Дело № 2-218/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 августа 2023 года Северский городской суд Томской области в составе:
председательствующего Самойловой Е.А.,
пре секретаре судебного заседания Буслаевой О.С.,
помощнике судьи Яговкиной М.Т.,
с участием представителя истцов Пожилова Д.А.,
представителя ответчика УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области Нерадовской А.В.,
рассмотрев в г. Северске Томской области в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Лазарева А.М., Лазаревой Н.А. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытом административно-территориальному образованию г. Северск Томской области о признании незаконными приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности, признании незаконным решения аттестационной комиссии, признании незаконными и отмене приказов о временном отстранении от выполнения служебных обязанностей, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,
установил:
Лазарев А.М. и Лазарева Н.А. обратились в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытом административно-территориальному образованию г. Северск Томской области (далее УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области), в котором с учетом уточнений исковых требований просили признать незаконными: приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности от 10.10.2022 № 109 л/с (НКО) «О наложении дисциплинарного взыскания на старшего лейтенанта полиции Лазарева А.М., инспектора дорожно-патрульной службы ОВ ДПС ГИБДД УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области; приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности от 10.10.2022 № 110 л/с (НКО) «О наложении дисциплинарного взыскания на лейтенанта полиции Лазареву Н.А., инженера-электроника ДЧ УМВД России по ЗАО г. Северск Томской области; решение аттестационной комиссии от 07.10.2022, оформленного протоколом № 1 заседания аттестационной комиссии УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области от 07.10.2022; приказ от 10.10.2022 № 128 л/с «О временном отстранении старшего лейтенанта полиции Лазарева А.М., инспектора (дорожно-патрульной службы) ОВ ДПС ГИБДД УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области от выполнения служебных обязанностей; приказ от 10.10.2022 № 127 л/с «О временном отстранении лейтенанта полиции Лазаревой Н.А., инженера-электроника ДЧ УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области от выполнения служебных обязанностей и их отмене; взыскать с ответчика в пользу каждого истца компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., взыскать с ответчика расходы по оплате почтовых услуг в пользу Лазарева А.М. в размере 663 руб. 83 коп., в пользу Лазаревой Н.А. в размере 238 руб. 84 коп.
В обоснование требований указано, что за нарушение требований п. 13 ч. 1 ст. 12, ч. 4 ст. 71 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и п. 2 Порядка уведомления сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России и работниками, замещающими отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России, о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных (должностных, трудовых) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утвержденного приказом МВД России от 03.05.2017 № 258 «Об утверждении Порядка уведомления сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России и работниками, замещающими отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России, о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных (должностных, трудовых) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов» истцы привлечены к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, в связи с чем, истцы временно отстранены от выполнения служебных обязанностей. Полагали, что конфликта интересов и личной заинтересованности не усматривается. Уточнив исковые требования, истцы полагали, что аттестационная комиссия проведена с нарушением порядка проведения, следовательно, решение аттестационной комиссии УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области от 07.10.2022, и указанные ранее приказы УМВД в отношении истцов незаконны и подлежат отмене. Полагали, что нарушение порядка выразилось в следующем. Помощник начальника УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области - начальник ОРЛС подполковник внутренней службы Литвинович Н.М. уведомила о том, что 12.09.2022 и 13.09.2022 в соответствии с резолюцией подполковника полиции Стороженко А.Н. в отношении старшего лейтенанта полиции Лазарева А.М. и лейтенанта полиции Лазаревой Н.А. назначено проведение проверки в соответствии с положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденными Указом Президента РФ от 21.09.2009 № 1065. Отсутствуют доказательства, послужившие основанием для осуществления проверки в отношении истцов. В нарушение положений закона подполковник внутренней службы Литвинович Н.М. уведомила истцов о начале проверки по истечении двух рабочих дней со дня получения соответствующего решения. Считали, что состав аттестационной комиссии УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области, принимавший участие в заседании 07.10.2022, являлся незаконным, поскольку в соответствии с п. 6 Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 порядок формирования и деятельность комиссии, а также ее состав определяются руководителем государственного органа в соответствии с Положением. Полагали, что материалы дела не содержат приказа начальника УМВД России по ЗАТО г. Северск по Томской области о создании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению (аттестационной комиссии) УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области, об утверждении численности и персонального состава аттестационной комиссии УМВД России по ЗАТО г. Северск по Томской области и положения аттестационной комиссии УМВД России по ЗАТО г. Северск по Томской области, определяющего права и обязанности председателя аттестационной комиссии, заместителя председателя комиссии, членов аттестационной комиссии и секретаря аттестационной комиссии. Кроме того, полагали, что 07.10.2022 аттестационная комиссия осуществляла свою деятельность в незаконном составе, а также с нарушением процедуры проведения аттестационной комиссии, установленной Порядком организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации. На заседании аттестационной комиссии от 07.10.2022 не принимали участие члены аттестационной комиссии, указанные в протоколе: Лизунова К.А., Соколов Д.А., Былина А.Г.
Истцы Лазарев А.М., Лазарева Н.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом об уважительных причинах неявки суду не сообщили, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель истцов Пожилов Д.А., действующий на основании доверенности от 12.01.2023 серии 70 АА № 1754454, сроком на три года, в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске с учетом их уточнения, а также в письменных пояснениях, в которых указано, что приказы от 10.10.2022 № 109 л/с (нко) и № 110 л/с (нко) не содержат сведений относительно проступка, который послужил поводом для привлечения Лазарева A.M. и Лазаревой Н.А. к дисциплинарной ответственности, в них не указан временной промежуток, в течение которого истцами допускалось нарушение требований действующего законодательства, и нет ссылки на документы, послужившие основанием для привлечения истца к дисциплинарной ответственности в виде привлечения к дисциплинарной ответственности, не отражена дата начала совершения истцами дисциплинарного проступка, а именно с даты заключения брака - 08.07.2022, не отражено должностное лицо, в адрес которого истцы обязаны были направить в письменном виде уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей, а также не отражена дата когда истцам стало известно о возникновении личной заинтересованности. Ни в докладной записке от 06.10.2022 № 39-5-1/279дсп о результатах проверки, ни в протоколе от 07.10.2022 № 1 заседания аттестационной комиссии, послужившем основанием для привлечения истцов к дисциплинарной ответственности, ни в ходе судебного разбирательства ответчиком не было указано, в чем состояла личная заинтересованность истцов, какую выгоду они получили или могли получить при исполнении возложенных на них обязанностей, какие полномочия истцы использовали для реализации этой личной заинтересованности, наличие какой-либо выгоды, возможности получить выгоду и связь между этой возможностью с реализацией им полномочий. Просил требования истцов удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области Нерадовская А.В., действующая на основании доверенности от 05.01.2023, сроком по 31.12.2023, в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на иск, письменных дополнительных пояснениях, в которых указано, что изданные приказы УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области от 10.10.2022 № 109 л/с (нко) и 110 л/с (нко) о наложении дисциплинарного взыскания на истцов являются законными и обоснованными, подписаны уполномоченным должностным лицом, изданы на основании докладных записок по результатам проверок соблюдения требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов и рекомендаций аттестационной комиссии, с соблюдением установленного порядка наложений взысканий за коррупционные правонарушения. Нормы материального права, регламентирующие конфликт интересов и порядок уведомления о его возникновении, применены верно. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд определил рассмотреть в отсутствие неявившихся сторон.
