Дело № 2-218/2018
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
09 января 2018 года
Ногинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Загузова С.А.,
при секретаре Шапкине К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, действующего в своих и в интересах несовершеннолетней ФИО к Администрации муниципального образования «Город Ногинск Московской области» о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «<адрес> области» о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия и просил суд:
-признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Город Ногинск Московской области» выразившееся в непринятии мер по изъятию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес> признанный аварийный и подлежащим сносу, и изъятию жилого помещения – квартиры по адресу: <адрес> муниципальных нужд, с целью дальнейшего выкупа указанного жилого помещения, предусмотренных ст. 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации, а также связанных с выступлением в качестве заказчика работ по оценке изымаемого объекта недвижимости – квартиры по адресу: <адрес> размера убытков, причиняемых таким изъятием;
-обязать Администрацию муниципального образования «Город Ногинск Московской области» осуществить действия по изъятию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признанный аварийный и подлежащим сносу, и изъятию жилого помещения – квартиры по адресу: <адрес>, для муниципальных нужд с целью дальнейшего выкупа указанного жилого помещения в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации, выступить в качестве заказчика работ по оценке изымаемого объекта недвижимости – квартиры по адресу: <адрес> размера убытков, причиняемых таким изъятием, провести переговоры с собственниками изымаемого жилого помещения относительно условий изъятия указанной квартиры, направить проект соглашения об изъятии квартиры собственникам указанного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что он и его дочь являются собственниками квартиры № 22, расположенной в <адрес> по 2 <адрес><адрес>. Названный дом пострадал от пожара 17 августа 2015 года. Заключением «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» от ДД.ММ.ГГГГ№ Межведомственной комиссии, назначенной постановлением Администрации Муниципального образования «Город Ногинск Московской области» от 05.08.2011 г. № 549 «О создании межведомственной комиссии Муниципального образования «Город Ногинск Московской области» о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и непригодным для проживания, не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47. Заключение Комиссии было утверждено распоряжением Администрации Муниципального образования «Город Ногинск Московской области» от 02.09.2015 г. №485-р. 09.09.2015 г. Администрацией муниципального образования «Город Ногинск Московской области» было издано распоряжение № 520-р «О признании многоквартирного дома по адресу: <адрес>, аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу», и, постановлено: признать многоквартирный дом по адресу: <адрес> в соответствии с утвержденным решением № межведомственной комиссии муниципального образования «Город Ногинск Московской области» о признании помещения и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и актом обследования № вышеуказанного дома аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу или реконструкции, собственникам помещений в многоквартирном доме, указанном в пункте 1 настоящего Распоряжения, осуществить снос или реконструкцию указанного многоквартирного дома в течение 6 (шести) месяцев с момента предъявления требования, собственникам помещений в многоквартирном доме, указанном в пункте 1 настоящего распоряжения, направить требование о сносе или реконструкции многоквартирного дома по адресу: <адрес> в течение 7 (семи) дней с момента издания данного Распоряжения. ДД.ММ.ГГГГ на официальном web-сайте администрации <адрес> опубликовано требование о сносе или реконструкции многоквартирного дома собственниками помещений, в доме, расположенном по адресу: Московская <адрес>, от 09.09.2015 г., в котором, со ссылкой на п. 10 ст. 32 Жилищного Кодекса РФ, администрация Муниципального образования «Город Ногинск Московской области» предъявила требование о сносе или реконструкции многоквартирного дома собственниками помещений в доме, расположенном по адресу: <адрес>, в шестимесячный срок с даты уведомления о требовании. Собственники помещений в доме, расположенном по адресу: <адрес>, в установленный указанным выше Требованием Администрации Муниципального образования «Город Ногинск Московской области» шестимесячный срок не осуществили снос или реконструкцию названного жилого дома. Следовательно, как считает истец, с 10 марта 2016 года земельный участок, на котором расположен указанный дом, и каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, подлежат изъятию для муниципальных нужд. Однако до настоящего времени ни земельный участок, на котором расположен названный дом, ни квартира истцов ответчиком не изъяты для муниципальных нужд, выкуп квартиры ответчиком не произведен. Истцы обратились к ответчику с заявлением от 15 сентября 2017 года, в котором указали, что ответчик не выполняет своих обязанностей, предусмотренных законом. Истец также указывает, что описанным выше бездействием и нарушением перечисленных норм Жилищного и Земельного кодексов Российской Федерации ответчик создает для истцов препятствие в реализации их жилищных прав, предусмотренных статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе на выкуп у них квартиры при ее изъятии в порядке, предусмотренном пунктом 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. В своем ответе от 10 октября 2017 г. на указанное выше заявление ответчик отказал в удовлетворении изложенных в заявлении требований, указав, что у него отсутствуют муниципальные нужды для изъятия земельного участка, расположенного под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, предусмотренные статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
Истец ФИО1, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО и их представитель, адвокат Якимов О.Г. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, приведя суду доводы, аналогичные изложенным в иске.
Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании иск не признала, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях (л.д. 42-46).
Представитель третьего лица Администрации Ногинского муниципального района в судебное заседания не явился, о явке в суд извещался надлежащим образом.
Представитель третьего лица Министерства имущественных отношений в судебное заседание не явился, о явке в суд извещался надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения сторон, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников судебного процесса.
