№ 2-218/2020 года. (публиковать).
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 января 2020 года.
Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи – Обуховой М.А.,
при секретаре – Смирновой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ПАО « Аэрофлот» о взыскании стоимости авиабилетов, неустойки за просрочку удовлетворения требований в соответствии со ст. ст. п.5 ст.28 и ст31 Закона о защите прав потребителей, морального вреда и штрафа по Защите прав потребителей
УСТАНОВИЛ:
Истец первоначально обратился в суд с иском к ответчику АО Авиакомпания « Россия» о защите прав потребителей, мотивируя требования тем, что <дата> два сына - ФИО1 и ФИО1, а также племянник истца ФИО2 были зарегистрированы на рейс 6541 Санкт-Петербург-Новосибирск на основании приобретенных истцом билетов. Указанные лица прошли досмотр в аэропорту Пулково и при прохождении на посадку в самолет не были допущены к перелету. Сотрудник, отвечающий за посадку пассажиров, сообщила старшему сыну - ФИО1 (17лет), что сопровождать несовершеннолетнего ФИО1(11 лет) он не имеет права, так как ФИО1 не исполнилось 18 лет. На вопрос о причинах отказа посадки детей на борт самолета, сотрудница авиакомпании ответила, что не может разрешить полет младшего сына в сопровождении несовершеннолетнего лица. Истец не согласился с мнением сотрудника авиакомпании и настаивал на том, что оснований для отказа в полете детям возраста 11,13 и 17 лет не имеется. Однако, по факту на борт самолета не был пропущен ни один из указанных выше детей. В результате действий сотрудника авиакомпании «Россия» не состоялась поездка троих несовершеннолетних детей к родственникам в <адрес>. Авиабилеты на указанных лиц были приобретены ФИО1 на общую сумму 43 943руб.00коп. Более того, в связи с тем, что каких-либо рейсов из Санкт-Петербурга в <адрес> в течение ближайших часов не было, истцу пришлось в срочном порядке приобретать билеты на ФИО1, ФИО1 и ФИО2 в <адрес>, для того, что бы уже далее дети долетели до <адрес>. Таким образом, истец дополнительно понес расходы в размере 9 845руб.00 коп. Просит:
- Взыскать с Ответчика стоимость Авиабилетов в размере 53 877 руб. 00 коп.
- Взыскать с Ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами, рассчитанными на дату выплаты ответчиком задолженности.
- Взыскать с Ответчика компенсацию причиненного Истцу морального вреда в размере 300 000 руб.
- Взыскать с Ответчика штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя в размере 26 894руб. 00коп.
Определением от <дата> к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечено ПАО «Аэрофлот».
Определением суда от <дата> судом принято уточнение предмета п.2 исковых требований ( вместо ранее заявленных без указания суммы взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами на дату выплату задолженности, истец просит взыскать с ответчика неустойку за просрочку удовлетворения требований в размере 43 943 руб. в соответствии со ст. ст. п.5 ст.28 и ст31 Закона о защите прав потребителей. В остальном основанием иска остается прежним.
Определением суда от <дата> произведена замена ненадлежащего ответчика АО Авиакомпания Россия надлежащим – ПАО « Аэрофлот», и привлечена к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований АО Авиакомпания Россия.
Представитель истца ФИО3 действующая по доверенности, на требованиях настояла, пояснила, что истец неоднократно перед покупкой через сайт смотрел, никаких сообщений, что отсутствует продажа билетов и перевозка несовершеннолетних детей имеет какие-либо особенности, в правилах и на сайте этой компании нет. Истец купил на сайте билеты детям, и сайт такую покупку допустил, и не блокировал. В то время как в других авиакомпании предусмотрели такую необходимость в соответствии с правилами, и обязывают покупателей, представителей несовершеннолетних детей, покупать дополнительную услугу сопровождение детей. В правилах не указано где такая дополнительная услуга, и как она действует, если билеты уже куплены. В материалах дела присутствует также рапорт сотрудника авиакомпании которая осуществляла посадку на рейс. Она предоставила информацию о том как оформить услугу, только после того, как не допустила детей к перелету. Также есть скриншот, где все трое детей были сняты с рейса в связи с отсутствием услуги «УМ», детям было 17 и 14 лет. Сотрудники не допустили к перелету и сняли их с посадки на борт. Ответчик и его компаньон Россия, не должным образом осуществили свои услуги. Услуги не оказали, в одностороннем порядке отказалась от договора. Дети вынуждены были оказаться одни в аэропорту, претерпевать страх и неудобства. Оказавшись в аэропорту, дети были напуганы. Принято было решение отправиться другими рейсами уже из Москвы. Истец не получив компенсацию, написал претензию в Россию, затем в Аэрофлот, претензии остались без ответа. В аэропорт