ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-218/13 от 08.07.2013 Анадырского районного суда (Чукотский автономный округ)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ гпт. Угольные Копи

Анадырский районный суд Чукотского автономного округа в составе председательствующего – федерального судьи Горбуновой Г.С.,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

с участием: прокурора Анадырского района ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Анадырского района к Совету депутатов сельского поселения Канчалан о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления противоречащим закону,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор обратился в суд с заявлением, указанным во вводной части решения, обосновывая его тем, что решением Совета депутатов сельского поселения Канчалан от ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке принят Устав сельского поселения Канчалан, в который в последующем неоднократно вносились изменения. В результате последних внесённых изменений Устав в отдельных своих частях противоречит действующему федеральному законодательству.

Указывает, что часть 2 статьи 43 Устава сельского поселения Канчалан предусматривает, что функции и полномочия администрации сельского поселения Канчалан, а также организация и порядок её деятельности определяются Положением об администрации сельского поселения Канчалан.

В соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона №131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчётность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Таким образом, в действующей редакции части 2 статьи 43 Устава сельского поселения Канчалан должны быть непосредственно без ссылок на Приложения, определены порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчётность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов.

В связи с этим, просит часть 2 статьи 43 Устава сельского поселения Канчалан, принятого решением Совета депутатов сельского поселения Канчалан от ДД.ММ.ГГГГ признать противоречащей федеральному законодательству, не подлежащей применению и недействующей со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора заявленные требования прокурора Анадырского района поддержал в полном объёме по обстоятельствам указанным в заявлении.

Заинтересованное лицо – Совет депутатов сельского поселения Канчалан, уведомлённое о месте и времени судебного разбирательства заявления в установленном законом порядке (л.д.24) в судебное заседание не явилось по неизвестным суду причинам. Заявления о рассмотрении настоящего дела в отсутствие своего представителя не просило, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляло. Заявление прокурора не оспорило и отзыва на него не представило.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне Совета депутатов сельского поселения Канчалан – Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, просит заявление прокурора рассмотреть в отсутствие своего представителя.

В соответствии со статьёй 167 и части 2 статьи 252 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей заинтересованного лица и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне Совета депутатов сельского поселения Канчалан.

Выслушав старшего помощника прокурора Анадырского района, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Главой 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующей производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части – гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением, о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

При этом согласно пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (в редакции Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона №131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (редакции от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) – устав муниципального образования является одним из видов нормативных правовых актов, составляющих правовую основу местного самоуправления.

Из материалов дела усматривается, что Устав сельского поселения Канчалан Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа принят решением ХVIII сессии I созыва Совета депутатов сельского поселения Канчалан ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4), являющимся согласно статьи 27 этого же Устава представительным органом муниципального образования и уполномоченным в соответствии со статьёй 30 настоящего Устава на принятие Устава сельского поселения, внесения в него изменений и (или) дополнений. Указанный Устав сельского поселения Канчалан прошёл государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ и был обнародован ДД.ММ.ГГГГ путём размещения в доступных для населения местах (л.д.5,8).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Устав сельского поселения Канчалан Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа принят в пределах полномочий органа с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.

Что касается соответствия содержания части Устава сельского поселения Канчалан Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, то суд исходит из следующего.

Из смысла части 1 статьи 43 Федерального закона №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» следует, что устав муниципального образования - основной муниципальный нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой в составе норм, принимаемых органами местного самоуправления или местным сообществом.

Также положениями вышеназванной статьи устанавливаются виды, иерархия и перечень субъектов принятия (издания) правовых актов муниципального образования.

Уставу муниципального образования в обобщенном перечне элементов, составляющих систему муниципальных правовых актов отведено первое место.

Таким образом, Устав муниципального образования и решения, принятые на местном референдуме или сходе граждан, оформленные в виде правовых актов признаётся актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов. Высшая юридическая сила этих актов предполагает, что никакой иной муниципальный правовой акт не может противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме или сходе граждан.

Вместе с тем, при создании и принятии рассматриваемых правовых актов субъектам правотворчества необходимо помнить о том, что муниципальные правовые акты являются подзаконными и, согласно части 4 статьи 7 Закона, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, комментируемому Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Также помимо высшей юридической силы указанные акты обладают прямым действием, то есть это правовые нормы, не имеющие отсылочного или бланкетного характера, должны применяться непосредственно.

Часть 1 статьи 44 вышеназванного Федерального закона устанавливает, что Уставом муниципального образования должны определяться:

1) наименование муниципального образования;

2) перечень вопросов местного значения;

3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;

10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Регулирует иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В рассматриваемый перечень включены наиболее важные вопросы формирования и функционирования системы местного самоуправления, большинство из которых касаются организации и деятельности органов местного самоуправления.

Отсутствие одного из перечисленных положений может в соответствии с частью 6 указанной статьи явиться основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования.

Как следует из статьи 8 являющейся составной частью оспариваемого нормативного правового акта, правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), устав, законы и иные нормативные правовые акты Чукотского автономного округа, муниципальные правовые акты Анадырского муниципального района, настоящий Устав, решения, принятые на местных референдумах и муниципальные правовые акты сельского поселения Канчалан.

Устав сельского поселения Канчалан, входя в систему муниципальных правовых актов, определяет в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» особенности организации местного самоуправления на территории сельского поселения Канчалан по вопросам, отнесённым к полномочиям субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» в части 3 статьи 34 предусматривает, что порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчётность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Часть 2 статьи 43 Устава сельского поселения Канчалан предусматривает, что функции и полномочия администрации сельского поселения Канчалан, а также организация и порядок её деятельности определяются Положением об администрации сельского поселения Канчалан.

Анализируя содержание норм вышеуказанного Федерального закона и Устава сельского поселения Канчалан, путём применения метода буквального толкования закона, суд приходит к выводу, что часть 2 статьи 43 Устава сельского поселения Канчалан Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа не соответствует требованиям части 37 статьи 34 Федерального закона №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» прямо обязывающей определить порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчётность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов непосредственно уставом муниципального образования без применения отсылочных норм.

При таких обстоятельствах, суд считает, что часть 2 статьи 43 Устава сельского поселения Канчалан Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа не соответствует требованиям части 3 статьи 34 Федерального закона №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления», имеющему большую юридическую силу по отношению к Уставу, а потому заявление прокурора в данной части подлежит удовлетворению.

Пункт 9 и 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождает: прокуроров - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а так же государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

При таких обстоятельствах судебные расходы возмещению сторонами не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Анадырского района к Совету депутатов сельского поселения Канчалан Анадырского муниципального района о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления противоречащим закону – удовлетворить.

Признать часть 2 статьи 43 Устава сельского поселения Канчалан Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа, утверждённого решением ХVIII сессии I созыва Совета депутатов сельского поселения Канчалан ДД.ММ.ГГГГ в редакции решения от ДД.ММ.ГГГГ – незаконным, не подлежащим применению и не действующим со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Чукотского автономного округа путём подачи апелляционной жалобы или принесения апелляционного представления через Анадырский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: