Дело № 2-218/2020
УИД 55RS0007-01-2019-007014-57
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 января 2020 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Казанцевой Н.А. при секретаре судебного заседания Романовой Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КАС к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска о возложении обязанности произвести перерасчет арендной платы по договору аренды земельного участка.
УСТАНОВИЛ:
Истец КАС обратилась в суд с названным иском к ответчику, в обоснование требований указав, что 08 февраля 2013г. между сторонами заключен Договор аренды земельного участка №, предметом которого является 89/2921 доли в праве пользования земельным участком с кадастровым номером №, на основании права собственности на нежилое помещение по адресу: <адрес>, кадастровый №. 11.05.2015 в связи с принятием 29.04.2015г. Правительством Омской области Постановления № 108-п «О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов» Постановление Правительства Омской области от 29.10.2008 г. № 179-п утратило силу. В этой связи Департамент должен был начислять арендную плату по договору 10.05.2015 по правилам Постановления Правительства Омской области от 29.10.2008 г. № 179-п, а начиная с 11.05.2015 - по правилам Постановления Правительства Омской области от 29.04.2015 г. № 108-п. Определением Верховного Суда РФ от 02.11.2017 г. № 50-АПГ17-18 п. 5 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 29.04.2015 г. № 108-п, был признан недействующим в связи с тем, что установленный им порядок определения размера платы не соответствовал принципу экономической обоснованности, в связи, с чем не соответствовал закону с момента принятия данного постановления. При этом, признание нормативного акта недействующим с момента вступления в силу решения суда не должно предоставлять возможность лицу, являющемуся получателем платежей на основании данного нормативного акта, получать их за период до момента вступления в силу решения о признании нормативного акта недействующим. Иное означало бы, что кредитор имеет право получать незаконно установленную регулирующим органом цену. Поскольку специальных выводов в данной части в Определении Верховного Суда РФ от 02.11.2017 г. № 50-АПГ17-18 не содержится, а приводится лишь указание на общее правило, согласно которому нормативный правовой акт может быть признан недействующим с даты принятия судебного постановления, судебная коллегия считает необходимым исходить из
приведенной выше позиции о том, что в таком случае применение признанного недействующим нормативного акта при возникновении судебного спора не допускается, в том числе и в случае, когда задолженность на основании данного акта была начислена за период, предшествовавший дате признания его недействующим. Таким образом, расчет платы за аренду земельных участков, произведенный в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 29.04.2015 г. № 108-п, является незаконным и применению не подлежит. 17 апреля 2019 г. КАС обратилась с обращением о пересчете стоимости арендной платы за период с 29.12.2015г. по 01.11.2017г. в связи с признанием недействующим Постановления Правительства Омской области от 29.04.2015 г. № 108-п и вопросом, на основании какого договора (согласно акта сверки на 27.03.2019г.) начислены платежи за период с 16.02.2012г. по 08.02.2013г. От Департамента получен ответ № Исх-ДИО/Ю99-ОГ от 26.04.2019г. об отказе произвести перерасчет размера арендной платы в указанный период, ссылаясь на то, что Постановление Правительства Омской области от 29.04.2015 г. № 108-п признано не действующим с 02.11.2017г., и что пересчет арендной платы произведен с 02.11.2017г. по
31.12.2017г. на основании уведомления (<данные изъяты>.). Истец полагает, что в такой ситуации расчет арендной платы после 11.05.2015г. необходимо производить в соответствии с ранее действовавшим нормативным актом, регулировавшим
плату за землю, то есть в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 г. № 179-п «Об утверждении Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городе Омске». Именно данным нормативным актом определялся размер арендной платы за предоставленные в аренду земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, до принятия Постановления Правительства Омской области от 29.04.2015 г. № 108-п. Возможность расчета арендной платы на основании ранее принятого нормативного акта, регулирующего аналогичные отношения, подтверждается правовой позицией, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2016), утв. Президиумом Верховного суда РФ 06.07.2016 г. (п. 10 Обзора судебной практики Судебной коллегии по экономическим спорам). Таким образом, КАС полагает действия Департамента по начислению арендной платы по договору аренды земельного участка в период с 16.02.2012 г. по 01.11.2017 г. на основании положений нормативного правового акта, признанного недействующим в судебном порядке, незаконными и не обоснованными. Просит обязать ответчика произвести перерасчет арендной платы по договору аренды земельного участка № в период с 16.02.2012 по 01.11.2017г., руководствуясь Постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 № 179-п «Об утверждении Положения об арендной плате за пользование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городе Омске»; взыскать с ответчика в пользу истца расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей (л.д. 3-5).
