УИД 16RS0032-01-2022-000323-40 Дело № 2 - 218/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
4 октября 2022 года Тюлячинский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Р.Г. Бикмиева,
при секретаре Э.Г. Тимерхановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, действующей за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО4, к исполнительному комитету Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан о признании договора заключенным и признании выполнившими условия Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1, ФИО2, действующая за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО4, обратились в суд с иском к исполнительному комитету Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан о признании договора заключенным и признании выполнившими условия Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
В обоснование требований указано, что в 2012 году супруги Ш-вы сдали в Исполнительный комитет Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан документы для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Заявителем по учетному делу была указана супруга ФИО2, которая на тот момент работала заместителем главного редактора - ответственным секретарём в филиале АО «Татмедиа» Информационный центр «Тюлячиинформ».
ДД.ММ.ГГГГ семья была поставлена на учет по категории «Молодые семьи и молодые специалисты», через некоторое время, полагая, что работа основного заявителя не подходит под требования государственной программы, были переведены в категорию «Граждане, проживающие в сельской местности». Первоначально по документам в составе семьи были указаны ФИО2, ФИО1, ФИО3. Далее, в связи с рождением второго ребёнка, ДД.ММ.ГГГГ в учетное дело было внесено изменение - в состав семьи добавлена ФИО4.
ДД.ММ.ГГГГ, на основании письма Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ Ш-вы были обратно переведены в категорию «Молодые семьи и молодые специалисты», и стали участниками Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
ДД.ММ.ГГГГ между Органом местного самоуправления - Исполнительным комитетом Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан с одной стороны, Работодателем - филиалом АО «Татмедиа» ИЦ «Тюлячиинформ» с другой стороны, Работником – ФИО2 был заключен Трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты (далее - Трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи).
ДД.ММ.ГГГГ между Исполнительным комитетом муниципального образования «Тюлячинский муниципальный район» (Заказчик) с одной стороны, и гражданами ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4 с другой стороны, был заключен Договор на перечисление социальных выплат (субсидий) № на строительство Объекта по федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года по категории - молодые семьи и молодые специалисты» (далее - Договор на перечисление социальных выплат).
ДД.ММ.ГГГГ социальная выплата (субсидия) по Договору на перечисление социальных выплат в размере 1 305 360 рублей была зачислена на лицевой счет, открытый на имя ФИО2 в ПАО «АК БАРС» БАНК.
ДД.ММ.ГГГГ году, в первый день выхода на работу после декретного отпуска по уходу за ребенком, ФИО2 получила уведомление от работодателя АО «Татмедиа», в котором сообщалось о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата и она узнала, что Трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи руководитель не подписывал.
После этого супруги Ш-вы обратились в отдел инфраструктурного развития Исполнительного комитета Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан для получения указаний по дальнейшим действиям в связи с предстоящим увольнением супруги. Их приняла сотрудник отдела инфраструктурного развития ФИО5 (она работала временно, на период нахождения сотрудника, занимающегося данными вопросами в декретном отпуске). На вопросы что делать и как теперь быть, ФИО5 сообщила, что для смены заявителя в федеральной целевой программе, нужно будет предоставить на ФИО2 документы об увольнении, а на ФИО1 - документы, подтверждающие его работу в сфере агропромышленного комплекса.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 была уволена с работы с формулировкой «в связи с сокращением численности работников филиала».
В тот же день в отдел инфраструктурного развития Исполнительного комитета Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан были предоставлены документы об увольнении по сокращению штата, а ФИО1 справка с места работы и выписка из трудовой книжки. В этот день все документы, истребованные от них ФИО5, были предоставлены в полном объеме. На вопросы что делать дальше, ФИО5 сообщила, что беспокоиться не нужно, так как социальная выплата дана на семью, и в связи с увольнением ФИО2, на основании предоставленных нами документов будет произведена автоматическая замена на ФИО1, и таким образом, условия федеральной целевой программы будут выполнены и претензий к ним не возникнет. При этом о необходимости подачи какого-либо заявления о смене заявителя их никто не уведомил.
