ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2192/2022 от 17.08.2022 Заводской районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2-2192/2022

64RS0044-01-2022-003523-50

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 августа 2022 года город Саратова

Заводской районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Ореховой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником Крымским С.А.,

с участием представителя истца старшего помощника прокурора Желновой Н.С.,

представителя администрации муниципального образования «Город Саратов» Простомолотовой О.А., действующей на основании доверенности

представителя комитета по финансам Зыбина С.А., действующего на основании доверенности

представителя Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад <№>» Ефременко А.С.,

представителя ПАО «Т Плюс» Клочковой М.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Саратова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов» об освобождении зоны тепловых сетей путем демонтажа объектов детской площадки МДОУ «Детский сад <№>» <адрес> г.Саратова,

установил:

Заместитель прокурора г. Саратова обратился в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов», в котором с учетом уточненных заявленных требований просил: обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» освободить охранную зону тепловых сетей путем демонтажа объектов детской площадки, расположенных по адресу: <адрес>, г. Саратов, <адрес>, земельный участок 1, на земельном участке с кадастровым номером 64:48:020335:9 в охранной зоне тепловых сетей; обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» до освобождения охранной зоны обозначить охранную зону участка тепловой сети, проходящего по территории МДОУ «Детский сад <№>» <адрес> г. Саратова, установить плакаты «Опасная зона».

В обоснование заявленных требований указал, что по результатам проведенной проверки соблюдения земельного законодательства прокуратурой города установлено, что земельный участок с кадастровым номером 64:48:020335:9 находится в собственности муниципального образования «Город Саратов» и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования МДОУ «Детский сад <№>» <адрес> г. Саратова (свидетельство о государственной регистрации права 64-01/48-514/2004-176 от <Дата>).

Установлено, что в соответствии с концессионным соглашением <№> в отношении объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения МО «Город Саратов» от <Дата> ПАО «Т Плюс» переданы права владения пользования объектом «Теплотрасса от котельной <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права собственности МО «Город Саратов» 64-АВ <№> от <Дата>).

В ходе проведенной проверки выявлено, что элементы детской площадки находятся в охранной зоне тепловой сети, о чем составлен акт о нарушении охранной зоны тепловых сетей: прохождении по территории МДОУ «Детский сад <№>» <адрес> г. Саратова участка внутриквартальной тепловой сети ТМ <№> от ТЭЦ-2 от У-219 надземного исполнения от <Дата>.

По результатам выявленных нарушений прокуратурой города <Дата> внесено представление в адрес главы МО «Город Саратов» об устранении нарушений земельного законодательства.

Согласно ответу от <Дата><№> в весенний период при сходе снежного покрова и нормализации температурного режима запланировано проведение обследования территории МДОУ «Детский сад <№>» <адрес> г. Саратова в целях принятия соответствующих мер по устранению нарушений указанных в представлении.

Однако до настоящего времени мер не предпринято, в случае возникновения аварийной ситуации на тепловой сети, создается угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, в том числе несовершеннолетних воспитанников МДОУ «Детский сад <№>» <адрес> г.Саратова, окружающей среде, имуществу.

Непринятие соответствующих мер по устранению нарушений явилось основанием для обращения в суд.

В ходе рассмотрения дела представитель истца, старший помощник прокурора Желнова Н.С. просила удовлетворить заявленные требования с учетом уточненных по доводам иска, поскольку расположение детской беседки в охранной зоне тепловой сети нарушает требования Типовых правил, создает препятствия для исполнения ПАО «ТПлюс» возложенных на него обязанностей по содержанию и безопасной эксплуатации тепловых сетей, обеспечению надежного теплоснабжения потребителей, которое достигается, в том числе, возможностью своевременного принятия оперативных мер по устранению аварий на тепловых сетях, в случае возникновения аварийной ситуации на тепловой сети, создается угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, имуществу.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» Простомолотова О.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на отсутствие финансирования и свободных денежных средств.

Представитель комитета по финансам Зыбин С.А. возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на отсутствие финансирования и свободных денежных средств.

Представитель МДОУ «Детский сад <№>» Ефременко А.С. не возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представитель ПАО «Т Плюс» Клочкова М.В. не возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представитель комитета по управлению имуществом г. Саратова не явился, ходатайств об отложении не заявлял, в связи с чем суд определил рассмотреть делов отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В соответствии с п. 4 ч.1 ст.16 Федерального закона от <Дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения муниципальные, городские округа обладают полномочиями по организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) закреплено право собственника земельного участка возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами.

