Дело № 2-218/2013
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 мая 2013 года г. Бодайбо
Бодайбинский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Овчинниковой И.Ф., при секретаре Хорзове М.Л., с участием представителя истца МИФНС России № 3 по Иркутской области ФИО1, действующей на основании доверенности от ***, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-218/2013 по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Иркутской области к ФИО2 о взыскании пени,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований указано, что ФИО2 до *** состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Иркутской области и как следствие являлся плательщиком налога на добавленную стоимость, единого социального налога, налога на доходы физических лиц. Однако возложенную на него обязанность по уплате налога ФИО2 не исполнял. По результатам выездной налоговой проверки предпринимателю на основании решения о привлечении к налоговой ответственности *** от *** доначислили НДС, НДФЛ, ЕСН в размере ***. Ранее инспекция обращалась за взысканием со ФИО2 НДС за 3,4 кв.2008г., 1,2,3 кв. 2009г., 1,2,3,4 кв. 2010г., 1,2,3 кв.2011г., ЕСН, зачисляемый в ФБ за 1,2,3 кв. 2009г., ФФОМС за 1,2,3 кв.2009г., ТФОМС за 1,2,3 кв.2009г., НДФЛ за 2009, 2010г. На сегодняшний день НДС за указанные периоды уплачен не полностью и не своевременно и на этом основании налоговой инспекцией, в соответствии со ст.75 НК РФ плательщику начислены пени в общей сумме *** (требование *** от ***, *** от ***). Также ЕСН уплачен не полностью и несвоевременно ФИО2, на этом основании инспекцией в соответствии со ст.75 НК РФ плательщику были начислены пени в общей сумме ***, в том числе пени по ЕСН, зачисляемому в ФБ за 1,2,3 кв. 2009 в сумме ***, пени по ЕСН, зачисляемому в ФФОМС за 1,2,3 кв. 2009г. в сумме ***, пени по ЕСН, зачисляемому в ТФОМС за 1,2,3 кв.2009г. в сумме ***. В адрес налогоплательщика инспекцией направлены требования *** от ***, *** от ***, *** от ***, *** от ***, *** от *** Кроме того, Межрайонной ИФНС России № 3 по Иркутской области установлено, что ФИО2 не полностью и не своевременно уплатил НДФЛ за 2009/2010гг. На этом основании, инспекцией в соответствии со ст.75 НК РФ плательщику начислены пени в общей сумме ***, в адрес налогоплательщика инспекцией направлены требования *** от ***
Просит суд взыскать с ФИО2 задолженность по пени в сумме ***, в том числе: пени НДС в размере ***., пени по ЕСН, зачисляемому в ФБ в размере ***, пени по ЕСН, зачисляемому в ФФОМС в размере ***, пени по ЕСН, зачисляемому в ТФОМС в размере ***, пени НДФЛ в размере ***.
Представитель истца Межрайонной ИФНС России №3 по Иркутской области ФИО1, действующая на основании доверенности от ***, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить в полном объеме. Ранее представила письменное пояснение по иску, которое приобщено к материалам дела.
В судебное заседание ответчик ФИО2 не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны,об уважительности причин неявки суду не сообщил, не просил дело рассматривать в его отсутствие, возражений против иска не представил.
При этом неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу, что подтверждается также положениями ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Представитель ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности от*** в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил, не просил дело рассматривать в его отсутствие.
Ранее представил возражения на иск, из которого усматривается, что в обоснование исковых требований истцом не представлен расчет исковых требований в заявленной сумме, не представлены доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, не приложены доказательства, подтверждающие выполнение досудебного порядка урегулирования спора, не указано, когда произошла уплата налога, за какой период и исходя из какого расчета начислении пени в сумме, заявленной в иске. В соответствии со ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Кроме того, ст.ст.195-196 ГК РФ установлен общий срок в три года для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Исковое заявление подано в суд ***, то есть за пределами установленного законом срока исковой давности. Доказательств уважительности пропуска срока истцом не представлено, ходатайств о его восстановлении - не заявлено. На основании изложенных обстоятельств, просит отказать истцу в заявленном иске в связи с пропуском срока исковой давности.
Суд, с учетом мнения представителя истца, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства согласно ст. 233 ГПК РФ. При рассмотрении дела в порядке заочного производства суд исследует доказательства, представленные истцом (ст.ст. 56, 60, 234 ГПК РФ).
Выслушав доводы представителя истца, исследовав представленные доказательства, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 57 Конституции РФ установлена обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Данная обязанность исполняется в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством.
Согласно ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу п.2 ст.11 НК РФ для целей Налогового кодекса РФ под физическими лицами понимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; под индивидуальными предпринимателями - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Как следует из материалов дела, ФИО2 в период с *** по *** был зарегистрирован в Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Иркутской области в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (л.д. 22-30).