В начале сентября 2019 года позвонила ФИО5 и сообщила, что для замены стороны в обязательстве, необходимо дополнительно предоставить еще один документ на ФИО1 - сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
ДД.ММ.ГГГГ в отдел инфраструктурного развития Исполнительного комитета Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан был сдан запрошенный дополнительный документ - сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица на ФИО1. ФИО5 в очередной раз заверила, что все предоставленные документы будут своевременно зарегистрированы и обработаны, и со стороны Исполнительного комитета Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан будет произведена автоматическая замена заявителя ФИО2 на ФИО1
В 2021 году в ходе проведения очередной проверки в Исполнительном комитете Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан, возникли вопросы по учетному делу, и ДД.ММ.ГГГГ их вызвали для подачи заявления от имени ФИО2 о внесении изменений в учетное дело и смене заявителя на ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ в ответ на поданное заявление, ФИО2 было получено официальное письмо из Исполнительного комитета Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан о том, что ей отказано во внесении изменений в учетное дело в связи с тем, что при получении социальной выплаты трехсторонний договор не был подписан работодателем филиала АО «Татмедиа» ИЦ «Тюлячиинформ», а также в срок, не превышающий шести месяцев, не был заключен новый трудовой договор с другим работодателем или не была организована иная индивидуальная предпринимательская деятельность (основное место работы) в соответствии с пунктом 45 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 было получено очередное письмо из Исполнительного комитета Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан о том, что в целях контроля за выполнением обязательств граждан в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий» по отработке не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы необходимо представить документы по перечню.
ДД.ММ.ГГГГ их повторно вызвали в Исполнительный комитет Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан для подачи повторного заявления о внесении изменений в учетное дело семьи путем смены ФИО2 на ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ получено письмо из Исполнительного комитета Тюлячинского района Республики Татарстан, в котором также было указано, что ФИО6 отказано во внесении изменений в учетное дело в связи с тем, что при получении социальной выплаты трехсторонний договор не был подписан работодателем филиала АО «Татмедиа» ИЦ «Тюлячиинформ», а также в срок, не превышающий шести месяцев, не был заключен новый трудовой договор с другим работодателем или не была организована иная индивидуальная предпринимательская деятельность (основное место работы) в соответствии с пунктом 45 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам).
Относительно трехстороннего договора об обеспечении жильем молодой семьи необходимо отметить следующее. Предметом Трехстороннего договора об обеспечении жильем молодой семьи явилось безусловное исполнение Работником обязательств, принятых на себя, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ№ «О реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» с обязательным условием исполнения Работником возложенных обязанностей в течение 5 лет в соответствии с трудовым договором без права одностороннего расторжения договора Сторонами.
В соответствии с пунктом 2.1.1. данного Трехстороннего договора об обеспечении жильем молодой семьи, ФИО2 должна была отработать у Работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
В пункте 2.2.2. Трехстороннего договора об обеспечении жильем молодой семьи прописано, что в случае досрочного расторжения договора не по инициативе Работника и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, право на социальную выплату сохраняется, если работник в срок, не превышающий 6 месяцев заключил трудовой договор с другими работодателями в сельской местности в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. При этом период трудовой деятельности у прежнего Работодателя учитывается при исполнении Работником предусмотренного настоящим Трехсторонним договором об обеспечении жильем молодой семьи обязательства о работе в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в течение не менее 5 лет.
Работодатель в соответствии с пунктом 2.3.1. Трехстороннего договора об обеспечении жильем молодой семьи был обязан обеспечить работой не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства по основному месту работы по трудовому договору работника.
Кроме того, в пункте 2.3.2. Трехстороннего договора об обеспечении жильем молодой семьи прописана обязанность Работодателя в случае досрочного расторжения трудового договора Работником по любым причинам уведомить Орган местного самоуправления в письменной форме.
При подготовке проекта Трехстороннего договора об обеспечении жильем молодой семьи, сотрудником Исполнительного комитета Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан была допущена техническая ошибка, и наименование Работодателя вместо правильного «Акционерное общество «Татмедиа», указано с ошибкой как «Государственное бюджетное учреждение «Татмедиа» ИЦ «Тюлячиинформ». Но в конце настоящего договора, в разделе юридических адресов и реквизитов сторон, реквизиты Работодателя АО «Татмедиа» указаны верно - адрес: 422080, РТ, <адрес>, ИНН №, что в конечном итоге позволяет верно идентифицировать Работодателя Работника ФИО6
ФИО2 начала сбор документов для участия в государственной программе по обеспечению жильем не самовольно, а исключительно с непосредственного согласия и поддержки со стороны Работодателя - АО «Татмедиа» и Исполнительного комитета Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан.
