ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2191/2017Г от 26.06.2017 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-2191/2017 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июня 2017 года, г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Курнаевой Е.Г.,

при секретаре ФИО11,

с участием истца ФИО6,

представителя ответчиков ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю – ФИО12, действующей на основании доверенностей,

третьего лица ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, Главному управлению федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю об установлении факта совместного постоянного проживания, признании незаконным решения о принятии на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение жилья,

установил:

С учетом уточненных требований, ФИО6 обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации (далее по тексту – ФИО8), Главному управлению федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю (далее по тексту – ГУФСИН), просит: установить факт совместного постоянного проживания с супругой ФИО3 и детьми ФИО4 и ФИО5 с июня 2005 г. и по настоящее время; признать незаконным решение ФИО1 по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты (далее по тексту – ЕСВ) для приобретении или строительства жилого помещения (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) в части неустановления состава семьи ФИО6 из четырех человек для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; признать незаконным бездействие Территориальной подкомиссии ГУФСИН при проверке и направлении во ФСИН его пакета документов о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в части выявления недостатков в этом пакете по вопросу установления состава семьи из четырех человек. Кроме того, просит возложить обязать на ФСИН поставить на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ФИО6 с семьей в составе четырех человек, в том числе: супругу ФИО3, детей: ФИО4 и ФИО5, с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 70-74).

В обоснование требований указано, что ФИО13 является прапорщиком внутренней службы младшим инспектором 2 категории отдела охраны ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю, выслуга лет в календарном исчислении составляет более 10 лет. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с рапортом о принятии его вместе с семьей в составе 4-х человек: его, супруги ФИО3, детей: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Указывает, что он неоднократно обращался к ответчику с запросами о постановке его семьи на учет и только в феврале 2017 г. из ФСИН России поступило письмо о том, что согласно выписке из протокола заседания ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГФИО13 с составом семьи один человек поставлен на учет для получения ЕСВ с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку факт совместного проживания с членами семьи не доказан, и так как адрес его регистрации и адрес регистрации его семьи не совпадают. С данным решением истец не согласен по следующим основаниям. Он с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время постоянно зарегистрирован по адресу: <Адрес>ФИО31, данная квартира принадлежит на праве собственности его матери – ФИО18; жена и дети зарегистрированы по адресу: <Адрес>, данный жилой дом сгорел, что подтверждается справкой. Вместе с тем, истец фактически совместно со своей семьей проживает в арендованной квартире, расположенной по адресу: <Адрес><данные изъяты>, и то обстоятельство, что он и члены его семьи имеют регистрацию по различным адресам не свидетельствует о раздельном проживании супругов. На основании изложенного, просит исковые требования удовлетворить.

В судебном заседании истец поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, на удовлетворении уточненных исковых требований настаивал в полном объеме. Также пояснил, что на момент подачи заявления на получение ЕСВ он с супругой проживал совместно длительное время – с 2005 г., факт совместного проживания подтверждается показаниями свидетелей. Поскольку у него и супруги общее жилье отсутствует, они зарегистрированы каждый у своих родителей. Считает, что регистрация по месту жительства не препятствует получению ЕСВ. В соответствии с установленными требованиями подкомиссия ГУФСИН была обязана проверить пакет документов, и в случае выявления недостатков, сообщить о них, вместе с тем, данные обязанности исполнены не были, считает незаконным бездействие территориальной подкомиссии.

Представитель ответчиков в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на иск, представленных суду ранее. Также пояснила, что в письменном отзыве ГУФСИН России по Пермскому краю ошибочно указано, что истец уже получил единовременную социальную выплату.