Заслушав представителя истцов, представителя ответчика, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ч. 1 ст. 2).
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и ст. 17, 18 и 20 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником оперативно - разыскной деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут налагаться дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора, предупреждения о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел, увольнения со службы в органах внутренних дел.
За несоблюдение сотрудником органов внутренних дел ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные ч. 1 ст. 50 настоящего Федерального закона (ст. 50.1 Федерального закона 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Статьей 51.1 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регламентирован порядок наложения на сотрудников органов внутренних дел взысканий за коррупционные правонарушения.
При определении понятия конфликта интересов на службе в органах внутренних дел согласно ч. 1 и 2 ст. 71 Федерального закона 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» используются понятия конфликта интересов и личной заинтересованности, содержащиеся соответственно в ч. 1 и 2 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает, как следует из его преамбулы, основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Исходя из положений п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции) (подпункт «а»); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией) (подпункт «б»); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (подпункт «в»).
Частью 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч. 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в ч. 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих (п. 1 ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, указанное в ч. 1 ст. 10 названного Закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Лицо, указанное в ч. 1 ст. 10 настоящего Закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Непринятие лицом, указанным в ч. 1 ст. 10 настоящего Закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Таким образом, Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает правила предотвращения и урегулирования конфликта интересов - ситуации, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), и возлагает обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта. При этом непринятие лицом (в том числе государственным служащим), на которое возложена соответствующая обязанность, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Специфика службы в органах внутренних дел Российской Федерации предусматривает особый правовой статус сотрудников органов внутренних дел. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановления от 06.06.1995 № 7-П, от 21.12.2004 № 460-П, Определения от 16.04.2009 № 566-О-О, от 25.11.2010 № 1547-О-О, от 21.11.2013 № 1865-О).
Аналогичная норма об обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации уведомить непосредственного руководителя (начальника) о возникновении или о возможности возникновения конфликта интересов, как только ему станет об этом известно, содержится в ч. 4 ст. 71 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и включении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Порядок уведомления сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утвержден приказом МВД России от 03.05.2017 № 258.
Сотрудники, гражданские служащие и работники обязаны не позднее рабочего дня, следующего за днем, когда им стало известно о возникновении личной заинтересованности, представить представителю нанимателя (работодателю) в ходе личного приема или через кадровое подразделение территориальных органов МВД России в письменном виде уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных (должностных, трудовых) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (п. 2 Порядка).
Организация работы по проведению служебных проверок в органах, организациях и подразделениях МВД России урегулирована Порядком проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 26.03.2013 № 161.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, следует из материалов дела, не оспаривалось сторонами, что на основании контракта Лазарев А.М. проходит службу в органах внутренних дел Российской Федерации с 09.11.2009.
Приказом УМВД России по ЗАТО Северск Томской области от 17.02.2021 № 17 л/с Лазарев А.М. назначен на должность инспектора (ДПС) ОВ ДПС ГИБДД УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области с 18.02.2021.
Лазарева (добрачная фамилия Красовская) Н.А. на основании контракта проходит службу в органах внутренних дел Российской Федерации с 11.01.2013.
Приказом УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области от 04.12.2020 № 173 л/с Лазарева К. назначена на должность инженера - электроника ДЧ УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области с 07.12.2020.
Судом также установлено, что 08.07.2022 Лазарев А.М. и Лазарева К, заключили брак, что подтверждается свидетельством о заключении брака от **.**.**** серии **
11.07.2022 на имя врио начальника ДЧ УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области Гусарова К.А. Лазаревой К, подан рапорт о том, что 08.07.2022 она вступила в брак с инспектором (ДПС) ОВ ДПС ГИБДД УМВД по ЗАТО г. Северск Томской области, лейтенантом полиции Лазаревым A.M. 11.07.2022 она заступила на службу в должности оперативного-дежурного ДЧ, согласно книге постовых ведомостей с 20-00 час. до 09-00 час. На службу в качестве инспектора ДПС заступает ее супруг Лазарев A.M., в связи с чем, просила освободить ее от выполнения обязанностей оперативного дежурного и возложить на нее обязанности инженера-электроника ДЧ, в соответствии с ее должностным регламентом на время исполнения Лазаревым A.M. своих должностных обязанностей.
На основании рапорта Лазаревой К. от 10.08.2022 приказом УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области от 11.08.2022 № 102 л/с внесены изменения в учетные данные лейтенанта полиции К., инженера - электроника ДЧ УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области, впредь К. числится по фамилии Лазарева.
Как следует из актов об отказе подать уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей, которая приводит, или может привести к конфликту интересов от 08.09.2022, лейтенанту полиции Лазаревой Н.А., инженеру - электронику ДЧ УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области, и старшему лейтенанту полиции Лазареву А.М., инспектору (ДПС) ОВ ДПС ГИБДД УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области, было предложено подать уведомления в письменном виде о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей (в связи с заключением брака между Лазаревой Н.А. и Лазаревым А.М.), которая приводит или может привести к конфликту интересов. Сотрудникам доведены требования приказа МВД России от 03.05.2017 № 258 «Об утверждении Порядка уведомления сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России и работниками, замещающими отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России, о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных (должностных, трудовых) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов», сотрудники обязаны не позднее рабочего дня, следующего за днем, когда им стало известно о возникновении личной заинтересованности, представить представителю нанимателя (работодателю) в ходе личного приема или через кадровое подразделение территориального органа МВД России в письменном виде уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. На предложение подать уведомления Лазарева Н.А. и Лазарев А.М. отказались, в связи с чем, в присутствии помощника начальника УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области - начальника ОРЛС Л., старшего юрисконсульта ПГ УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области Нерадовской А.В., начальника ОГИБДД УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области Капитонова Е.Н., командира ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области Мулыкина А.В. составлены акты.