Этот факт доказывает то, что воля всех сторон на совершение сделки заведомо имелась, и все существенные условия Трехстороннего договора об обеспечении жильем молодой семьи, связанные с участием в программе, были заранее согласованы и одобрены всеми - Органом местного самоуправления, Работником и Работодателем ещё на данном предварительном этапе сбора, документов. Основное требование государства в виде подписания Трехстороннего договора об обеспечении жильем молодой семьи в рамках участия семьи в жилищной программе со стороны Органа местного самоуправления и Работника было выполнено. Однако, представителем Работодателя - Директором филиала АО «Татмедиа» ИЦ «Тюлячиинформ» ФИО10 данное требование государства выполнено не было документ с его стороны не подписан, что противоречит принципу добросовестности одной стороны договора, ухудшившей положение другой стороны. Хотя, как Руководитель Работника, он являлся обязанным лицом и знал, что подписание данного документа со стороны Работодателя является обязательным условием государственной программы. Исходя из сложившейся ситуации, можно сделать вывод, что бывший руководитель ФИО2 не подписал Трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи преднамеренно, из-за личных неприязненных отношений к ней. Надо отметить, что ФИО2 проработала в филиале АО «Татмедиа» Информационный центр «Тюлячиинформ» 12 лет, за период работы она показала себя только с положительной стороны, отличалась ответственным отношением к работе и всегда добросовестно выполняла свои должностные обязанности.
Факт заключения Договора на перечисление социальных выплат подтверждает заключение Трехстороннего договора об обеспечении жильем молодой семьи.
Обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору не менее пяти лет со дня получения социальной выплаты со стороны ФИО2 не могло быть исполнено лично по не зависящим от нее причинам - она была уволена по сокращению штата.
Тем не менее, необходимо обратить внимание на то, что социальная выплата предоставляется не отдельному члену семьи, а молодой семье в целом. Исходя из этого важного момента, законодательство даёт возможность молодой семье сохранить право на социальную выплату, если в срок, не превышающий шести месяцев, один из членов семьи, заключил трудовой договор с другим работодателем, работа у которого отвечает указанным требованиям. Они обратились в Исполнительный комитет Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан для замены стороны в обязательстве. Работа ФИО1 позволяла произвести замену стороны в обязательстве, так как он работал в сфере сельского хозяйства, а именно администратором у Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО7. При этом в Исполнительный комитет Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан были сданы все запрошенные необходимые для замены стороны документы - справка от работодателя, выписка из трудовой книги, сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Наличие данных документов в учетном деле, находящемся в Исполнительном комитете Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан, подтверждает факт предоставления ими документов, следовательно, о факте выполнения со стороны их семьи условий Федеральной целевой программы, а именно пункта 45 Типового положения РФ.
ФИО1 сменил работу - ДД.ММ.ГГГГ, он уволился из должности администратора Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО7 и ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу заведующим хозяйством к Главе Крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО8. После этого, со стороны нового Работодателя - Главы КФХ ФИО8 также были обращения в Исполнительный комитет Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан о необходимости заключения соглашения о замене стороны к Трехстороннему договору об обеспечении жильем молодой семьи. При этом один из членов семьи Ш-вых - супруг, во исполнение требований Федеральной целевой программы, продолжает работать в сфере агропромышленного комплекса и имеет намерение отработать весь период времени, требуемый для исполнения обязательства со стороны молодой семьи. При этом за весь период со дня получения социальной выплаты по настоящее время, нарушения со стороны непосредственно их семьи по исполнению требований законодательства в данном вопросе, не было. Все запрашиваемые Исполнительным комитетом Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан сведения и документы подавались своевременно.
Истцы считают, что факт предоставления социальной выплаты подтверждает факт заключения Трехстороннего договора об обеспечении жильем молодой семьи, так как по условиям программы, без заключения соответствующих договоров, социальная выплата не могла быть выплачена.
