Дело № 2-2191/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 августа 2022 года Ленинский районный суд г. Севастополя в составе: председательствующего судьи Калгановой С.В., при секретаре судебного заседания Третьяк Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе гражданское дело по иску ФИО1 к ФГУП «102 предприятие электрических сетей» МО РФ о понуждении заключить договор технологического присоединения,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ФГУП «102 ПЭС» Министерства обороны Российской Федерации», в котором просит обязать ответчика - ФГУП «102 ПЭС Минобороны России» исполнить обязательства по выдаче технических условий и заключению договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу, взыскать с ответчика - ФГУП «102 ПЭС Минобороны России» с пользу истца моральный вред в размере 100 000 рублей, штраф в размере 50% (пятьдесят процентов) от суммы подлежащей взысканию включая убытки, неустойку, суммы возмещения материального вреда, компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указано, что истец является собственником земельного участка и жилого дома (кадастровый №), расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности на объекты недвижимости подтверждается выпиской из ЕГРН. С целью увеличения мощности электрической энергией, истец направил в ФГУП «102 ПЭС МО РФ» заявку на увеличение мощности объектов энергопринимающих устройств.
05.04.2022 года ФГУП «102 ПЭС МО РФ» отказало в выдаче технических условий на увеличение мощности энергопринимающих устройств жилого дома, и рекомендует обратиться в ТСН «СТ Бриз» как собственнику объектов электросетевого хозяйства.
Истец не согласен с отказом ответчика, обратился в суд с настоящим иском.
В обосновании своей позиции истец ссылается на установленное Пунктом 2 раздела I «Общие положения» Правил №861 от 27.12.2004г право на обращение в сетевую компанию с заявкой, в том числе на увеличение мощности.
Истец в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, о причинах не явки не сообщила.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд приступает к рассмотрению дела в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель истца ФИО2, ФИО3 поддержали исковые требования на основании доводов, изложенных в исковом заявлении, в дополнение пояснили, истец не может обратиться в ТСН СНТ «Бриз» с заявкой на выдачу технических условий, так как свободной мощности в ТСН СНТ «Бриз» нет.
Представитель ответчика возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление. Из отзыва на исковое заявление ФГУП 102 ПЭС Минобороны России следует, что с заявкой на выдачу технических условий в целях увеличения мощности жилого дома следует обращаться в ТСН СНТ «Бриз», который в свою очередь вправе обратиться с заявкой на увеличение мощности кооперативу в целом.
Представитель третьего лица ТСН СНТ «Бриз» возражал в удовлетворении исковых требований. В дополнении пояснила, что мощность, выделенная товариществу распределена между всеми участками. На каждый земельный участок выделено 6,5 кВт., в том числе на земельный участок Сведан Е.Ю. свободной мощности в кооперативе нет, в связи с чем увеличить мощность жилого дома Сведан Е.Ю., товарищество не имеет возможности.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1, является собственником земельного участка и жилого дома (кадастровый №), расположенного по адресу: <адрес>.
С целью увеличения мощности электрической энергией, в адрес ответчика была направлена заявка на технологическое присоединение жилого дома (увеличение мощности до 15 кВт).
05.04.2022 года письмом № ФГУП «102 ПЭС МО» РФ, ответило отказом в выдаче технических условий на увеличение мощности, с ссылкой на часть 1 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 года №35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства ЭПУ потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее – технологическое присоединение), осуществляется в порядке установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Таким образом по вопросу увеличения мощности жилого дома необходимо обратиться в ТСН СНТ «Бриз»
25.04.2022 года в адрес ответчика направлена досудебная претензия, которая осталась без удовлетворения, в связи, с чем Истец вынужден обратиться в суд с настоящим иском за защитой нарушенного права.
Отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 27 Закона «О защите прав потребителей» исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг). Срок выполнения работы (оказания услуги) может определяться датой (периодом), к которой должно быть закончено выполнение работы (оказание услуги) или (и) датой (периодом), к которой исполнитель должен приступить к выполнению работы (оказанию услуги).
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 (далее - Правила), технологическое присоединение энергопринимающих устройств осуществляется с применением временной или постоянной схемы электроснабжения.
Под временной схемой электроснабжения понимается схема электроснабжения энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии, осуществившего технологическое присоединение энергопринимающих устройств, которая применяется в результате исполнения договора об осуществлении временного технологического присоединения к электрическим сетям, заключаемого на период осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств с применением постоянной схемы электроснабжения, либо в результате исполнения договора об осуществлении временного технологического присоединения к электрическим сетям передвижных энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 150 кВт включительно.
В силу пункта 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора.
К числу таких лиц пункт 14 указанных Правил относит физических лиц, подавших заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
В силу пункта 15 Правил в целях временного технологического присоединения сетевая организация направляет заявителю в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к такому договору в течение 10 дней со дня получения заявки, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
Поскольку договор на технологическое присоединение энергопринимающих устройств является публичным (абз. 4 п. 1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»), а сетевая организация обязана заключить договор с потребителем при его обращении в любом случае (абзац 2 пункта 3 Правил технологического присоединения) на данные правоотношения распространяются правила, установленные пунктом 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, из которых следует, что отказ от договора публичной организацией допускается только в отсутствие наличия возможности предоставить потребителю соответствующую услугу.
В соответствии с п. 8 (5) Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (ред. от 29.06.2020) "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", Так, в соответствии с новой редакцией пункта 8 (5) Правил, в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии).
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, и иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.
Согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы по применению пункта 8(5) правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 27.12.2004 n 861, в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств принадлежащих правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств заполняется гражданами, либо правообладателями объектов недвижимости, но подается сопроводительным письмом некоммерческого товарищества, при этом договор о технологическом присоединении заключается между сетевой организацией и собственником энергопринимающих устройств.
