ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2189/2013 от 03.10.2013 Норильского городского суда (Красноярский край)

Дело 2-2189/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Норильск 03 октября 2013 года

Норильский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Андриишина Д.В.,

при секретаре судебного заседания Будаевой А.А.,

с участием прокурора Образцовой А.В.,

представителя Администрации города Норильска ФИО1,

представителя заинтересованного лица ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Норильска о признании противоречащими закону пунктов 2.1, 2.7, 2.11, 2.12, 2.13, 2.19 Порядка предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденного Постановлением Администрации города Норильска от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Норильска обратился с заявлением о признании противоречащими закону пунктов 2.1, 2.7, 2.11, 2.12, 2.13, 2.19 Порядка предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденного Постановлением Администрации города Норильска от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства».

Требования мотивированы тем, что статьей 24 Решения Норильского городского Совета депутатов от 14.12.2010 № 30-732 «О бюджете муниципального образования город Норильск на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» предоставлена субсидия некоммерческой организации «Норильский городской Фонд поддержки предпринимательства» на реализацию мероприятий долгосрочной муниципальной целевой Программы «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования город Норильск» в 2011 году в сумме <данные изъяты>, в 2012 году в сумме <данные изъяты> в 2013 году в сумме 5 903,2 тыс. рублей. Долгосрочной муниципальной целевой программой «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования город Норильск» на 2010 - 2011 годы», утвержденной постановлением администрации г.Норильска от ДД.ММ.ГГГГ №, источником финансирования Программы предусмотрены средства местного бюджета, средства Норильского городского Фонда поддержки предпринимательства.

Пунктом 2.1 Порядка установлено, что предоставление субсидий субъектам предпринимательства осуществляется Норильским городским Фондом поддержки предпринимательства (далее - Фонд) на основании заключения Управления потребительского рынка и услуг Администрации г.Норильска, согласованного с Правлением Фонда, или Решения Инвестиционного Совета муниципального образования г. Норильск.

Пунктом 2.7 предусмотрено, что по согласованию с Правлением Фонда принимается решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении субсидий:

- на возмещение затрат по оплате работ (услуг), связанных с сертификацией, регистрацией или другими формами подтверждения соответствия товаров собственного производства, и затрат, связанных с выполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации по их производству;

- на возмещение части затрат по участию в конкурсах профессионального мастерства, выставочно-ярмарочных мероприятиях на территории Российской Федерации, включая расходы по транспортировке экспозиций;

- на возмещение части процентных ставок по кредитам (займам, микрозаймам) Российских кредитных и микрофинансовых организаций, полученным для оплаты по договору (договорам) поставок продовольственных товаров в период речной навигации в предшествующем либо текущем годах.

Решение оформляется заключением, согласованным с Правлением Фонда.

Согласно пункту 2.11 Порядка начисление субсидии субъекту предпринимательства производится на основании приказа директора Фонда о, начислении субсидии субъектам предпринимательства. Фонд заключает договор с субъектом предпринимательства, предусматривающий порядок, условия и сроки предоставления и возврата субсидии (п. 2.12 Порядка).

Субсидия считается предоставленной субъекту предпринимательства в день списания средств субсидии с расчетного счета Фонда на расчетный счет субъекта предпринимательства (п. 2.13 Порядка). Контроль за целевым расходованием денежных средств осуществляется Фондом в соответствии с действующим законодательством (п. 2.18 Порядка).

По мнению прокурора, пункты 2.1, 2.7, 2.11, 2.12, 2.18 Порядка не соответствуют ст.ст. 11, 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», определяющих компетенцию в данной сфере органов местного самоуправления и порядок оказания финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в виде субсидий.

Полномочия органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства определены в ст. 11 Федерального закона № 209-ФЗ, возможность их передачи каким-либо организациям не предусмотрена.

Формы, условия и порядок поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства регламентированы ст. 16 Федерального закона № 209-ФЗ.

Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Федеральным законом № 209-ФЗ предусмотрено, что поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется именно органами местного самоуправления, согласования, получения разрешения, заключения договоров с какими-либо иными организациями законом не предусмотрено.