Определением суда от 19.12.2019 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация города Омска (л.д. 1).
В судебном заседании истец КАС участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом (л.д. 54,73).
Представитель истца КСП, действующая на основании доверенности (л.д. 74-75), в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, дополнительно суду пояснила, что КАС в качестве индивидуального предпринимателя не зарегистрирована, арендует земельный участок совместно с остальными долевыми собственниками объекта недвижимости. По рассматриваемому договору истцу арендную плату по Постановлению № 108-п начали исчислять с 11.05.2015, до этой даты начисления производились по Постановлению № 179-п. Договор с истцом действительно заключен с 08.02.2013, однако, в расчете ответчиком период начислений произведен с 16.02.2012, в связи с чем, истец просит обязать ответчика произвести перерасчет с указанной даты с 16.02.2012. Заявленный ответчиком срок исковой давности не должен применяться, поскольку срок считается с момента вынесения Верховным судом РФ определения от 02.11.2017, после которого истец узнала о незаконности действий ответчика по начислению арендной платы по Постановлению № 108-п. С рассматриваемым иском КАС обратилась, поскольку ответчик отказывается произвести перерасчет, в результате которого у КАС образуется переплата, которую истец желает зачесть в счет будущих платежей. Без проведенного перерасчета ответчик выставляет истцу задолженность по договору. Просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности ШЖК (л.д. 31) исковые требования не признала в полном объеме по основаниям, изложенных в отзыве на иск и дополнениях к нему (л.д. 55-58, 59-60), указала на правомерность действий ответчика по начислению размера арендной платы по Постановлению № 108-п с 11.05.2015 до 01.11.2017, когда нормативный акт судебным решением признан незаконным. Требование истца об обязании произвести перерасчет с 16.02.2012 необоснованны, поскольку договор заключен 08.02.2013, а Постановление № 108-п было применено с 11.05.2015, о чем истца уведомляли в соответствующих письмах. Кроме того, просит суд применить пропуск истцом срока исковой давности и в иске отказать.
Представитель третьего лица Администрации города Омска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 72),
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции их относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Согласно ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
В силу положений ст. 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма. Если стороны договорились заключить договор в определенной форме, он считается заключенным после придания ему условленной формы, хотя бы законом для договоров данного вида такая форма не требовалась.
В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи) (пункт 1 статьи 607 ГК РФ).
В соответствии с требованиями статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что 08 февраля 2013 года между Главным управлением по земельным ресурсам Омской области (Арендодатель) и КАС (Арендатор) заключен договор аренды № находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного в городе Омске, под капитальный объект недвижимого имущества, согласно которому КАС передан в аренду сроком на 49 лет с множественность л 89/2921 долями в праве пользования, земельный участок, <данные изъяты> с кадастровым номером №. Местоположение участка установлено по адресу: <адрес>. Цель использования участка: для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (л.д. 7-12).
Согласно пункту 2.1. Договора аренды (л.д. 7) размер арендной платы за предоставленный участок определяется согласно расчету арендной платы (Приложение № к договору).
Согласно выписке из ЕГРН по состоянию на 01.01.2014 кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 10 766 309,43 рублей (л.д. 47).
В соответствии с п. 2 Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городе Омске, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п (далее Постановление № 179-п), действовавшего в спорный период, размер арендной платы за использование земельных участков, предоставляемых на торгах (конкурсе, аукционе), определяется по результатам торгов (конкурса, аукциона). В иных случаях размер арендной платы за использование земельных участков определяется в соответствии с пунктами 3 - 6, 8 настоящего Положения.
Согласно п. 3 Постановления № 179-п размер годовой арендной платы за использование земельных участков, предоставленных для строительства, а также земельных участков, право аренды которых приобретается (приобретено) в связи с расположением на них зданий, строений, сооружений, за исключением земельных участков, указанных в пункте 3.1 настоящего Положения, определяется по формуле:
Ап = Кс x Сап,
где:
Ап - размер годовой арендной платы;
Кс - кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, за который производится расчет арендной платы;
Сап - ставка арендной платы в зависимости от вида использования земельного участка.