Порядок подачи заявки на технологическое присоединение собственником земельного участка, расположенного вне границ ТСН соблюден, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также с разъяснениями Федеральной антимонопольной службы.
Из материалов дела следует и ответчиком не оспаривается наличие опосредованного технологического присоединения энергопринимающих устройств ФИО1 к электрическим сетям ТСН СНТ «Бриз». Представитель Ответчика в судебном заседании пояснила, что бригада ФГУП «102 ПЭС МО» РФ осмотрела объекты ЭПУ Истца, и установила факт технологического присоединения энергопринимающих устройств Истца, что подтверждается фотографиями прибора учета, принадлежащего ФИО1 также в материалы дела предоставлен договор энергоснабжения № от. 15.12.2018 года заключенный между ФИО1 и ООО «Севэнергосбыт».
Указанные доказательства подтверждают, надлежащее технологическое присоединение энергопринимающих устройств Истца к линиям электропередач.
Доводы ответчика, о том, что заявка ФИО1 об увеличении максимальной мощности с 6,5 кВт до 15 кВт должна быть направлена в ТСН СНТ «Бриз» как к собственнику сетей, а последний в свою очередь вправе обратиться в сетевую копанию с заявкой на увеличение мощности подлежат отклонению, так как в данном случае права ФИО1 нарушаются.
Порядок опосредованного присоединения к электрическим сетям (согласно пунктам 40(4) - 40(10) Правил технологического присоединения, утвержден Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 г.).
Пунктом 40(4) установлено, владелец энергопринимающих устройств, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации (далее - владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств), по согласованию с сетевой организацией вправе присоединить к принадлежащим ему объектам электросетевого хозяйства энергопринимающие устройства иного лица при условии соблюдения выданных ранее технических условий (далее - опосредованное присоединение). Опосредованное присоединение может быть осуществлено в случае, если присоединение объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих владельцу ранее присоединенных энергопринимающих устройств, к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации было произведено до 1 января 2015 г.
Так представитель третьего лица ТСН «СНТ Бриз» в судебном заседании пояснила, что выделенная товариществу перераспределена между участниками данного товарищества. На земельный участок ФИО1 выделено 6,5 кВт, свободной мощности у Товарищество нет в связи с чем перераспределить мощность товарищество не имеет возможности. Представитель Истца, ФИО3 указала, что КТП №411, принадлежащая ФГУП «102 ПЭС МО РФ» располагается не далее 200 метров от границ земельного участка ФИО1, таким образом ответчик имеет возможность увеличить мощность.
Пунктом 40(4) Правил N 861 установлено право (а не обязанность) владельца ранее (до 01.01.2015г.) присоединенных энергопринимающих устройств на присоединение к своим объектам электросетевого хозяйства энергопринимающие устройства иного лица путем опосредованного присоединения.
При таких обстоятельствах суд отклоняет довод представителя ответчика о том, что ТСН СНТ «Бриз» обязан перераспределить мощность в пользу ФИО1
Учитывая приведенное правовое регулирование, суд приходит к выводу, что в случае увеличения максимальной мощности энергопринимающих устройств, заявка подается в территориальную сетевую организацию, к электрическим сетям которой есть надлежащее технологическое присоединение, в том числе опосредованное.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 25 декабря 2018 года №49 №0 некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»: «Отказ лица, обязанного заключить публичный договор, от его заключения при наличии возможности предоставить потребителю товары, услуги, выполнить работы не допускается (пункт 3 статьи 426 ГК РФ). Бремя доказывания отсутствия возможности передать товар, выполнить соответствующие работы, оказать услуги возложено на лицо, обязано заключить публичный договор (статья 56 ГПК РФ)».
Аналогичные выводы содержатся в апелляционных определениях судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда Дело № 33- 2141/2021, по иску ФИО4 к ФГУП 102 ПЭС МО, а также дело №33-3071/2021 по иску ФИО5, ФИО6 к ФГУП 102 ПЭС МО.
Ст. 12 ГК РФ закрепляет в качестве защиты гражданских прав денежную компенсацию морального вреда.
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
На основании ст. ст. 1099, 1100, 1101 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права граждан, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, предусмотренных законом. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, свидетельствующие о нарушении ответчиком прав потребителя по заключению договора на технологическое присоединение, принимая во внимание степень вины ответчика, характер и объем, причиненных истцу нравственных страданий, суд с учетом принципа разумности и справедливости, истец, должен был на протяжении длительного времени терпеть неудобства, вызванные несправедливым отказом ответчика в добровольном порядке учесть заслуживающие уважения интересы потребителя, считает возможным удовлетворить заявленные истцом требования о компенсации морального вреда частично и взыскать с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда 5 000 рублей.
Согласно п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 46 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» от 28 июня 2012 года, при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя 2 500 рублей (50 % от 5 000 руб.).
Поскольку истец освобожден в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины, то в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ сумма государственной пошлины подлежит взысканию с ответчика в размере 600 рублей в доход бюджета города Севастополя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Иск ФИО1 к ФГУП «102 предприятие электрических сетей» МО РФ об обязании совершить определенные действия удовлетворить частично.
Обязать Федеральное государственное унитарное предприятие «102 предприятие электрических сетей» Министерства обороны Российской Федерации выдать ФИО1 технические условия и заключить договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям земельного участка и жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ФГУП «102 предприятие электрических сетей» МО РФ с пользу ФИО1 моральный вред в размере 5 000 рублей, штраф в размере 2 500 рублей.
Взыскать с ФГУП «102 предприятие электрических сетей» МО РФ в бюджет Ленинского района г.Севастополя 600 рублей.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя. Решение в окончательной форме составлено 10 августа 2022 года.
Судья Ленинского районного суда
города Севастополя С.В. Калганова