Порядок выдачи: субсидий и заключения договоров с некоммерческой", организацией (Фондом) противоречит требованиям бюджетного законодательства, поскольку распорядители бюджетных средств, порядок предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям исчерпывающе определен Бюджетным кодексом Российской Федерации (гл. 10 БК РФ) и не подлежит расширению.

Бюджетные полномочия муниципальных образований определены в ст.9 БК РФ, которой возможность их передачи некоммерческим организациям не установлена.

Статьей 38.1 БК РФ определен принцип подведомственности расходов бюджетов, согласно которому получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 БК РФ.

Статьей 69 БК РФ установлено, что к бюджетным ассигнованиям относятся, в том числе ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.

Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам регламентировано ст. 78 БК РФ.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять наряду с остальными условиями положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Из содержания статей 9, 78 БК РФ следует, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе финансовая, за счет средств местного бюджета в рамках представленных полномочий осуществляется именно органами местного самоуправления, а не иными организациями.

Просит признать пункты 2.1, 2.7, 2.11, 2.12, 2.13, 2.18 Порядка предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденного постановлением администрации г. Норильска от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства», противоречащими статьям 9, 78 Бюджетного кодекса РФ, статьям 11, 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Прокурор – старший помощник прокурора г.Норильска Образцова А.В. настаивала на заявлении по изложенным в нем основаниям, привела аналогичные доводы.

