ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-218/19 от 09.07.2019 Дзун-хемчикского районного суда (Республика Тыва)

Дело №2-218/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

город Чадан 09 июля 2019 года

Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Бирилей Ч.Б., при секретаре Куулар А.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзун-Хемчикского района Республики Тыва в интересах Фонда поддержки предпринимательства Дзун-Хемчикского района, администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» к индивидуальному предпринимателю У об обязании возвратить неосновательно обогащенные денежные средства, полученные по договорам от 18 апреля 2018 года и от 16 мая 2018 года на расчетный счет Фонда поддержки предпринимательства Дзун-Хемчикского района в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда,

с участием помощника прокурора района Серендук Б.Р.,

у с т а н о в и л:

Прокурор Дзун-Хемчикского района Республики Тыва обратился в суд с иском в интересах Фонда поддержки предпринимательства Дзун-Хемчикского района, администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» к индивидуальному предпринимателю У об обязании возвратить неосновательно обогащенные денежные средства, полученные по договорам от 18 апреля 2018 года и от 16 мая 2018 года на расчетный счет Фонда поддержки предпринимательства Дзун-Хемчикского района (далее по тексту - Фонд поддержки предпринимательства) в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, указав, что в ходе проверки установлено, что в муниципальной программе «Развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Дзун-Хемчикском кожууне на 2016-2018 годы» предусмотрены 900 000 рублей, которые администрацией муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун РТ» полностью перечислены на расчетный счет Фонда поддержки предпринимательства Дзун-Хемчикского района. Проверкой фактической реализации средств муниципальной программы установлено, что за 2018 год поступили 4 заявления от лиц, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства, а именно М, У (2 заявления) и О 16 марта 2018 года поступило заявление индивидуального предпринимателя У (далее по тексту – ИП) об оказании финансовой помощи для пополнения оборотных средств, при этом без приложения каких-либо документов. 18 апреля 2018 года проведено заседание попечительского совета Фонда поддержки предпринимательства, в котором участвовали: председатель администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун РТ» Х, заместитель председателя администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун РТ» Д - председатель попечительского совета, начальник Финансового управления администрации Ч - член попечительского совета, директор Фонда поддержки предпринимательства Б - секретарь совета. Согласно протоколу попечительского совета Фонда принято предоставить ИП У денежные средства в сумме 100 000 рублей на возвратной основе. 18 апреля 2018 года договором без номера Фондом поддержки предпринимательства в лице директора Фонда Б ИП У предоставлен микрозайм в размере 100 000 руб. безвозмездно на пополнение оборотных средств без указания срока и условий предоставления займа, что является нарушением. Платежным поручением № 658 от 19 апреля 2018 года денежные средства в размере 100 000 рублей перечислены на расчетный счет ИП ФИО1 Решением попечительского совета Фонда от 16 мая 2018 года ИП У предоставлена денежные средства в размере 80 000 руб. на возвратной основе. 16 мая 2018 года между Фондом поддержки предпринимательства Дзун-Хемчикского района и ИП У заключен договор на предоставление микрозайма в размере 80 000 рублей на возвратной основе без указания условий и срока предоставления займа. В соответствии с постановлением администрации муниципального района №278 от 26 августа 2009 года утверждено Положение о Фонде поддержки предпринимательства Дзун-Хемчикского района. Согласно разделу 5 заемщик предоставляет Фонду необходимые документы (заявление, заявку на предоставление займа, бизнес-план с указанием запрашиваемой суммы со всеми финансово-экономическими расчетами и обоснованиями, с указанием количества дополнительно создаваемых рабочих мест, справку об отсутствии задолженности по уплате налогов, ходатайства и другие документы). В нарушение данных требований У, получившей финансовую помощь, предоставлено только заявление. Непредставление необходимых документов явилось основанием для нецелевого использования средств Фонда при представлении финансовых средств согласно договора заключенного между Фондом поддержки предпринимательства и ИП У в размере 100 000 рублей и 80 000 рублей. Таким образом, ИП У не правомерно получены денежные средства Фонда поддержки предпринимательства, которые предоставлены без соблюдения порядка предоставления займа, установленного постановлением администрации, на основании одного лишь заявления. Просит обязать ответчика возвратить неосновательно обогащенные денежные средства, полученные по договору б/н от 18 апреля 2018 года в размере 100 000 рублей и по договору б/н от 16 мая 2018 года в размере 80 000 рублей на расчетный счет Фонда поддержки предпринимательства Дзун-Хемчикского района в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании помощник прокурора района Серендук Б.Р. поддержала исковое заявление и просила удовлетворить по указанным в нём основаниям.

Ответчик У в судебное заседание не явилась о месте и времени проведения судебного заседания извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляла, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Суд, выслушав прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ) основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются: развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации; обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства; оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств; увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение занятости населения и развитие самозанятости и другие.

