ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-218/2021 от 30.11.2021 Бирилюсского районного суда (Красноярский край)

№2-218/2021

УИД 24RS0005-01-2021-000459-71

Категория: 2.209

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Новобирилюссы Красноярского края 30 ноября 2021 г.

Бирилюсский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Лайшевой Ю.И.,

при секретаре Франтовой А.Ю.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Бирилюсского района Красноярского края Вульфа А.Ю.,

представителя ответчика - Каунова А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бирилюсского района Красноярского края Чернецкого Р.Н. в защиту интересов РФ, неопределенного круга лиц к ООО «Теплосбыт» в лице директора Каунова А.Н. об обязании устранить нарушения законодательства о теплоснабжении,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бирилюсского района Красноярского края, действуя в защиту интересов РФ, неопределенного круга лиц, обратился в суд иском к ООО «Теплосбыт», в котором, с учетом уточнения к исковому заявлению, просит обязать ООО «Теплосбыт» устранить нарушения законодательства о теплоснабжении, а именно: привести в соответствии с требованиями правил устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,007 Мпа (0,7 кгс/кв.см.), водогрейных котлов и водонагревателей с температурой нагрева воды не выше 388 К (115 град. С), утвержденными приказом Минстроя РФ от 28 августа 1992 г. №205 грузы рычажных предохранительных клапанов на котлах №1-4; провести ревизию и настройку предохранительных устройств водогрейных котельных установок №1-4; защитить тепловые камеры от попадания поверхностных и грунтовых вод (ТК-1); привести в соответствие с Приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. №6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» группу по электробезопасности у ответственного за электрохозяйство; привести с Приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. №6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» группу по электробезопасности у заместителя ответственного за электрохозяйство; организовать водно-химический режим с целью обеспечения надежной работы тепловых энергоустановок, трубопроводов и другого оборудования без повреждения и снижения экономичности, вызванных коррозией металла; провести техническое освидетельствование строительных конструкций производственных зданий и сооружений для тепловых энергоустановок специализированной организацией в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.

Треюования мотивированы тем, что прокуратурой Бирилюсского района проанализированы акты Енисейского Управления Ростехнадзора, согласно которым в деятельности ООО «Теплосбыт» выявлены нарушения законодательства о теплоснабжении и готовности к отопительному периоду. 27 августа 2021 г. прокурором района внесено представление директору ООО «Теплосбыт» об устранении выявленных нарушений и соблюдении требований законодательства о теплоснабжении, 27 сентября 2021 г. в прокуратуру Бирилюсского района поступил ответ от директора ООО «Теплосбыт» на представление, согласно которому принимаются конкретные меры по устранению выявленных нарушений, но поскольку параллельно идет подготовка оборудования и систем к зиме, работа по устранению нарушений проводится параллельно и потребует большего времени.

Определением судьи Бирилюсского района Красноярского края от 4 октября 2021 г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

В судебном заседании помощник прокурора Бирилюсского района Красноярского края Вульф А.Ю. заявленные требования, с учетом уточнения, поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «Теплосбыт» - Каунов А.Н. в судебное заседание, назначенное на 30 ноября 2021 г. не явился, в предыдущих судебных заседаниях возражал против заявленных исковых требований, пояснил, что большую часть выявленных проверкой нарушений они исполнили, срок устранения оставшихся не исполненных нарушений законодательства установлен до апреля и сентября 2022 г.

Третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) о дате, времени и месте судебного заседания уведомлено надлежащим образом, представитель заинтересованного лица Воропаева А.Ю., действующая на основании доверенности №4 от 11 января 2021 г., в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. п. 7 и 8 ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №273-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон «О теплоснабжении») теплоснабжающие организации обязаны обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения и надежное теплоснабжение потребителей.

Согласно ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении» перед отопительным периодом проверке подлежат муниципальные образования, теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, потребители тепловой энергии.

Проведение проверки готовности к отопительному периоду проводится в соответствии с Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными Приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 г. №103 (далее - Правила№ 103).

Согласно ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении» проверка готовности теплоснабжающей организации проводится органом местного самоуправления. По результатам проверки организации органом местного самоуправления выдается паспорт готовности к отопительному периоду.

После проведения проверок в отношении теплоснабжающих, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии проводится проверка готовности к отопительному периоду муниципального образования.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении» проверка готовности муниципального образования проводится управлением Ростехнадзора.

