ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-218/19УИД от 10.06.2019 Шалинского районного суда (Свердловская область)

Дело № 2-218/19 УИД: 66RS0060-01-2019-000252-90

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 июня 2019 года п.г.т. Шаля Свердловской области

Шалинский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Ярославцева В.Е.,

при секретаре Беляевских П.Г.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Шалинского района Свердловской области Шамарина С.П.,

представителя ответчика – Администрации Шалинского городского округа Свердловской области по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шалинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шалинского городского округа о возложении обязанности выполнения мероприятий, направленных на исполнение требований лесного законодательства

у с т а н о в и л

Прокуратурой Шалинского района Свердловской области проведены надзорные мероприятия в сфере исполнения требований лесного законодательства на территории Шалинского городского округа.

В ходе проверки установлено, что Администрацией Шалинского городского округа нарушаются требования лесного законодательства в части не соблюдения мер пожарной безопасности в городских лесах Шалинского городского округа в соответствии с таблицей 12.3 лесохозяйственного регламента городских лесов Шалинского городского округа, утвержденного Постановлением администрации Шалинского городского округа от 12.10.2016 № 1073.

Прокурор Шалинского района Свердловской области обратился в суд с иском к Администрации Шалинского городского округа в интересах неопределенного круга лиц - о возложении обязанности в срок до 01.05.2020 организовать осуществление мер пожарной безопасности в городских лесах Шалинского городского округа в соответствии с таблицей 12.3 лесохозяйственного регламента городских лесов Шалинского городского округа, утвержденного Постановлением администрации Шалинского городского округа от 12.10.2016 № 1073, а именно: постоянную выставку 1 штуку; предупредительные аншлаги 16 штук; 1 выступление в печати, по радио и телевидению; организацию мест отдыха и курения 16 штук; устройство минерализованных полос 80 километров; уход за минерализованными полосами 80 километров; наем временных пожарных сторожей 1 человек; организовать 1 пункт пожарного инвентаря; 1 добровольно пожарную дружину в количестве 5 человек; приобрести автомобиль бортовой повышенной проходимости 1 штуку; мотопомпу переносную с оснасткой 1 штуку; напорные пожарные рукава (Д=26,51 мм) 300 погонных метров; трактор с плугом ПКЛ-70 1 штуку; резиновую емкость РДВ-1500 1 штуку; зажигательные аппараты 1 штуку; ранцевый лесной огнетушитель 5 штук; бензопилы 1 штуку; лопат 10 штук; мотыг 5 штук; грабли железные 5 штук; топоров 5 штук; пил поперечных 2 штуки; бидон или канистру для питьевой воды объемом до 20 литров 2 штуки; ведра железные, резиновые или брезентовые емкости для воды объемом 10-12 литров 5 штук; кружек для воды 5 штук; аптечку первой помощи 2 штуки; индивидуальные перевязочные пакеты 5 штук; спецодежду дежурную (куртка, брюки, рукавицы, сапоги), защитные очки; респиратор 5 комплектов.

Свои исковые требования прокурор мотивировал тем, что на территории Шалинского городского округа на землях населенных пунктов р.п. Шаля находятся городские леса, которые поставлены на кадастровый учет в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области. Постановлением администрации Шалинского городского округа от 12.10.2016 № 1073 утвержден лесохозяйственный регламент городских лесов Шалинского городского округа (далее Регламент). Главой 2.17 Регламента установлены требования к охране, защите и воспроизводству городских лесов Шалинского городского округа, а также объем мероприятий по противопожарному устройству. В нарушении данного Регламента, а также ст. 1, ч. 6 ст. 2, ст. ст. 19, 53, ч. 2,5 ст. 53.1, ст.ст. 53.2, 53.3, 53.4, 81-84, ч. 2 ст. 70, ч. 1,3 ст. 87 Лесного кодекса Российской Федерации, Администрацией Шалинского городского округа вышеуказанные противопожарные мероприятия в городских лесах Шалинского городского округа не проводились.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Шалинского района Шамарин С.П. иск поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям. В обоснование заявленного иска пояснил, что в настоящее время противопожарные мероприятия, предусмотренные в таблице 12.3 Регламента Администрацией Шалинского городского округа не исполнены.

В результате невыполнения указанных мероприятий на территории Шалинского городского округа не подготовлены к предупреждению распространения природных пожаров на населенные пункты, воспроизводства городских лесов, что может повлечь серьезные негативные последствия. Уклонение администрации Шалинского городского округа от выполнения предусмотренных законом обязанностей по отношению к городским лесам создает угрозу потери леса, ухудшает противопожарную безопасность данной категории лесов, нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.

Представитель ответчика - Администрации Шалинского городского округа ФИО1 предъявленные исковые требования признал в части. Просил суд исключить из требований прокурора обязание приобрести 5 штук ранцевых лесных огнетушителей, в связи с тем, что в этой части требования ими исполнены в добровольном порядке. Также просил установить им срок для проведения указанных в иске мероприятий до 31.12.2020 в связи с отсутствием в бюджете Администрации денежных средств на указанные цели и необходимостью проведения соответствующей подготовительной работы, направленной на выделение денежных средств на выполнение мероприятий по исполнению требований лесного законодательства.