12.09.2022 помощником начальника УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области - начальником ОРЛС Литвинович Н.М. на имя начальника УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области Стороженко А.Н. направлены рапорты, в котором Литвинович Н.М. просила назначить проведение проверок в связи с отсутствием уведомлений лейтенанта полиции Лазаревой Н.А., инженера - электроника ДЧ УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области, старшего лейтенанта полиции Лазарева А.М., инспектора (ДПС) ОВ ДПС ГИБДД УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области, о личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
На основании указанных выше рапортов начальником УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области Стороженко А.Н. 12.09.2022 в отношении инспектора (ДПС) ОВ ДПС ГИБДД УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области Лазарева А.М., 13.09.2022 в отношении инженера - электроника дежурной части УМВД России по ЗАТО Северск Томской области Лазаревой Н.А. назначены проведения проверок в соответствии с Положением о проверке достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065, о чем Лазареву А.М., Лазаревой Н.А. направлены уведомления, которые получены Лазаревым А.М. 13.09.2022, Лазаревой Н.А. - 14.09.2022, что подтверждается их собственноручными подписями.
Довод стороны истцов о том, что истцы были уведомлены о начале проверки по истечении двух рабочих дней со дня получения соответствующего решения, суд считает несостоятельным, исходя из следующего.
В соответствии с п. 22 Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» руководитель соответствующей кадровой службы обеспечивает: уведомление в письменной форме государственной служащего о начале в отношении его проверки - в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего решения.
Как следует из материалов дела, уведомления о проведении проверок получены истцами в день решения о проведении соответствующего решения.
Судом отклоняется довод представителя истцов о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, послужившие основанием для осуществления проверки в отношении истцов, поскольку на рапортах помощника начальника УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области - начальника ОРЛС Литвинович Н.М. от 12.09.2022, 13.09.2022 имеются резолюции начальника УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области Стороженко А.Н., что являлось основанием для осуществления проверок в отношении Лазарева А.М. и Лазаревой Н.А.
Как следует из письменных объяснений командира ОВ ДПС ГИБДД УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области Мулыкина А.В., данных им 16.09.2022 в ходе проверки, с 20.06.2022 по 20.07.2022 он находился в отпуске. 21.07.2022 по выходу из отпуска он приступил к исполнению служебных обязанностей по замещаемой должности. В этот же день от сотрудников ему стало известно, что старший лейтенант полиции Лазарев A.M. заключил брак с лейтенантом полиции Лазаревой Н.А., о чем ему также лично сообщил Лазарев А.М., который пояснил, что капитан полиции Гусаров К.А. доложил начальнику УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области о возможном конфликте интересов. Мулыкин А.В. сообщил Лазареву А.М. о необходимости заполнить соответствующие документы в ОРЛС УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области. Однако он пояснил, что изучил нормативные документы, регламентирующие разрешение интересов, а также саму формулировку, свой должностной регламент и своей супруги Лазаревой Н.А., и не усматривает конфликта интересов, в связи с чем, не считает нужным заполнять специальные формы. 08.09.2022 в присутствии Мулыкина А.В. помощником начальника УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области - начальником ОРЛС Литвинович Н.М. Лазареву A.M. было предложено подать уведомление и составлен акт об отказе подать уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей, которая приводит или может привести к интересов.
Согласно письменным объяснениям начальника смены дежурной части УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области Гусарова К.А., данным им 20.09.2022 в ходе проверки, 11.07.2022 он исполнял обязанности начальника дежурной части УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области, ему достоверно стало известно о том, что инженер - электроник дежурной части УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области, лейтенант полиции Лазарева Н.А. вышла замуж за инспектора ОВ ДПС старшего лейтенанта полиции Лазарева A.M. Так как функцией дежурной части является оперативное управление нарядами, входящими в систему единой дислокации, Гусаровым К.А. было указано на возможный конфликт интересов между супругами. 11.07.2022 Лазарева Н.А. на его имя написала рапорт, в котором указала на невозможность несения службы, поскольку в период несения ею службы к ней в оперативное подчинение поступит ее муж, инспектор ОВ ДПС ОГИБДД УМВД России по ЗАТО г. Северск, старший лейтенант полиции Лазарев A.M. Он указал Лазаревой Н.А., что в соответствии с ч. 4 ст. 71 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ ей необходимо подать уведомление в письменной форме о возможном конфликте интересов, что данный вопрос рассмотрят на комиссии по конфликту интересов и вынесут решение о наличии либо отсутствии конфликта интересов. Лазарева Н.А. пояснила, что она изучила нормативные документы, регламентирующие разрешение конфликта интересов, а также саму формулировку, свой должностной регламент, должностной регламент своего мужа, старшего лейтенанта полиции Лазарева A.M., и она не усматривает конфликта интересов, в связи с чем, не считает нужным заполнять специальные формы и рассматриваться на комиссии.