Статьей 5 Федерального закона «О теплоснабжении» установлено, что проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду.

Согласно п. 3 Правил №103 в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами. В соответствии с п. 13. в целях оценки готовности теплоснабжающих организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, в том числе соблюдение водно-химического режима, выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период, в который включено проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения, выполнение планового графика ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии.

Согласно п. 13 Правил №103 в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, в том числе соблюдение водно-химического режима.

Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок утверждены приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 г. №115 (далее - Правила №115).

В соответствии с п. 12.2 Правил №115 организация обязана обеспечивать организацию водно-химического режима работы оборудования и его контроль, периодичность химического контроля водно-химического режима оборудования устанавливается специализированной наладочной организацией с учетом качества исходной воды и состояния действующего оборудования.

Требования для предприятий и организаций, осуществляющих проектирование, изготовление, монтаж, эксплуатацию, наладку и ремонт паровых и водогрейных котлов и водонагревателей в системе жилищно-коммунального хозяйства РФ регулируются правилами устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,007 Мпа (0,7 кгс/кв.см.), водогрейных котлов и водонагревателей с температурой нагрева воды не выше 388 К (115 град. С), утверждены приказом Минстроя РФ от 28 августа 1992 г. №205.

Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей утверждены приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. №6 (далее - Правила №6).