Из письменного отзыва ГУФСИН России по Пермскому краю следует, что согласно выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ заявитель с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время постоянно зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <Адрес>ФИО32, общей площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащем на праве собственности матери заявителя ФИО18, всего зарегистрировано 4 человека. Супруга с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, дочь ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, сын с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время постоянно зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <Адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащем на праве общей долевой собственности от ? доли домовладения, по <данные изъяты> доли в праве каждому, супруге, ФИО21, ФИО24, ФИО23, ФИО14, всего на данной площади зарегистрировано 8 человек. Таким образом, факт совместного проживания заявителя с членами его семьи отсутствует. Полагает, что решение Жилищно-бытовой комиссии принято законно и обоснованно в части постановки ФИО6 составом семьи 1 человек (сотрудник) на учет для получения единовременной социальной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку факт совместного проживания заявителя и его супруги не подтвержден документально, о чем указано в протоколе комиссии (л.д. 56-61

Как следует из письменного отзыва ФИО7 (л.д. 50-54), на момент рассмотрения заявления ФИО6ФИО1 не обладала сведениями о совместном проживании ФИО6 с членами его семьи, поэтому оснований для признания незаконности принятого решении от ДД.ММ.ГГГГ в части неустановления состава семьи истца из четырех человек для получения ЕСВ не имеется.

Третье лицо ФИО3 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, пояснила, что с 2005 г. совместно проживает с супругом, факт регистрации по различным местам пребывания не имеет значения, поскольку общего жилья они не имеют. Дом по <Адрес>, в котором она и дети зарегистрированы, сгорел в 2004 году. Справка, подтверждающая данный факт, была предоставлена вместе с документами на получение ЕСВ (л.д. 75).

Допрошенный в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ в качестве свидетеля ФИО15 пояснил, что он является другом ФИО6 с детства. Истец вместе с семьей: женой и двумя детьми снимает квартиру по <Адрес>. Ранее, вместе с женой, проживали по <Адрес> в г.Перми, данную квартиру также снимали более 10 лет (л.д. 81-84).

В судебном заседании свидетель ФИО16 пояснила, что является подругой матери истца. С осени 2005 г. по 2015 г. истец вместе с женой, детьми у нее снимали квартиру по адресу: <Адрес>ФИО36, оплачивали только коммунальные услуги за квартиру. В 2015 г. по ее просьбе семья ФИО29 выехала из квартиры и в настоящее время проживают совместно снимая другую квартиру.

Свидетель ФИО17 в судебном заседании пояснил, что является родным братом истца, зарегистрирован и проживает вместе с семьей и матерью в двухкомнатной квартире по адресу: <Адрес>ФИО33, которая принадлежит матери ФИО18 Истец, когда вернулся из армии в 2005 г. стал снимать квартиру по адресу: <Адрес>ФИО37 и жить вместе со ФИО3, в последующем у них родились дети. В настоящее время истец вместе с семьей проживает по адресу: <Адрес>.

Суд, заслушав пояснения истца, учитывая возражения представителя ответчиков, мнение третьего лица, исследовав материалы дела, копии материалов учетного дела ФИО6, считает иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон № 283-ФЗ) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе, в учреждениях и органах.

Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 4 Закона № 283-ФЗ, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:

не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.

Из положений п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона № 283-ФЗ следует, что членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются: супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 4 Закона).

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 24 апреля 2013 года N 369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее по тексту - Правила).

В соответствии с п. 2, 5, 7 Правил, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Закона (далее - члены семьи) (п.2).

В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы:

а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);

б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);

в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;

г) копия послужного списка сотрудника;

д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);

е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;

ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;

з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;

и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;

к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);

л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил) (п.5)

На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п.7).

Согласно п. 6 Правил N 369 от 24.04.2013 г., копии документов, указанные в пункте 5 настоящих Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов.

В силу п. 7 Правил N 369 от 24.04.2013 г., на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.

Согласно пункту 7 названных Правил комиссия принимает решение на основании заявления и представленных документов.

Согласно подпункту "б" пункта 5 названных Правил несоответствие места фактического проживания сотрудника месту постоянной регистрации должно быть подтверждено копией свидетельства о регистрации по месту пребывания сотрудника.

Таким образом, из изложенных выше положений Правил следует, что выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов предоставляются с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи.

Соответственно, копией свидетельства по месту пребывания сотрудника подтверждается не нуждаемость гражданина, а иное обстоятельство - несоответствие места фактического проживания сотрудника месту постоянной регистрации.

По мнению суда, ответчиком необоснованно не приняты во внимание следующие положения действующего законодательства.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации".

Юридическое значение понятий место пребывания и место жительства гражданина раскрыто в пункте 3 вышеназванных Правил.