При этом в соответствии с п.1 ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Пунктом 3 ст.44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается: 1) с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком, плательщиком сбора и (или) участником консолидированной группы налогоплательщиков в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; 2) со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ. Задолженность по налогам, указанным в п.3 ст.14 и ст.15 настоящего Кодекса, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством РФ для оплаты наследниками долгов наследодателя; 3) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой РФ в соответствии со ст.49 настоящего Кодекса; 4) с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
При таких обстоятельствах, утрата статуса индивидуального предпринимателя не предусмотрена в качестве основания для прекращения обязанности налогоплательщика по уплате налога (сбора). Более того, статус налогоплательщика сохраняется у физического лица и после прекращения предпринимательской деятельности. Утрата гражданином государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя не освобождает его от обязанности отвечать по своим обязательствам, в том числе налоговым.
В частности, Федеральная налоговая служба в Письме от 22 сентября 2010 г. N ШС-37-3/11731 указала, что прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не является обстоятельством, которое влечет прекращение возникшей от осуществления такой деятельности обязанности по уплате налога. Той же позиции придерживается и Минфин России в Письме от 3 августа 2010 г. N 03-02-07/2-124.
Также в определении Конституционного Суда РФ от 25.01.2007г. № 95-О-О указано, что налоговому контролю и привлечению к ответственности за выявленные налоговые правонарушения подлежат как организации, так и физические лица независимо от приобретения либо утраты ими специального правового статуса, занятия определенной деятельностью, перехода под действие отдельных налогов или специальных налоговых режимов; налоговый контроль в форме налоговых проверок, а также ответственность за налоговые правонарушения направлены на обеспечение исполнения обязанности по уплате налога или сбора (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2004 года №14-П и от 14 июля 2005 года №9-П), которая прекращается с ликвидацией организации, а в случае с физическим лицом - со смертью налогоплательщика либо с признанием его умершим (пп.4,4 п.3 ст.44 НК РФ).
В связи с чем, суд приходит к выводу, что Межрайонная ИФНС России № 3 по Иркутской области вправе выступать истцом в суде по иску к ответчику ФИО2 о взыскании задолженности по налогу и пени, несмотря на то, что на момент подачи искового заявления о взыскании налога и пени ФИО2 утратил статус индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п.1 ст. 174 НК РФ уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
По правилам п. 1 ст. 207 НК РФ, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Статьей 216 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии с п.1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Согласно п.5 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с п.4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
С направлением предусмотренного статьей 69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.
В силу положений редакции ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Следовательно, Налоговый кодекс Российской Федерации регламентирует порядок и сроки направления требования не только об уплате налога, но и пени и с направлением требования связывает применение порядка принудительного взыскания налога и пени в установленные сроки.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа (п. 3 ст. 70 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового Кодекса Российской Федерации исковое заявление о взыскании налога за счёт имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В силу ч. 2, 3 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога производится по решению налогового органа. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.
Налоговый орган, установив факт отсутствия добровольного погашения налогоплательщиком налоговых платежей, принял решение *** от *** о взыскании с ответчика пени с физического лица через суд по ст. 48 НК РФ.
Исходя из положений ст. 23, 24 ГК РФ индивидуальный предприниматель отвечает по обязательствам, в том числе связанным с предпринимательской деятельностью, всем своим имуществом, за исключением того, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
В силу ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что в рамках выездной проверки налоговый орган вправе проверить период, составляющий три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Утрата гражданином статуса индивидуального предпринимателя лишает его права осуществлять предпринимательскую деятельность, но не освобождает от обязанности отвечать по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
Поскольку у ФИО2 имеется задолженность перед бюджетом по уплате налогов, образовавшаяся в период осуществления им предпринимательской деятельности, несмотря на то, что с *** ФИО2 утратил статус индивидуального предпринимателя, решение Межрайонной налоговой инспекции, которым предложено уплатить соответствующие пени, является правомерным.
Обсуждая доводы представителя ответчика о пропуске срока для обращения в суд с исковым заявлением на основании вышеизложенным норм закона приходит к следующему выводу.
Так, *** налоговым органом по требованиям ***, ***, ***, ***, ***, *** от ***, ***, *** от *** принято решение *** о взыскании налога и пени с физического лица через суд в соответствии со ст.48 НК РФ. С учетом положения ст.70, ст.48 НК РФ налоговый орган имел право обратиться с данным с иском в суд: по требованиям ***, ***, ***, ***, ***, *** от *** до ***; по требованиям ***, *** от *** до ***
Истец обратился в суд с настоящим иском ***, то есть в установленные законом сроки. Срок на подачу искового заявления в суд включает 3-месячный срок на предъявление требований, 14-дневный срок-на его добровольное исполнение и 6-месячный срок-для обращения в суд.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что ходатайство представителя ответчика о пропуске срока для подачи искового заявления подлежит оставлению без удовлетворения.