Одним из видов таких ограничений являются ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 ЗК РФ).

Федеральным законом от <Дата> № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 342-ФЗ) ЗК РФ дополнен главой XIX, регулирующей цели установления зон с особыми условиями использования территории, их виды, порядок и последствия установления, изменения, прекращения существования (статьи 104 - 107 ЗК РФ).

Пунктом 28 статьи 105 ЗК РФ (в редакции Закона № 342-ФЗ) предусмотрена возможность установления, в частности, охранных зон тепловых сетей

В соответствии с нормами ст. 210 ГК РФ, на собственника возложено бремя содержания, принадлежащего ему имущества.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с п. 4 ч.1 ст.16 Федерального закона от <Дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения муниципальные, городские округа обладают полномочиями по организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) закреплено право собственника земельного участка возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами.

Одним из видов таких ограничений являются ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 ЗК РФ).

Федеральным законом от <Дата> № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 342-ФЗ) ЗК РФ дополнен главой XIX, регулирующей цели установления зон с особыми условиями использования территории, их виды, порядок и последствия установления, изменения, прекращения существования (статьи 104 - 107 ЗК РФ).

Пунктом 28 статьи 105 ЗК РФ (в редакции Закона № 342-ФЗ) предусмотрена возможность установления, в частности, охранных зон тепловых сетей

В соответствии с нормами ст. 210 ГК РФ, на собственника возложено бремя содержания, принадлежащего ему имущества.

Обязанности эксплуатирующей организации и потребителей по соблюдению установленных законом требований безопасности в сфере теплоснабжения закреплены в положениях Федерального закона от <Дата><№>- ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ), пункте 17 Правил <№>.

Статьей 3 Федерального закона от <Дата> № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ) предусмотрены общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения, в числе которых: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения (пункты 1, 9 части 1).

В силу пункта 1 статьи 23.2 Закона № 190-ФЗ под требованиями безопасности в сфере теплоснабжения понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок.

Согласно пункту 5 статьи 20 Закона № 190-ФЗ проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; обеспечивать качество теплоносителей; организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

Согласно статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Одним из ограничений права на земельный участок пункт 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации называет особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.

Из условий пункта 33 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации МДС41-3.2000, утвержденных приказом Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от <Дата><№>, для обеспечения сохранности тепловых сетей должны устанавливаться охранные зоны, в пределах которых ограничивается хозяйственная деятельность.

Пунктом 6.1.8 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от <Дата><№>, также установлен запрет на возведение каких-либо строений в местах прокладки теплопроводов.

В пунктах 1 - 3 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных приказом Минстроя РФ от <Дата><№> (далее – Типовые правила <№>), определено, что охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера. Охране подлежит весь комплекс сооружений и устройств, входящих в тепловую сеть: трубопроводы и камеры с запорной и регулирующей арматурой и контрольно-измерительными приборами, компенсаторы, опоры, насосные станции, баки-аккумуляторы горячей воды, центральные и индивидуальные тепловые пункты, электрооборудование управления задвижками, кабели устройств связи и телемеханики. Охрана тепловых сетей осуществляется предприятием, в ведении которого находятся тепловые сети, независимо от его организационно-правовой формы. Предприятия, организации, граждане в охранных зонах тепловых сетей обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев.

В соответствии с пунктом 4 Типовых правил охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.

В силу пункта 5 Типовых правил <№> в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту, в том числе устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и т.п.

Пунктом 17 Правил <№> установлено, что работникам предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа к объектам тепловых сетей, находящихся на территории других предприятий, для их обслуживания и ремонта. Предприятия, организации, граждане в охранных зонах тепловых сетей и вблизи них обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев.

Согласно пунктам 5, 6 Типовых правил в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту:

- устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и т.п.;

В пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается:

- производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений;

- производить земляные работы, планировку грунта, посадку деревьев и кустарников, устраивать монументальные клумбы;

- производить погрузочно-разгрузочные работы, а также работы, связанные с разбиванием грунта и дорожных покрытий;

- сооружать переезды и переходы через трубопроводы тепловых сетей.

В соответствии с Типовыми правилами охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденными приказом Минстроя Российской Федерации от <Дата><№> (далее – Типовые правила), Типовые правила должны выполняться предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющими строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и эксплуатацию тепловых сетей на территории городов и других населенных пунктов, а также переустройство и эксплуатацию дорог, трамвайных и железнодорожных путей, переездов, зеленых насаждений, подземных и надземных сооружений в непосредственной близости от тепловых сетей.