Так, местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Таким образом, из буквального толкования пункта 5 Правил N 369 от 24.04.2013 года следует, что закрепляя перечень документов, которые требуется предоставить сотруднику при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, в целях подтверждения своей нуждаемости в предоставлении мер социальной поддержки жилищных прав, законодателем прямо указано предоставить выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника, то есть в отношении только тех жилых помещений, которые являются местом жительства гражданина и оценка которых необходимы для определения нуждаемости в предоставлении меры социальной поддержки.

Судом установлены следующие фактические обстоятельства дела.

ФИО13 являлся прапорщиком внутренней службы, младшим инспектором 2 категории отдела охраны ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, выслуга лет составила в календарном исчислении <данные изъяты> дня (л.д. 41 – учетное дело).

Истец ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован по адресу: <Адрес>ФИО34, что подтверждается сведениями из паспорта (л.д. 2-6 – учетное дело). По данному адресу также зарегистрированы: ФИО6 – с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, ФИО18 – мать – с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО13 – отец – с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО18 – брат – с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справками ООО Управляющая компания «Бумажник» от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36, учетное дело – л.д. 51), сведениями из паспортов: ФИО18 (л.д. 14-18), ФИО13 (л.д. 19-23), ФИО17 (л.д. 24-28). Собственником данного жилого помещения является ФИО18 на основании договора приватизации, общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м., жилая – 32,9 кв.м., что подтверждается справкой ООО Управляющая компания «Бумажник» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37), свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (учетное дело – л.д. 67).

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО6 и ФИО19 заключен брак, ФИО20 присвоена фамилия – ФИО29 (л.д. 17); ДД.ММ.ГГГГ родился ФИО4 (л.д. 18); ДД.ММ.ГГГГ родилась ФИО5 (л.д. 19).

Как следует из паспорта ФИО3, она с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <Адрес> (л.д. 7-13 – учетное дело). Факт регистрации ФИО19, ФИО4, ФИО5 по указанному адресу подтверждается также выпиской из домовой книги (л.д. 41-44, учетное дело – л.д. 55-66), свидетельствами о регистрации по месту жительства (л.д. 31, 33).

Согласно справке Отдела Государственного пожарного надзора Орджоникидзевского района г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <Адрес> произошел пожар, в результате которого полностью сгорела крыша дома, веранда, пристрой с баней, стены дома обуглились, по периметру и по всей длине дома, внутри дома стены в верхней части и потолочное перекрытие обуглилось, потолочное перекрытие частично обрушилось (л.д. 35).

Из справки Отдела УФМС по Пермскому краю в Орджоникидзевском районе г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по адресу: <Адрес> зарегистрированы: ФИО3 – с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО21 – с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО22 – с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО23 – с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО24 – с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО25 – с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 – с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 – с ДД.ММ.ГГГГ (учетное дело – л.д. 50).

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО26 и ФИО6 заключен Договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес><данные изъяты> (л.д. 20-22), вместе с ним будут проживать: жена – ФИО3, сын – ФИО4, дочь ФИО5 (п. 1.3.); срок найма указанного помещения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (п. 1.4.). Ранее: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ аналогичные договора были заключены между ФИО6 и ФИО26 (л.д. 23-26, 27-30).

В период с: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ истец (Арендатор) заключал Договора аренды жилого помещения с ФИО16 (Арендодатель), по условиям которого Арендодатель передал в аренду Арендатору жилое помещение, принадлежащее ей на праве собственности, по адресу: <Адрес>ФИО38 для проживания ФИО6 и членов его семьи: жена – ФИО3, сын – ФИО4, дочь ФИО5 (пункты 1.1., 1.2., 1.4.) (л.д. 31-32, 33-34).

Факт совместного проживания ФИО6 с семьей (женой, детьми) подтверждается характеристикой на ФИО4 директора МАОУ «СОШ » г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38), характеристикой на ФИО5 заведующей МАДОУ «Детский сад » от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 39), актом о проживании от ДД.ММ.ГГГГ, составленным ФИО27, ФИО28 (л.д. 40).