Также необходимо указать, что за период времени с 2019 года по 2022 год истцы многократно обращались в Исполнительный комитет и были на приёме у Глав Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан по поводу необходимости разрешения данной ситуации. Но, к сожалению, вопрос до настоящего времени не решён, и в соответствии с данными разъяснениями, может быть разрешен только в судебном порядке.
Предметом договора на перечисление социальных выплат является предоставление Заказчиком Получателю социальной выплаты (субсидии) в размере 1 305 360 рублей сроком на 1 год в безналичной форме.
В соответствии с пунктом 1.3, социальная выплата была предоставлена для целевого использования - строительства жилого дома, находящегося по адресу: Республика Татарстан, Тюлячинский муниципальный район, Тюлячинское сельское поселение, <адрес>, состоящего из 4 комнат, общей площадью 102 кв.м., стоимостью 2 641 800 рублей.
Датой фактического зачисления указанной социальной выплаты является ДД.ММ.ГГГГ, именно в этот день на лицевой счет, открытый на имя ФИО2 в ПАО «АК БАРС» БАНК поступила сумма в размере 1 305 360 рублей.
Их семья, как получатель социальной выплаты (субсидии), все свои обязанности в соответствии с указанными Договором на перечисление социальных выплат и Постановлением № выполнила, а именно, использовала сумму социальной выплаты (субсидии) строго по целевому назначению, то есть на строительство жилого дома, находящегося по адресу: Республика Татарстан, Тюлячинский муниципальный район, Тюлячинское сельское поселение, <адрес> (пункт 3.1.1. Договора на перечисление социальных выплат). Объект был введен в эксплуатацию как жилой дом, ДД.ММ.ГГГГ право общей долевой собственности на жилой дом было зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии за всеми получателями-участниками настоящего договора, то есть за ФИО1 в 1/5 доле в совместной собственности, ФИО2 в 1/5 доле в совместной собственности и 1/5 (одной пятой) доле в долевой собственности, ФИО3 - 1/5 доле в долевой собственности, ФИО4 - 1/5 доле в долевой собственности.
В 2015 году семья была поставлена на учет, затем в 2017 году переведена из одной категории в другую в рамках данной Федеральной целевой программы.
На момент постановки на учет первоначально, ДД.ММ.ГГГГ и на момент перевода в категорию «Молодые семьи и молодые специалисты» ДД.ММ.ГГГГ, на уровне региона - Республики Татарстан действовало Постановление Кабинета Министров от ДД.ММ.ГГГГ№ «О реализации Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», которое далее утратило силу на основании Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ№ «О реализации подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий». Оба договора - Трехсторонний договор об обеспечении жильём молодой семьи от ДД.ММ.ГГГГ и Договор на перечисление социальных выплат от ДД.ММ.ГГГГ заключались, и социальная выплата предоставлялась ДД.ММ.ГГГГ в период действия именно Постановления №.
Истцы просят признать Трехсторонний договор от ДД.ММ.ГГГГ составленный органом местного самоуправления, членом молодой семьи (молодого специалиста) и работодателем об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты между Исполнительным комитетом Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан, АО «Татмедиа» (филиал ИЦ «Тюлячиинформ»), ФИО2 заключенным;
обязать Исполнительный комитет Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан внести изменения в учетное дело семьи Ш-вых с заменой заявителя с ФИО2 на ФИО1 при этом указав дату замены ДД.ММ.ГГГГ - день первого предоставления документов ФИО2 и ФИО1 в Исполнительный комитет Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан;
обязать Исполнительный комитет Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан заключить Трехсторонний договор между органом местного самоуправления, членом молодой семьи (молодого специалиста) и работодателем об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты между Исполнительным комитетом Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан, ФИО1, Главой Крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО8;
считать ФИО2 и ФИО1, отработавшими 4 года (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) со дня получения социальной выплаты в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы, в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», с 2018 по 2019 годы - подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, с 2020 года - государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», с оставшимся сроком для выполнения своего обязательства по пункту 45 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее Типовое положение РФ)» - приложения № к Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период да 2020 года»), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ год (сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно).