Как следует из материалов дела, Енисейским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) проведена проверка исполнения приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 декабря 2020 г. №545 «О проведении проверок соблюдения обязательных требований субъектами электроэнергетики, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями электрической энергии в 2021 г.» в отношении ООО «Теплосбыт», в ходе которой вынесено предписание №15/031/1-ЭТ от 30 апреля 2021 г. об устранении в срок до 10 сентября 2021 г. следующих выявленных нарушений: отсутствует книга учета тепловых энергоустановок организации; нет утвержденной руководителем организации программы производственного обучения по новой должности; нет утвержденного перечня необходимых инструкций, схем и других оперативных документов, необходимых на рабочем месте персонала котельной, пересматривается не реже одного раза в три года; на рабочем месте нет схемы трубопроводов котельной, утвержденной техническим руководителем организации с обозначением и номерами оборудования, запорной, регулирующей и предохранительной арматуры; отсутствует схема трубопроводов тепловых сетей; нет должностной инструкции ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию энергоустановок организации; нет инструкции по эксплуатации зданий и сооружений подразделений организации, разработанные на основании типовой с учетом конкретных местных условий; не проводятся с персоналом котельной противоаварийные и противопожарные тренировки; нет утвержденного ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, графика проверки знаний работников, работники должны быть ознакомлены с утвержденным графиком проверок; нет утвержденного перечня аварийного запаса расходных материалов и запасных частей на котельных; нет аварийного запаса материалов и арматуры для быстрого проведения работ по ограничению распространения аварий в тепловых сетях и ликвидации повреждений, в соответствии с нормами аварийного запаса, утвержденных ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых сетей; нет распорядительного документа руководителя организации и проведения обходов и осмотров рабочих мест; нет распорядительного документа по организации рабочей комиссии по приемке тепловых энергоустановок из капитального ремонта; нет распорядительного документа о назначении комиссии на предприятии по проведению технического освидетельствования тепловых энергоустановок; нет плана (инструкции) по ликвидации аварийных ситуаций в системе теплоснабжения; персоналом не заполняется оперативная документация согласно перечня (журнал учета состояния контрольно-измерительных приборов и автоматики, журнал учета неисправностей, дефектов и неполадок на тепловых энергоустановках); нет паспорта тепловой сети; не произведен весенний осмотр в целях оценки технического состояния зданий и сооружений после таяния снега или дождей осенне-весеннего периода; не проводятся текущие осмотры зданий и сооружений организации с внесением записи в цеховые журналы технического осмотра зданий и сооружений; нет акта по результатам работы смотровой комиссии, нет распорядительного документа о результатах осмотра, принятия необходимых мер, сроках их проведения и ответственных за исполнение; не оформлены паспорта котлов; ответственным лицом не вносятся сведения в паспорта котлов об аппаратуре для измерения, управления, сигнализации, регулирования и автоматической защиты, об установленной арматуре, о питательных устройствах, о водоподготовительном оборудовании, о ремонте котла и замене элементов, лицах, ответственных за исправное состояние и техническую эксплуатацию, об освидетельствовании, регистрации; нет записей в сменном журнале результатов проверки котлов и котельного оборудования, о сдаче-приемке котлов и смены; не ведется ремонтный журнал, в который вносятся сведения о выполнении ремонтных работ и об остановках котлов на чистку и промывку; не предохранительных клапанах водогрейных котлов отсутствуют таблички с указанием давления срабатывания клапана, срока проведения испытания, срока следующего проведения испытания; устройства (отводные трубы) для защиты обслуживающего персонала от ожогов при срабатывании клапанов на котле №1 смонтированы с нарушением правил; устройства (отводные трубы) для защиты обслуживающего персонала от ожогов при срабатывании клапанов на котле №2 смонтированы с нарушением правил; устройства (отводные трубы) для защиты обслуживающего персонала от ожогов при срабатывании клапанов на котле №3 смонтированы с нарушением правил; устройства (отводные трубы) для защиты обслуживающего персонала от ожогов при срабатывании клапанов на котле №4 смонтированы с нарушением правил; грузы рычажных предохранительных клапанов на котлах №1-4 не соответствуют требованиям правил; ревизия и настройка предохранительных устройств водогрейных котельных установок №1-№4 не проведена (нет актов); не обеспечивается надежность работы, безопасность обслуживающего персонала, защита окружающей среды золоулавливающей установки (прогар циклона); на тепловых энергоустановках установлены шесть манометров с истекшим сроком госпроверки; нет теплоизоляции газоходов на дымососе №1; нет графика обходов теплопроводов и тепловых пунктов, нет журнала дефектов тепловых сетей, не вносятся сведения по результатам осмотра; нет утвержденного графика (плана) ремонта тепловых сетей, разработанного на основе результатов анализа выявленных дефектов, повреждений, периодических осмотров, испытаний, диагностики и ежегодных испытаний на прочность и плотность; тепловая сеть от ТК2 до ТК3-1, опирание плит перекрытия на трубопроводы; тепловая сеть от ТК2 до ТК3, опирание плит перекрытия на трубопроводы; тепловая сеть