Согласно п.6 ст.69 НК РФ в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
На основании п.1 ст.72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено гл. 25, 26.1 настоящего Кодекса.
Таким образом, пеня - это сумма, которая уплачивается сверх подлежащей уплате суммы налога, и чем дольше за налогоплательщиком числится недоимка (неуплаченная сумма налога), тем больше размер пени. Если уплата налогов обеспечивает финансовую деятельность государства, то пени обеспечивают уплату налогов.
Межрайонной инспекцией ФНС России №3 по Иркутской области на имя налогоплательщика ФИО2 вынесены требования *** от ***, *** от ***, *** от ***, *** от ***, *** от ***, *** от ***, *** от ***, *** от ***, по данным которых за ответчиком числится: пени за несвоевременную уплату НДС в сумме ***., пени за несвоевременную уплату НДФЛ в сумме ***., пени за несвоевременную уплату единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет в сумме ***.; пени за просрочку уплаты единого социального налога, зачисляемого в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме ***.; пени за просрочку уплаты единого социального налога, зачисляемого в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме ***., - которые ответчику предложено погасить в добровольном порядке (л.д. 10-11, л.д.12, л.д.13. л.д.14, л.д.15, л.д.16-18, л.д.19-20, л.д.21). Добровольно требования ответчиком не исполнены.
При этом, суд учитывает, что данные требования также были направлены ФИО2 по адресу, указанному в выписке ЕГРИП, ***, факт получения данных требований ответчиком не оспаривается.
Возражений против представленного истцом расчета пени, иного расчета ответчиком суду в порядке ст.56 ГПК РФ не представлено.
Суд находит расчет пени обоснованным, поскольку расчет размера пени, который МИФНС России N 3 по Иркутской области просит взыскать с ответчика, произведен в соответствии с требованиями ст.75 НК РФ, исходя из фактической суммы задолженности по налогу с учетом произведенных ответчиком выплат.
Указание представителем ответчика на то, что истцом не указаны налоговые периоды, суммы налогов, с которых исчисляются пени, не представлен расчет исковых требований суд не может принять во внимание, поскольку в приложенных к исковому заявлению требованиях об уплате пени указан налоговый период, сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требований налогоплательщиком. Также требование содержит подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог, указана ставка рефинансирования Банка России
Налоговый орган, установив факт отсутствия добровольного погашения налогоплательщиком ФИО2 налоговых платежей, принял решение *** от *** о взыскании пени с физического лица через суд по ст. 48 НК РФ (л.д. 7-9).
Соблюдена налоговым органом и процедура обращения в суд с настоящим иском. Как указано выше, Межрайонной инспекцией ФНС России № 3 по Иркутской области ФИО2 направлены требования об уплате суммы пеней. В связи с неисполнением данного требования, принято решение об обращении в суд с иском о взыскании причитающихся сумм налоговой задолженности.
При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования Межрайонной ИФНС России № 3 по Иркутской области о взыскании со ФИО2 пени законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Оценивая представленные суду доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ исходя из их относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, суд находит достоверно установленным наличие неисполненной у ФИО2 обязанности по уплате пени за несвоевременную уплату НДС в сумме ***., пени за несвоевременную уплату НДФЛ в сумме ***., пени за несвоевременную уплату единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет в сумме ***.; пени за просрочку уплаты единого социального налога, зачисляемого в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме ***.; пени за просрочку уплаты единого социального налога, зачисляемого в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме ***.
С учетом изложенного, указанные выше суммы пени в размере ***. подлежат взысканию с ФИО2 в доход федерального бюджета.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Поскольку Межрайонная ИФНС России № 3 по Иркутской области освобождена от уплаты государственной пошлины, учитывая, что иск удовлетворен, то с ответчика в соответствии со ст.103 ГПК РФ, в доход местного бюджета на основании ст.333.19 Налогового кодекса РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере *** рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Иркутской области к ФИО2 о взыскании пени - удовлетворить. Взыскать с ФИО2, *** г.р., уроженца ***, в доход федерального бюджета пени за несвоевременную уплату НДС в сумме ***., пени за несвоевременную уплату НДФЛ в сумме ***., пени за несвоевременную уплату единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме ***., пени за просрочку уплаты единого социального налога, зачисляемого в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме ***.; пени за просрочку уплаты единого социального налога, зачисляемого в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме ***., а всего - ***. (***.).
Взыскать с ФИО2 в доход муниципального бюджета г.Бодайбо и района государственную пошлину по иску в размере *** (***).
Ответчик вправе в течение 7 дней подать в Бодайбинский городской суд Иркутской области заявление об отмене решения, представив суду доказательства, подтверждающие, что неявка в судебное заседание имела место по уважительным причинам, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, при этом должен сослаться на обстоятельства и представить доказательства, которые могут повлиять на содержание принятого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Бодайбинский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: И.Ф. Овчинникова