Производство № 2-2192/2022
УИД 28RS0004-01-2022-001272-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 мая 2022 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе председательствующего судьи Касымовой А.А., при помощнике ФИО1, с участием АА, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Благовещенске гражданское дело по исковому заявлению АА к ООО «Северный ветер» о признании незаконным отказа, взыскании денежных средств, штрафа, компенсации морального вреда,
установил:
АА обратился в суд с указанным иском, в обоснование указав, что он от имени и по поручению граждан КНР и за счет собственных средств в период с 10 марта 2020 года по 17 марта 2020 года на сайте авиакомпании ООО «Северный ветер»заключил договор воздушной перевозки путем приобретения тринадцати авиабилетов по маршруту Москва-Благовещенск с датой вылета 18 марта 2020 года; стоимость билетов составила 190 032 рубля.
В связи с эпидемиологической обстановкой и введением режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, 12 января 2022 года истец обратился в авиакомпанию с целью расторжения договоров воздушной перевозки и возврата уплаченных денежных средств.
24 января 2022 года на электронную почту истца поступил ответ, из содержания которого следует, что претензионная комиссия авиакомпании ООО «Северный ветер» приняла решение об отказе в удовлетворении требований о возврате провозной платы, ссылаясь на положения статьи 108 Воздушного кодекса РФ и пункт 227 Правил №82.
Истец полагает отказ незаконным, нарушающим его права как потребителя.
Истец просит суд с учетом уточнений признать незаконным отказ ООО «Северный ветер» в возврате денежных средств за авиабилеты в количестве 13 штук, обязать ответчика исполнить требования ст.107.2 Воздушного кодекса РФ и Положения №991, путем возврата истцу 19 марта 2023 года денежных средств за 13 авиабилетов по маршруту Москва-Благовещенск с датой вылета 18.03.2020 года, с учетом требований постановления Правительства №991; взыскать с ООО «Северный ветер» штраф в размере 50 процентов от стоимости авиабилетов, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
В судебном заседании АА настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснил, что положениями постановления правительства №991 предусмотрено восстановление прав потребителей либо путем альтернативной авиаперевозки, либо возврата оплаченных денежных средств. Согласно позиции ответчика, авиакомпанией принято решение о возврате истцу денежных средств, однако до настоящего времени ответа на заявление не последовало, денежные средства не возвращены, права истца не восстановлены.
Представитель ответчика ООО «Северный ветер» в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, из содержания которого следует, что правовых оснований для удовлетворения искового заявления АА не имеется. Указывает, что авиабилеты приобретены АА в стороннем агентстве ООО «Пегас Ритейл», которым установлен сервисный сбор. Законодателем определён порядок принятия суммы провозной платы в счет услуг для будущей перевозки и возврата денежных средств пассажирам по истечении трех лет с даты вылета, указанной в билете. В рассматриваемом случае срок исполнения обязательства по договору определен после 18 марта 2020 года, билеты приобретены до 01 мая 2020 года. При этом основание отказа от перевозки, а также вид тарифа у пассажира правового значения не имеет. Таким образом требование истца о взыскании денежных средств, уплаченных за осуществление перевозки по авиабилетам, не подлежит удовлетворению, в связи с тем, что установленный законодательством срок возврата провозной платы в условиях режима повышенной готовности на территории РФ в настоящий момент не наступил. Ответчиком повторно рассмотрена претензия АА, принято решение о досрочном возврате провозной платы по указанным билетам, то есть одобрен вынужденный возврат провозной платы в размере 190 032 рубля. Требования о взыскании штрафа безосновательны, поскольку авиакомпания прав истца не нарушала.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что АА в период с 10 марта 2020 года по 17 марта 2020 года приобрел от имени и по поручению граждан КНР тринадцать авиабилетов по маршруту Москва – Благовещенск по невозвратным тарифам авиакомпании ООО «Северный ветер». Стоимость билетов (воздушной перевозки) в сумме 190 032 рубля оплачена АА путем перечисления денежных средств по банковской карте.
Судом установлено, что АА на пассажиров – граждан КНР приобретены авиабилеты в количестве 13 штук на рейс №4-8301/18.03.2020, маршрут Москва-Благовещенск с датой вылета 18 марта 2020 года. Полная стоимость авиабилетов составила 190 032 рубля. До настоящего момента возврат денежных средств не производился.
12 января 2022 года АА обратился в ООО «Северный ветер» с целью расторжения договоров воздушной перевозки и возврата денежных средств, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
24 января 2022 года в адрес АА направлен ответ на претензию, согласно которому изложенные в обращении истца обстоятельства не являются случаем вынужденного возврата билета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 103 Воздушного кодекса Российской Федерации по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.
Федеральным законом от 8 июня 2020 года N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Федеральный закон от 8 июня 2020 года N 166-ФЗ) Воздушный кодекс РФ, устанавливающий правовые основы использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации, дополнен ст. 107.2, согласно которой Правительство РФ при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части вправе установить на соответствующей территории особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены Правительством РФ (п.1).