Как установлено судом и следует из материалов дела, по результатам проведенной прокуратурой города Саратова проверки соблюдения земельного законодательства выявлено, что на земельном участке с кадастровым номером 64:48:020335:9, находящегося в собственности муниципального образования «Город Саратов» и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования МДОУ «Детский сад <№>» <адрес> г. Саратова (свидетельство о государственной регистрации права 64-01/48-514/2004-176 от <Дата>), часть элементов детской площадки находятся в охранной зоне тепловой сети, о чем <Дата> старшим помощником прокурора города Саратова Желновой Н.С. совместно с начальником ОПиПБ Саратовских тепловых сетей филиала «Саратовский» ПАО «Т Плюс» Филипповым В.Б. составлен акт о нарушении охранной зоны тепловых сетей: прохождении по территории МДОУ «Детский сад <№>» <адрес> г. Саратова участка внутриквартальной тепловой сети ТМ <№> от ТЭЦ-2 надземного исполнения.

Как установлено судом, права владения и пользования объектом «Теплотрасса от котельной <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права собственности муниципального образования «Город Саратов» 64-АВ <№> от <Дата>) в соответствии с концессионным соглашением <№> от <Дата> собственником муниципальным образованием «Город Саратов» переданы ПАО «Т Плюс».

По результатам выявленных нарушений прокуратурой города <Дата> внесено представление в адрес главы МО «Город Саратов» об устранении нарушений земельного законодательства, согласно ответу от <Дата><№> в весенний период при сходе снежного покрова и нормализации температурного режима запланировано проведение обследования территории МДОУ «Детский сад <№>» <адрес> г. Саратова в целях принятия соответствующих мер по устранению нарушений указанных в представлении.

Однако в ходе рассмотрения дела судом установлено и не оспаривалось сторонами, что меры к устранению допущенных нарушений собственником земельного участка -администрацией муниципального образования «Город Саратов» не приняты, напротив, сторона ответчика возражала против удовлетворения требований.

Ввиду того, что сторона ответчика возражала против удовлетворения требований, оспаривая обоснованность поданного иска ввиду отсутствия специальных познаний судом была назначена судебная строительно-техническая экспертиза по определению суда от <Дата>.

Согласно заключению эксперта ООО «Приоритет-Оценка» <№> от <Дата>, проведенной на основании определения Заводского районного суда г. Саратова определены технические параметры охранной зоны спорных тепловых сетей (двухтрубная трасса, способ прокладки - воздушный, балансодержатель и эксплуатирующая организация - филиал «Саратовский» ПАО «Т Плюс»), согласно которым, охранная зона спорных тепловых сетей составляет 3 метра земельного участка в каждую сторону вдоль трассы прокладки тепловой сети, т.е. общая ширина охранной зоны составляет 6м. Тепловая сеть находится в границах земельного участка с кадастровым номером 64:48:020335:9 в следующих координатах: Х=491781.71 Y-2291606.56; Х=491781.65 Y-2291635.42; Х-491782.23 Y=2291635.41. Охранная зона спорной тепловой сети имеет площадь 354 кв.м, и следующие координаты: Х=491754.95 Y=2291609.03; Х=491755.00 Y=2291603.03; Х=491784.71 ?=2291603.51; Х=491784.65 Y =2291638.38; Х=491778.65 Y=2291638.46; Х=491778.71 Y=2291609.60. При сопоставлении результатов геодезической съемки территории земельного участка с кадастровым номером 64:48:020335:9 с границами охранной зоны спорной тепловой сети, было установлено, что в охранной зоне тепловых сетей расположены следующие объекты: ограждение (забор) - протяженность нахождения в охранной зоне составляет 35 п.м. в следующих координатах: Х=491782.36 Y=2291603.48; Х=491782.21 Y=2291635.51; Х=491782.22 Y =2291638.41; детская игровая беседка МДОУ "Детский сад <№>" <адрес> г Саратова - площадь нахождения в охранной зоне составляет 4 кв.м, в следующих координатах: Х=491778.68 Y =2291626.27; Х=491778.68 Y =2291621.06; Х=491779.62 Y=2291621.08; Х=491779.39 Y=2291626.28. Так же в границах охранной зоны спорной тепловой сети расположена территория детского сада МДОУ "Детский сад <№>" <адрес> г. Саратова, где осуществляется свободный проход граждан (работников детского сада и несовершеннолетних воспитанников детского сада), и зеленые насаждения (деревья).