Значение Сап определяется в соответствии с приложением N 1 к Положению.
В п. 7 Постановления № 179-п было установлено, что годовая арендная плата за земельные участки вносится арендаторами ежемесячно равными долями до 10 числа месяца, за который производится оплата. Размер месячной арендной платы за земельный участок определяется как 1/12 размера годовой арендной платы, за исключением земельных участков, указанных в пункте 3.1 Положения.
С 11 мая 2015 к рассматриваемому договору в части определения размера арендной платы стал применяться Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденный Постановлением Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п (далее Постановление № 108-п).
Из п. 5 Постановления № 108-п следовало, что арендная плата за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в пунктах 3, 4 Порядка, рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В этих случаях арендная плата рассчитывается как произведение рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка, по следующей формуле:
А = С x Р, где:
А - арендная плата;
С - рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной не более чем за 6 месяцев до заключения договора аренды земельного участка;
Р - действующая ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Обращаясь в суд за разрешением рассматриваемого спора, исковая сторона указывает на необходимость применения при исчислении арендной платы Постановления № 179-п, вместо Постановления 108-п, в связи с признанием последнего недействующим определением Верховного суда РФ от 02.11.2017.
Из п. 2.2. заключенного сторонами договора аренды следует, что арендная плата подлежит изменению не чаще одного раза в год в следующих случаях: 1) внесения изменений в порядок определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, на территории города Омска; 2) внесения изменений в значения показателей, используемых при расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, расположенные на территории города Омска.
Обязанность арендатора своевременно уплачивать арендную плату в соответствии с договором аренды и в течение пяти дней после осуществления платежа предоставлять арендодателю копии платежных документов, предусмотрена подпунктом 2 пункта 3.2 договора аренды.
Письмом от 01.03.2017 Департамент имущественных отношений Администрации города Омска направил в адрес КАС расчет и уведомление о том, что в период с 10.01.2015 по 10.05.2015 размер арендной платы по договору аренды земельного участка № составляет 888,44 рублей в месяц в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 № 179-п. За период с 11.05.2015 по 10.05.2016 размер арендной платы составляет 2571,73 рублей в месяц, а с 11.05.2016 – 2736,32 рублей в месяц и рассчитана в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 29.04.2015 № 108-п (л.д. 32-33, 34-35).
При этом, из приложенного к уведомлению расчета (л.д. 34-35) следует, что расчет арендной платы в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 № 179-п рассчитывается по формуле: Ап = Кс х Сап/12, где:
Ап – размер ежемесячной арендной платы;
Кс –кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:090105:1051 площадью 2921 кв.м. составляет 10 766 309,43 рублей;
Сап – ставка арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка – 0,0325 (пункт 6,7 приложения № 1 Постановления № 179-п);
12- количество месяцев в году.
В тоже время, размер расчет арендной платы в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 29.04.2015 № 108-п с учетом 89/2921 доли в праве пользования земельным участком рассчитывается по формуле: А = С х Р х И, где:
А – размер ежемесячной арендной платы;
С – рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №<данные изъяты> составляет 12 277 051 рублей (отчет № 394 от 07.11.2016);
Р – действующая ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на 11.05.2015 – 8,25%;
И – коэффициент уровня инфляции, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года (Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период) с 11.05.2015 – 1, с 11.05.2016 – 1,064 и.д. (л.д. 34-35).
Уведомлением от 03.07.2017 ответчик сообщил истцу о том, что по состоянию на начало 2017 года коэффициент уровня инфляции составил 1,04, в связи с чем, ежемесячный размер арендной платы с 11.05.2017 составляет 2845,77 рублей (л.д. 36).
Уведомлением от 03.11.2017 истцу было сообщено о том, что с 01.01.2018 арендная плата с учетом 89/2921 доли в праве пользования земельным участком составляет 1384,37 рублей в месяц. При расчете использована рыночная стоимость земельного участка враз мере 14 348 000 рублей, определенная на основании отчета № от 18.09.2017, а также коэффициент – 3,8 (л.д. 37,38, 39-41).
