ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2188/19 от 08.05.2019 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2-2188/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 мая 2019 г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе

судьи Богомолова С.В.,

при секретаре Холназаровой Р.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Ульяновска к Кочневу О.Г. о признании возводимого объекта самовольной постройкой и ее сносе,

УСТАНОВИЛ:

администрация города Ульяновска обратилась в суд с указанным иском к Кочневу О.Г. указав, что на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрировано право собственности Кочнева О.Г., целевое назначение: под индивидуальное жилищное строительство.

12.07.2018 Кочнев О.Г. обратился с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома блокированного типа по данному адресу.

Письмом от 24.07.2018 в соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации администрация города Ульяновска отказала заявителю в выдаче разрешения на строительство объекта по вышеуказанному адресу по тем основаниям, что не были выполнены требования к строительству объекта капитального строительства, установленные градостроительным планом земельного участка от 23.05.2018 № RU 73304000-871, а именно: в разделе № 2.2. «Информация о видах разрешенного использования земельного участка» указано, в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 № 90, земельный участок расположен в территориальной зоне ЗРЗ Р-2, где в перечне основных и условно разрешенных видов использования земельных участков жилые дома блокированного типа не поименованы. В соответствии со статьёй 51 Градостроительного кодекса РФ в проектной документации, разработанной ООО «Мегалитстрой» шифр 06/06-2018: отсутствуют технико-экономические показатели объекта капитального строительства, необходимые для заполнения утвержденной формы разрешения на строительство (Приказ от 19.02.2015 г. № 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию»), не предусмотрены площадки для отдыха детей и взрослых, стоянки для временного хранения транспорта, в том числе для велосипедов и специальных автотранспортных средств инвалидов согласно нормам, отсутствуют следующие разделы: схема, отображающая архитектурные решения; перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к жилому дому, в разделе «Сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического присоединения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» не предусмотрен вынос водопровода из зоны застройки, не учтена охранная зона электросетей, не предусмотрены канализация, теплосети.

06.11.2018 Кочнев О.Г. обратился в комиссию по рассмотрению заявлений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства и заявлений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства в части предельной высоты здания, расположенного по адресу: <адрес> (территориальная зона ЗРЗ Р-2), вид разрешённого использования «многоквартирные жилые дома».

Данное заявление было рассмотрено на очередном заседании комиссии, по итогам которого было принято решение об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства по указанному адресу. Причиной послужило то, что согласно Генеральному плану города Ульяновска, утверждённому решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 № 83, земельный участок расположен на особо охраняемых природных территориях местного значения и в границах зон охраны объектов историко-культурного назначения; в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 № 972 отклонение от установленных градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия не допускается; разночтение в представленных документах в отношении испрашиваемого вида разрешённого использования земельного участка; не предусмотрены парковочные места в границах земельного участка; согласно ст. 20 Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утверждённых решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 № 90, земельный участок расположен в оползневой зоне, за границей допустимой застройки.

09.11.2018 в рамках осуществления муниципального земельного контроля была проведена проверка использования земельного участка с кадастровым номером .

В ходе проверки было установлено, что на земельном участке ведутся строительные работы, вырублены деревья, земельный участок не огорожен. Кроме того, на земельном участке располагается по рельефу террасами незавершенный строительством капитальный объект. Выполняется вертикальная планировка территорий с устройством асфальтовой площадки. Конфигурация строящегося объекта представляет собой многоквартирный жилой дом.

Представитель Кочнева О.Г. пояснила, что на земельном участке ведутся строительные работы многоквартирного жилого дома.

Управлением имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска был составлен акт проверки от 09.11.2018 № 222 и Кочневу О.Г. было выдано предписание от 09.11.2018 № 84 о необходимости устранить в течение шести месяцев нарушение использования земель, выразившееся в нецелевом использовании земельного участка. Разрешенное использование указанного земельного участка не допускает строительства на нем многоквартирного жилого дома, поскольку согласно сведениям государственного кадастра недвижимости вид его разрешенного использования - «под индивидуальное жилищное строительство».

По имеющейся в администрации города Ульяновска информации в настоящее время строительные работы не остановлены, объект не демонтирован.