Истцы ФИО1, ФИО2, действующая за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО4 в судебном заседании иск поддержали и просили удовлетворить.
Представитель ответчика - исполнительного комитета Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан ФИО9 в судебном заседании пояснил, что с исковыми требованиями полностью не согласен, доказательств предоставления истцами документов в учетное дело не имеется, в приложенных документах к исковому заявлению отсутствует. Доказательств уважительных причин не возможности исполнения требований действующего законодательства Истцами не предоставлено.
Представители третьих лиц – Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, АО «Татмедиа», филиала АО «Татмедиа» «Информационный центр «Тюлячиинформ», ФИО5 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще, из АО «Татмедиа» представлены пояснения по иску.
Выслушав пояснения истцов, представителя ответчика ФИО9, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 настоящего Кодекса, если иное не установлено настоящим Кодексом.
К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе.
К договорам, заключаемым более чем двумя сторонами, общие положения о договоре применяются, если это не противоречит многостороннему характеру таких договоров.
В соответствии с частью 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Из содержания части 1 статья 425 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Часть 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебных заседаний, ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась в исполнительный комитет Тюлячинского муниципального района с заявлением о включении её в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» по категории «молодая семья», состав семьи указан в количестве трех человек (Т.1 л.д. 75-76).
Решением общественной жилищной комиссии Тюлячинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, на основании заявления, ФИО2 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет по федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» по категории «молодые семьи и молодые специалисты» (Т.1, л.д. 139).
Решением общественной жилищной комиссии Тюлячинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО2 из категории «молодые семьи и молодые специалисты» переведена в категорию «граждане, проживающие в сельской местности» по федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» (Т.1, л.д. 141).
Исполнительным комитетом Тюлячинского муниципального района в адрес ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо о необходимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить необходимые документы (Т.1, л.д. 145).
ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась с заявлением о внесении изменений в учетное дело в связи с рождением ребенка ФИО4 (Т.1 л.д. 150).
Решением общественной жилищной комиссии Тюлячинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, на основании заявления, ФИО2 переведена из категории граждане, проживающие в сельской местности в категорию молодые семьи и молодые специалисты по ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ (Т.1, л.д. 23).
Согласно справке филиала АО «ТАТМЕДИА» Информационный центр «Тюлячиинформ» от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 работает в должности заместителя главного редактора-ответственного секретаря (находится в отпуске по уходу за ребенком до трех лет) (Т.1 л.д. 176).
3 июля 2018 года Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан на имя ФИО2 выдано свидетельство о том, что она является участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» и ей предоставлена выплата в размере 1 305 360 рублей (Т.1 л.д. 196 на обороте -197).
ДД.ММ.ГГГГ составлен Трехсторонний договор между Исполнительным комитетом Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан с одной стороны, «Работодателем» - Государственным бюджетным учреждением «Татмедиа» ИЦ «Тюлячиинформ» и «Работником» ФИО2. Предметом указанного договора является безусловное исполнение работником обязательств принятых на себя, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ№ «О реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» с обязательным условием исполнения работником возложенных обязанностей в течение 5 лет в соответствии с трудовым договором без права одностороннего расторжения договора сторонами. Указанный договор «Работодателем» - Государственным бюджетным учреждением «Татмедиа» ИЦ «Тюлячиинформ» не подписан (л.д. 24-25, Т.1).
Истцы просят признать данный договор заключенным и обязать Исполнительный комитет Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан заключить Трехсторонний договор между органом местного самоуправления, членом молодой семьи (молодого специалиста) и работодателем об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты между Исполнительным комитетом Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан, ФИО1, Главой Крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО8;
Между тем суд полагает, что действующим гражданским законодательством не предусмотрена возможность признания заключенным договора, которая фактически и не заключена, в том числе, в связи с отсутствием выраженной воли одной из сторон на ее заключение - в рассматриваемом споре Трехсторонний договор от ДД.ММ.ГГГГ, составленный между Исполнительным комитетом Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан с одной стороны, «Работодателем» - Государственным бюджетным учреждением «Татмедиа» ИЦ «Тюлячиинформ» и «Работником» ФИО2 не подписан одним из сторон, то есть представителем «Работодателем» - Государственным бюджетным учреждением «Татмедиа» ИЦ «Тюлячиинформ», что свидетельствует о том, что данный договор и не был заключен.