Из письменных объяснений Лазаревой Н.А., данных ею 22.09.2022 в ходе проверки, следует, что она проходит службу в ДЧ УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области в должности инженера - электроника. 08.07.2022 она вступила в брак с Лазаревым А.М., инспектором ДПС ОВ ДПС ГИБДД УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области. 11.07.2022 в первый рабочий день после бракосочетания ею в ОРЛС УМВД России по ЗАТО Северск были представлены 2 копии свидетельства о заключении брака с Лазаревым A.M. для ее личного дела и ее супруга. С 09-00 час. 11.07.2022 Лазарева Н.А. заступила на суточное дежурство в должности оперативного дежурного. В этот же день с 20-00 час. до 09-00 час. согласно плану - расстановки на службу должен был заступить ее супруг Лазарев A.M. в должности инспектора ОВ ДПС. Лазарева Н.А., заступив на службу, сообщила врио начальника ДЧ УМВД России по ЗАТО Северск капитану полиции Гусарову К.А. о том, что 08.07.2022 она вступила в брак с инспектором ДПС Лазаревым A.M. Гусаров К.А. усмотрел возможный конфликт интересов, о чем сообщил начальнику ОРЛС Литвинович Н.М. и старшему юрисконсульту Нерадовской А.В., которые также усмотрели возможный конфликт интересов. Лазарева Н.А. написала рапорт на имя Гусарова К.А., в котором просила освободить ее с 20-00 час. 11.07.2022 до 09-00 час. 12.07.2022 от исполнения обязанностей оперативного дежурного ДЧ и возложить на нее обязанности по должности инженера - электроника, так как в указанный период на службу заступал ее супруг Лазарев A.M. Гусаров К.А. освободил Лазареву Н.А. от исполнения обязанностей оперативного дежурного на время ее совместного нахождения на службе с Лазаревым А.М. и возложении на нее обязанности инженера - электроника. При этом Лазарева Н.А. совместно с супругом Лазаревым А.М. пришли к выводу о том, что никакого конфликта интересов у них в данный момент не возникло и не может возникнуть. 12.08.2022 руководство ОРЛС сообщило Лазаревой Н.А. и ее супругу Лазареву А.М. о том, что им необходимо подать на рассмотрение уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей, которое может привести к конфликту интересов. Ей известно, что в соответствии с положениями Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и приказом МВД России от 03.05.2017 № 258 уведомление подается сотрудниками не позднее рабочего дня, следующего за днем, когда стало известно о возникновении личной заинтересованности, однако уведомление они не подавали и подавать не собираются, поскольку полагают, что никакого конфликта интереса между ними возникнуть не может. 08.09.2022 Лазаревой Н.А. и ее супругу Лазареву А.М. начальником ОРЛС Литвинович Н.М. и старшим юрисконсультом Нерадовской А.В. было предложено написать уведомление, однако они отказались, поскольку Лазарева Н.А. является инженером - электроником ДЧ, а ее супруг является инспектором ДПС, у них разный круг должностных обязанностей, они не находятся в прямой подчиненности, между ними нет конфликта интересов, возможность возникновения конфликта абстрактна.
Аналогичные письменные объяснения в ходе проверки 22.09.2022 дал Лазарев А.М.
По результатам проведения проверок в отношении Лазарева А.М., Лазаревой Н.А. оформлены докладные записки о результатах проверки соблюдения требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов.
Так, согласно докладным запискам от 06.10.2022 о результатах проверки соблюдения требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов лейтенантом полиции Лазаревой Н.А., инженером - электроником ДЧ УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области, старшим лейтенантом полиции Лазаревым А.М., инспектором (ДПС) ОВ ДПС ГИБДД УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области, за период с 08.07.2022 по 08.09.2022 лейтенант полиции Лазарева Н.А., инженер - электроник ДЧ УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области, заступала на дежурства совместно со своим супругом старшим лейтенантом полиции Лазаревым А.М, инспектором (ДПС) ОВ ДПС ГИБДД УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области, 11.07.2022, 14.07.2022, 23.07.2022, 16.07.2022, 24.08.2022, 31.08.2022, 05.09.2022, 08.09.2022.
По результатам проверок установлено нарушение лейтенантом полиции Лазаревой Н.А., инженером - электроником ДЧ УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области, старшим лейтенантом полиции Лазаревым А.М., инспектором (ДПС) ОВ ДПС ГИБДД УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области, требований п. 13 ч. 1, ст. 12 и ч. 4 ст. 71 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части не обеспечения исполнения требований ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», выразившееся в отказе уведомить в письменной форме по состоянию на 08.09.2022 непосредственного руководителя (начальника) о возможности возникновения конфликта интересов.
С докладной запиской о результатах проверки соблюдения требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов лейтенантом полиции Лазаревой Н.А., инженером - электроником ДЧ УМВД России по ЗАТО Северск Томской области, от 06.10.2022 Лазарева Н.А. ознакомлена 07.10.2022. С докладной запиской о результатах проверки соблюдения требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов старшим лейтенантом полиции Лазаревым А.М., инспектором (ДПС) ОВ ДПС ГИБДД УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области, Лазарев А.М. ознакомлен 06.10.2022.
Докладные записки с материалами направлены в аттестационную комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области.
Согласно протоколу № 1 аттестационной комиссии УМВД России ЗАТО г. Северск Томской области от 07.10.2022 за неподачу уведомления в письменном виде о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей (в связи с заключением брака между лейтенантом полиции Лазаревой Н.А., инженером- электроником ДЧ УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области, и Лазаревым А.М., инспектором (ДПС) ОВ ДПС ГИБДД УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области), которая приводит или может привести к конфликту интересов аттестационная комиссия вынесла перед начальником УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области ходатайства о наложении на старшего лейтенанта полиции Лазарева A.M., инспектора (дорожно-патрульной службы) ОВ ДПС ГИБДД УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области, лейтенанта полиции Лазареву Н.А., инженера- электроника ДЧ УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области, взыскания за коррупционное правонарушение в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, о принятии меры Лазареву A.M., Лазаревой Н.А. к урегулированию конфликта интересов путем смены служебного положения.
На основании проведенных проверок, а также рекомендаций аттестационной комиссии УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области приказом УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области от 10.10.2022 № 109 л/с (нко) за коррупционное правонарушение, выразившееся в нарушении требований п. 13 ч. 1 ст. 12, ч. 4 ст. 71 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и п. 2 Порядка уведомления сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России и работниками, замещающими отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России, о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных (должностных, трудовых) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утвержденного приказом МВД России от 03.05.2017 № 258, в части не предоставления по состоянию на 08.09.2022 в письменном виде уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей которая приводит или может привести к конфликту интересов в периоды совместного несения службы с супругом лейтенантом полиции Лазаревой Н.А., инженером - электроником ДЧ УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области, наложен на старшего лейтенанта полиции Лазарева A.M., инспектора (ДПС) ОВ ДПС ГИБДД УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области, дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.
Также указанным приказом (пункт 2) предписано в соответствии с пунктом 35 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31.03.2021 № 181, не выплачивать Лазареву А.М. премию за добросовестное выполнение служебных обязанностей за один месяц.