детей привезли взрослые, до досмотра взрослый их сопровождал. Они были зарегистрированы онлайн, у них были посадочные талоны. На стойку регистрации они не обращались в аэропорту. Билеты Санкт-Петербург – Новосибирск на детей общая сумма 43943 руб. Оплату производил истец. Основанием взыскания данной суммы является непредставление услуги перевозки, отказ перевозки по причине отсутствие оформленной услуги, информации о которой не было предоставлено. О необходимости оформления покупки доп. услуги о том, что лица попадают в тот возрастной диапазон, которому требуется предоставление этой услуги. Сопровождение авиакомпании услуга. Эта информация должна была быть до купли билетов. Билеты покупались электронно. Сайт должен был блокировать покупку билетов в таком случае, когда несовершеннолетний ребенок. При покупке же указывается год рождения, из-за этого покупка не должна была пройти. На этом сайте этого не было. Отсутствие именно этой информации и является основанием требований истца. Убытки потраченная сумма детей сняли с перелета, отсутствовал ближайший рейс из СПБ, вынуждены были перевезти в Москву, и из Москвы их отправить в Новосибирск. 4430 и 5315 сумма на двоих детей ФИО2 и ФИО1 без В.. Все доказательства имеются в материалах дела. Неустойка за просрочку удовлетворения требования. Претензия была направлена к ПАО Аэрофлот <дата>, вручена <дата>. 10 дней на ответ. 3% с <дата> по сегодняшнее число. Сумма уменьшена. От 43943 руб. мы снижаем ее до суммы взыскания стоимости билетов. Моральный вред истца, детей, истца как законного представителя детей, он имеет на это право. 300 000 рублей обосновываются характером переживаний, волнений. Просит взыскать штраф от взысканной суммы. Претензионный порядок соблюден. Были затрачены денежные средства, при покупке не была предоставлена информация, при бронировании не возникло проблем. При посадке детей не посадили в самолет. Требование: просили произвести вернуть сумму и убытки 53 788 руб., как сумму не оказанной услуги.
Представитель ответчика ПАО « Аэрофлот» - ФИО4 действующий по доверенности, требования не признал, пояснил, что детей сопровождают обычно до регистрации. Взрослые сопровождающие должны были проводить до стерильной зоны. Истец при покупке билетов на сайте, выбирается тариф, указывается цена и ссылка на ознакомление с правилами, там есть несколько вложений, которые рассказывают о правилах перевозки детей. Истец, скорее всего при оформлении покупки билетов, нажал на галочку в графе ознакомился, на самом деле не прочитав их. Хотя при покупке билета на 11 летнего ребенка должен был оплатить такую услугу. Эта услуга не была заказана. Отстранён от нее ребенок. Авиакомпания представляет услуги по сопровождению детей от 2 до 12 лет. Двух других детей допустили. Но они не явились на рейс. Дается 30 минут на переоформление услуг, но этого не было произведено. Истец в нарушение правил по перевозкам не оформил надлежащую перевозку ребенка, ребенок не был допущен к перелету законно. Пассажиры ФИО1 и ФИО2 не явились на посадку. Неявка признается односторонним отказом. Вина перевозчика отсутствует, просим отказать в полном объеме.
Также поддержал письменные возражения, согласно которым исковые требования истца считает не обоснованными. Между АО «Авиакомпания «Россия» и ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» заключено Соглашение - «код-шеринг». № от <дата> (далее - Соглашение). Код-шеринг представляет собой форму сотрудничества между двумя авиакомпаниями, в результате которого конкретный рейс, выполняемый одной из авиакомпаний. Обозначается кодами обеих компаний. Код-шеринговое соглашение предусматривает передачу части функций по осуществляемому виду деятельности. Возможность осуществления одной компанией (фактическим перевозчиком) перевозки пассажира, с которым договор об этой перевозке заключен другой авиакомпанией (перевозчиком по договору), закреплена в Конвенции, дополнительной к Варшавской конвенции, для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору (Гвадалахара. <дата>; далее - Гвадалахарская конвенция). Гвадалахарской конвенцией закреплена возможность осуществления перевозки одной авиакомпанией (фактическим перевозчиком) пассажира, с которым договор об этой перевозке заключен другой авиакомпанией (перевозчиком по договору). Действующее законодательство РФ не содержит запрета на участие в перевозке двух перевозчиков, а прямо предусматривает право перевозчика передать обязанности или их часть по договору воздушной перевозки пассажира другому перевозчику (п. 6 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных Приказом Минтранса России от <дата> N 82). Данные Правила, как указано в п. 1, разработаны в соответствии с Конвенцией от <дата> для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (с изменениями, внесенными Протоколом от <дата>. Конвенцией от <дата>; далее - Варшавская конвенция), Гвадалахарской конвенцией и ст. 102, 106 ВК РФ (п. 1 Правил). Перевозчик может поручить исполнение своих обязанностей по договору воздушной перевозке другим лицам, в том числе перевозчику, оставаясь ответственным за их действия (бездействие) перед пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем и выполнение договора перевозки. Такое регулирование отношений, возникающих из договора воздушной перевозки, соответствует требованиям п. 1 ст. 313, ст. 403 ГК РФ, в силу которых должник, оставаясь ответственным за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, может возложить его исполнение на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий –обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. Гвадалахарская конвенция содержит определения понятий "перевозчик по договору" и "фактический перевозчик", которые позволяют определить место каждого из этих перевозчиков в системе договорных отношений по перевозке пассажиров, устанавливают их права и обязанности, а также ответственность обоих перевозчиков перед пассажиром. В соответствии со ст. I Гвадалахарской конвенции перевозчиком по договору является лицо, заключающее в качестве стороны договор перевозки с пассажиром. Фактический перевозчик означает лицо, не являющееся перевозчиком по договору, которое, будучи уполномочено перевозчиком по договору, осуществляет перевозку полностью или частично. Таким образом, фактический перевозчик не является стороной по договору перевозки. Однако, он уполномочен перевозчиком по договору (далее - договорный перевозчик) осуществить либо всю перевозку, либо ее часть. В зависимости от того, какая из сторон Соглашений выполняет код-шеринговый рейс, она именуется в Соглашениях Партнером-оператором, имеет права и несет обязанности, фактического перевозчика, соответствующие положениям Гвадалахарской конвенции. Соответственно, в зависимости от того, какая из сторон Соглашений выдает (продает) пассажиру билет (заключает договор воздушной перевозки) на код-шеринговый рейс, она именуется в Соглашениях Партнером-участником (или Маркетинговым партнером в контексте Соглашения «код-шеринг». заключенного между АО «Авиакомпания «Россия» и ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии»), имеет права и несет обязанности договорного перевозчика. соответствующие положениям Гвадалахарской конвенции. Как предусмотрено ст. 100 ВК РФ Статьей 784 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) установлено, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ВК РФ, по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения, и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа. Согласно ст. 116 Воздушного кодекса РФ (далее - ВК РФ) ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты несет перевозчик. Перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством РФ вида деятельности в области авиации. В соответствии с условиями Соглашения «код-шеринг», заключенного между АО «Авиакомпания «Россия» - Партнер-оператор и ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» - Маркетинговый Партнер. Маркетинговый партнер имеет право от своего имени и с применением собственного кода авиаперевозчика осуществлять реализацию (включая бронирование перевозок, отмену рейсов, рассмотрение претензий пассажиров) авиаперевозок на код-шеринговых рейсах, самостоятельно определяя цену и иные условия авиаперевозки. Условия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза в Воздушном кодексе Российской Федерации, правилах перевозчика, условиях применения тарифа и перевозочном документе. Рейс 6541 от <дата> по маршруту Санкт-Петербург - Новосибирск выполнялся в рамках указанного Соглашения. Оформление и реализацию авиаперевозок (пассажирских, грузовых) на указанный рейс осуществлял Маркетинговый партнер - ПАО «Аэрофлот». В маршрутных квитанциях, выданных пассажирам в качестве перевозчика указано ПАО «Аэрофлот». Партнером-оператором на данном выступало АО «Авиакомпания «Россия». АО «Авиакомпания «Россия» авиабилет истцу не оформляло (а, следовательно, не заключало договор перевозки пассажира) и не получало от истца никакой платы за перевозку. Авиабилеты (а также посадочные талоны) Истцам были оформлены авиакомпанией ПАО «Аэрофлот» под собственным кодом «555» от своего имени. Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в решении от 07.06.2010 г. № ГКПИ10-469. перемена лип в обязательстве (перевод долга) по договору воздушной перевозки не предусмотрена. Во всех случаях должником остается лицо, заключившее данный договор с пассажиром. Согласно п. 12 основного текста Соглашения, заключенного между) Ответчиками, урегулированием претензии с пассажиром занимается Маркетинговый партнер - ПАО «Аэрофлот». Согласно информации, предоставленной ответственным подразделением АО «Авиакомпания «Россия» при перевозке пассажиров ФИО1. ФИО1, ФИО5 рейсом №<дата> Санкт-Петербург - Новосибирск произошло следующее: Во время посадки на рейс №<дата> при проверке документов, работником. Авиакомпании было установлено, что ФИО1 - 11 лет. Сопровождающие ФИО1 - ФИО1 и ФИО2 являются несовершеннолетними, поэтому не могут осуществлять функцию сопровождения. Услуга перевозки несопровождаемого ребенка до 12 лет под наблюдением перевозчика оформлена не была. Диспетчер на посадке проинформировал пассажиров, что ФИО1 не может следовать на рейсе без сопровождения совершеннолетнего пассажира, либо под присмотром сотрудника Авиакомпании (при оформлении соответствующей услуги). Сотрудником Авиакомпании были принесены извинения, разъяснено что не может лететь только ФИО1, предложено дождаться окончания посадки для решения данной проблемы, после чего все трое покинули зону посадки, и на момент окончания посадки так и не вернулись. По окончании посадки пассажиров на борт ВС были сделаны стандартные объявления. Пассажиры ФИО1 и ФИО2 явились на выход D21 после окончания посадки, когда автобус с пассажирами уже был отправлен к месту стоянки воздушного судна. Договор перевозки между пассажирами и ПАО «Аэрофлот» был заключен на официальном сайте ПАО «Аэрофлот». Текст договора перевозки, с которым пассажиры были ознакомлены при покупке билета, также размещен в открытом доступе на сайте ПАО «Аэрофлот». Исходя из правовой природы, договор перевозки пассажира является двусторонним, консенсуальным, публичным. По способу заключения указанный договор относится к договорам присоединения. Учитывая, что по форме заключения договора, договор перевозки пассажира относится к договорам присоединения, условия договора перевозки пассажира определяются в стандартных не могут быть приняты пассажиром не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. Система покупки билетов на сайте ПАО «Аэрофлот» настроена таким образом, что не ознакомившись с Правилами воздушных перевозок пассажиров и багажа. Правилами бронирования и оплаты. Правилами применения тарифов путем проставления соответствующей отметки (об ознакомлении и согласии), произвести дальнейшие действия на сайте становится невозможным. В соответствии с пи.2, п. 104 ФАП-82 «Дети в возрасте от двух до двенадцати лет могут перевозиться в сопровождении совершеннолетнего пассажира или пассажира, который в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации приобрел дееспособность полном объеме до достижения им восемнадцатилетнего возраста, либо без сопровождения \казанного пассажира под наблюдением перевозчика, если такая перевозка предусмотрена правилами перевозчика». В соответствии с п 4.5.3. Правил перевозки пассажиров и багажа ПАО «Аэрофлот» Несопровождаемые дети - дети в возрасте от 5 до 12 лет которые следуют без родителей и без сопровождения совершеннолетнего пассажира под наблюдением ПАО «Аэрофлот». По просьбе родителей, усыновителей, опекунов или попечителей перевозка под наблюдением перевозчика предоставляется детям в возрасте от 12 до 16 лет. Перевозка ребенка, не достигшего 12 лет, без сопровождения родителей (усыновителей, опекунов) или их доверенного лица, достигшего 18 лет, осуществляется только после оформления родителями, усыновителями, опекунами или попечителями в офисах собственных продаж ПАО «Аэрофлот» или в офисе агента письменного заявления на перевозку несопровождаемого ребенка. Родители (усыновители, опекуны или попечители) или сопровождающее ребенка лицо несут ответственность за соблюдение законов страны, с территории или на территорию которой осуществляется перевозка. Несопровождаемый ребенок принимается к перевозке под наблюдением авиакомпании, если: перевозка осуществляется только собственными регулярными рейсами ПАО «Аэрофлот» или совместными рейсами дочерних авиакомпаний под коммерческим управлением ПАО «Аэрофлот»; сопровождающие лица остаются с ребенком в аэропорту отправления до отправления рейса, на котором зарегистрирован несопровождаемый ребенок; ребенок будет обязательно встречен в аэропорту прибытия; перевозка ребенка оплачена в соответствии с действующими правилами и тарифами. Услуга по сопровождению детей в возрасте от 5 до 12 лет является обязательной, от 12 до 16 лет предоставляется по просьбе родителей (опекунов, усыновителей, попечителей). Несопровождаемые дети принимаются к перевозке только после заполнения и подписания родителями (законными представителями) заявления на перевозку несопровождаемого ребенка и заявки на несопровождаемого ребенка. Указанная информация размещена на сайте ПАО <<Aэpoфлoт>>. Оплата авиабилетов в данном случае означает не только факт ознакомления с условиями Договора перевозки, но и их согласием с ними. Требование о взыскании в пользу Истца процентов за пользование чужими денежными средствами является незаконным. В рассматриваемом