дело № 2-218/17 Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
22 марта 2017 года с. Шира
Ширинский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Лейман Н.А.,
при секретаре Быковской Л.В.,
с участием:
истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Черноозерного сельсовета о взыскании задолженности по доплате к пенсии и процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к администрации Черноозерного сельсовета о взыскании задолженности по доплате к пенсии и процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания. Свои требования мотивировал тем, что, поскольку он замещал выборную должность главы Черноозерного сельсовета, ему назначена и начисляется ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости. Вместе с тем, в период с октября 2016 года по февраль 2017 года указанная доплата ему не выплачивается, величина задолженности составила 110374,77 руб., которую истец просит взыскать с ответчика. Также просит взыскать проценты за неправомерное пользование денежными средствами вследствие уклонения от их уплаты за период просрочки в размере 5555,53 руб.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебном заседании отсутствовал, об отложении дела не ходатайствовал, суду возражений по существу заявленных требований не представил.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.п. "ж" и "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 6 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5.1 статьи 40 поименованного закона гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (абзац первый).
Верховным Советом Республики Хакасия 23 июня 2004 года был принят Закон Республики Хакасия от 07.07.2004 N 43 "О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Хакасия", согласно п.2 ст. 1 которого к числу выборных должностных лиц местного самоуправления в Республике Хакасия относятся глава муниципального образования - выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования и наделенное уставом муниципального образования собственной компетенцией по решению вопросов местного значения.
Пунктом 2 ст.1 указанного Закона было установлено, что на выборное должностное лицо местного самоуправления в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и Законом Республики Хакасия "О государственной службе Республики Хакасия" с учетом соотношения выборных муниципальных должностей и государственных должностей государственной службы.
Выплата доплат к государственной пенсии выборного должностного лица местного самоуправления производится за счет средств соответствующего местного бюджета.
Максимальный размер государственной пенсии выборного должностного лица местного самоуправления не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного служащего по соответствующей государственной должности.
В свою очередь, п. 3 Приложения №2 к Закону Республики Хакасия "О государственной службе Республики Хакасия" от 14 февраля 1996 года №55 предусматривал, что ежемесячная доплата указанным лицам устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 75 процентов их месячного денежного содержания.
Обстоятельство, согласно которому с 01 января 2006 года по 15 октября 2010 года истец являлся выборным должностным лицом местного самоуправления – главою администрации муниципального образования Черноозерный сельсовет, ответчиком не оспаривается, а потому признается судом установленным.
Как следует из ст.10 Закона Республики Хакасия от 12.05.2011 N 40-ЗРХ (ред. от 13.11.2012) "О гарантиях осуществления полномочий и мерах социальной поддержки депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Хакасия" выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе не менее трех лет и получавшим денежное содержание за счет средств местного бюджета, освобожденным от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, устанавливается ежемесячная доплата к пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - государственная пенсия) или трудовой пенсии. Ежемесячная доплата к государственной или трудовой пенсии не устанавливается и (или) не выплачивается со дня вступления в силу обвинительного приговора суда за совершение преступления в период осуществления депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления своих полномочий.
Ежемесячная доплата к государственной или трудовой пенсии указанным лицам может устанавливаться в таком размере, чтобы сумма государственной или трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней не превышала: 1) при замещении выборным должностным лицом местного самоуправления, осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе, муниципальных должностей от трех лет до пяти лет - 55 процентов их месячного денежного содержания; 2) выборным должностным лицом местного самоуправления, осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе, муниципальных должностей пять лет и более или отработавшим срок полномочий, установленный Уставом муниципального образования на момент их избрания, - 75 процентов их месячного денежного содержания.
Аналогичные положения содержатся в «Положении об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной или трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные должности и должности муниципальные должности муниципальной службы в муниципальном образовании Черноозерный сельсовет», прилагаемом к решению Совета депутатов муниципального образования Черноозерный сельсовет от 23 декабря 2008 года № 74.
Согласно ч.3 ст.10 указанного Закона, месячное денежное содержание указанных лиц для исчисления размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии определяется (по выбору этих лиц) по замещаемой должности на день достижения ими возраста, дающего право на государственную или трудовую пенсию по старости, либо по последней муниципальной должности, полномочия по которой были прекращены (в том числе досрочно).
28 декабря 2016 года главою администрации Черноозерного сельсовета принято решение № 89 «Об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной или трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы на территории администрации Черноозерного сельсовета».
Согласно справки от 02 марта 2017 года, выданной ответчиком истцу, задолженность по доплате к пенсии за период с октября 2016 по февраль 2017 года включительно составляет 110374,77 руб.
Оснований сомневаться в достоверности указанного документа у суда не имеется.
Исследовав представленные истцом доказательства в порядке, предусмотренном ч.ч. 1 – 3 ст. 67 ГПК РФ, учитывая, что ответчиком они не оспариваются, суд признаёт установленным факт неисполнения обязательства о выплате доплаты к пенсии в размере, указываемом истцом.
Таким образом, требования истца в данной части основаны на законе, обоснованы по сути, а потому подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Суд находит, что с момента неисполнения обязательства по выплате ежемесячной доплаты к пенсии, ответчик неправомерно удерживал подлежащие уплате истцу денежные средства, а потому требования истца в данной части основаны на законе.
Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
Ключевая ставка Банка России с 19 сентября 2016 года составляет 10% годовых.
Согласно представленному истцом расчету размер процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания составляет 5555,53 руб.
Данный расчет суд признает соответствующим требованиям закона, обоснованным по сути, ответчиком возражений по расчету не представлено, а потому требования в данной части подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Взыскать с администрации Черноозерного сельсовета в пользу ФИО1 задолженность по доплате к трудовой пенсии за период с октября 2016 года по февраль 2017 года в размере 110374 (сто десять тысяч триста семьдесят четыре) рубля 77 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания в размере 5555 (пять тысяч пятьсот пятьдесят пять) рублей 53 копейки, а всего – 115930 (сто пятнадцать тысяч девятьсот тридцать) рублей 30 копеек.
На данное решение может быть подана апелляционная жалоба в коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течение месяца со дня вынесения окончательного решения.
Председательствующий: Н.А. Лейман
Справка: мотивированное решение изготовлено и подписано 27 марта 2017 года.
Судья Н.А. Лейман