В силу положений статей 153, 154 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними. Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка).
Как было отмечено судом выше, в рамках рассмотрения настоящего дела, судом установлено, что Трехсторонний договор от ДД.ММ.ГГГГ, составленный между Исполнительным комитетом Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан с одной стороны, «Работодателем» - Государственным бюджетным учреждением «Татмедиа» ИЦ «Тюлячиинформ» и «Работником» ФИО2 одной из его сторон подписан не был, что не позволяет сделать вывод о его заключении между сторонами.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Учитывая данные обстоятельства, а также то, что избранный истцами способ защиты права противоречит положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд считает, что удовлетворение данных исковых требований не может быть исполнено ни в добровольном, ни в принудительном порядке, статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации такой вид защиты права не установлен, само по себе удовлетворение таких требований не влечет за собой правовых последствий для истцов, в связи с чем, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении данных исковых требований.
Судом также проверен довод истцов о том, что дата составления трехстороннего договора ДД.ММ.ГГГГ, а дата договора на перечисление социальной выплат ДД.ММ.ГГГГ, то есть договор на перечисление социальной выплаты мог быть заключен только на основании уже заключенного трехстороннего договора об обеспечении жильем молодой семьи, следовательно, факт заключения договора на перечисление социальных выплат подтверждает заключение трехстороннего договора об обеспечении жильем молодой семьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» утверждена названная федеральная целевая программа.
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» (приложение № к названному постановлению Правительства Российской Федерации), установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета (п. 1 Правил).
Абзацем первым пункта 42 вышеуказанного Типового положения определено, что в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.
В силу пункта 43 положения существенными условиями договора, указанного в пункте 42 настоящего Типового положения, являются:
а) обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты;
б) право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения
членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта.
Пунктом 45 Типового положения установлено, что в случае досрочного расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя (период ведения прежней индивидуальной предпринимательской деятельности) учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного договором, указанным в п. 42 Типового положения.
Требования истца об обязании Исполнительный комитет Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан внести изменения в учетное дело семьи Ш-вых с заменой заявителя указав дату замены ДД.ММ.ГГГГ, то есть день первого предоставления документов в Исполнительный комитет Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан также подлежит оставлению без удовлетворения в связи с тем, что в судебном заседании было установлено, что истец ФИО2 с заявлением о замене её как заявителя на ФИО1 в учетном деле не обращалась.
Замена стороны производится по волеизъявлению сторон, на основании заявления, однако как следует из материалов учетного дела, данное заявление не было подано. Кроме того, сама истица не отрицала данный факт, указывая на то, что о необходимости написания данного заявления она не знала.
ДД.ММ.ГГГГ между исполнительным комитетом муниципального образования «Тюлячинский муниципальный район» и ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4 заключен договор на перечисление социальный выплаты на строительство объекта по Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по категории – молодые семьи и молодые специалисты, в соответствии с которым предоставлена социальная выплата (субсидия) в размере 1 305 360 рублей.
В силу пункта 2 указанного договора, обязательства по использованию суммы социальной выплаты считаются использованными, если гражданами в совокупности исполнены требования Постановления Кабинета Министров № от ДД.ММ.ГГГГ (Т.1 л.д. 26-28).
ДД.ММ.ГГГГ на основании расходного кассового ордера ФИО2 выдана сумма в размере 1 305 360 рублей (Т.1 л.д.29).
ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО2 выдано уведомление о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата (Т.1 л.д. 30).
Из справки КФХ ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ работает администратором хозяйства (Т.1 л.д.48).
Как следует из выписки по счёту вклада от ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ поступили денежные средства в размере 1 305 360 рублей (Т.1 л.д. 178 на обороте).
Согласно выписке из ЕГРН, право собственности на жилой дом площадью 125,2 кв.м., расположенное по адресу: Республика Татарстан, <адрес>, зарегистрировано за ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4 (Т.1 л.д.34-33).
ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась к председателю Общественной жилищной комиссии Тюлячинского муниципального района с заявлением о внесении изменений в учетное дело по программе «Устойчивое развитие сельских территорий» и смене заявителя на супруга ФИО1, приложив копию трудовой книжки, справку с места работы и копию трудового договора (Т.1 л.д. 189 на обороте, 190-196).
Общественная жилищная комиссия Тюлячинского муниципального района рассмотрев заявление ФИО2 о внесении изменений в учетное дело, ДД.ММ.ГГГГ вынесла решение №, которым отказано во внесении изменений в учетное дело ФИО2 в связи с тем, что при получении социальной выплаты трехсторонний договор не был подписан работодателем ОАО ФИО11 «Тюлячиинформ», а также в срок, не превышающий шести месяцев, не был заключен новый трудовой договор с другим работодателем или не была организована иная индивидуальная предпринимательская деятельность (основное место работы) в агропромышленном комплексе, социальной сфере или в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных в сельской местности после досрочного расторжения трудового договора (п. 45 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам). В случае не согласия с данным решением, ФИО2 имеет право обратиться в судебные органы (Т.1 л.д.44,209).
О результате рассмотрения указанного заявления ФИО2 сообщено письменно (Т.1 л.д. 45, 208 на обороте).
26 января 2022 года ответчиком в адрес ФИО2 направлено письмо, где указано, что в целях контроля за выполнением обязательств по отработке не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы, необходимо предоставить в срок до ДД.ММ.ГГГГ в отдел инфраструктурного развития Исполнительного комитета Тюлячинского муниципального района:
сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица (МФЦ);
копия трудовой книжки, заверенная работодателем, с указанием на каждом листе Ф.И.О. заверяющего, должность, дата, печать и содержанием надписи на последней странице: «Работает по настоящее время» (по месту работы);
справка с места работы;
адресная справка на всех членов семьи, кто прописан в жилом доме (паспортный стол) (Т.1 л.д. 46).
ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась к председателю Общественной жилищной комиссии Тюлячинского муниципального района с заявлением о внесении изменений в учетное дело по программе «Устойчивое развитие сельских территорий» и смене заявителя на супруга ФИО1, приложив копию трудовой книжки, справку с места работы, копию трудового договора и сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица (Т.1 л.д. 55, 210-226).
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в адрес ФИО2 направлено письмо, где указано, что рассмотрев заявление от ДД.ММ.ГГГГ, Общественная жилищная комиссия Тюлячинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ решила отказать во внесении изменений в учетное дело в связи с тем, что при получении социальной выплаты трехсторонний договор не был подписан работодателем ОАО ФИО11 «Тюлячиинформ», а также в срок, не превышающий шести месяцев, не был заключен новый трудовой договор с другим работодателем или не была организована иная индивидуальная предпринимательская деятельность (основное место работы) в агропромышленном комплексе, социальной сфере или в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных в сельской местности после досрочного расторжения трудового договора (п. 45 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам). В случае не согласия с данным решением, ФИО2 имеет право обратиться в судебные органы (Т.1 л.д.47, 227-229).
В части исковых требований о признании истцов выполнившими условия Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», то есть отработавшими 4 года (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) со дня получения социальной выплаты, с оставшимся сроком для выполнения своего обязательства 1 год (сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) суд приходит к тому, что судом характер исковых требований участникам процесса разъяснялся, стороной истца ходатайств о привлечении в качестве ответчика филиала АО «Татмедиа» не заявлялось, в связи с чем суд считает, что в его удовлетворении следует отказать, так как данный спор является трудовым спором, при этом исполнительный комитет Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан является ненадлежащим ответчиком.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска ФИО1, ФИО2, действующей за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО4, к исполнительному комитету Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан о признании договора заключенным, обязании внести изменения в учетное дело семьи Ш-вых с указанием даты замены ДД.ММ.ГГГГ, обязании заключить трехсторонний договор, признании истцов выполнившими условия Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» отказать.
Решение может быть обжаловано через Тюлячинский районный суд Республики Татарстан в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: подпись
Копия верна:
Судья Тюлячинского
районного суда Республики Татарстан: Р.Г. Бикмиев
Решение01.11.2022