иске АО «Авиакомпания «Россия» никаких денежных обязательств перед Истцом не имеет, отношения сторон вытекают из договора перевозки воздушным транспортом, в силу которого у Ответчика есть обязательство по оказанию возмездной услуги - услуги перевозки. А какие-либо обязанности по выплате каких-либо денежных средств могут возникнуть у Ответчика только в рамках гражданско-правовой ответственности в случае установления судом факта нарушения Ответчиком прав Истца с момента вынесения судом такого решения. Требование о взыскании с АО «Авиакомпания «Россия» штрафа. В соответствии со ст. 13 Закона РФ «О защите нрав потребителей» неправомерно и не подлежит удовлетворению. АО «Авиакомпания «Россия» является партнером-оператором, который непосредственно выполняет рейс, а ПАО «Аэрофлот» является маркетинговым партнером. Маркетинговый партнер имеет право от своего имени и с применением собственного кода авиаперевозчика осуществлять реализацию (включая бронирование перевозок, отмену рейсов, рассмотрение претензий пассажиров) авиаперевозок на код- шеринговых рейсах, самостоятельно определяя цену и иные условия авиаперевозки. В связи с этим, претензии материального характера с рейсов SU6001-6999 рассматриваются маркетинговым партнером ПАО «Аэрофлот». О чем истец был проинформирован ответом на его обращение в АО «Авиакомпания «Россия». У АО «Авиакомпания «Россия» отсутствовала возможность дать надлежащую правовую оценку сложившейся ситуации и доводам, изложенным в претензии, а также при наличии оснований с учетом фактических обстоятельств в добровольном порядке удовлетворить заявленные требования. Кроме того, в соответствии с п. 234. ФАП82 Требование о возврате провозной платы предъявляется в порядке, установленном правилами перевозчика, и договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза (в контексте рассматриваемого дела ПАО «Аэрофлот»). Основания для удовлетворения требования Истца о компенсации морального вреда в размере 300 000 рублей отсутствуют. Моральный вред ничем не доказан и не подкреплен никакими документами и объективными свидетельствами того, что Истец нравственно страдал, что он понес какие-либо физические или нравственные потери. Кроме того, необходимо отметить, что исковое заявление не содержит указания на то, исходя из каких принципов разумности, и справедливости был определен размер компенсации морального вреда именно в таком размере, а также критериев, из которых он был рассчитан. В этой связи размер компенсации морального вреда следует признать необоснованным.
Третье лицо явку представителя не обеспечило, направило письменные возражения, согласно которым дети в возрасте от двух до двенадцати лет могут перевозиться в сопровождении совершеннолетнего пассажира или пассажира, который в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации приобрел дееспособность в полном объеме до достижения им восемнадцатилетнего возраста, либо без сопровождения указанного пассажира под наблюдением перевозчика, если такая перевозка предусмотрена правилами перевозчика. Дети в возрасте старше двенадцати лет могут перевозиться без сопровождения совершеннолетнего пассажира или пассажира, который в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации приобрел дееспособность в полном объеме до достижения им восемнадцатилетнего возраста. Согласно ст. 105 ФАП несопровождаемые дети в возрасте от двух до двенадцати лет могут перевозиться под наблюдением перевозчика только после оформления родителями, усыновителями, опекунами или попечителями в соответствии с правилами перевозчика письменного заявления на перевозку несопровождаемого ребенка. По просьбе родителей, усыновителей, опекунов или попечителей перевозка под наблюдением перевозчика может распространяться на детей в возрасте до шестнадцати лет. В соответствии с пунктом 4 ФАП и п. 2 статьи 102 ВК РФ перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей. С Правилами воздушных перевозок пассажиров и багажа ПАО «Аэрофлот» (далее - Правила) можно ознакомиться на сайте авиакомпании, а также в офисах продаж, где они публично доступны для предварительного ознакомления потенциальных пассажиров с условиями воздушной перевозки. Доводы истца о том, что он не был проинформирован о правилах перевозки несовершеннолетних детей, несостоятельны и опровергаются материалами дела. Согласно п. 4.5.2 Правил воздушных перевозок ПАО «Аэрофлот» от <дата>, действовавших на момент перевозки, перевозка детей до 12 лет осуществляется в сопровождении совершеннолетнего пассажира или пассажира, который в соответствии с гражданским законодательством РФ приобрел дееспособность в полном объеме до достижениям им 18-летнего возраста. Далее правила подробно регламентируют процедуру перевозки пассажиров с детьми, либо детей без сопровождения взрослых. Для удобства пассажиров подробная информация о перевозке детей размещена на официальном web-сайте перевозчика в разделе: «Справочная информация» - «Подготовка к путешествию» - «Специальные перевозки» - «Перелет с детьми». Перевозка детей до 16 лет возможна под наблюдением авиакомпании, оформить данную услугу перевозки могут только законные представители ребенка: родители, усыновители, опекуны и попечители. На рейсах А/К «Россия» действуют правила ПАО «Аэрофлот» и услуга оформляется на номер рейса ПАО «Аэрофлот». Согласно прилагаемым историям бронирования а/билетов №№ (выписаны <дата>) и № (выписан <дата>) на пассажиров ФИО1 (несовершеннолетний пассажир, <дата> г.