Застройщик за разрешением на строительство многоквартирного жилого дома не обращался.

Разрешение на строительство объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером администрацией города Ульяновска не выдавалось.

Ссылаясь в том числе на положения ст. 222 ГК РФ, полагают, что объект капитального строительства, возводимый Кочневым О.Г. на земельном участке с кадастровым номером является самовольной постройкой, осуществляемой ответчиком в оползневой зоне, за границей допустимой застройки, с нарушением градостроительных и строительные норм и правил. Объект представляет угрозу жизни и здоровью людей.

Просят признать объект, возводимый на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, самовольной постройкой и обязать ответчика осуществить снос самовольной постройки, возводимой на указанном земельном участке, за счет собственных средств в срок не превышающих трех месяцев с даты вступления в законную силу судебного акта.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Управление Росреестра по Ульяновской области, Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, Правительство Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области.

В судебном заседании представители истца Бошкова Т.В. (также представляющая интересы третьего лица Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска), Буркин В.Н., Дементьева А.А. в судебном заседании исковые требования и доводы иска поддержали в полном объеме.

Ответчик Кочнев О.Г. и его представитель Максимов О.А. в судебном заседании исковые требования не признали указав, что отсутствуют доказательства строительства ответчиком многоквартирного дома. В настоящее время ответчиком производятся работы пол выполнению технических условий МБУ «Управление инженерной защиты». Проведенные к настоящему моменту строительные работы и возведенные сооружения относятся к противооползневым мероприятиям и являются сооружениями вспомогательного использования, что подтверждается соответствующей проектной документацией. Указанные мероприятия призваны сохранить природную устойчивость склона. В дальнейшем на указанных конструкциях может быть возведен любой объект, в том числе жилой дом или многоквартирный дом. Полагают, что Кочнев О.Г. возвел постройку на предназначенном для этого участке, так как он находится в зоне ЗРЗ Р-2, предусматривающей в качестве одного из основных видов разрешенного использования «многоквартирные жилые дома». Кроме того, полагают, что администрация города Ульяновска не имела правовых основании для обращения с данным иском в суд. Также не представлены доказательства отнесения спорного участка к особо охраняемой природной территории. В настоящее время Управлением архитектуры и градостроительства города Ульяновска вынесено решение об отказе в выдаче Кочневу О.Г. разрешения на строительство многоквартирного жилого дома, которое им обжалуется в арбитражном суде.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещались.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.

В своем исковом заявлении администрация города Ульяновска фактически ссылается на то, что ответчиком Кочневым О.Г., являющимся собственником земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, незаконного осуществляется строительство многоквартирного жилого дома без получения разрешения на строительство в зоне, где строительство объектов жилищного строительства запрещено.

Согласно п. 26 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального, городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального, городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального, городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах муниципального, городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях муниципальных, городских округов, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;

В соответствии с пунктами 1-4 ст. 55.32. Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) снос объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, или их приведение в соответствие с установленными требованиями в принудительном порядке осуществляется на основании решения суда или органа местного самоуправления, принимаемого в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации. Орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, орган местного самоуправления муниципального района в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, государственного земельного надзора, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), подведомственных им государственных учреждений, должностных лиц государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения, являющихся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, или от органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязан рассмотреть указанные уведомление и документы и по результатам такого рассмотрения совершить одно из следующих действий: 1) принять решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации; 2) обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями; 3) направить, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства. В течение семи рабочих дней со дня принятия решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями орган местного самоуправления, принявший соответствующее решение, обязан направить копию соответствующего решения лицу, осуществившему самовольную постройку, а при отсутствии у органа местного самоуправления сведений о таком лице правообладателю земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка.

Вместе с тем, со стороны истца не представлено доказательств соблюдения процедуры, предусмотренной статьей 55.32. ГрК РФ.

Согласно п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Судом установлено, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования «Под индивидуальное жилищное строительство, Для индивидуальной жилой застройки», что подтверждается выпиской из ЕГРН.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 № 90, земельный участок расположен в территориальной зоне ЗРЗ Р-2 - Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия регионального или муниципального значения.