В соответствии со статьей 14 Федеральный закон № 209-ФЗ основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются: заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки; равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в указанных программах (подпрограммах); оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Пунктом 2 вышеуказанной статьи установлено, что при обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).В оказании поддержки должно быть отказано в случае, если: непредставлены документы, определенные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, выполнены условия оказания поддержки; ранее в отношении заявителя - субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки (поддержки, условия оказания которой совпадают, включая форму, вид поддержки и цели ее оказания) и сроки ее оказания не истекли. Проверкой установлено, что постановлением председателя администрации Дзун-Хемчикского кожууна от 26 августа 2009 года № 278 утверждено Положение о Фонде поддержки предпринимательства Дзун-Хемчикского района (далее по тексту – Положения) (л.д.15). Решением хурала представителей муниципального района Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва от 20 января 2010 года №155 создан Фонд поддержки предпринимательства Дзун-Хемчикского кожууна (л.д.8). Согласно разделу 2 Положения целью предоставления займа является создания системы предоставление микрозаймов для обеспечение самозанятости населения, оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, организации дополнительных рабочих мест, увеличение роста налоговых поступлений, увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства … (л.д.16-19). Согласно разделу 5 Положения заемщик предоставляет Фонду необходимые документы (заявление, заявку на предоставление займа, бизнес-план с указанием запрашиваемой суммы со всеми финансово-экономическими расчетами и обоснованиями, с указанием количества дополнительно создаваемых рабочих мест, справку об отсутствии задолженности по уплате налогов, ходатайства и другие документы). В разделе 9 Положения указано, что под датой предоставления займа понимается день, когда соответствующая сумма списывается со счетов Фонда, датой погашения займа понимается день соответствующая сумма зачисляется на счет Фонда либо поступает в кассу Фонда. В 2018 году Фонд поддержки предпринимательства поступили 4 заявления от лиц, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства, а именно М, У (2 заявления) и О 16 марта 2018 года Фонд поддержки предпринимательства поступило заявление ИП У об оказании финансовой помощи для пополнения оборотных средств, при этом без приложения каких-либо документов (л.д.21). 18 апреля 2018 года проведено заседание попечительского совета Фонда поддержки предпринимательства, в котором участвовали: председатель администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун РТ» Х., заместитель председателя администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун РТ» Д - председатель попечительского совета, начальник Финансового управления администрации Ч - член попечительского совета, директор Фонда поддержки предпринимательства Б - секретарь совета. Согласно протоколу попечительский совет Фонда решили предоставить ИП У денежные средства в сумме 100 000 руб. на возвратной основе (л.д.25). В этот же день договором без номер Фондом поддержки предпринимательства в лице директора Фонда Б к ИП У предоставлен микрозайм в размере 100 000 руб. на пополнение оборотных средств без указания срока и условий предоставления займа (л.д.22). Платежным поручением № 658 от 19 апреля 2018 года денежные средства в размере 100 000 руб. перечислены на расчетный счет ИП У (л.д.26). 26 апреля 2018 года ИП У повторно обратилась с заявлением о предоставлении денежных средств для пополнения оборотных средств (л.д.16). 16 мая 2018 года решением попечительского совета Фонда поддержки предпринимательства ИП У предоставлено денежные средства в размере 80 000 руб. на возвратной основе (л.д.34). 16 мая 2018 года между Фондом поддержки предпринимательства и ИП ФИО1 заключен договор на предоставление микрозайма в размере 80 000 руб. на возвратной основе (л.д.30). В нарушение раздела 5 Положения о Фонде поддержки предпринимательства Дзун-Хемчикского района ИП У получившей финансовые помощь, предоставлено только заявление (л.д.21). Непредставление необходимых документов явилось основанием для нецелевого использования средств Фонда при представлении финансовых средств согласно договору от 18 апреля 2018 года и 16 мая 2018 года заключенного между Фондом поддержки предпринимательства и ИП У о предоставлении займа в общей сумме 180 000 руб. Из объяснения У видно, что 16 марта она обратилась в Фонд поддержки предпринимательства с заявлением об оказании финансовой помощи для пополнения оборотных средств. 18 апреля 2018 года заявление рассмотрено на заседании Фонда и удовлетворено и заключен договор о предоставлении займа в размере 100 000 руб. на возвратной основе. Также повторно обратилась к Фонду с заявлением об оказании финансовой помощи для пополнения оборотных средств. 16 мая 2018 года заявление рассмотрено на заседании Фонда и удовлетворено и заключен договор о предоставлении займа в размере 80 000 руб. на возвратной основе. Кроме заявления она ничего не предоставляла. В соответствии с частью 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Таким образом, ИП У неправомерно получены денежные средства Фонда поддержки предпринимательства Дзун-Хемчикского района, которые предоставлены без соблюдения порядка предоставления займа, установленного постановлением администрации, на основании одного лишь заявления. Также данные денежные средства направлены об оказании финансовой помощи для пополнения оборотных средств. При таких обстоятельствах исковое требование прокурора Дзун-Хемчикского района к ИП У подлежит удовлетворению.

Поскольку истец в силу ст.333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, то согласно ст.103 ГПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Размер подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины в соответствии со ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации определен в размере 4 800 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление прокурора Дзун-Хемчикского района Республики Тыва в интересах Фонда поддержки предпринимательства Дзун-Хемчикского района, администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» к индивидуальному предпринимателю У об обязании возвратить неосновательно обогащенные денежные средства, полученные по договорам от 18 апреля 2018 года и от 16 мая 2018 года на расчетный счет Фонда поддержки предпринимательства Дзун-Хемчикского района в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя У в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда возвратить неосновательно обогащенные денежные средства, полученные по договору от 18 апреля 2018 года в размере 100 000 рублей и по договору от 16 мая 2018 года в размере 80 000 рублей на расчетный счет Фонда поддержки предпринимательства Дзун-Хемчикского района Республики Тыва.

Взыскать с индивидуального предпринимателя У государственную пошлину в доход бюджета муниципального района Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва в размере 4 800 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Дзун-Хемчикский районный суд.

Судья Бирилей Ч.Б.