Приказом УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области от 10.10.2022 № 110 л/с (нко) за коррупционное правонарушение, выразившееся в нарушении требований п. 13 ч. 1 ст. 12, ч. 4 статьи 71 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и пункта 2 Порядка уведомления сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России и работниками, замещающими отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России, о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных (должностных, трудовых) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утвержденного приказом МВД России от 03.05.2017 № 258, в части не предоставления по состоянию на 09.09.2022 в письменном виде уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей которая приводит или может привести к конфликту интересов в периоды совместного несения службы с супругом старшим лейтенантом полиции Лазаревым A.M., инспектором (ДПС) ОВ ДПС ГИБДД УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области, наложен на лейтенанта полиции Лазареву Н.А., инженера - электроника ДЧ УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области, дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.
Указанным приказом (пункт 2) также предписано в соответствии с пунктом 35 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31.03.2021 № 181, не выплачивать Лазаревой Н.А. премию за добросовестное выполнение служебных обязанностей за один месяц.
Приказом УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области от 10.10.2022 № 127 л/с лейтенант полиции Лазарева Н.А., инженер - электроник ДЧ УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области с 10.10.2022 отстранена от выполнения служебных обязанностей. На период временного отстранения от выполнения служебных обязанностей с 10.10.2022 лейтенант полиции Лазарева Н.А., инженер - электроник ДЧ УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области, привлечена к выполнению отдельных служебных поручений подполковника полиции Иванова И.Н., начальника ДЧ УМВД России ЗАТО Северск Томской, которому предоставлено право определения отдельного перечня поручений. Служебным местом лейтенанта полиции Лазаревой Н.А., инженера - электроника ДЧ УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области, определено служебное помещение, расположенное по [адрес], зал оперативного дежурного. Лазаревой Н.А. установлен режим служебного времени: пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями суббота и воскресенье, с продолжительностью служебного дня 09-00 час. до 18-00 час. и перерывом на обед с 13-00 час. До 14-00 час. Исключен несанкционированный доступ Лазаревой Н.А. к табельному оружию и специальным средствам, к служебным документам и материалам, а также к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.
Приказом УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области от 10.10.2022 № 128 л/с старший лейтенант полиции Лазарев А.М., инспектор (ДПС) ОВ ДПС ГИБДД УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области с 10.10.2022 отстранен от выполнения служебных обязанностей. На период временного отстранения от выполнения служебных обязанностей с 10.10.2022 лейтенант полиции Лазарева Н.А., инспектор (ДПС) ОВ ДПС ГИБДД УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области, привлечен к выполнению отдельных служебных поручений капитана полиции М., командира взвода ОВ ДПС ГИБДД УМВД России ЗАТО Северск Томской, которому предоставлено право определения отдельного перечня поручений. Служебным местом старшего лейтенанта полиции Лазарева А.М. определено служебное помещение, расположенное по [адрес]. Лазареву А.М. установлен режим служебного времени: пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями суббота и воскресенье, с продолжительностью служебного дня 09-00 час. до 18-00 час. и перерывом на обед с 13-00 час. До 14-00 час. Исключен несанкционированный доступ Лазарева А.М. к табельному оружию и специальным средствам, к служебным документам и материалам, а также к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.
С указанными выше приказами истцы ознакомлены, что подтверждается их собственноручной подписью.
13.10.2022 на имя начальника УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области Стороженко А.Н. лейтенантом полиции Лазаревой Н.А. и старшим лейтенантом полиции Лазаревым А.М. поданы рапорты, в которых последние просили решение о привлечении их к дисциплинарной ответственности пересмотреть.
Согласно ответам УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области от 10.11.2022 **, ** проверка в отношении лейтенанта полиции Лазаревой Н.А. и старшего лейтенанта полиции Лазарева А.М. проведена в соответствии с действующим законодательством. Выводы, сделанные по результатам проверки, а также с учетом рекомендации аттестационной комиссии обоснованы и соответствуют установленным обстоятельствам.
Обращаясь в суд с исковыми требованиями о признании незаконными приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности, о временном отстранении от выполнения служебных обязанностей, истцы ссылаются на отсутствие конфликта интересов и личной заинтересованности.
Однако указанные доводы истцов не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Суд учитывает, что по настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований Лазарева А.М. и Лазаревой Н.А., возражений ответчика относительно иска и приведенных выше норм материального права, регулирующих спорные отношения, является установление обстоятельств нахождения либо не нахождения истцов в ситуации конфликта интересов и, если таковой имел место, принятие ими мер к его предотвращению или урегулированию.
Так, согласно пункту 4.4. контрактов о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации от 15.01.2019, 19.08.2019 граждане (сотрудники) Лазарев А.М. и Лазарева Н.А. обязались соблюдать служебную дисциплину, ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, установленные статьей 14 Федерального закона 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Приказом УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области от 07.04.2022 № 91 утверждено Положение об отделе ГИБДД УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области (далее Положение № 91).
Согласно пункту 2 Положения № 91 ОГИБДД УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области является структурным подразделением УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области и входит в систему Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Пунктами 4, 6 Положения № 91 предусмотрено, что ОГИБДД УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами местного самоуправления, другими подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, организациями, средствами массовой информации. ОГИБДД УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения осуществляет руководство деятельностью регистрационно - экзаменационного отдела ГИБДД УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области, отдельного взвода дорожно-патрульной службы ГИБДД УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области.
Приказом УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области от 02.06.2022 № 142 утверждено Положение об отдельном взводе ДПС ГИБДД УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области (далее Положение № 142).
Согласно пункту 2 Положения № 142 ОВ ДПС ГИБДД УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области является структурным подразделением УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области, входит в систему Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, относится к строевым подразделениям УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области.
Пунктом 9 настоящего Положения предусмотрено, что наряды ОВ ДПС ГИБДД УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области, задействованные в Плане единой дислокации, в период несения службы находятся в оперативном подчинении дежурной части УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области.
Приказом УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области от 02.06.2022 № 144 утверждено Положение о дежурной части УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области (далее Положение № 144).
В соответствии с пунктом 2 Положения № 144 ДЧ УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области является самостоятельным структурным подразделением УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области в области сбора, обработки и передачи информации об оперативной обстановке на территории ЗАТО Северск. В состав ДЧ УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области входит группа обслуживания следственно-оперативной группы).
