ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-218/20 от 02.11.2020 Некоузского районного суда (Ярославская область)

Дело № 2-218/2020

М.Р. 02.11.2020г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 ноября 2020 г. с. Новый Некоуз

Некоузский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Пикуновой Е.Ю.,

при секретаре Моховой О.Н.,

с участием прокурора Бородулиной Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Некоузского района, предъявленному в защиту интересов муниципального образования к администрации Некоузского сельского поселения Некоузского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Прокурор Некоузского района в интересах муниципального образования – Некоузского сельского поселения, в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился к администрации Некоузского сельского поселения Некоузского муниципального района Ярославской области с требованиями о возложении обязанности в срок 01.06.2021 зарегистрировать как объект недвижимого имущества объект культурного наследия: «Братская могила советских воинов», местонахождение объекта: «Некоузский район, пос. железнодорожной, с. Маслово».

В обоснование иска указано, что в нарушение требований ФЗ от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ФЗ от 19 мая 1995 № 80-ФЗ «Об увековечивании победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», указанный объект не зарегистрирован как объект недвижимого имущества.

Отсутствие оформленного права муниципальной собственности на памятники, объекты культурного наследия влечет нарушение требований действующего законодательства по реализации возложенных на орган местного самоуправления Некоузского сельского поселения полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

В связи с отсутствием собственников объектов культурного наследия, в нарушении требования ст. 47.6 Закона №73-ФЗ охранные обязательства в их отношении не могут быть подготовлены и утверждены инспекцией по охране объектов культурного наследия Ярославской области, необходимый перечень видов работ по сохранению объекта культурного наследия не проводится.

Границы территории объектов культурного наследия не установлены, а сведения о таких границах и об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия не могут быть внесены в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

09.07.2019 главе Некоузского сельского поселения вносилось представление об устранении выявленных нарушений. Из ответа на представление следует, что по части объектов культурного наследия заключен договор с кадастровым инженером на выполнение кадастровых работ для последующего оформления земельных участков, а по одному объекту культурного наследия работы по установлению границ из-за отсутствия финансирования будут проведены лишь в 2020 году.

Органом местного самоуправления нарушения, выявленные прокуратурой района до настоящего времени не устранены.

Бездействие должностных лиц администрации Некоузского сельского поселения может привести к полной утрате имеющихся объектов культурного наследия.

В судебном заседании помощник прокурора Некоузского района Ярославской области Бородулина Ю.А. иск поддержала в полном объеме по изложенным в нем основаниям.

Администрация Некоузского сельского поселения ходатайствовали о рассмотрении дела безучастия своего представителя, представили в письменной форме отзыв на иск, указали, что объект культурного наследия находится в полосе отвода железной дороги и является федеральной собственностью, числится в реестре муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности Некоузского сельского поселения. Администрацией планируется заключить с филиалом ОАО «РЖД» Северная железная дорога договор субаренды земельного участка, на котором расположен объект культурного наследия. Исковые требования признают, при формировании бюджета администрации на 2021 год будут заложены денежные средства на выполнение необходимых работ.

Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области и представителя в судебное заседание не направил, отзыва на иск и ходатайств не представил.

С учетом надлежащего уведомления всех участников процесса, суд рассматривает дело при имеющейся явке и, заслушав прокурора, исследовав представленные по делу доказательства в их взаимосвязи и совокупности, приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Требования прокурора Некоузского района Ярославской области основаны на действующем законодательстве, фактические обстоятельства дела подтверждены соответствующими доказательствами.

В соответствии со ст. 2 ФЗ о 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Оформление права собственности субъектов Российской Федерации, национальных образований на объекты культурного наследия федерального значения, которые являлись недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения до 27 декабря 1991 года и необходимы для обеспечения осуществления субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями установленных Федеральными законами полномочий, производится в порядке, определенном пунктом 2 статьи 63 настоящего Федерального закона, за исключением объектов культурного наследия федерального значения, указанных в пункте 5 настоящей статьи.

В силу ст. 4 Закона №73-ФЗ объекты культурного наследия местного (муниципального) значения- объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

Согласно ч. 4 ст. 5.1 Закона №73-Ф3 орган, установивший требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, в течение пяти дней со дня вступления в силу акта об установлении таких требований направляет копию указанного акта в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого учета, ведения государственного кадастра недвижимости.

Как следует из ст. 6 Закона № 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия, в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 14 января 1993 года N 4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества», захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями. Согласно ст. 5 ФЗ от 19 мая 1995 № 80-ФЗ «Об увековечивании победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» следует, что к памятникам Великой Отечественной войны относятся скульптурные, архитектурные и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память о событиях, об участниках, о ветеранах и жертвах Великой Отечественной войны.

Органы местного самоуправления ответственны за сохранение памятников Великой Отечественной войны, поддержание их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о победе советского народа в Великой Отечественной войне.

Согласно реестру объектов культурного наследия регионального значения, под № 207 указана «Братская могила советских воинов», местонахождение объекта: «Некоузский район, д. Большое Фролово», согласно приказа департамента культуры и туризма от 04.06.2003 № 121, постановления Правительства Ярославской области от 03.03.2008 № 37, постановления Главы Администрации Ярославской области от 22.1.1993 № 329.

Согласно п. 321 перечня имущества Некоузского муниципального района, подлежащего передаче Некоузскому сельскому поселению, сельскому поселению передано недвижимое имущество - «Памятник жертвам бомбардировки», расположенное по адресу: Ярославская область, Некоузский район, с. Маслово.

В соответствии с п. 6070 реестра муниципальной собственности Некоузского сельского поселения в собственности Некоузского сельского поселения находится памятник жертвам бомбардировки, расположенный на с. Маслово Некоузский район Ярославская область.

Установлено, что площадь земельного участка под могилой жертвам бомбардировки составила 6,3 кв.м., расположена в полосе отвода железной дороги - федеральная собственность.

Нахождение части объекта культурного наследия в полосе отвода железной дороги не препятствует формированию земельного участка и постановки его на кадастровый учет.

Ответчиком не оспаривается, что в нарушение требований ФЗ от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ФЗ от 19 мая 1995 № 80-ФЗ «Об увековечивании победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» указанный памятник культурного наследия регионального значения не зарегистрирован как объект недвижимого имущества.

Отсутствие оформленного права муниципальной собственности на памятник, объект культурного наследия влечет нарушение требований действующего законодательства по реализации возложенных на орган местного самоуправления Некоузского сельского поселения полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

В связи с отсутствием собственников объектов культурного наследия, в нарушении требования ст. 47.6 Закона №73-ФЗ охранные обязательства в их отношении не могут быть подготовлены и утверждены инспекцией по охране объектов культурного наследия Ярославской области, необходимый перечень видов работ по сохранению объекта культурного наследия не проводится.

Границы территории объектов культурного наследия не установлены, а сведения о таких границах и об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия не могут быть внесены в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

При указанных обстоятельствах исковые требования прокурора Некоузского района, предъявленные к администрации Некоузского сельского поселения Некоузского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности зарегистрировать объект культурного наследия как объект недвижимого имущества подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Некоузского района удовлетворить.

Возложить на администрацию Некоузского сельского поселения Некоузского муниципального района Ярославской области обязанность в срок до 01 июня 2021г. зарегистрировать как объект недвижимого имущества объект культурного наследия – «Братская могила советских воинов», местонахождение объекта: «Некоузский район, пос. железнодорожной, с. Маслово».

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ярославский областной суд с подачей жалобы через Некоузский районный суд в течение 1 месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Е.Ю. Пикунова