р.), ФИО1 (ребенок до 12-ти лет, <дата> г.р.) и ФИО2 (несовершеннолетний пассажир, <дата> г.р.) были оформлены через веб-сайт ПАО «Аэрофлот» на рейс №<дата> Санкт-Петербург - Новосибирск (выполнялись по договору «код-шер» АО «Авиакомпания «Россия»), по тарифу ECOR и ECOR/CH25 (группы ОПТИМУМ-эконом). Полная стоимость а/б № и № составляла 14814 руб. за каждый, а/б № (с детской скидкой) - 11615 руб. Также были оформлены полисы страхования по квитанциям (EMD) № и № на сумму 400 руб. за каждый. <дата> пассажиры были зарегистрированы через веб-сайт, но регистрация на всех указанных пассажиров была отменена работником регистрации а/п «Пулково» с ремарками «OTSUTSTSVIE USLUGI UM». Места были автоматически аннулированы после времени вылета как у неявившихся на посадку пассажиров. Согласно данным А/К «Россия», фактически осуществлявшей перевозку рейсом SU 6541 / <дата> по соглашению «Код-шеринг», во время посадки на рейс SU 6541 / <дата> при проверке документов работниками А/К Россия было установлено, что ФИО1 - 11 лет. Сопровождающие ФИО1ФИО1 и ФИО2 - являются несовершеннолетними, в связи с чем, не могут осуществлять функцию сопровождения. Согласно истории бронирования, услуга перевозки несопровождаемого ребенка до 12 лет оформлена не была, что не опровергается истцом. В связи с чем, диспетчер на посадке проинформировал пассажиров, что ФИО1 не может следовать на рейсе без сопровождения совершеннолетнего пассажира, либо под присмотром сотрудника авиакомпании (при оформлении данной услуги). Таким образом, причиной отказа в перевозке ФИО1 послужило несоблюдение Истиом как законным представителем указанного пассажира требований действующего законодательства, а также Правил перевозчика в части перевозки несовершеннолетних детей. Отказ в перевозке был осуществлен только в отношении ФИО1, остальные несовершеннолетние пассажиры могли быть приняты к перевозке, что подтверждается самим истцом в исковым заявлении от <дата>. Однако ФИО1 и ФИО2 вместе с ФИО1 покинули зону посадки без указания причин, их явки на момент окончания посадки не зафиксировано, что подтверждается списком вылетевших пассажиров (прилагается). В связи с чем отказ от перевозки пассажиров ФИО1 и ФИО2 является добровольным, в связи с чем бронирование было аннулировано по п. 27 ФАП. С учетом правил применения тарифа ЭКОНОМ, по которому были оформлены а/билеты, возврат денежных средств при отказе от перевозки после окончания времени регистрации не предусмотрен, (п. 9 Договора воздушной перевозки, прилагается). Вышеуказанные обстоятельства дела истцом не опровергнуты, доказательств обратного не представлено, факт явки на посадку пассажиров ФИО1 и ФИО2 в нарушение ст. 56 ГПК РФ не подтвержден, в связи с чем доводы истца о том, что отказ в перевозке был в отношении всех троих пассажиров, несостоятелен и опровергается материалами дела. Истец в нарушение законодательства, Правил перевозчика и Договора воздушной перевозки, заключенного с ПАО «Аэрофлот», не обеспечил надлежащее сопровождение / не оформил у перевозчика услугу по сопровождению / несовершеннолетнего пассажира - ФИО1, в связи с чем, пассажир не был принят к перевозке. Таким образом, истец не предпринял необходимых мер для выполнения своих обязанностей по заключенному договору перевозки, что привело к отказу в перевозке и аннулирования бронирования. Пассажиры ФИО1 и ФИО2 не явились на посадку рейса по независящим от перевозчика обстоятельствам, что подтверждается материалами дела и истом не опровергнуто. Неявка на посадку рейса признается законодателем односторонним отказом от перевозки со стороны пассажира, при этом с учетом правил применения тарифа возврат денежных средств в вышеуказанных случаях не предусмотрен. В связи с вышеизложенным вина и неправомерность действий со стороны перевозчика отсутствуют, доказательств обратного истцом не представлено.
В судебное заседание истец не явился, извещен о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, на основании письменного заявления просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со ст. 167 (Гражданского процессуального кодекса российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), суд рассмотрел гражданское дело в отсутствие истца.