ДЧ УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области осуществляет свою деятельность во взаимодействии с подразделениями УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области, другими территориальными органами МВД России на районном уровне, территориальными органами иных федеральных органов исполнительной власти, с органами исполнительной власти Томской области, органами местного самоуправления (пункт 6 Положения № 144).
Наставлениями по организации деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России, утвержденного приказом МВД России от 15.11.2021 № 890дсп, предусмотрено, что возложенные на дежурную часть задачи выполняет дежурная смена, которая состоит из сотрудников дежурной части, заступающих на дежурство (далее дежурная смена), включая оперативных дежурных (под оперативным дежурным понимаются лица, замещающие должности старшего, среднего и младшего начальствующего состава дежурной смены) (п. 12). Дежурная смена поддерживает связь с дежурными нарядами (в том числе строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции), дежурными отделениями (группами) строевых подразделений дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, доводит до них сведения об оперативной обстановке на обслуживаемой территории, решения руководителя (начальника) территориального органа МВД России о мерах по реагированию на её осложнение, осуществляет контроль за выполнением поставленных задач (п. 32.2). При преступлении, оперативный дежурный незамедлительно направляет на место происшествия ближайшие наряды ППС, ДПС ГИБДД и иные дежурные наряды, о чем докладывает руководителю (начальнику) территориального органа МВД России либо ответственному от руководящего состава (п. 36.3). При административном правонарушении, оперативный дежурный незамедлительно направляет на место происшествия ближайшие наряды ППС и ДПС ГИБДД (п. 39.3). При происшествии, которое может повлечь (повлекло) возникновение чрезвычайных обстоятельств (чрезвычайных ситуаций), оперативный дежурный направляет на место происшествия дежурные наряды (п. 42.1.3). Дежурная смена обеспечивает управление силами и средствами, задействованными в обеспечении правопорядка на улицах и в иных общественных местах, а также контроль за функционированием технических средств, автоматизированных информационных систем и ресурсов ИСОД МВД России и их эксплуатацию (п. 44). Оперативный дежурный координирует действия дежурных нарядов и осуществляет контроль за их местонахождением (п. 45.1). Осуществляет в установленном порядке про, арки г по запросам сотрудников подразделений территориального органа МВД России и дежурных нарядов по оперативно - справочным учетам и автоматизированным банкам данных федерального и регионального уровней, а также информационным системам и ресурсам ИСОД МВД России, передает им результаты проверок, обеспечивает информационное взаимодействие между дежурными нарядами и другими подразделениями территориального органа МВД России (п. 45.3). Оперативно информирует дежурные наряды о происшествиях, преступлениях, разыскиваемых лицах, транспортных средствах, вещах, похищенных при совершении преступлений, об утраченном и похищенном оружии, патронах к нему, боеприпасах, взрывчатых веществах и взрывных устройствах (п. 45.4). Доводит до дежурных нарядов управленческие решения руководителя (начальника) территориального органа МВД России, заместителя начальника территориального органа МВД России - начальника полиции, старшего дежурной смены по использованию сил и средств и их передислокации при обеспечении правопорядка на улицах и в иных общественных местах (п. 45.5). Координирует деятельность дежурных нарядов в обеспечении правопорядка в общественных местах при проведении публичных, спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий, а также при возникновении чрезвычайных обстоятельств (чрезвычайных ситуаций) (п. 45.6). Если сотрудники дежурного наряда по окончании службы не прибыли в дежурную часть, оперативный дежурный немедленно докладывает об этом руководителю (начальнику) территориального органа МВД России и действует в соответствии с полученными указаниями (п. 49).
С указанным Наставлением истцы ознакомлены, Наставление ими изучено, что подтверждается их собственноручной подписью в ведомости об изучении сотрудниками ДЧ УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области приказа МВД России от 15.11.2021 № 890дсп.
Должностным регламентом Лазаревой Н.А., инженера - электроника ДЧ УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области, утвержденным врио начальником УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области полковником полиции Комяковым Д.А. 08.09.2022, установлено, что по указанию начальника дежурной части, либо начальника смены ДЧ УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области (лиц, исполняющих их обязанности), выполняет полномочия оперативного дежурного ДЧ УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области, предусмотренные требованиями Наставления по организации деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России, утвержденного приказом МВД России от 15.11.2021 № 890дсп (пункты 3, 9.39). Инженер-электроник ДЧ УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области несет службу в составе дежурной смены ДЧ УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области, служебное (рабочее) время определяется графиком сменности (пункт 4). Инженер - электроник ДЧ УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области обязан сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к возникновению конфликта интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта (пункт 8.9).
С учетом изложенного, вопреки доводам стороны истцов, лейтенант полиции Лазарева Н.А., инженер - электроник ДЧ УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области, заступая в составе дежурной смены по указанию начальника дежурной части либо начальника смены ДЧ УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области (лиц, исполняющих их обязанности), может выполнять полномочия оперативного дежурного ДЧ УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области, предусмотренные требованиями Наставления по организации деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России, утвержденного приказом МВД России от 15.11.2021 № 890дсп, что в свою очередь может повлечь ситуацию, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лейтенанта полиции Лазаревой Н.А., инженера - электроника ДЧ УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области, может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнению ею своих должностных обязанностей, а именно может иметь возможность получения результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимущества).
Должностным регламентом Лазарева А.М., инспектора (ДПС) ОВ ДПС ГИБДД УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области, утвержденным начальником УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области полковником полиции Стороженко А.Н. 30.06.2022, установлено, что инспектор (ДПС) ОВ ДПС ГИБДД УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области обязан не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника (пункт 6.9); сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к возникновению конфликта интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта (пункт 6.10).
Как следует из материалов дела, а именно из графиков сменности личного состава ОВ ДПС ГИБДД на июль, август, сентябрь 2022 года, обобщенных графиков дежурств сотрудников дежурной части, членов СОГ и ответственных от руководителей УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области на июль, август, сентябрь 2022 года за период с 08.07.2022 по 08.09.2022 лейтенант полиции Лазарева Н.А., инженер - электроник дежурной части УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области, заступала на дежурства совместно со своим супругом старшим лейтенантом полиции Лазаревым А.М, инспектором (ДПС) ОВ ДПС ГИБДД УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области, 11.07.2022, 14.07.2022, 23.07.2022, 16.07.2022, 24.08.2022, 31.08.2022, 05.09.2022, 08.09.2022.