от котельной в тепловых камерах нет антикоррозионного покрытия, тепловой изоляции, в соответствии со строительными нормами и правилами; нарушена строительная часть ограждающих конструкций тепловых камер ТК-1, ТК-2, ТК-3; тепловые камеры не защищены от попадания поверхностных и грунтовых вод (ТК-1); нет утвержденного техническим руководителем организации перечня тепловых энергоустановок, на которых запланировано проведение режимно-наладочных испытаний и работ и сроки их проведения, методики и программы проведения испытаний, инструментальных измерений, проводимых на тепловых энергоустановках, должны быть согласованы специализированными организациями в органах государственного энергетического надзора; не проводится техническое диагностирование оборудования тепловых энергоустановок, отработавшего расчетный ресурс специализированными организациями для определения дополнительного срока службы и разработки мероприятий обеспечивающих надежную работу; нет комплекта технической документации в полном объеме; не организована эксплуатация электроустановок (нет штатного электротехнического персонала, нет договора на техническое обслуживание электрооборудования со специализированной организацией); нет перечня технической документации, утвержденной техническим руководителем; нет должностной инструкции ответственного за электрохозяйство; не соответствует требованиям правил группа электробезопасности (третья) у ответственного за электрохозяйство; не соответствует требованиям правил группа электробезопасности (третья) у заместителя ответственного за электрохозяйство; нет перечня должностей и профессий, требующих присвоение персоналу I группы по электробезопасности; нет журнала установленной формы присвоения I группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу; нет списка работников, имеющих право выполнения оперативных переключений, ведения оперативных переговоров; нет журнала учета и содержания средств защиты; нет протоколов испытаний электрооборудования; нет графика планово-предупредительных работ электрооборудования; нет графика электрических испытаний электрооборудования; нет графика очистки от пыли и грязи оборудования РУ котельных; нет паспорта на заземляющее устройство котельной; не выполнена защита от поражения электрическим током при косвенном прикосновении в случае повреждения изоляции (нет защитного заземления вентилятора поддува котла №1); не выполнена защита от поражения электрическим током при косвенном прикосновении в случае повреждения изоляции (нет защитного заземления вентилятора поддува котла №2); не выполнена защита от поражения электрическим током при косвенном прикосновении в случае повреждения изоляции (нет защитного заземления вентилятора поддува котла №3); не выполнена защита от поражения электрическим током при косвенном прикосновении в случае повреждения изоляции (нет защитного заземления вентилятора поддува котла №4); нет надписи с наименованием агрегата и (или) механизма, к которому он относится, на электродвигателе вентилятора поодува котла №1; нет надписи с наименованием агрегата и (или) механизма, к которому он относится, на электродвигателе вентилятора поодува котла №2; нет надписи с наименованием агрегата и (или) механизма, к которому он относится, на электродвигателе вентилятора поодува котла №3; нет надписи с наименованием агрегата и (или) механизма, к которому он относится, на электродвигателе вентилятора поодува котла №4; нет стрелки, указывающей направление вращения электродвигателя вентилятора поддува котла №3; нет стрелки, указывающей направление вращения электродвигателя вентилятора поддува котла №4; нет надписей, указывающих диспетчерское наименование на шкафу ввода №1; нет надписей, указывающих диспетчерское наименование на шкафу ввода №2; нет надписей, указывающих диспетчерское наименование на распределительном шкафу; нет заземляющего проводника на электродвигателе сетевого насоса №2; нет заземляющего проводника на электродвигателе сетевого насоса №3; нет заземляющего проводника на электродвигателе подпиточного насоса №4; нет надписи с наименованием агрегата и (или) механизма, к которому он относится, на электродвигателе сетевого насоса №1; нет надписи с наименованием агрегата и (или) механизма, к которому он относится, на электродвигателе сетевого насоса №2; нет надписи с наименованием агрегата и (или) механизма, к которому он относится, на электродвигателе сетевого насоса №3; нет стрелки, указывающей направление вращения электродвигателя сетевого насоса №1; нет стрелки, указывающей направление вращения электродвигателя сетевого насоса №2; нет стрелки, указывающей направление вращения электродвигателя сетевого насоса №3; нет стрелки, указывающей направление вращения электродвигателя сетевого насоса №4; нет надписи с наименованием агрегата и (или) механизма, к которому он относится, на электродвигателе подпиточного насоса №4; нет надписи с наименованием агрегата и (или) механизма, к которому он относится, на электродвигателе дымососа №1; нет надписи с наименованием агрегата и (или) механизма, к которому он относится, на электродвигателе дымососа №2; нет стрелки, указывающей направление вращения электродвигателя дымососа №2; не защищен от механических повреждений силовой электрокабель электродвигателя вентилятора дымососа №1; не защищен от механических повреждений силовой электрокабель электродвигателя вентилятора дымососа №2; не соответствует требованиям правил способ прокладки силового электрокабеля электродвигателя дымососа №1; не соответствует требованиям правил способ прокладки силового электрокабеля электродвигателя дымососа №2. Данная информация была доведена до главы Бирилюсского района Красноярского края.