Из представленного исковой стороной расчета задолженности, полученного от ответчика, а также предоставленного ответчиком расшифровки начислений с 01.01.2014 по 01.11.2017 следует, что за период с 01.05.2015 по 01.11.2017 при определении размера арендной платы ответчиком применялся порядок, установленный Постановлением № 108-п, исходя из рыночной, а не кадастровой стоимости земельного участка (л.д. 15-17, 64, 66), поскольку исходя из порядка, утвержденного Постановлением № 179-п и условий заключенного договора размер арендной платы должен составлять 888,44 рублей ежемесячно (10 766 309,43 (кад.стоимость) х 0,0325 (коэф.) / 12 мес. / 2921 (долей) х 89 (доля истца) = 888,44 руб.).
При этом, осуществляя расчет по Постановлению № 108-п, ответчиком истцу рассчитана сумма задолженности по рассматриваемому договору (л.д. 64 оборот, 66 оборот).
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ одной из форм платы за использование земли является арендная плата, взимаемая за земли, переданные в аренду.
Согласно статье 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В конкретном рассматриваемом случае, размер арендной платы является результатом применения действующих на момент подписания договора расчётных величин формулы расчёта, согласованной сторонами.
Стоимость аренды государственного имущества относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учётом применимой соответствующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
В пунктах 16, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» содержатся следующие разъяснения: в силу абзаца 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, в предусмотренных законом случаях, плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом. К договору аренды, заключённому после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом, в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок ещё не был установлен. При этом дополнительного изменения договора не требуется.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы и не вправе применять другой размер арендной платы.
Методика расчёта арендной платы является доступной для сторон.
Как отмечалось ранее, размер арендной платы определён согласно расчёту, приведённому в приложении к договору, а именно, в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 № 179-П «Об утверждении Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городе Омске».
Согласно Приложению № 1 к Положению об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городе Омске, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 г. № 179-п в целях расчета арендной платы применяется ставка арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Расчет арендной платы с 11.05.2015 года производился ответчиком в соответствии с ранее действовавшей редакцией п. 5 Порядка определения размера арендной платы, утвержденной Постановлением Правительства Омской области от 29.04.2015 № 108-п «О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов».
Между тем, на основании Определения Верховного Суда Российской Федерации от 02.11.2017 № 50-АПГ17-18 изложенный выше пункт 5 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 29 апреля 2015 № 108-п был признан недействующим в связи с тем, что установленный им порядок определения размера платы не соответствовал принципу экономической обоснованности, в связи с чем не соответствовал закону с момента принятия данного постановления.
Согласно ч. 1 ст. 216 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.
В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснено, что, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Из смысла данных разъяснений прямо следует, что необходимость признания нормативного правового акта недействующим со дня вступления решения в законную силу обусловлена тем, что ранее данный акт действовал и применялся для регулирования правоотношений в соответствующей области. Между тем, указанное не означает, что до указанного момента данный акт являлся законным, и не свидетельствует о невозможности защиты или восстановления нарушенных данным нормативным актом прав в период его действия.
Согласно абзацу второму статьи 13 ГК РФ в случае признания судом недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления нарушенное право подлежит восстановлению или защите иными способами, предусмотренными статьей 12 этого же Кодекса.
Так, из разъяснений, содержащихся в п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» следует, что нормативный правовой акт или его отдельные положения, признанные судом недействующими, с момента принятия решения суда не подлежат применению, в том числе при разрешении споров, которые возникли из отношений, сложившихся в предшествовавший такому решению период.
Суд отмечает, что в мотивировочной части Определения Верховного Суда РФ от 02.11.2017 № 50-АПГ17-18 не содержится выводов, которые означали бы, что признанный недействующим пункт не должен применяться только к возникшим после даты принятия определения правоотношениям.
Кроме того, с учетом изложенных в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.11.2017 № 50-АПГ17-18 положений, ссылка департамента имущественных отношений в своем письме от 06.12.2018 г., на проведение с 01.01.2018 г. расчета арендной платы на основании Постановления 108-п с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Омской области от 31.05.2017 г. № 162-п, неправомерна, поскольку в случае признания незаконным пункта нормативного акта, все вносимые в данной части изменения также не могут быть применены.
В такой ситуации суд приходит к выводу, что расчет арендной платы за спорный период необходимо производить в соответствии с ранее действовавшим нормативным актом, регулировавшим плату за землю, то есть в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 № 179-п «Об утверждении Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городе Омске». Именно данным нормативным актом определялся размер арендной платы за предоставленные в аренду земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, до принятия Постановления N 108-п.