Согласно выписке из Книги учета заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушения и происшествиях ДЧ УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области в период с 08.07.2022 по 10.10.2022 лейтенант полиции Лазарева Н.А., инженер - электроник ДЧ УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области осуществляла прием и регистрацию сообщений от граждан лично и по телефону линии «02», «112», а также руководство нарядами, задействованными в системе единой дислокации УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области, в том числе: на суточных дежурствах: с 11 по 12 июля 2022 года лейтенант полиции Лазарева Н.А. осуществляла прием и регистрацию сообщений в КУСП № 11373 по 11404, с № 11413 - 11417, с 14 по 15 июля 2022 года осуществляла прием и регистрацию сообщений в КУСП с № 11534 - 11547, с № 11550 - 11578, с 23 по 24 июля 2022 года осуществляла прием и регистрацию сообщений в КУСП с № 12046 - 12073, с № 12076 - 12088, с 16 по 17 августа 2022 года осуществляла прием и регистрацию сообщений в КУСП с № 13433 - 13459, с № 13461 - 13471, с № 13480 – 13485, на суточном дежурстве 24.08.2022 осуществляла прием и регистрацию сообщений в КУСП с № 13928 - 13948, с № 13952 - 13984, с № 13991 - 13997, на суточных дежурствах: с 30 по 31 августа 2022 года осуществляла прием и регистрацию сообщений в КУСП с № 14343 - 14405, с 5 по 6 сентября 2022 года осуществляла прием и регистрацию сообщений в КУСП с № 14674 - 14682, с № 14691 - 14693, с № 14707-14715, с 08 по 9 сентября 2022 года осуществляла прием и регистрацию сообщений в КУСП с № 14843 - 14851, с № 14875 - 14877, а также направляла на сообщения о преступлениях, об административных правонарушения и происшествиях наряды ОР ПППСП, ОВДПС, СОГ, ОУУПиПДН УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области.
Изложенное является достаточным основанием для вывода о возникновении конфликта интересов, стороной которого являются истцы.
При этом, Лазарева Н.А. и Лазарев А.М., являясь должностными лицами, осуществляющими на постоянной основе функции представителя власти в государственном правоохранительном органе, в нарушение требований законодательства не сообщили непосредственному руководителю (начальнику) о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов при выполнении служебных обязанностей, мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов не приняли, в связи с чем, нарушение указанной обязанности, а именно отказ в предоставлении в письменном виде уведомления непосредственного руководителя (начальника) о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов в периоды совместного несения службы с супругом лейтенантом полиции Лазаревой Н.А., инженером - электроником ДЧ УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области, является основанием для наложения на истцов дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, а также отстранения от выполнения служебных обязанностей.
Указанные действия Лазарева А.М. и Лазаревой Н.А. правомерно квалифицированы ответчиком как не обеспечение истцами исполнения требований п. 13 ч. 1 ст. 12, ч. 4 ст. 71 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и п. 2 Порядка уведомления сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России и работниками, замещающими отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России, о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных (должностных, трудовых) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утвержденного приказом МВД России от 03.05.2017 № 258 «Об утверждении Порядка уведомления сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России и работниками, замещающими отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России, о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных (должностных, трудовых) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов».
При этом суд отмечает, что Порядок применения к истцу дисциплинарного взыскания и сроки его применения, установленные статьями 51, 51.1 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», соблюдены.
С учетом изложенных обстоятельств, положений закона, суд исходит из того, что факты совершения истцами коррупционного правонарушения нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, в связи с чем, приходит к выводу о законности и обоснованности результатов проверки по соблюдению требований к служебному поведению в отношении истцов, а также наличии у ответчика оснований для привлечения истцов к дисциплинарной ответственности, отстранения от выполнения служебных обязанностей.
Истцы в подтверждение обстоятельств, на которых основывают свои требования, ссылаются на то, что аттестационная комиссия проведена с нарушением порядка проведения, следовательно, решение аттестационной комиссии УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области от 07.10.2022, и указанные ранее приказы УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области о привлечении истцов к дисциплинарной ответственности, а также приказы об отстранении истцов от выполнения служебных обязанностей незаконны и подлежат отмене.
Однако указанные доводы также не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Проведение проверки соблюдения требований к служебному поведению регламентировано Положением о проверке достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной дарственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения тральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 (далее Положение № 1065).
Приказом УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области от 05.04.2022 № 87 утверждено Положение об отделе по работе с личным составом УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области (далее Положение № 87).
Пунктом 9.6 Положения № 87 предусмотрено обеспечение исполнения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Положение и состав аттестационной комиссии утверждены приказом УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области от 14.11.2019 № 321 (далее Положение № 321).
Подпунктом 12.9 Положения № 321 установлено, что комиссия рассматривает вопросы, указанные в пункте 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и Регулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 (далее Положение № 821).
Одновременно, пунктом 9 Положения № 321 установлено, что при рассмотрении вопросов, указанных в пункте 12.9 настоящего Положения, в состав комиссии не входят: К., У., Х., Т., К., Ш., У.
Во исполнение требований пунктов 11, 14 Положения № 821 в состав комиссии включены члены общественного совета с правом совещательного голоса, один из которых (З.) присутствовал при проведении 07.10.2022 заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению.
Так, согласно справке заместителя начальника УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области - начальника ОРЛС УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области от 12.07.2023 Забелов В.И., специалист по кадрам ГМПО ОРЛС УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области, является Председателем Совета ветеранов УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области и входит в состав комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов как представитель общественности с правом совещательного голоса.
Таким образом, порядок проведения и состав аттестационной комиссии при рассмотрении 07.10.2022 вопросов о соблюдении истцами требований к служебному поведению соответствовали требованиям законодательства.
Согласно требованиям части 2 статьи 51.1 Федерального закона № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, налаются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадрового подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), и на основании рекомендации указанной комиссии.
Пунктом 30 Положения № 821 предусмотрено, что решения комиссии оформляются протоколами, которые подписывают члены комиссии, принимавшие участие в ее заседании. Решения комиссии для руководителя государственного органа носят рекомендательный характер.
В ходе судебного разбирательства, не нашли своего подтверждения доводы истцов о том, что аттестационная комиссия заседала не в полном составе, поскольку указанные обстоятельства опровергаются показаниями допрошенных в ходе судебного разбирательства свидетелей.