Выслушав представителя истца, не возражавшего против исключения из требований обязания в приобретении ранцевых лесных огнетушителей и установления срока исполнения требований по проведению мероприятий, направленных на исполнение требований лесного законодательства до 31.12.2020, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

Как установлено из представленных доказательств и пояснений представителя ответчика, на территории Шалинского городского округа на землях населенного пункта р.п. Шаля находятся городские леса. Границы земельных участков населенного пункта р.п. Шаля на землях лесопарка «Городские леса Шалинского городского округа» поставлены на кадастровый учет в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области. Постановлением администрации Шалинского городского округа от 12.10.2016 № 1073 утвержден лесохозяйственный регламент городских лесов Шалинского городского округа (л.д.11-12,13-14, 15-16, 17-84, 85, 86-99).

Главой 2.17 Регламента установлены требования к охране, защите и воспроизводству городских лесов Шалинского городского округа, а также объем мероприятий по противопожарному устройству. Согласно главе 12.7.1 Регламента, охрана лесов от пожаров, загрязнения и иного негативного воздействия должна осуществляться в соответствии с пунктами 3,4 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 14.12.2010 № 485 «Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов». В соответствии со статьей 53, частями 2,5 статьи 53.1, со статьями 53.2, 53.3, 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации, для обеспечения пожарной безопасности в лесах должно осуществляться: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработка и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах (л.д.90).

В соответствии со ст. ст. 19, 84 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий. К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; установление ставок платы за единицу объема древесины; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах; учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности; представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней. Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Обязанность органов местного самоуправления по организации лесоустройства вытекает из части 2 статьи 70 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены: утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Согласно ч.ч. 1, 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации - основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.

Из представленных истцом – прокуратурой Шалинского района Свердловской области доказательств видно, что в ходе проведения прокурорской проверки ими установлено, что на территории п.г.т. Шаля Шалинского городского округа Свердловской области имеются городские леса, в отношении которых противопожарные мероприятия, предусмотренные в таблице 12.3 Регламента, органом местного самоуправления не проводились.

Из пояснений представителя ответчика также видно, что администрация в полном объеме не предпринимает мер по соблюдению требований лесного законодательства.

Соответственно, предъявленный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

Таким образом, имеются основания возложить на Администрацию Шалинского городского округа обязанность выполнения мероприятий, направленных на исполнение требований лесного законодательства.

Предложенный представителем ответчика срок для исполнения решения суда – до 31.12.2020, с которым согласился представитель истца, суд находит разумным и обоснованным.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации - судебные расходы по делу подлежат отнесению на счет бюджета Российской Федерации, поскольку в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик, как и истец при подаче иска, подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 103, 194, 197, 198, 199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Исковое заявление прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шалинского городского округа о возложении обязанности выполнения мероприятий, направленных на исполнение требований лесного законодательства, удовлетворить.

Обязать Администрацию Шалинского городского округа в срок до 31.12.2020 организовать осуществление мер пожарной безопасности в городских лесах Шалинского городского округа в соответствии с таблицей 12.3 лесохозяйственного регламента городских лесов Шалинского городского округа, утвержденного Постановлением администрации Шалинского городского округа от 12.10.2016 № 1073, а именно: постоянную выставку 1 штуку; предупредительные аншлаги 16 штук; 1 выступление в печати, по радио и телевидению; организацию мест отдыха и курения 16 штук; устройство минерализованных полос 80 километров; уход за минерализованными полосами 80 километров; наем временных пожарных сторожей 1 человек; организовать 1 пункт пожарного инвентаря; 1 добровольно пожарную дружину в количестве 5 человек; приобрести автомобиль бортовой повышенной проходимости 1 штуку; мотопомпу переносную с оснасткой 1 штуку; напорные пожарные рукава (Д=26,51 мм) 300 погонных метров; трактор с плугом ПКЛ-70 1 штуку; резиновую емкость РДВ-1500 1 штуку; зажигательные аппараты 1 штуку; ранцевый лесной огнетушитель 5 штук; бензопилы 1 штуку; лопат 10 штук; мотыг 5 штук; грабли железные 5 штук; топоров 5 штук; пил поперечных 2 штуки; бидон или канистру для питьевой воды объемом до 20 литров 2 штуки; ведра железные, резиновые или брезентовые емкости для воды объемом 10-12 литров 5 штук; кружек для воды 5 штук; аптечку первой помощи 2 штуки; индивидуальные перевязочные пакеты 5 штук; спецодежду дежурную (куртка, брюки, рукавицы, сапоги), защитные очки; респиратор 5 комплектов.

Решение может быть обжаловано и (или) на него может быть принесено представление в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 15.06.2019.

Председательствующий судья В.Е.Ярославцев