ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-218/2022 от 26.05.2022 Обской городского суда (Новосибирская область)

Дело №2-218/2022

Поступило в суд 08.02.2022 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 мая 2022 года г. Обь Новосибирской области

Суд в составе председательствующего судьи Обского городского суда Новосибирской области Тайлаковой Т.А.

при секретаре Куц К.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новосибирского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Авиакомпания «Сибирь» о запрете совершения определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Новосибирский транспортный прокурор в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к АО «Авиакомпания «Сибирь», просил:

- запретить АО «Авиакомпания Сибирь» подготовку авиационного персонала (пилотов) в отсутствие сертификата АУЦ;

- обязать АО «Авиакомпания «Сибирь» выполнить требования пунктов 24, 25 Федеральных авиационных правил (ФАП) «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных приказом Минтранса России от 13 августа 2015 года № 246, путем обеспечения подготовки и обучения летного персонала в авиационных учебных центрах, соответствующих требованиям ФАП № 289.

В обоснование заявленных требований указано, что Новосибирской транспортной прокуратурой по результатам проведенной проверки исполнения АО «Авиакомпания «Сибирь» воздушного законодательства, выявлены нарушения, выразившиеся в подготовке членов летных экипажей в отсутствии соответствующего сертификата авиационного учебного центра.

В соответствии со статьей 8 Воздушного кодекса РФ юридические лица, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами уполномоченными Правительством РФ, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

Статьей 85 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлены особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, согласно которым в области подготовки специалистов авиационного персона гражданской авиации реализуются, в том числе, дополнительные профессиональные программы.

Реализация образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации включает в себя теоритическую, тренажерную и практическую подготовку по эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта в соответствии с программами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Согласно пунктам «а-в» пункта 49 ФАП «Требования в образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствующее образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных приказом Министерства России от 29 сентября 2015 года № 289, авиационный учебный центр (АУЦ) должен осуществлять обучение в соответствии с руководством по организации деятельности АУЦ по программам подготовки, разработанным и утвержденным в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил; может привлекать юридических лиц для осуществления обучения по заявленным программам в части проведения подготовки авиационных специалистов по отдельным частям (модулям) программ с выдачей документа, подтверждающего прохождение и усвоение обучаемым указанной части программы (модуля).

Привлекаемое юридическое лицо должно иметь сертификат АУЦ, выданный в соответствии с настоящими правилами, предусматривающий право проводить обучение в части, в которой оно привлекается к обучению, после успешного прохождения обучения выдавать документ, подтверждающий прохождение обучения.

В силу пунктов 5, 50 ФАП № 289, запрещается осуществлять обучение специалистов соответствующего уровня перечню специалистов авиационного персонала АУЦ, не имеющим выданного в соответствии с настоящими правилами сертификата АУЦ, или в нарушение ограничений, указанных в сертификате АУЦ, или в нарушение требований федеральных авиационный правил; АУЦ не должен осуществлять обучение в случае, если у него на момент проведения обучения отсутствуют необходимые персонал, помещения, документация, оборудование или условия, предусмотренные настоящими правилами.

На основании пункта 5.84 ФАП «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31 июля 20119 года № 128, эксплуатант не допускает членов летного экипажа воздушного судна до выполнения своих функций, если они не прошли подготовку по разработанной эксплутантом программе подготовки, которая обеспечивает надлежащую подготовку летного экипажа для выполнения возложенных на них обязанностей.

Согласно пункту 24,25 ФАП «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных приказом Минтранса России от 13 августа 2015 года № 246, эксплуатант обеспечивает поддержание требуемой квалификации персонала эксплуатанта путем его периодической подготовки и обучения, контроля знаний и навыков в соответствии с требованиями ФАП, а также организует допуск членов экипажей воздушных судов к выполнению своих функций в соответствии с требованиями авиационных правил и осуществляет организацию и проведения подготовки, тренировок, контроля навыков и знаний, предусмотренных федеральными авиационными правилами, разработку и реализации программ подготовки членов экипажей воздушных судов.

АО «Авиакомпания «Сибирь» в соответствии с установленными требованиями разработана программа подготовки членов летного экипажа, утружденная 30 июня 2021 года врио начальника Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта.