Из справки ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по материалам личного дела прапорщика внутренней службы ФИО6 в составе семьи значатся: жена ФИО3, сын ФИО4, дочь ФИО5 (учетное дело – л.д. 41, л.д. 35-40 – послужной список).

Как следует из справки ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 не имеет в г.Перми квартиры и жилья в частном доме, принадлежащих ему на праве собственности; ФИО29 (<данные изъяты> не имеет в г.Перми квартиры, принадлежащей ей на праве собственности, имеет в собственности долю в частном доме по адресу: <Адрес> (учетное дело – л.д. 43).

Факт отсутствия у ФИО6, ФИО29 (Пономарева) М.А., ФИО4, ФИО5 в собственности жилого помещения также подтверждается уведомлениями Управления Росреестра по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ (учетное дело – л.д. 44, 45, 46, 47).

Также из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГФИО6 обратился в адрес директора ФСИН с рапортом о принятии на учет для получения ЕСВ, указав в составе семьи: себя, супруги ФИО3, детей: ФИО4 и ФИО5 (учетное дело – л.д. 1).

ДД.ММ.ГГГГ ГУФСИН России по Пермскому краю в адрес ФИО7 направлены оригиналы дел сотрудников и пенсионеров ГУФСИН, заявившихся на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения согласно Постановлению Правительства РФ от24.004.2013 г. , в том числе и на ФИО6 (л.д. 76-77).

Согласно выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания ФИО1: ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время постоянно зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <Адрес>ФИО35, общей площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащем на праве собственности его матери ФИО18, всего зарегистрировано на данной площади 4 человека. Супруга ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, дочь с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (по свидетельству о регистрации по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время), сын с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (по свидетельству о регистрации по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время), постоянно зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <Адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащем на праве общей долевой собственности от ? доли домовладения, по <данные изъяты> доли в праве каждому, супруге, ФИО21, ФИО24, ФИО23, ФИО14, всего на данной жилплощади зарегистрировано 8 человек. По данному адресу представлены основные документы: договор перехода права собственности на ? долю дома в связи с обменом, домовая книга, свидетельства о регистрации по месту жительства; заменяющие основные документы: справка о регистрации супруги совместно с членами ее семьи по месту жительства; не представлены следующие документы: копия финансового лицевого счета; представлена справка о возгорании дома. Факт совместного проживания заявителя с членами его семьи отсутствует. При таких обстоятельствах Комиссия ФСИН решила поставить ФИО6 составом семьи из одного человека на учёт для получения ЕСВ с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-13).

Исследовав представленные доказательства в совокупности, суд считает возможным установить факт совместного постоянного проживания ФИО6 и ФИО3 с августа 2007 года (регистрация брака) по настоящее время.

К такому выводу суд приходит по тем основаниям, что согласно ч. 1 ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

При этом, при наличии материально-правового спора, соответствующий юридической факт может быть установлен в порядке искового производства.

Как следует из материалов дела, установление факта совместного постоянного проживания ФИО6 и ФИО3, связано с правом истца на ЕСВ.

Анализируя представленные доказательства в совокупности, в том числе показания свидетелей ФИО15, ФИО16, ФИО17 суд приходит к выводу о том, что до регистрации брака – 2007 г. по настоящее время супруги ФИО29 и их дети постоянно совместно проживают, при этом, первоначально проживали в по адресу: <Адрес>ФИО39, в настоящее время проживают по адресу: <Адрес><данные изъяты>.

То обстоятельство, что ФИО6 и ФИО3 имеют регистрацию по месту пребывания по различным адресам, не свидетельствует о раздельном проживании супругов, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и «Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, с учётом разъяснений, данных Конституционным Судом РФ в постановлении № 4-П от 02.02.1998 г. устанавливают, что регистрация по месту пребывания (жительства), являясь формой учета, отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания (жительства), сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Органы регистрационного учёта уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе их места пребывания и жительства.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:

не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.

При таких обстоятельствах, учитывая, что по состоянию на день подачи ФИО6 рапорта (ДД.ММ.ГГГГ) супруги и их дети проживали совместно, что ни ФИО6, ни ФИО3 и их дети не являлись нанимателем(ями) жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, следовательно, семья ФИО29 при принятии ФИО1ДД.ММ.ГГГГ отвечала требованиям, установленным п. 1 ч. 3 ст. 4 Закона № 283-ФЗ.