Представитель Администрации г.Норильска ФИО1, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, просила в удовлетворении заявления отказать, привела доводы, аналогичные изложенным в письменных возражениях, в которых указала, что согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» субъектам малого и среднего предпринимательства могут быть оказаны различные формы поддержки, в том числе финансовая, путем предоставления соответствующих субсидий. В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса РФ порядок предоставления субсидий определяется соответствующими нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования. На основании требований бюджетного законодательства Российской Федерации Администрацией города Норильска в рамках пункта 44 части 1 статьи 43 Устава муниципального образования город Норильск разработан и утвержден Порядок от ДД.ММ.ГГГГ №. Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к которым относятся, в том числе, формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона № 209-ФЗ, принятыми муниципальными программами устанавливаются порядок и условия оказания финансовой поддержки (предоставление субсидий) субъектам малого и среднего предпринимательства. В соответствии с пунктом 1 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ (в редакции до принятия Федерального закона от 07.05.2013 № 104-ФЗ) порядок формирования и реализации долгосрочных муниципальных целевых программ (далее - ДМЦП) определяется исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. Согласно пункту 1.2 Порядка принятия решения о разработке, формировании, реализации и проведении оценки эффективности реализации долгосрочных муниципальных целевых программ на территории муниципального образования город Норильска, утвержденного постановлением Администрации города Норильска от ДД.ММ.ГГГГ №, исполнителем ДМЦП может быть, в том числе, и некоммерческая организация, обеспечивающая реализацию соответствующей ДМЦП, учредителем которой являются органы местного самоуправления муниципального образования город Норильск. Определение Некоммерческой организации «Норильский городской фонд поддержки предпринимательства» (далее - Фонд) исполнителем мероприятий долгосрочной муниципальной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования город Норильск» на 2010 - 2011 годы, утвержденной постановлением Администрации города Норильска от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - ДМЦП «Развитие предпринимательства»), по предоставлению финансовой поддержки (субсидий) субъектам малого и среднего предпринимательства осуществлено в рамках статьи 15 Федерального закона № 209-ФЗ, согласно которой инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются некоммерческие организации, в частности, муниципальные фонды поддержки предпринимательства, которые создаются, в том числе, в целях оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Учитывая пункт 3 Устава Фонда, последний создан, в том числе, в целях финансового обеспечения и реализации мероприятий, предусмотренных ДМПЦ «Развитие предпринимательства». В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона № 209-ФЗ организациям, образующим инфраструктуру, в рассматриваемом случае муниципальным фондам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может оказываться финансовая поддержка за счет средств местного бюджета в форме субсидий, бюджетных инвестиций, муниципальных гарантий. Органы местного самоуправления вправе в рамках представленных полномочий также предоставлять субсидии созданным ими некоммерческим организациям (муниципальным фондам) из средств местного бюджета на оказание указанными организациями соответствующих видов (форм) поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. На основании пункта 2.1 Порядка, фактическое предоставление (перечисление) субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках мероприятий ДМЦП «Развитие предпринимательства» осуществляется Фондом. Пунктом 2.7 Порядка определено, что принятие решений о предоставлении отдельных видов субсидий осуществляется Инвестиционным Советом муниципального образования город Норильск, а также Управлением потребительского рынка и услуг Администрации города Норильска (далее - Управление). Согласно пункту 4 статьи 11 Федерального закона № 209-ФЗ органы местного самоуправления в целях реализации полномочий в области развития малого и среднего предпринимательства вправе создавать (образовывать) координационные или совещательные органы в рассматриваемой области. Инвестиционный Совет муниципального образования город Норильск (далее - Инвестиционный совет) является коллегиальным органом при Администрации города Норильска; сформирован распоряжением Администрации города Норильска от ДД.ММ.ГГГГ № в целях создания благоприятных условий для развития предпринимательства, стимулирования инвестиционной деятельности, а также исполнения ДМЦП в соответствующем финансовом году. Одной из основных функций Инвестиционного совета является принятие решений о целесообразности (нецелесообразности) оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в случаях, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования город Норильск (т.е. в рассматриваемой ситуации - Порядком). В соответствии с пунктом 1.1 Положения об Управлении потребительского рынка и услуг Администрации города Норильска, утвержденного решением Норильского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, Управление является структурным подразделением Администрации города Норильска, осуществляющим полномочия Администрации города Норильска, в частности, в области развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. При таких условиях, Фонд не осуществляет принятие решений о предоставлении (отказе в предоставлении) субсидий субъектам предпринимательства, а по факту производит перечисление средств субсидий на основании принятых Инвестиционным советом и Управлением, которые являются соответствующими органами Администрации города Норильска, решений. Ни Бюджетным кодексом РФ, ни Федеральным законом № 209 либо иными нормативными правовыми актами не установлены императивные нормы, в частности, по оказанию поддержки (принятию решений о предоставлении либо об отказе в предоставлении субсидий (финансовой поддержки)) субъектам малого и среднего предпринимательства исключительно исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, к компетенции которого относится рассматриваемый вопрос. Администрация не согласна с доводами прокурора о несоответствии порядка (процедуры, механизма) выдачи субсидий субъектам предпринимательства и заключения договоров выдачи субсидий Фондом требованиям Бюджетного кодекса РФ. В главе 10 Бюджетного кодекса РФ, содержащей общие положения о расходах бюджетов, не определен конкретный (исчерпывающий) порядок (механизм, процедура) предоставления бюджетных ассигнований в форме субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям. Порядок предоставления субсидий определяется путем принятия соответствующих нормативных правовых актов органов местного самоуправления с соблюдением требований к таким актам, установленных статьей 78 Бюджетного кодекса РФ. В главе 10 Бюджетного кодекса РФ отсутствует норма прямого действия, предусматривающая заключение договоров (соглашений) о предоставлении указанных субсидий органами местного самоуправления. Пунктом 1 статьи 9 Бюджетного кодекса РФ определены бюджетные полномочия муниципальных образований, к которым относится, в том числе установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетные ассигнования, предоставляемые в форме субсидий, являются расходными обязательствами муниципального образования. Расходные же обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Данные расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Пунктом 1 статьи 9 предусмотрена норма права, согласно которой муниципальное образование может осуществлять иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления, то есть перечень бюджетных полномочий не является исчерпывающим. В рассматриваемой ситуации, предусмотренная статьей 38.1 Бюджетного кодекса РФ норма, согласно которой получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся, а главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 настоящего Кодекса, по мнению представителя Администрации, не подлежит применению. Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями. На основании статьи 24 Решение Норильского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете муниципального образования город Норильск на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» Фонду в 2011-2013 гг. предоставлена субсидия на реализацию мероприятий долгосрочной муниципальной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования город Норильск». В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Кодексом. В силу указанного ни Фонд, ни субъекты предпринимательства к получателям бюджетных ассигнований в рамках статьи 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации не относятся. Пунктом 2.18 Порядка предусмотрена норма, согласно которой контроль за целевым расходованием денежных средств осуществляется Фондом в соответствии с действующим законодательством. В нем содержится отсылочная норма на осуществление Фондом соответствующего контроля в том случае, если это предусмотрено действующим законодательством. Действующим законодательством Российской Федерации такой порядок осуществления контроля в настоящее время не предусмотрен, следовательно, какие-либо контрольные мероприятия Фондом не проводятся. Положения пунктов 2.1, 2.7, 2.11, 2.12, 2.13, 2.18 Порядка не противоречат требованиям статей 9, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 11 и 17 Федерального закона № 209, так как органы местного самоуправления муниципального образования город Норильск осуществляют полномочия по оказанию финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Представитель заинтересованного лица – Некоммерческой организации «Норильский городской Фонд поддержки предпринимательства» ФИО2, действующий на основании Устава, полагал заявление прокурора необоснованным по доводам, приведенным представителем Администрации г.Норильска, дополнительно пояснив, что субъектам малого и среднего предпринимательства через Фонд предоставляются субсидии за счет денежных средств бюджета муниципального образования город Норильск, которые ранее были предоставлены Фонду в качестве субсидий из бюджета муниципального образования город Норильск.