Однако в нарушение статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации, пунктов 24,25 ФАП № 246, авиакомпанией в отсутствие сертификата АУЦ по программе проводится теоритическая подготовка членов летных экипажей к выполнению полетов в особых условиях, по выводу воздушного судна из сложного пространственного положения, предсрывных режимов, режима сваливания, к выполнению полетов в условиях сдвига ветра, к выполнению маневров и действий при срабатывании систем предупреждения о близости земли, к выполнению маневров и действий при срабатывании БСПС, по знанию систем воздушного судна и умению определять его летные характеристики, к выполнению заходов на посадку и посадок в условиях II/III категории ИКАО и взлетов при видимости на ВПП менее 400 м, к выполнению нормальных процедур выполнения полетов и к действиям в аварийных ситуациях.

В 2021 году теоритическая подготовка к выполнению полетов в особых условиях, тренировка по выводу воздушного судна из сложного пространственного положения, предсрывных режимов, режима сваливания, к выполнению полетов в условиях сдвига ветра, по знанию систем воздушного судна и умению определять его летные характеристики прошли 727 членов летных экипажей Airbus 319/320/321, 337 – Boeing – 737, 185 – Embraer – 170, 6-G-500, теоритическая подготовка к выполнению маневров и действий при срабатывании систем предупреждения о близости земли, к выполнению маневров и действий при срабатывании БСПС, к выполнению заходов на посадку и посадок в условиях II/III категории ИКАО и взлетов при видимости ВПП менее 400 м., к выполнению нормальных процедур выполнения подлетов и к действиям в аварийных ситуациях освоили 513 членов летных экипажей Airbus 319/320/321, 210 – Boeing – 737, 125 – Embraer – 170, 3-G-500.

Таким образом, в соответствии с пунктом 5.84 ФАП № 128 вышеуказанные члены летных экипажей незаконного допущены к выполнению полетов, что создает угрозу безопасности полетов воздушных судов, жизни и здоровью граждан.

По результатам рассмотрения представления № 23/14-03-2021, вынесенного 06 октября 2021 Новосибирским транспортным прокурором генеральному директору АО «Авиакомпания «Сибирь», авиакомпания не представила сведения об устранении нарушений, летный персонал, не прошедший обучение в АУЦ не отстранен, допускается к выполнению функций летного экипажа.

В судебном заседании помощник Новосибирского транспортного прокурора Грязнова Е.А. заявленные требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал.

Представитель ответчика Степанов Е.В., действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что в настоящее время предмет спора отсутствует, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ теоритическая подготовка членов летных экипажей по выполнению полетов в особых условиях, по выводу воздушного суда из сложного пространственного положения, предсрывных режимов, режима сваливания, выполнению полетов в условиях сдвига ветра, к выполнению маневров и действий при срабатывании систем предупреждения о близости земли, выполнению маневров и действий при срабатывании БСПС, по знанию систем воздушного судна и умению определить его летные характеристики, выполнению заходов на посадку и посадку в условиях II/III категории ИКАО и взлетов при видимости на ВПП менее 400 м., выполнению нормативных процедур выполнения полетов и к действиям в аварийных ситуациях, осуществляется в ООО «С7 Тренинг», имеющим сертификат авиационного учебного центра.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 8 Воздушного кодекса РФ юридические лица, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами уполномоченными Правительством РФ, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

Согласно ч. 4 ст. 85 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании» реализация образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, включает в себя теоретическую, тренажерную и практическую подготовку по эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта, обеспечивающую преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки работников различных уровней ответственности в соответствии с программами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Пунктами 5 - 7 Федеральных авиационных правил «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных Приказом Минтранса России от 29 сентября 2015 № 289, запрещено осуществлять обучение авиационного персонала в отсутствие выданного Федеральным агентством воздушного транспорта сертификата.

Сертификат авиационного учебного центра (АУЦ) должен находиться по месту осуществления основной деятельности АУЦ и предъявляется по требованию уполномоченных органов в области гражданской авиации или заказчиков (получателей) услуг АУЦ.

Сертификаты АУЦ выдаются центральным аппаратом Федерального агентства воздушного транспорта и территориальными органами Федерального агентства воздушного транспорта.