Выслушав истца, его представителя, мнение ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем:
признания жилищного права;
восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;
признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону,
иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
прекращения или изменения жилищного правоотношения;
иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.
Пунктом 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.
Согласно пункта 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», суда следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счёт их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том. чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путём выкупа, за исключением жилых помещений принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1-3, 5-9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат. Согласно ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости в выкупную цену.
Согласно пунктам 6 и 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием.
Согласно подпунктам 5, 6, 8 пункта 1 статьи 56.7 Земельного кодекса РФ, в целях подготовки соглашения об изъятии недвижимости орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии, выступает заказчиком работ по оценке изымаемых объектов недвижимости и размера убытков, причиняемых таким изъятием, осуществляет переговоры с правообладателями изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия, направляет проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.
Судом установлено, что ФИО1 и ФИО являются собственниками квартиры по 1/2 доли по адресу: <адрес>
17 августа 2015 года указанный многоквартирный дом пострадал от пожара.
Заключением «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» от 02 сентября 2015 г. № 132 Межведомственной комиссии, назначенной постановлением Администрации Муниципального образования «Город Ногинск Московской области» от 05.08.2011 г. № 549 «О создании межведомственной комиссии Муниципального образования «Город Ногинск Московской области» о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и непригодным для проживания, не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 (л.д. 18-19).
Заключение Комиссии утверждено распоряжением Администрации Муниципального образования «<адрес> области» от ДД.ММ.ГГГГ№-р (л.д. 20).
Распоряжением Администрации муниципального образования «Город Ногинск Московской области» от ДД.ММ.ГГГГ года № 520-р «О признании многоквартирного дома по адресу: <адрес>, аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу», постановлено: 1. «Признать многоквартирный дом по адресу: <адрес>, в соответствии с утвержденным решением № 132 межведомственной комиссии муниципального образования «Город Ногинск Московской области» о признании помещения и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и актом обследования № 132 вышеуказанного дома аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу или реконструкции, 2. Собственникам помещений в многоквартирном доме, указанном в пункте 1 настоящего Распоряжения, осуществить снос или реконструкцию указанного многоквартирного дома в течение 6 (шести) месяцев с момента предъявления требования, 3. Собственникам помещений в многоквартирном доме, указанном в пункте 1 настоящего распоряжения, направить требование о сносе или реконструкции многоквартирного дома по адресу: г. Ногинск, <адрес>, в течение 7 (семи) дней с момента издания данного Распоряжения (л.д. 21-22).
Администрацией муниципального образования «Город Ногинск Московской области» выставлено требование о сносе или реконструкции многоквартирного дома собственниками помещений, в доме, расположенном по адресу: <адрес>, от 09 сентября 2015 года (л.д. 23).
Собственники помещений в доме, расположенном по адресу: <адрес>, в установленный указанным выше требованием Администрации Муниципального образования «Город Ногинск Московской области» шестимесячный срок не осуществили снос или реконструкцию названного жилого дома.
Таким образом, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, подлежат изъятию для муниципальных нужд.
Ссылка ответчика на статью 49 Земельного кодекса РФ не может быть принята во внимание, так как, согласно пункту 3 данной статьи, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с иными основаниями, предусмотренными законом.
Земельный кодекс РФ прямо предусматривает в подпункте 4 пункта 2 статьи 56.3 в качестве основания для изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
При этом, согласно пункту 2 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ, в случае изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия.
Согласно пункту 8 той же статьи, отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию, и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, а также отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ таких земельных участков или сведений об указанных объектах недвижимого имущества либо пересечение одной из границ земельного участка, подлежащего изъятию, и одной из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем, наличие споров о правах на такие земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества не являются препятствием для принятия решения об изъятии.
Таким образом, реализация права истцов не может быть поставлена в зависимость от отсутствия муниципальных нужд для изъятия земельного участка, в связи с чем, суд считает несостоятельной позицию ответчика в указной части.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении иска в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, действующего в своих и в интересах несовершеннолетней ФИО к Администрации муниципального образования «Город Ногинск Московской области» о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Город Ногинск Московской области» выразившееся в непринятии мер по изъятию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес> признанный аварийный и подлежащим сносу, и изъятию жилого помещения – квартиры по адресу: <адрес>, для муниципальных нужд, с целью дальнейшего выкупа указанного жилого помещения, предусмотренных ст. 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации, а также связанных с выступлением в качестве заказчика работ по оценке изымаемого объекта недвижимости – квартиры по адресу: <адрес> размера убытков, причиняемых таким изъятием.
Обязать Администрацию муниципального образования «Город Ногинск Московской области» осуществить действия по изъятию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес> признанный аварийный и подлежащим сносу, и изъятию жилого помещения – квартиры по адресу: <адрес>, для муниципальных нужд с целью дальнейшего выкупа указанного жилого помещения в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации, выступить в качестве заказчика работ по оценке изымаемого объекта недвижимости – квартиры по адресу: <адрес> размера убытков, причиняемых таким изъятием, провести переговоры с собственниками изымаемого жилого помещения относительно условий изъятия указанной квартиры, направить проект соглашения об изъятии квартиры собственникам указанного жилого помещения.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 15 января 2018 года.
Судья