Оценив доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд полагает заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Постановлением Администрации города Норильска от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства» утвержден «Порядок предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства» (далее - Порядок).

Данное Постановление в настоящее время действует в редакции Постановления Администрации г.Норильска от ДД.ММ.ГГГГ года № «О внесении изменений в Постановление Администрации города Норильска от ДД.ММ.ГГГГ N 231 «О предоставлении финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства».

Первоначальный текст Постановления был опубликован в издании «Заполярная правда» № ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 2.1 Порядка установлено, что предоставление субсидий субъектам предпринимательства осуществляется Норильским городским Фондом поддержки предпринимательства (далее - Фонд) на основании заключения Управления потребительского рынка и услуг Администрации города Норильска (далее - УПРиУ), согласованного с Правлением Фонда, или Решения Инвестиционного Совета муниципального образования город Норильск, созданного Распоряжением Администрации города Норильска от ДД.ММ.ГГГГ N 1073 (далее - Инвестиционный Совет).

В соответствии с 2.7 Порядка решение о предоставлении субсидии либо об отказе в предоставлении субсидии (далее - решение) принимается в течение 30 календарных дней со дня регистрации заявки:

1) Инвестиционным Советом по субсидиям:

- вновь созданным субъектам малого предпринимательства на возмещение части расходов, связанных с приобретением и созданием основных средств и началом коммерческой деятельности;

- по договорам, заключенным в целях реализации инвестиционных проектов, на возмещение части процентных ставок по кредитам (займам, микрозаймам) Российских кредитных и микрофинансовых организаций и части лизинговых платежей, уплачиваемых лизинговым компаниям;

- возмещение части затрат на приобретение, доставку, сборку (установку) специальной техники, перерабатывающего (обрабатывающего) оборудования, агрегатов и комплексов, предназначенных для производства товаров народного потребления.

Решение оформляется протоколом Инвестиционного Совета.

2) УПРиУ по согласованию с Правлением Фонда по субсидиям:

- на возмещение затрат по оплате работ (услуг), связанных с сертификацией, регистрацией или другими формами подтверждения соответствия товаров собственного производства, и затрат, связанных с выполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации по их производству;

- на возмещение части затрат по участию в конкурсах профессионального мастерства, выставочно-ярмарочных мероприятиях на территории Российской Федерации, включая расходы по транспортировке экспозиций;

- на возмещение части процентных ставок по кредитам (займам, микрозаймам) Российских кредитных и микрофинансовых организаций, полученным для оплаты по договору (договорам) поставок продовольственных товаров в период речной навигации в предшествующем либо текущем годах.

(абзац четвертый в ред. Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 203)

Решение оформляется заключением УПРиУ, согласованным с Правлением Фонда.

Информация о принятом решении направляется субъекту предпринимательства УПРиУ в письменной форме в течение 5 дней со дня его принятия.

При обстоятельствах, изложенных в пункте 2.5, УПРиУ возвращает документы субъекту предпринимательства в течение 5 дней с момента подачи заявки.

Пунктом 2.11 Порядка установлено, что начисление субсидии субъекту предпринимательства производится на основании приказа директора Фонда о начислении субсидии субъектам предпринимательства (далее - приказ).

Согласно пункту 2.12 Порядка, Фонд заключает договор с субъектом предпринимательства, предусматривающий порядок, условия и сроки предоставления и возврата субсидии (далее - договор).