На основании предписания №150/031/2-Т Ростехнадзора от 30 апреля 2021 г. срок устранения нарушений: не организован водно-химический режим с целью обеспечения надежной работы тепловых энергоустановок, трубопроводов и другого оборудования без повреждения и снижения экономичности, вызванных коррозией металла; не организован узел учета тепловой энергии на котельной; не проведено техническое освидетельствование строительных конструкций производственных зданий и сооружений для тепловых энергоустановок специализированной организацией, установлен до 2 сентября 2022 г.

В соответствии с актом внеплановой проверки от 13 октября 2021 г. в отношении ООО «Теплосбыт», ранее выявленные нарушения: отсутствует книга учета тепловых энергоустановок организации; нет утвержденного перечня необходимых инструкций, схем и других оперативных документов, необходимых на рабочем месте персонала котельной, пересматривается не реже одного раза в три года; на рабочем месте нет схемы трубопроводов котельной, утвержденной техническим руководителем организации с обозначением и номерами оборудования, запорной, регулирующей и предохранительной арматуры; отсутствует схема трубопроводов тепловых сетей; нет должностной инструкции ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию энергоустановок организации; нет инструкции по эксплуатации зданий и сооружений подразделений организации, разработанные на основании типовой с учетом конкретных местных условий; не проводятся с персоналом котельной противоаварийные и противопожарные тренировки; нет утвержденного ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, графика проверки знаний работников, работники должны быть ознакомлены с утвержденным графиком проверок; нет утвержденного перечня аварийного запаса расходных материалов и запасных частей на котельных; нет аварийного запаса материалов и арматуры для быстрого проведения работ по ограничению распространения аварий в тепловых сетях и ликвидации повреждений, в соответствии с нормами аварийного запаса, утвержденных ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых сетей; нет распорядительного документа руководителя организации и проведения обходов и осмотров рабочих мест; нет распорядительного документа по организации рабочей комиссии по приемке тепловых энергоустановок из капитального ремонта; нет распорядительного документа о назначении комиссии на предприятии по проведению технического освидетельствования тепловых энергоустановок; нет плана (инструкции) по ликвидации аварийных ситуаций в системе теплоснабжения; нет паспорта тепловой сети; не оформлены паспорта котлов; ответственным лицом не вносятся сведения в паспорта котлов об аппаратуре для измерения, управления, сигнализации, регулирования и автоматической защиты, об установленной арматуре, о питательных устройствах, о водоподготовительном оборудовании, о ремонте котла и замене элементов, лицах, ответственных за исправное состояние и техническую эксплуатацию, об освидетельствовании, регистрации; нет записей в сменном журнале результатов проверки котлов и котельного оборудования, о сдаче-приемке котлов и смены; не ведется ремонтный журнал, в который вносятся сведения о выполнении ремонтных работ и об остановках котлов на чистку и промывку; не предохранительных клапанах водогрейных котлов отсутствуют таблички с указанием давления срабатывания клапана, срока проведения испытания, срока следующего проведения испытания; устройства (отводные трубы) для защиты обслуживающего персонала от ожогов при срабатывании клапанов на котле №1 смонтированы с нарушением правил; устройства (отводные трубы) для защиты обслуживающего персонала от ожогов при срабатывании клапанов на котле №2 смонтированы с нарушением правил; устройства (отводные трубы) для защиты обслуживающего персонала от ожогов при срабатывании клапанов на котле №3 смонтированы с нарушением правил; устройства (отводные трубы) для защиты обслуживающего персонала от ожогов при срабатывании клапанов на котле №4 смонтированы с нарушением правил; не обеспечивается надежность работы, безопасность обслуживающего персонала, защита окружающей среды золоулавливающей установки (прогар циклона); на тепловых энергоустановках установлены шесть манометров с истекшим сроком госпроверки; нет теплоизоляции газоходов на дымососе №1; нет графика обходов теплопроводов и тепловых пунктов, нет журнала дефектов тепловых сетей, не вносятся сведения по результатам осмотра; нет утвержденного графика (плана) ремонта тепловых сетей, разработанного на основе результатов анализа выявленных дефектов, повреждений, периодических осмотров, испытаний, диагностики и ежегодных испытаний на прочность и плотность; тепловая сеть от ТК2 до ТК3-1, опирание плит перекрытия на трубопроводы; тепловая сеть от ТК2 до ТК3, опирание плит перекрытия на трубопроводы; тепловая сеть от котельной в тепловых камерах нет антикоррозионного покрытия, тепловой изоляции, в соответствии со строительными нормами и правилами; нарушена строительная часть ограждающих конструкций тепловых камер ТК-1, ТК-2, ТК-3; нет утвержденного техническим руководителем организации перечня тепловых энергоустановок, на которых запланировано проведение режимно-наладочных испытаний и работ и сроки их проведения, методики и программы проведения испытаний, инструментальных измерений, проводимых на тепловых энергоустановках, должны быть согласованы специализированными организациями в органах государственного энергетического надзора; не проводится техническое диагностирование оборудования тепловых энергоустановок, отработавшего расчетный ресурс специализированными организациями для определения дополнительного срока службы и разработки мероприятий обеспечивающих надежную работу; нет комплекта технической документации в полном объеме; не организована эксплуатация электроустановок (нет штатного электротехнического персонала, нет договора на техническое обслуживание электрооборудования со специализированной организацией); нет перечня технической документации, утвержденной техническим руководителем; нет должностной инструкции ответственного за электрохозяйство; нет перечня должностей и профессий, требующих присвоение персоналу I группы по электробезопасности; нет журнала установленной формы присвоения I группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу; нет списка работников, имеющих право выполнения оперативных переключений, ведения оперативных переговоров; нет журнала учета и содержания средств защиты; нет графика планово-предупредительных работ электрооборудования; нет графика электрических испытаний электрооборудования; нет графика очистки от пыли и грязи оборудования РУ котельных; нет паспорта на заземляющее устройство котельной; не выполнена защита от поражения электрическим током при косвенном прикосновении в случае повреждения изоляции (нет защитного заземления вентилятора поддува котла №1); не выполнена защита от поражения электрическим током при косвенном прикосновении в случае повреждения изоляции (нет защитного заземления вентилятора поддува котла №2); не выполнена защита от поражения электрическим током при косвенном прикосновении в случае повреждения изоляции (нет защитного заземления вентилятора поддува котла №3); не выполнена защита от поражения электрическим током при косвенном прикосновении в случае повреждения изоляции (нет защитного заземления вентилятора поддува котла №4); нет надписи с наименованием агрегата и (или) механизма, к которому он относится, на электродвигателе вентилятора поодува котла №1; нет надписи с наименованием агрегата и (или) механизма, к которому он относится, на электродвигателе вентилятора поодува котла №2; нет надписи с наименованием агрегата и (или) механизма, к которому он относится, на электродвигателе вентилятора поодува котла №3; нет надписи с наименованием агрегата и (или) механизма, к которому он относится, на электродвигателе вентилятора поодува котла №4; нет стрелки, указывающей направление вращения электродвигателя вентилятора поддува котла №3; нет стрелки, указывающей направление вращения электродвигателя вентилятора поддува котла №4; нет надписей, указывающих диспетчерское наименование на шкафу ввода №1; нет надписей, указывающих диспетчерское наименование на шкафу ввода №2; нет надписей, указывающих диспетчерское наименование на распределительном шкафу; нет заземляющего проводника на электродвигателе сетевого насоса №2; нет заземляющего проводника на электродвигателе сетевого насоса №3; нет заземляющего проводника на электродвигателе подпиточного насоса №4; нет надписи с наименованием агрегата и (или) механизма, к которому он относится, на электродвигателе сетевого насоса №1; нет надписи с наименованием агрегата и (или) механизма, к которому он относится, на электродвигателе сетевого насоса №2; нет надписи с наименованием агрегата и (или) механизма, к которому он относится, на электродвигателе сетевого насоса №3; нет стрелки, указывающей направление вращения электродвигателя сетевого насоса №1; нет стрелки, указывающей направление вращения электродвигателя сетевого насоса №2; нет стрелки, указывающей направление вращения электродвигателя сетевого насоса №3; нет стрелки, указывающей направление вращения электродвигателя сетевого насоса №4; нет надписи с наименованием агрегата и (или) механизма, к которому он относится, на электродвигателе подпиточного насоса №4; нет надписи с наименованием агрегата и (или) механизма, к которому он относится, на электродвигателе дымососа №1; нет надписи с наименованием агрегата и (или) механизма, к которому он относится, на электродвигателе дымососа №2; нет стрелки, указывающей направление вращения электродвигателя дымососа №2; не защищен от механических повреждений силовой электрокабель электродвигателя вентилятора дымососа №1; не защищен от механических повреждений силовой электрокабель электродвигателя вентилятора дымососа №2; не соответствует требованиям правил способ прокладки силового электрокабеля электродвигателя дымососа №1; не соответствует требованиям правил способ прокладки силового электрокабеля электродвигателя дымососа №2, устранены ООО «Теплосбыт» в установленный срок.