Так, допрошенная в качестве свидетеля в судебном заседании Лизунова К.А. суду пояснила, что заседания аттестационной комиссии проводятся каждый месяц, о времени и месте проведения заседания ее уведомляет либо руководитель подразделения, либо начальник ОРЛС кадровой службы Литвинович Н.М. На заседании аттестационной комиссии в октябре 2022 она присутствовала, помнит, что рассматривали вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности Лазарева А.М. и Лазаревой Н.А., они вели себя вызывающе, помнит, что был конфликт. Какие вопросы задавали, и какие ответы давали Лазарев А.М. и Лазарева Н.А. она не помнит, поскольку прошло много времени. Протокол заседания комиссии она подписывала лично, дату не помнит, срок изготовления протокола назвать не может.
Аналогичные пояснения дал свидетель Соколов Д.А., допрошенный в ходе судебного разбирательства при рассмотрении дела.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля начальник ОРЛС Литвинович Н.М. суду пояснила, что о вступлении в брак истцов ей стало известно 11.07.2022 из рапорта, поданного Лазаревой Н.А. В течение длительного времени руководство УМВД предпринимало попытки развести Лазареву Н.А. и Лазарева А.М. по различным сменам, чтобы они не пересекались и была возможность исключить совместное несение службы, однако исходя из их графика работы такое разведение супругов по сменам сделать не удалось. Неоднократно Лазаревым предлагалась подать уведомление о возможности возникновения конфликта интересов, однако они отказывались, полагая требования незаконным. В ходе проведения аттестационной комиссии 07.10.2022 комиссия заседала в полном составе, утвержденном приказом УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области от 14.11.2019 №321. Протокол заседания комиссии ведется сотрудником в рукописном варианте, а после окончания заседания комиссии, изготавливается машинопечатным способом в этот же, либо на следующий день. С протоколом заседания комиссии члены комиссии ознакамливаются под подпись лично.
Кроме того представителем истцов Пожиловым Д.А. было заявлено ходатайство проведении фотопортретной экспертизы по предоставленной видеозаписи заседания аттестационной комиссии от 07.10.2022, в удовлетворении которого протокольным определением от 01.08.2023 было отказано, поскольку в материалы дела представлен материал проверки УМВД России по Томской области по заявлению Лазарева А.М., из заключения по которому следует, что при проведении записи в кабинете проведения аттестационной комиссии видны все участники, в соответствии с составом, отраженном в протоколе от 07.10.2022. Указанное также опровергает довод представителя истца о заседании комиссии в неполном составе.
С учетом изложенного, суд отклоняет доводы стороны истцов о незаконности приказов о наложении взысканий в связи с проведением аттестационной комиссии с нарушением порядка и в незаконном составе, поскольку решения о наложении взысканий принимаются начальником УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области в пределах предоставленной компетенции, решение аттестационной комиссии носит для начальника лишь рекомендательный характер.
С учетом изложенных обстоятельств, положений закона, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Лазарева А.М., Лазаревой Н.А. к УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области о признании незаконными: приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности от 10.10.2022 № 109 л/с (НКО) «О наложении дисциплинарного взыскания на старшего лейтенанта полиции Лазарева А.М., инспектора дорожно-патрульной службы ОВ ДПС ГИБДД УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области, приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности от 10.10.2022 № 110 л/с (НКО) «О наложении дисциплинарного взыскания на лейтенанта полиции Лазареву Н.А., инженера-электроника ДЧ УМВД России по ЗАО г. Северск Томской области, решения аттестационной комиссии от 07.10.2022, оформленного протоколом № 1 заседания аттестационной комиссии УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области от 07.10.2022, приказа от 10.10.2022 № 128 л/с «О временном отстранении старшего лейтенанта полиции Лазарева А.М., инспектора (дорожно-патрульной службы) ОВ ДПС ГИБДД УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области от выполнения служебных обязанностей, приказа от 10.10.2022 № 127 л/с «О временном отстранении лейтенанта полиции Лазаревой Н.А., инженера-электроника ДЧ УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области от выполнения служебных обязанностей и их отмене удовлетворению не подлежат.
Согласно статье 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Поскольку неправомерных действий или бездействия в отношении Лазарева А.М. и Лазаревой Н.А. со стороны работодателя не допущено, требования истцов о возмещении морального вреда в размере 10 000 руб. в пользу каждого также не подлежат удовлетворению.
Поскольку суд отказывает в удовлетворении исковых требований, в силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для взыскания с ответчика почтовых расходов в пользу Лазарева А.М. в размере 663 руб. 83 коп., в пользу Лазаревой Н.А. в размере 238 руб. 84 коп. также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Лазарева А.М., Лазаревой Н.А. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытом административно-территориальному образованию г. Северск Томской области о признании незаконными: приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности от 10.10.2022 № 109 л/с (НКО) «О наложении дисциплинарного взыскания на старшего лейтенанта полиции Лазарева А.М., инспектора дорожно-патрульной службы ОВ ДПС ГИБДД УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области, приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности от 10.10.2022 № 110 л/с (НКО) «О наложении дисциплинарного взыскания на лейтенанта полиции Лазареву Н.А., инженера-электроника ДЧ УМВД России по ЗАО г. Северск Томской области, решения аттестационной комиссии от 07.10.2022, оформленного протоколом № 1 заседания аттестационной комиссии УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области от 07.10.2022, приказа от 10.10.2022 № 128 л/с «О временном отстранении старшего лейтенанта полиции Лазарева А.М., инспектора (дорожно-патрульной службы) ОВ ДПС ГИБДД УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области от выполнения служебных обязанностей, приказа от 10.10.2022 № 127 л/с «О временном отстранении лейтенанта полиции Лазаревой Н.А., инженера-электроника ДЧ УМВД России по ЗАТО г. Северск Томской области от выполнения служебных обязанностей и их отмене, взыскании с Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытом административно-территориальному образованию г. Северск Томской области в пользу каждого истца компенсации морального вреда в размере 10 000 руб., взыскании с Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытом административно-территориальному образованию г. Северск Томской области расходов по оплате почтовых услуг в пользу Лазарева А.М. в размере 663 руб. 83 коп., в пользу Лазаревой Н.А. в размере 238 руб. 84 коп. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Томский областной суд через Северский городской суд Томской области.
Председательствующий Е.А. Самойлова
УИД 70RS0009-01-2022-003537-64