Согласно Постановлению Правительства Ульяновской области от 02.07.2009 N 256-П (ред. от 31.01.2019) «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «Город Ульяновск», режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон» зона ЗРЗ Р-2 выделена на основе земельных участков и территорий исторически сложившейся индивидуальной (усадебной) застройки, сопряженной с территориями объектов культурного наследия и в качестве видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства предусматривает: индивидуальные жилые дома, многоквартирные жилые дома, жилые дома со встроенными или пристроенными объектами социального и коммунально-бытового назначения и обслуживания населения.

Таким образом, указанные нормативно-правовые акты предусматривают строительство на спорном участке объектов жилищного строительства, в том числе, многоквартирных жилых домов.

Довод о том, что согласно Генеральному плану города Ульяновска, утверждённому решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 № 83, земельный участок расположен на особо охраняемых природных территориях местного значения и в границах зон охраны объектов историко-культурного назначения не говорит о невозможности строительства на данному участке.

Согласно части 11 статьи 9 ГрК РФ генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет.

В данном случае Генеральным планом предусмотрено установление особо охраняемой природной территории (ООПТ) в отношении зоны, где расположен спорный земельный участок. До настоящего времени какая-либо ООПТ и ее границы применительно к спорному участку официально не определены. Доказательств обратного суду не представлено.

Вместе с тем, сам факт установления режима ООПТ в отношении земельного участка не говорит о невозможности на нем строительства.

Согласно пунктов 1 и 2 ст. 95 Земельного кодекса РФ К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель и об ограничении на них хозяйственной деятельности (п. 5 ст. 95 ЗК РФ).

Согласно п. 7 ст. 95 ЗК РФ на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются: 1) предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства; 2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных федеральным законом (в случае зонирования особо охраняемой природной территории - в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с федеральным законом, запрещает размещение соответствующих объектов), а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами; 3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог; 4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.

Пунктом 2 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об особо охраняемых природных территориях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) установлено, что с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады.

Вместе с тем, Генеральным планом города Ульяновска не конкретизировано какая ООПТ предусматривается для данной территории, что не позволяет однозначно говорить о безусловном запрете строительства на спорном земельном участке.

Кроме того, как усматривается из материалов дела (в том числе материалов инвентарного дела) правовой режим использования спорного земельного участка, предусматривающий жилищное строительство, сформировался задолго до принятия указанного выше Генерального плана, следовательно, его действие, как нормативно-правового акта, не распространяется в данной части на спорный земельный участок.

Также отсутствуют основания для признания спорного объекта самовольной постройкой и ее сноса тот, факт, что настоящее время ответчик обратился в установленном порядке за получением разрешения на строительство многоквартирного жилого дома и ему в этом отказан. Решение об отказе в выдаче разрешения на строительство в настоящее время обжалуется и является предметом судебной оценки в Арбитражном суде Ульяновской области.

Как указывалось выше в силу абз. 2 п. 1 ст. 222 ГК РФ не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Ранее администрацией города Ульяновска ответчику был выдан градостроительный план земельного, где обозначена зона допустимого размещения объекта и отсутствует информация о запрете какого-либо строительства в принципе.

Кроме этого, как указывалось выше указанная в Генеральном плане зона ООПТ и ее границы юридически не оформлены и не поставлены на государственный кадастровый учет, сведения о ней в ЕГРН отсутствуют.

При таком положении, ответчик не мог знать о наличии указанных ограничениях, следовательно, на него распространяется абз. 2 п. 1 ст. 222 ГК РФ.

Кроме этого, со стороны истца не представлено доказательств, что ответчиком производится строительство именно многоквартирного дома, на строительство которого в силу положений ГрК РФ требуется получение разрешения.

Напротив, из представленной ответчиком проектной документации усматривается, что проведенные к настоящему моменту строительные работы и возведенные сооружения относятся к противооползневым мероприятиям и являются сооружениями вспомогательного использования. Доказательств обратного суду не представлено.

При таком положении, отсутствует необходимая совокупность условий для признания возводимого ответчиком объекта самовольной постройкой и ее сноса по иску органа местного самоуправления.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований администрации города Ульяновска к Кочневу О.Г. о признании возводимого объекта самовольной постройкой и ее сносе отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: С.В. Богомолов.