Предписанием Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) №15/112-ЭТ от 13 октября 2021 г. срок устранения нарушений: отсутствие утвержденной руководителем организации программы производственного обучения по новой должности; персоналом не заполняется оперативная документация согласно перечня (журнал учета состояния контрольно-измерительных приборов и автоматики, журнал учета неисправностей, дефектов и неполадок на тепловых энергоустановках); не произведен весенний осмотр в целях оценки технического состояния зданий и сооружений после таяния снега или дождей осенне-весеннего периода; не проводятся текущие осмотры зданий и сооружений организации с внесением записи в цеховые журналы технического осмотра зданий и сооружений; нет акта по результатам работы смотровой комиссии, нет распорядительного документа о результатах осмотра, принятия необходимых мер, сроках их проведения и ответственных за исполнение; грузы рычажных предохранительных клапанов на котлах №1-4 не соответствуют требованиям правил; ревизия и настройка предохранительных устройств водогрейных котельных установок №1-№4 не проведена (нет актов); тепловые камеры не защищены от попадания поверхностных и грунтовых вод (ТК-1); не соответствует требованиям правил группа электробезопасности (третья) у ответственного за электрохозяйство; не соответствует требованиям правил группа электробезопасности (третья) у заместителя ответственного за электрохозяйство; нет протоколов испытаний электрооборудования, продлен до 11 апреля 2022 г.