Экспертом дан однозначный ответ о том, что нахождение спорных тепловых сетей в пределах охранной зоны создает угрозу безопасности жизни, здоровью граждан и причинения вреда при аварийной ситуации на спорных тепловых сетях и при наличии граждан в охранной зоне указанных сетей.

Также экспертом предложены способы устранения нарушений охранной зоны тепловых сетей, в том числе на способ устранения нарушений по расположению детской игровой беседки в охранной зоне тепловой сети: демонтаж части детской игровой беседки, расположенной в границе охранной зоны спорной тепловой сети (площадь нахождения в охранной зоне составляет 4 кв.м., необходимо демонтировать участок беседки шириной 0,81м. длиной 4,94 м.). Временные затраты - в среднем 3-7 рабочих дней (зависит от количества работников и режима работы детского сада); экономические затраты - стоимость работ и материалов составляет 96035 рублей.

Судом принимается экспертное заключение, проведенное в ходе рассмотрения дела, выводы, указанные в данном заключении, кладутся в основу решения в связи с тем, что указанное заключение в полном объеме отвечает требованиям ст. 86 ГПК РФ, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате них выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы, эксперт указывает на применение методов исследований, основывается на исходных объективных данных, в заключении указаны данные о квалификации эксперта, его образовании, стаже работы, выводы эксперта обоснованы документами, представленными в материалы дела. Кроме того, эксперт в соответствии с требованиями закона был предупрежден об ответственности по ст. 307 УК РФ, стороны по делу имели возможность ставить перед экспертом вопросы и присутствовать при проведении экспертизы.

В связи с чем, с учетом экспертного заключения, а также с учетом того, что в соответствии с утвержденной скорректированной инвестиционной программы в сфере теплоснабжения на период действия инициативного концессионного соглашения с 2019 по 2043 годы филиала «Саратовский ПАО «ТПлюс» по г Саратову, перенос указанных тепловых сетей запланирован в 2041 году, суд приходит к выводу о том, что расположение детской площадки МДОУ «Детский сад <№>» <адрес> г. Саратова в охранной зоне тепловой сети создает препятствие для обслуживания и ремонта теплотрассы, а также способствует возникновению риска угрозы жизни и здоровью людей, повреждению имущества в случае прорыва теплотрассы, что нарушает Приказ Минстроя РФ от <Дата><№> «О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей».

Исходя из положений названных норм и фактических обстоятельств дела, поскольку элементы детской беседки, нарушающие режим охранной зоны тепловой сети размещены с нарушением нормативно-правовых актов и препятствует полноценному пользованию тепловыми сетями, обслуживанию таких сетей, а также имеются риски нарушения прав при причинении ущерба третьим лицам, суд приходит к итоговому выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Разрешая требования о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Город Саратов» до освобождения охранной зоны обозначить охранную зону участка тепловой сети, проходящего по территории МДОУ «Детский сад <№>» <адрес> г. Саратова, установить плакаты «Опасная зона», суд приходит к выводу об удовлетворении требований в данной части в силу ст.210 ГК РФ, поскольку собственником земельного участка является ответчик.

Разрешая вопрос о взыскании расходов на проведение судебной экспертизы ООО «Приоритет-оценка» суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей; другие признанные судом необходимыми расходы.

Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Ввиду того, что заявленные расходы на проведенные экспертизы в размере 38000 руб. ООО «Приоритет-оценка» не возмещены, указанные расходы подлежат взысканию с ответчика.

Руководствуясь статьями 12, 56, 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» освободить охранную зону тепловых сетей путем демонтажа объектов детской площадки, расположенных по адресу: <адрес>, г. Саратов, <адрес>, земельный участок 1, на земельном участке с кадастровым номером 64:48:020335:9 в охранной зоне тепловых сетей;

обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» до освобождения охранной зоны обозначить охранную зону участка тепловой сети, проходящего по территории МДОУ «Детский сад <№>» <адрес> г. Саратова, установить плакаты «Опасная зона».

Взыскать с администрации муниципального образования «Город Саратов» в пользу ООО «Приоритет-оценка» (ИНН 6453093117) расходы на проведение экспертизы в размере 38000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г.Саратова-22.08.2022

Судья А.В. Орехова