября 1998 года № 25-П, от 24 октября 2000 года № 13-П и от 15 июня 2006 года № 6-П, Определение от 02 ноября 2000 года № 220-О).

То обстоятельство, что истцы ранее не принимали участие в приватизации жилых помещений, не свидетельствует о наличии у них права на приватизацию спорного жилого помещения.

Проанализировав вышеизложенное, приняв во внимание вышеприведенные правовые нормы и их системное толкование, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимосвязь в их совокупности, установив фактические обстоятельства дела, а именно, что спорное жилое помещение, на которое истца просят признать право собственности в порядке приватизации, расположено на земельном участке, который относится к землям особо охраняемых природных территорий, а, следовательно, изъятым из гражданского оборота, а также, учитывая, что передача такого имущества в частную собственность в дальнейшем приведет к нецелевому использованию земель заповедника, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Вронского ФИО29 и Вронского ФИО30 о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

Доводы истцов, что земельный участок был незаконно передан Карадагскому природному заповеднику Национальной Академии наук Украины, суд не принимает во внимание ввиду того, что законность предоставления земельного участка Карадагскому природному заповеднику Национальной Академии наук Украины уже была предметом судебных разбирательств, и решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 31 октября 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 11 апреля 2017 года, в удовлетворении исковых требований о признании недействительным постановления Совета Министров Автономной республики Крым от 11 декабря 2006 года № 808 о передаче земельного участка, признании недействительным государственного акта на право постоянного пользования земельным участком, выданного Карадагскому природному заповеднику НАН Украины серии ЯЯ от 01 июля 2008 года, и признании права пользования земельным участком – отказано.

Ссылка стороны истца на судебную практику по делам с участием иных сторон, является несостоятельной, поскольку указанные в пояснениях судебные постановления не имеет преюдициального значения по данному делу. Кроме того, в Российской Федерации отсутствует прецедентное право, в каждом конкретном случае суд применяет нормы права к возникшим правоотношениям и выносит решение исходя из конкретных обстоятельств дела.

Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 2018 года.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Вронского ФИО31 и Вронского ФИО32 к Федеральному государственному бюджетному учреждению науки «Карадагская научная станция им. Т.И. Вяземского – природный заповедник РАН», Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: (подпись) Чибижекова Н.В.