Исследовав материалы гражданского дела, представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений касательно предмета спора.
Судом установлено между истцом и ответчиком заключен договор перевозки. В силу ст. 105 ВзК РФ к перевозочным документам относятся билет, иные документы, используемые при оказании услуг воздушной перевозки пассажиров и предусмотренные нормативными правовыми актами Федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта. Договор воздушной перевозки пассажира удостоверяется соответственно билетом.
На основании изложенного суд считает, что договор воздушной перевозки заключен с учетом заключенного между АО «Авиакомпания «Россия» и ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» Соглашения - «код-шеринг». № от <дата> (далее - Соглашение) ПАО « Аэрофлот» эта авиакомпания должна отвечать за оказание услуги перевозки истца.
Согласно ст. 784 ГК РФ перевозка пассажиров осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки пассажиров отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Согласно п. 102 Федеральных авиационных правил “Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей”, утвержденных приказом Минтранса РФ от <дата>№, несовершеннолетний гражданин РФ, как правило, выезжает совместно хотя бы с одним из родителей.
Согласно п. 103 Правил возраст ребенка определяется на дату начала перевозки от аэропорта (пункта) отправления, указанного в перевозочном документе.
В п. 104 Правил указывается, что дети в возрасте до двух лет перевозятся только в сопровождении совершеннолетнего пассажира. Дети в возрасте от двух до двенадцати лет могут перевозиться в сопровождении совершеннолетнего пассажира либо без сопровождения совершеннолетнего пассажира под наблюдением перевозчика, если такая перевозка предусмотрена правилами перевозчика. Сопровождаемые дети в возрасте от двух до двенадцати лет могут перевозиться под наблюдением перевозчика только после оформления родителями, усыновителями, опекунами или попечителями в соответствии с правилами перевозчика письменного заявления на перевозку сопровождаемого ребенка. По просьбе родителей, усыновителей, опекунов или попечителей перевозка под наблюдением перевозчика может распространяться на детей в возрасте до шестнадцати лет (п. 105 Правил).
Согласно представленным документам и объяснениям ответчика следует, что у ответчика ПАО « Аэрофлот» перевозка несопровождаемых детей предусмотрена Правилами перевозки. Согласно указанным правилам истец не оформил письменное заявление на перевозку несопровождаемых детей.
В силу п. 1 ст. 4 Закона РФ “О защите прав потребителей” исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору.
В ст. 29 Закона РФ “О защите прав потребителей” устанавливается, что потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать: соответствующего уменьшения цены оказанной услуги; отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора. Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Цена оказанной услуги, возвращаемая потребителю при отказе от исполнения договора об оказании услуги, а также учитываемая при уменьшении цены оказанной услуги, определяется в соответствии с п. 3, 4 и 5 ст. 24 настоящего Закона.
В ст. 30 Закона РФ “О защите прав потребителей” установлено, что недостатки услуги должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем. Назначенный потребителем срок устранения недостатков товара указывается в договоре или в ином подписываемом сторонами документе либо заявлении, направленном потребителем исполнителю. За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с п. 5 ст. 28 настоящего Закона. В случае нарушения указанных сроков потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования, предусмотренные п. 1 и 4 ст. 29 настоящего Закона.
Согласно ст. 31 Закона РФ “О защите прав потребителей” установлено, что требования потребителя о возврате уплаченной за услугу денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные п. 1 ст. 28 и п. 1 и 4 ст. 29 Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования. За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с п. 5 ст. 28 настоящего Закона. В случае нарушения сроков, указанных в п. 1 и 2 настоящей статьи, потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования, предусмотренные п. 1 ст. 28 и п. 1 и 4 ст. 29 настоящего Закона.
Согласно п. 5 и 6 ст. 28 Закона РФ “О защите прав потребителей” в случае нарушения назначенных потребителем на основании п. 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку пеню в размере 3% цены оказания услуги.
Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) определена договором о выполнении работы (оказании услуги). Размер неустойки (пени) определяется исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было. Требования потребителя, установленные п. 1 настоящей статьи, не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.
Согласно Закону РФ от 07 февраля 1992 г. №2300-1 “О защите прав потребителей” бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств, лежит на исполнителе.
Из материалов дела следует, что а/билеты №№ (выписаны <дата>) и № (выписан <дата>) на пассажиров ФИО1 (несовершеннолетний пассажир, <дата> г.р.), ФИО1 (ребенок до 12-ти лет, <дата> г.р.) и ФИО2 (несовершеннолетний пассажир, <дата> г.р.) были оформлены через веб-сайт ПАО «Аэрофлот» на рейс SU6541 <дата> Санкт-Петербург - Новосибирск (выполнялись по договору «код-шер» АО «Авиакомпания «Россия»), по тарифу ECOR и ECOR/CH25 (группы ОПТИМУМ-эконом). Полная стоимость а/б № и № составляла 14814 руб. за каждый, а/б № (с детской скидкой) - 11615 руб. Также были оформлены полисы страхования по квитанциям (EMD) № и № на сумму 400 руб. за каждый.