Пунктом 2.13 Порядка установлено, что субсидия считается предоставленной субъекту предпринимательства в день списания средств субсидии с расчетного счета Фонда на расчетный счет субъекта предпринимательства.

Пунктом 2.18 Порядка установлено, что контроль за целевым расходованием денежных средств осуществляется Фондом в соответствии с действующим законодательством.

Согласно ст.11 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей (п.1); формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности (п.3).

Статьей 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определено, что в инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства могут включаться некоммерческие организации, в том числе муниципальные фонды поддержки предпринимательства, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд при реализации муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии со ст.16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя, в том числе, финансовую поддержку (ч.1).

Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются, в том числе, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства (ч.2).

Органы местного самоуправления вправе наряду с установленными частью 1 настоящей статьи формами поддержки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов (ч.3).

Согласно п.4 ст.3 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства - нормативные правовые акты органов местного самоуправления, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в муниципальных образованиях, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов местного самоуправления, ответственных за реализацию указанных мероприятий.

В соответствии с ч.1 ст.17 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с п.1 ст.9 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся: установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета; составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования; определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов; осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами; установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету; в случае и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений; иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с ч.1 ст.78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления (ч.2).

Пунктом 3 ч.2 ч.78 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого Постановления) предусматривалось, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

Исходя из вышеприведенных нормативных положений, Постановление «О предоставлении финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства» от ДД.ММ.ГГГГ №, которым был утвержден оспариваемый Порядок, принято Администрацией города Норильска по вопросу, находящемуся в компетенции органа местного самоуправления, и в пределах полномочий Администрации города Норильска, определенных в статье 43 Устава муниципального образования город Норильск.

Постановлением Администрации города Норильска от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Долгосрочная муниципальная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования город Норильск» на 2009 - 2010 годы».

Постановлением Администрации города Норильска от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Долгосрочная муниципальная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования город Норильск» на 2012 - 2014 годы».

Согласно данным программам, они разработаны в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; главным распорядителем бюджетных средств определено Управление потребительского рынка и услуг Администрации города Норильска; основными исполнителями программ определены Норильский городской Фонд поддержки предпринимательства и Управление потребительского рынка и услуг Администрации города Норильска; финансирование программ определено за счет средств местного бюджета и средств Норильского городского Фонда поддержки предпринимательства.

Также согласно указанным программам, Некоммерческая организация «Норильский городской Фонд поддержки предпринимательства» образована Постановлением города Норильска от ДД.ММ.ГГГГ №, учредителем является Администрация города Норильска.

В соответствии Решением Норильского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете муниципального образования город Норильск на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», Решением Норильского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете муниципального образования город Норильск на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», Решением Норильского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете муниципального образования город Норильск на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» из бюджета муниципального образования город Норильск предоставлена субсидия некоммерческой организации «Норильский городской Фонд поддержки предпринимательства» на реализацию мероприятий долгосрочной муниципальной целевой Программы «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования город Норильск».

Согласно Положению об Инвестиционном Совете муниципального образования город Норильск, утвержденному Распоряжением Администрации города Норильска от ДД.ММ.ГГГГ №, Инвестиционный Совет муниципального образования город Норильск (далее - Инвестиционный совет), является совещательным коллегиальным органом, созданным при Администрации города Норильска, вырабатывающим и осуществляющим политику в области развития предпринимательства на территории муниципального образования город Норильск.

Одной из функций Инвестиционного совета является принятие решений о целесообразности (нецелесообразности) оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в случаях, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования город Норильск.

В соответствии с Положением об Управлении потребительского рынка и услуг Администрации города Норильска, утвержденного решением Норильского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, Управление является структурным подразделением Администрации города Норильска, осуществляющим полномочия Администрации города Норильска, в частности, в области развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.

Само по себе предоставление субсидий субъектам предпринимательства Норильским городским Фондом поддержки предпринимательства, как одним из исполнителей муниципальных целевых программ «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования город Норильск», принятых в установленном законом порядке, не противоречит вышеприведенным нормами действующего федерального законодательства.