В случае отказа пассажира от воздушной перевозки при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части уплаченная за воздушную перевозку провозная плата подлежит возврату в порядке и сроки, которые установлены Правительством РФ (п.2).
Таким образом, статьей 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено императивное требование о возврате пассажиру провозной платы и определены полномочия Правительства Российской Федерации по установлению порядка и сроков возврата провозной платы.
Согласно статье 24 Федерального закона от 8 июня 2020 года N 166-ФЗ особенности исполнения и расторжения договоров перевозки пассажиров, предусмотренные статьей 107.2 Воздушного кодекса РФ, применяются к договорам перевозки пассажиров, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 года (п. 3).
Правительство РФ в Положении предусмотрело право перевозчика на зачет ранее оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по перевозке пассажира и право на возврат провозной платы для всех пассажиров, в том числе заключивших договор воздушной перевозки по "невозвратному" тарифу (п. п. 3, 4, 5, 6).
Денежные средства, указанные в п. 6 Положения, возвращаются по заявлению пассажира, поданному по истечении трех лет с даты отправления рейса, указанного в билете. Только лица, признанные инвалидами I и II групп; лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида; ветераны Великой Отечественной войны и члены многодетной семьи имеют право на возврат провозной платы до истечения 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете (п. 10).
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17 февраля 2021 года), указано, если пассажир, не относившийся на дату заключения договора воздушной перевозки к лицам, перечисленным в абзаце втором пункта 10 указанного положения, впоследствии приобретет соответствующий статус (например, будет признан инвалидом I или II группы), он получит право на возврат провозной платы до истечения 3 лет с даты отправления рейса либо до даты воздушной перевозки, указанной в билете.
То есть, нормами указанного положения определен четкий перечень лиц, имеющих право на возврат денежных средств до истечения трех лет с даты отправления рейса, указанного в билете.
В самом тексте упомянутого нормативного акта прямо указано, что он распространяется на договоры, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 г. - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 г., к числу которых относятся и спорные договоры, датированные 10 марта 2020 года и 17 марта 2020 года, перелет по которым должен был быть осуществлен 18 марта 2020 года.
Возникшие правоотношения сторон регулируются и вышеназванным Положением, поскольку авиабилеты, стоимость которых просил вернуть истец, приобретены им до 1 мая 2020 года, а договор перевозки подлежал исполнению 18 марта 2020 года по маршруту Москва - Благовещенск, соответственно, на данные правоотношение распространялось действие положений статьи 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Ни истец, ни пассажиры не относятся к категории лиц, имеющих право на возврат провозной платы до истечения 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете (п. 10 Положения), доказательств отнесения их к указанным в п.10 Положения категориям пассажиров в материалах дела не содержится.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что у истца не наступило право на возврат денежных средств за авиабилеты, как на момент обращения его к ответчику с претензией, так и на момент рассмотрения дела судом, т.е. до истечения 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете (т.е. до 18 марта 2023 года). Иное толкование противоречит приведенным нормам права и разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации.
Поскольку установленный законодательством срок возврата провозной платы в условиях введения режима повышенной готовности на территории РФ в настоящий момент не наступил, а требования истца о взыскании стоимости авиабилетов преждевременны в связи с чем, требования истца о возврате денежных средств удовлетворению не подлежат.
Доказательств, свидетельствующих о незаконности отказа ответчика в возврате истцу денежных средств, вопреки требованиям пункта 1 статьи 56 ГПК РФ, не представлено, в связи с чем требований в указанной части также не подлежат удовлетворению.
Исходя из сложившейся в мире эпидемиологической ситуацией, вызванной распространением новой короновирусной инфекции (COVID-19), объявленной 11 марта 2020 года Всемирной Организацией Здравоохранения пандемией, повлекшей ограничение перевозок, издание государственных и правительственных актов, постановлений и других независящих от воли сторон чрезвычайных, непредвиденных и непредотвратимых событий, оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании штрафа в пользу истца у суда не имеется, поскольку обстоятельства непреодолимой силы, послужили основанием невозможности исполнения авиакомпанией принятых обязательств.
Согласно статье 15 Закона Российской Федерации от 07.08.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Таким образом, компенсация морального вреда подлежит взысканию только в случае нарушения прав потребителя.
Заявленные истцом требования о взыскании компенсации морального вреда являются производными от основного требования о взыскании стоимости перевозки, вины ответчика в несоблюдении срока возврата денежных средств не установлено, не установлен факт нарушения ответчиком прав истца как потребителя, в связи с чем указанные требования также удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ суд,
решил:
АА отказать в удовлетворении исковых требований к ООО «Северный ветер» о признании незаконным отказа в возврате денежных средств, возврате денежных средств за авиабилеты, взыскании штрафа, компенсации морального вреда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд Амурской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Касымова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 17 мая 2022 года.