<дата> пассажиры были зарегистрированы через веб-сайт, но регистрация на всех указанных пассажиров была отменена работником регистрации а/п «Пулково» с ремарками «OTSUTSTSVIE USLUGI UM». Места были автоматически аннулированы после времени вылета как у неявившихся на посадку пассажиров.
Также на пассажира ФИО2<дата> в 00:51 мск через веб-сайт ПАО «Аэрофлот» был оформлен а/б № полной стоимостью 16314 руб. по тарифу TCOR (группы ОПТИМУМ-эконом) на тот же рейс - SU6541 <дата>, также оформлен полис страхования по квитанции (EMD) №. В тот же день бронирование было аннулировано через контакт-центр с внесением ремарки: «XX РО RQ VYGULIARNYI VADIM 0127/07JAN TEL №» и в 16:02 мск по указанному а/б был произведен возврат по правилам примененного тарифа в размере 14014 руб. (с взиманием платы за возврат в размере 2265 руб.), также осуществлен возврат страхового полиса.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от № «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
Последствия нарушения условий договоров воздушной перевозки пассажиров установлены в соответствии с положениями ст. 39 Закона РФ «О защите прав потребителей» нормами специального законодательства, в том числе Воздушным кодексом РФ и Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденным Приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 г. №82, Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Минтранса РФ от 25.09.2008 N 155 (ред. от 16.07.2014)
Согласно ст. 102 Воздушного Кодекса РФ перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.
Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.
В соответствии с п. 105 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 г. № 82 (в ред. от 14.01.2019 г. ), несопровождаемые дети в возрасте от двух до двенадцати лет могут перевозиться под наблюдением перевозчика только после оформления родителями, усыновителями, опекунами или попечителями в соответствии с правилами перевозчика письменного заявления на перевозку сопровождаемого ребенка. По просьбе родителей, усыновителей, опекунов или попечителей перевозка под наблюдением перевозчика может распространяться на детей в возрасте до шестнадцати лет.
Кроме того, согласно Правил воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов перевозчика - ООО «Авиакомпания Россия» несопровождаемые дети принимаются к перевозке только после заполнения и подписания родителями, опекунами или родственниками, попечителями соглашения на перевозку несопровождаемого ребенка.
Согласно п. 4.5.2 Правил воздушных перевозок ПАО «Аэрофлот» от <дата>, действовавших на момент перевозки, перевозка детей до 12 лет осуществляется в сопровождении совершеннолетнего пассажира или пассажира, который в соответствии с гражданским законодательством РФ приобрел дееспособность в полном объеме до достижениям им 18-летнего возраста. Далее правила подробно регламентируют процедуру перевозки пассажиров с детьми, либо детей без сопровождения взрослых.
Для удобства пассажиров подробная информация о перевозке детей размещена на официальном web-сайте перевозчика в разделе: «Справочная информация» - «Подготовка к путешествию» - «Специальные перевозки» - «Перелет с детьми».
Услуга перевозки несопровождаемого ребенка до 12 лет оформлена не была, что не опровергается самим истцом.
Согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения права, наличие и размере понесенных убытков, причинную связь между нарушением права и возникшими убытками.
Поскольку судом не установлено виновных действий со стороны ответчиков, то требования истца о взыскании стоимости авиабилетов в размере 53877,00 рублей удовлетворению не подлежат.
Так как не подлежит удовлетворению основное требование истца, соответственно не подлежат удовлетворению производные от него требования о взыскании с ответчиков неустойки, компенсации морального вреда, штрафа.
Довод стороны истца о не предоставлении надлежащим образом информации о необходимости приобретения дополнительной услуги « УМ», не нашел своего подтверждения в суде и полностью был опровергнуть доказательствами представленными со стороны ответчика, в виду покупки электронных билетов на детей на сайте и ознакомлении с Правилами перевозки детей истца, при покупке билетов на сайте, самим истцом.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ПАО «Аэрофлот» о взыскании стоимости авиабилетов, неустойки за просрочку удовлетворения требований в соответствии со ст. ст. п.5 ст.28 и ст31 Закона о защите прав потребителей, морального вреда штрафа по Защите прав потребителей - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики (через Первомайский районный суд г. Ижевска) в течение месяца с момента изготовления мотивированной части решения.
Мотивированное решение изготовлено : <дата>.
Судья : М.А. Обухова