Таким образом, следует признать семью ФИО6 в составе четырех человек, в том числе: ФИО3, ФИО4, ФИО5 на ДД.ММ.ГГГГ и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, отвечающей требованиям п. 1 ч. 3 ст. 4 Закон N 283-ФЗ.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о незаконности принятого Комиссией ФСИН решения от ДД.ММ.ГГГГ в части неустановления состава семьи ФИО6 из четырех человек для получения ЕСВ.

Основанием для принятия такого решения послужило то, что истцом не подтверждено совместное проживание с супругой, а также непредоставление финансового лицевого счета с места регистрации его супруги ФИО3

Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами и Порядком. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами и Порядком требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право ФИО1 для отказа в постановке сотрудника на такой учет.

Ответчик полагает, что в нарушение указанных Правил, копии финансовых лицевых счетов по месту жительства ФИО3 и членов ее семьи, предоставлены не были.

Вместе с тем, как было указано выше, Правила не возлагают на сотрудника обязанность по предоставлению таких документов в отношении жилых помещений, не явящихся местом жительства гражданина, поскольку не препятствуют установлению факта нуждаемости (отсутствия нуждаемости) в жилье.

При этом истцом был предоставлен документ, подтверждающий факт отсутствия <Адрес> в г.Перми, поскольку в результате пожара ДД.ММ.ГГГГ данный дом сгорел.

Следовательно, у истца отсутствовала обязанность по предоставлению в копии ФЛС по данному жилому домовладению.

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения ЕСВ сотрудник представляет в комиссию заявление, в котором указываются, в том числе сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи. Перечень документов, которые обязан предоставить сотрудник также определен п. 5 Правил.

Указанные требования ФИО6 исполнены в полном объеме, подавая рапорт, истец указал о том, что совместно с ним проживает члены его семьи: ФИО3, ФИО4, ФИО5, соответствующие документы, перечисленные в п. 5 Правил истцом были представлены.

При названных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что указанные в решении ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ несоответствия, являющиеся основанием для отказа в осуществлении выплаты ЕСВ на членов семьи истца, применительно к конкретным обстоятельствам дела, являются формальными и не могут повлечь за собой отказ указанному лицу в реализации его права.

Вместе с тем, суд признает необоснованными и не подлежащими удовлетворению требования истца к территориальной подкомиссии ГУФСИН России по Пермскому краю (ГУФСИН России по Пермскому краю) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неусмотрении недостатков и непринятия решения о возврате документов по результатам рассмотрения рапорта ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ в части установления семьи из четырех человек.

На момент подачи рапорта Приказом ФСИН России от 29.08.2013 года N 496 утвержден Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Порядок).

Согласно п. 10 Порядка Территориальные подкомиссии и Подкомиссии в отношении сотрудников УИС, перечисленных в абзацах третьем и четвертом пункта 7 настоящего Порядка, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членов их семей и граждан Российской Федерации, уволенных со службы в соответствующих учреждениях и органах УИС:

Осуществляют следующие функции:

принятие документов для получения единовременной выплаты;

проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты;

подготовку для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты.

В целях выполнения возложенных на них функций осуществляют следующие основные полномочия:

регистрируют рапорта и заявления в Книгах учета заявлений;

проводят проверку представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах возвращают их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата;

рассматривают в 20-дневный срок со дня регистрации рапорта, заявления на заседаниях Территориальных подкомиссий и Подкомиссий документы для получения единовременной выплаты в целях принятия решения об их направлении в Комиссию ФСИН России с указанием в протоколах заседаний указанных подкомиссий оснований принятых решений. Ведение Книги учета заявлений возлагается на секретарей комиссий.

В силу п. 11 Правил Территориальные подкомиссии и Подкомиссии в течение 3 рабочих дней со дня принятия ими решений о направлении документов для получения единовременной выплаты в Комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет осуществляет подготовку для направления в ФСИН России пакета документов, который должен содержать:

сопроводительное письмо от имени начальника соответствующего территориального органа ФСИН России, образовательного учреждения ФСИН России;

оригиналы документов для получения единовременной выплаты;

расчеты размеров единовременной выплаты, произведенные в соответствии с главой III Правил;

выписки из протоколов заседаний Территориальных подкомиссий и Подкомиссий, заверенные гербовыми печатями соответствующего территориального органа ФСИН России, образовательного учреждения ФСИН России.