В этой связи пункт 2.13 Порядка, которым установлено, что субсидия считается предоставленной субъекту предпринимательства в день списания средств субсидии с расчетного счета Фонда на расчетный счет субъекта предпринимательства, и пункт 2.11 Порядка, которым установлено, что начисление субсидии субъекту предпринимательства производится на основании приказа директора Фонда о начислении субсидии субъектам предпринимательства, нельзя признать противоречащими действующему законодательству, поскольку данными пунктами лишь установлены формальные требования к процедуре предоставления субсидии.

При этом вопросы, касающиеся собственно принятия решения о предоставлении (не предоставлении) субсидии, регулируются другими нормами Порядка.

Вместе с тем, положения пункта 2.1 Порядка в той части, в которой возможность предоставления субсидии субъектам предпринимательства за счет средств бюджета муниципального образования город Норильск поставлена в зависимость от согласования решений о предоставлении субсидии, принятых органами Администрации города Норильска (Инвестиционным Советом и УПРиУ), с Правлением Норильского городского Фонда поддержки предпринимательства, противоречит Федеральному закону от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», поскольку ни данный закон, ни иные нормативные акты федерального уровня не содержат норм, устанавливающих необходимость согласования органами местного самоуправления подобных решений с некоммерческими организациями, в том числе, созданными этими органами и входящими в инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Положения пункта 2.1 Порядка, устанавливающие необходимость согласования с Правлением Фонда принятых органами Администрации города Норильска решений о предоставлении субсидий, по сути является не основанном на законе ограничением полномочий органа местного самоуправления в части реализации Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Такое согласование означает наделение некоммерческой организации исполнительно-распорядительными полномочиями в отношении бюджетных средств муниципального образования, что не предусмотрено ни Бюджетным кодексом РФ, ни Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», ни иными нормативными актами федерального уровня, регулирующими рассматриваемые правоотношения.

По этим же основаниям, по мнению суда, противоречит Федеральному закону от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» пункт 2.7 Порядка в той части, в которой решение о предоставлении субсидии либо об отказе в предоставлении субсидии принимается УПРиУ по согласованию с Правлением Фонда, а также в той части, в которой указывается, что решение оформляется заключением УПРиУ, согласованным с Правлением Фонда.

По этим же основаниям, по мнению суда, противоречит Федеральному закону от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» пункт 2.12 Порядка, поскольку данным пунктом реализация решения органа местного самоуправления о предоставлении субсидии за счет средств местного бюджета, ставится под условие заключения субъектом предпринимательства с Фондом договора, предусматривающего порядок, условия и сроки предоставления и возврата субсидии, т.е. допускается возможность определения порядка, условий, сроков предоставления и возврата субсидии по усмотрению Фонда.

Ни Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», ни Бюджетным кодексом РФ, ни иными нормативными актами федерального уровня, не предусмотрена возможность наделения некоммерческой организации полномочиями по осуществлению контроля за целевым расходованием денежных средств местного бюджета, предоставленных органом местного самоуправления, в виде субсидии субъектам предпринимательской деятельности, в связи с чем, по мнению суда, пункт 2.18 Порядка противоречит действующему законодательству.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора города Норильска о признании противоречащими закону пунктов 2.1, 2.7, 2.11, 2.12, 2.13, 2.18 Порядка предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденного Постановлением Администрации города Норильска от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства» – удовлетворить частично.

Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу пункт 2.1 Порядка предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденного Постановлением Администрации города Норильска от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства», в части установления необходимости согласования заключения Управления потребительского рынка и услуг Администрации города Норильска с Правлением Норильского городского Фонда поддержки предпринимательства.

Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу пункт 2.7 Порядка предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденного Постановлением Администрации города Норильска от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства» в части принятия Управлением потребительского рынка и услуг Администрации города Норильска решения о предоставлении субсидии либо отказе в предоставлении субсидии по согласованию с Правлением Норильского городского Фонда поддержки предпринимательства и оформления решения заключением, согласованным Правлением Норильского городского Фонда поддержки предпринимательства.

Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу пункты 2.12, 2.18 Порядка предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденного Постановлением Администрации города Норильска от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства».

В удовлетворении остальной части заявления – отказать.

После вступления настоящего решения в законную силу опубликовать его резолютивную часть в газете «Заполярная правда».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Д.В. Андриишин

Решение в окончательной форме принято 11 октября 2013 года.