Возможность расчета арендной платы на основании ранее принятого нормативного акта, регулирующего аналогичные отношения, подтверждается правовой позицией, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016 (п. 10 Обзора судебной практики Судебной коллегии по экономическим спорам).
Таким образом, расчет арендной платы должен производиться по формуле Ап = Кс (кадастровая стоимость земельного участка) x Сап (ставка арендной платы).
19.04.2019 истец обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете арендной платы по договору с учетом Определения Верховного суда РФ от 02.11.2017 (л.д. 13).
Однако, в ответе от 26.04.2019 ответчик со ссылкой на Определение Верховного суда РФ от 02.11.2017 указал, что истцу направлено уведомление о перерасчете арендной платы только за период с 02.11.2017 по 31.12.2018. В случае несогласия с произведенным перерасчетом до 02.11.2017 рекомендовано обратиться в суд (л.д. 14, 42).
Из пояснений представителя ответчика следует, что истцу отказывают в перерасчете по Постановлению № 179-п, так как ответчик полагает правомерным начисления по Постановлению № 108-п до признания его в части недействующим.
Из уведомления от 26.11.2018 ответчика следует, что ответчиком со ссылкой на Определение Верховного суда РФ от 02.11.2017 истцу произведен рерасчет арендной платы со 02.11.2017 по 31.12.2017 в размере 888,44 рублей (л.д. 42).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в период с 11.05.2015 по 01.11.2017 ответчиком по рассматриваемому договору аренды размер арендной платы истцу рассчитывался исходя из порядка, утвержденного Постановлением № 108-п, признанного в указанной части Определением Верховного суда РФ от 02.11.2017 недействительным.
При этом, довод исковой стороны о применении к рассматриваемому договору в части определения арендной платы по Постановлению № 108-п, начиная с 16.02.2012 и заявленные в связи с этим исковые требования об обязании ответчика произвести перерасчет с 16.02.2012 ничем не подтвержден, учитывая дату заключения договора 08.02.2013 и начало применения Постановления № 108-п с 11.05.2015 опровергает указываемый исковой стороной начало периода.
В связи с чем, заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению с обязанием ответчика произвести перерасчет арендной платы в соответствии с Постановлением № 179-П по заключенному договору аренды № ДГУ/13-3124-Ц-12 за установленный судом период с 11 мая 2015 по 01 ноября 2017 г.
При этом, довод ответной стороны о необходимости применения к требованиям истца срока исковой давности подлежит отклонению исходя из следующего.
В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу ст.ст. 196, 199 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Из пояснений представителя истца следует, что о своем нарушенном праве КАС узнала только после вынесения Верховным судом РФ определения от 02.11.2017 N 50-АПГ17-18, которым Постановление № 108-п признана недействующим.
Указанный довод исковой стороной признается обоснованным, поскольку о нарушенном праве истец узнала после признания судом незаконным п. 5 Постановления № 108-п, в соответствии с которым производились начисления по рассматриваемому договору.
Таким образом, с учетом даты вынесения указанного определения Верховным судом РФ 02.11.2017, а также с учетом даты подачи в суд настоящего иска 17.12.2019 (л.д. 3), срок исковой давности за подтвержденный в судебном заседании период с 11.05.2015 по 01.11.2017 пропущенным не является.
В соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно квитанции от 17.12.2019 истцом при подаче настоящего иска была оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей (л.д. 2).
Учитывая правовой результат об удовлетворении заявленных исковых требований об обязаннии ответчика произвести перерасчет, расходы истца по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей подлежат взысканию с ответчика в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования КАС удовлетворить частично.
Обязать департамент имущественных отношений Администрации города Омска произвести перерасчет начисленной арендной платы по договору аренды № от 08.02.2013 находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного в городе Омске, под капитальный объект недвижимого имущества, заключенного с КАС, за период с 11 мая 2015 по 01 ноября 2017 г.г. в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 № 179-П «Об утверждении Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городе Омске».
Взыскать с департамент имущественных отношений Администрации города Омска в пользу КАС расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.А. Казанцева
Решение в окончательной форме изготовлено 27.01.2020 г.