В свою очередь, в силу п.п. 19 и 20 Порядка, документы для получения единовременной выплаты должны быть рассмотрены Комиссией ФСИН России в течение 3 месяцев с даты приема (получения) указанных документов, отраженной в Книге учета заявлений.

Комиссия ФСИН России принимает одно из следующих решений:

о постановке сотрудника, гражданина на учет для получения единовременной выплаты;

об отказе в постановке сотрудника, гражданина на учет для получения единовременной выплаты;

о внесении директору ФСИН России предложения о предоставлении единовременной выплаты сотрудникам и гражданам из числа лиц, состоящих на учете для получения единовременной выплаты;

о снятии сотрудника, гражданина с учета для получения единовременной выплаты.

Наличие права на проверку представленных сведений не предполагает наличие права на истребование от заявителя дополнительных документов, а соответственно и обязанность предложить заявителю представить данные документы или самостоятельно запросить недостающие документы в порядке межведомственных запросов в соответствии с ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, если ранее представленных документов недостаточно для принятия решения.

Вместе с тем, Территориальной подкомиссией заявителю обоснованно не предлагалось представить дополнительные документы, поскольку прямого указания на предоставление этих документов Правила не содержали, а судом также установлено, что истцом предоставлены необходимые документы для установления нуждаемости истца.

В свою очередь, ГУФСИН России по Пермскому краю предоставлены доказательства своевременного принятия у истца документов для получения единовременной выплаты; проверки сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; подготовки и направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты в порядке и сроки, установленные Приказом ФСИН России от 29.08.2013 года N 496.

Также из полномочий ФСИН России, определенных п.п. 19 и 20 Порядка не следует, что ответчик имеет полномочия по возврату документов в случае их неполноты.

Таким образом, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований в данной части.

Как следует из выписки из протокола заседания комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГФИО6 с составом семьи один человек поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, на ответчика ФИО7 следует возложить обязанность поставить на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ФИО6 с семьей в составе четырех человек, в том числе супругу ФИО3, детей: ФИО4 и ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, принимая во внимание положения ч.3 ст. 196 ГПК РФ, суд считает, что данная обязанность подлежит возложению на ФСИН, поскольку «Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения», утвержденный приказом ФСИН России от 16.10.2014 N 550, начал действовать 14.12.2014 г.

Ранее действовал «Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения», утвержденный приказом ФСИН России от 29.08.2013 N 496 (далее по тексту – Порядок № 496).

В соответствии с п. 8, п. 8.1, п. 8.1.2 Порядка № 496, Комиссия ФСИН России: осуществляет следующие функции: принятие документов для получения единовременной выплаты; проверку представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах возвращает их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата; принятие решений о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него.

Руководствуясь изложенными выше положениями закона, суд признает требования подлежащими частичному удовлетворению, поскольку судом рассмотрен иск в пределах заявленных требований, с учетом представленных сторонами доказательств, которые оценены в их совокупности, с учетом их относимости и допустимости, в соответствии с требованиями части 1 ст. 56, ст. ст. 59, 60, 67, 196 ГПК РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования ФИО6 удовлетворить частично.

Установить факт совместного постоянного проживания ФИО6 с его супругой с супругой ФИО3 и детьми ФИО4 и ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время.

Признать незаконным решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретении или строительства жилого помещения (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) в части неустановления состава семьи ФИО6 из четырех человек для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Возложить на Федеральную службу исполнения наказаний Российской Федерации обязанность поставить на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ФИО6 с семьей в составе четырех человек, в том числе: супругу ФИО3, детей: ФИО4 и ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ

ФИО6 в удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействия Территориальной подкомиссии Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю (Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю) при проверке и направлении в Федеральную службу исполнения наказаний пакета документов о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты - отказать.

Решение суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми.

Председательствующий Е.Г.Курнаева