Прокуратурой Бирилюсского района Красноярского края на основании анализа актов Енисейского Управления Ростехнадзора 27 августа 2021 г. ООО «Теплосбыт» внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства о теплоснабжении, которые полностью дублируют нарушения, установленные Ростехнадзором, и по которым ООО «Теплосбыт» вынесено два предписания со сроками их устранения до 10 сентября 2021 г. (с продлением срока до 11 апреля 2022 г.) и до 2 сентября 2022 г. В представлении прокурор требовал рассмотрения представления с участием представителя прокуратуры, принятия от ООО «Теплоплосбыт» конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих и не допущения их нарушения впредь; рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных в допущенных нарушениях лиц; сообщить о принятых мерах письменно.

В ответе от 27 сентября 2021 г. директор ООО «Теплосбыт» прокурору Бирилюсского района Красноярского края Каунов А.Н. сообщил, что вышеуказанное представление рассмотрено, принимаются конкретные меры по устранению выявленных нарушений, но так как параллельно идет подготовка оборудования и систем к зиме, работа по устранению нарушений проводится параллельно и потребует большего времени. Приоритетом в этой работе являются мероприятия и нарушения, касающиеся непосредственной безопасности людей, которые в настоящее время выполнены. По мере наработки денежных средств будут выполнены работы, требующие финансовых инвестиций.

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-1 (редакции от 1 июля 2021 г.) «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О прокуратуре РФ») предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре РФ»).

На основании ч. 3 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре РФ» решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.

Статьей 24 Федерального закона «О прокуратуре РФ» установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Бирилюсского района Красноярского края проверка в отношении ООО «Теплосбыт» по выявлению нарушений законодательства о теплоснабжении не проводилась, представление об устранении выявленных нарушений указанного законодательства было внесено на основании анализа актов Енисейского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), которыми проведена проверка, выявлены нарушения, ООО «Теплосбыт» внесены два предписания со сроками их исполнения 10 сентября 2021 г. (с продлением срока до 11 апреля 2022 г.) и до 2 сентября 2022 г., то есть Енисейским Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и вынесенными представлениями в отношении ООО «Теплосбыт» уже были установлены сроки для устранения выявленных нарушений действующего законодательства о теплоснабжении, тем самым на ООО «Теплосбыт» уже возложена обязанность по устранению всех выявленных нарушений.

Указанное свидетельствует о том, что исковое заявление внесено преждевременно, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Бирилюсского района Красноярского края Чернецкого Р.Н. в защиту интересов РФ, неопределенного круга лиц к ООО «Теплосбыт» в лице директора Каунова А.Н. об обязании устранить нарушения законодательства о теплоснабжении.

Следует также обратить внимание на то, что истцом заявлены исковые требования об обязании ООО «Теплосбыт» устранить нарушения законодательства в срок в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда, что само по себе будет свидетельствовать об увеличении предоставленного Ростехнадзором ООО «Теплосбыт» срока на исполнение требований представлений и повлечет неясность в сроках исполнения указанных предписаний Ростехнадзора.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований прокурора Бирилюсского района Красноярского края Чернецкого Р.Н. в защиту интересов РФ, неопределенного круга лиц к ООО «Теплосбыт» в лице директора Каунова А.Н. об обязании устранить нарушения законодательства о теплоснабжении, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Бирилюсский районный суд Красноярского края.

Председательствующий Ю.И. Лайшева

Мотивированное решение изготовлено 30 ноября 2021 г.