Согласно подпунктам «а-в» пункта 49 указанных выше Федеральных авиационных авиационный учебный центр (АУЦ) должен осуществлять обучение в соответствии с руководством по организации деятельности АУЦ по программам подготовки, разработанным и утвержденным в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил; может привлекать юридических лиц для осуществления обучения по заявленным программам в части проведения подготовки авиационных специалистов по отдельным частям (модулям) программ с выдачей документа, подтверждающего прохождение и усвоение обучаемым указанной части программы (модуля).

Привлекаемое юридическое лицо должно иметь сертификат АУЦ, выданный в соответствии с настоящими Правилами, предусматривающий право проводить обучение в части, в которой оно привлекается к обучению; после успешного прохождения обучения выдать документ, подтверждающий прохождение обучения.

В силу п. 50 Федеральных авиационных правил, АУЦ не должен осуществлять обучение в случае, если у него на момент проведения обучения отсутствуют необходимые персонал, помещения, документация, оборудование или условия, предусмотренные настоящими Правилами.

На основании пункта 5.84 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31 июля 20119 года № 128, эксплуатант не допускает членов летного экипажа воздушного судна до выполнения своих функций, если они не прошли подготовку по разработанной эксплутантом программе подготовки, которая обеспечивает надлежащую подготовку летного экипажа для выполнения возложенных на них обязанностей.

Согласно пунктам 24, 25 ФАП «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных приказом Минтранса России от 13 августа 2015 года № 246, эксплуатант обеспечивает поддержание требуемой квалификации персонала эксплуатанта путем его периодической подготовки и обучения, контроля знаний и навыков в соответствии с требованиями ФАП, а также организует допуск членов экипажей воздушных судов к выполнению своих функций в соответствии с требованиями авиационных правил и осуществляет организацию и проведения подготовки, тренировок, контроля навыков и знаний, предусмотренных федеральными авиационными правилами, разработку и реализации программ подготовки членов экипажей воздушных судов.

Таким образом, из совокупности перечисленных норм в их взаимосвязи следует, что деятельность организации по подготовке и профессиональной переподготовке пилотов с выдачей дипломов и свидетельств о профессиональной подготовке и переподготовке и повышении квалификации подразумевает получение организацией сертификата с учетом утвержденных программ подготовки.

Как следует из материалов дела, АО «Авиакомпания «Сибирь» в отсутствие сертификата АУЦ по программе проводится теоритическая подготовка членов летных экипажей к выполнению полетов в особых условиях, по выводу воздушного судна из сложного пространственного положения, предсрывных режимов, режима сваливания, к выполнении. полетов в условиях сдвига ветра, к выполнению маневров и действия при срабатывании систем предупреждения о близости земли, к выполнению маневров и действий при срабатывании БСПС, по знанию систем воздушного судна и умению определять его летные характеристики, к выполнению заходов на посадку и условиях II/III категории ИКАО о взлетов при видимости на ВПП менее 400 м., к выполнению нормальных процедур выполнения полетов и к действиям в аварийных ситуациях. Представителем ответчика данное обстоятельство не оспаривалось.

В отсутствие сертификации авиационного учебного центра установить соответствие качества и организации подготовки авиационного персонала в авиационном учебном центре не представляется возможным, что в силу действующих норм права является недопустимым.

Доводы стороны ответчика о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку в настоящее время устранены выявленные нарушения, суд не принимает.

Согласно ч. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса РФ деятельность по использованию транспортных средств отнесена к деятельности, создающей повышенную опасность. Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (ст. 1065 ГК РФ).

В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ способом защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право либо создающих угрозу его нарушения.

Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Таким образом, деятельность ответчика в лице АО «Авиакомпания Сибирь», не отвечающая требованиям воздушного законодательства, является незаконной, создает угрозу безопасности жизни и здоровью неограниченного круга лиц. В связи с чем, исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Новосибирского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Авиакомпания «Сибирь удовлетворить.

Запретить АО «Авиакомпания «Сибирь» подготовку авиационного персонала (пилотов) в отсутствие сертификата АУЦ.

Обязать АО «Авиакомпания «Сибирь» выполнить требования пунктов 24, 25 Федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных приказом Минтранса России от 13 августа 2015 года № 246, путем обеспечения подготовки и обучения летного персонала в авиационных учебных центрах, соответствующих требованиям ФАП № 289.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 17 июня 2022 года.

Судья Т.А. Тайлакова