К делу № 2-2193/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Крымск «17» октября 2019 года
Крымский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующий судья Гусихин Н.Я.,
при секретаре Хоменко Ю.Ю.,
с участием истца ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО4 к Непубличному акционерному обществу «ТЭК» о взыскании компенсационных выплат при расторжении трудового договора,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратилась в суд с иском к Непубличному акционерному обществу «ТЭК» о взыскании компенсационных выплат при расторжении трудового договора.
В обоснование своих требований указывает, что 26.09.2017г. она была принята на работу в филиал НАО «ТЭК» «ТЭК г. Крымск» в юридический отдел на должность юрисконсульта. 08.05.2019г. трудовой договор с ней расторгнут по инициативе работодателя в связи с сокращением штата работников. С момента увольнения и до настоящего времени не были произведены в полном объеме компенсационные выплаты, подлежащие выплате, а именно: ей, как увольняемому работнику, воспитывающему двоих детей в возрасте до 18-ти лет, не была выплачена сумма, предусмотренная Отраслевым соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве, топливно-энергетическом комплексе и сфере бытового обслуживания населения Краснодарского края на 2017 - 2019 годы в размере не менее 5-кратного среднего месячного заработка и размер задолженности составляет 57 943 руб. 60 коп. НАО «ТЭК» оказывает коммунальные услуги - теплоснабжения и горячего водоснабжения в г. Крымске и Крымском районе с 2016г. С 01.01.2017 года в Краснодарском крае действует «Отраслевое соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве, топливно-энергетическом комплексе и сфере бытового обслуживания населения Краснодарского края на 2017 - 2019 годы» (далее «Соглашение», утв. Министерством ТЭК и ЖКХ Краснодарского края, Ассоциацией «Объединение работодателей Краснодарского края». Краснодарской краевой организацией Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения). В Отраслевом соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве, топливно-энергетическом комплексе и сфере бытового обслуживания населения Краснодарского края на 2017 - 2019 годы отмечено, что данное Соглашение является правовым актом, регулирующим взаимоотношения между органами исполнительной власти, объединением работодателей, организациями жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, наземного городского электротранспорта, организациями сферы бытового обслуживания населения и другими организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере жизнеобеспечения населения края, работниками названных организаций и устанавливает условия и размеры оплаты труда, социально-трудовые гарантии для работников. Сторонами соглашения являются: работники организаций жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, наземного городского электротранспорта, организаций сферы бытового обслуживания населения и других организаций в лице их представителя - краевой организации Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения (в дальнейшем - Крайком профсоюза); работодатели, в лице их представителя - Ассоциации «Объединение работодателей Краснодарского края»; профильные органы исполнительной власти Администрации края; заместитель главы администрации Краснодарского края. Соглашение является правовым актом и его условия обязательны для организаций, на которые оно распространяется, в том числе для теплоснабжающей организации НАО «ТЭК». Соглашение заключено в целях: установления и реализации социально-трудовых гарантий работникам организаций; создания условий и механизмов, способствующих реализации в организациях норм трудового законодательства Российской Федерации. Соглашение является обязательной основой для заключения коллективных договоров и соглашений в организациях жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, наземного городского электротранспорта и бытового обслуживания населения, любых форм собственности. Соглашение устанавливает минимальные социально-трудовые гарантии работникам. При отсутствии в организации коллективного договора, Соглашение имеет прямое действие (абз.10 Раздел I Соглашения). Согласно п.п. г п. 6.10 Раздела VI Соглашения в случае расторжения трудового договора с работником, подлежащим увольнению в связи с сокращением численности или штата работодатель должен был произвести компенсационные выплаты увольняемым работникам, имеющим двух и более детей в возрасте до 18 лет - в размере не менее 5-кратного среднего месячного заработка. Работодателем НАО «ТЭК» не был направлен отказ от присоединения к Отраслевому соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве, топливно-энергетическом комплексе и сфере бытового обслуживания населения Краснодарского края на 2017 - 2019 годы, но в нарушение трудового законодательства не были внесены соответствующие изменения в локальные нормативные акты, предусматривающие порядок и условия выплаты компенсаций, не заключены компенсационные соглашения или коллективный договор, чем нарушено ее право на получение компенсационных выплат, поскольку она является матерью двоих детей в возрасте до 18-ти лет: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. До настоящего времени ей как работнику, уволенному в связи с сокращением численности (штата), воспитывающему двух детей в возрасте до 18-ти лет не выплачена сумма в размере двух средних месячных заработков, составляющая 57 943 руб. 60 коп., предусмотренная Отраслевым соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве, топливно-энергетическом комплексе и сфере бытового обслуживания населения Краснодарского края на 2017 - 2019 годы. Действиями ответчика нарушено ее право на компенсационную выплату при увольнении. Ответчик обязан исполнять отраслевое соглашение. В связи с чем, она вынуждена обратиться в суд с иском о восстановлении нарушенных прав и просит суд взыскать с ответчика НАО «ТЭК» в ее пользу задолженность по компенсационной выплате в размере 57 943 руб. 60 коп. предусмотренной Отраслевым соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве, топливно-энергетическом комплексе и сфере бытового обслуживания населения Краснодарского края на 2017 - 2019 годы.
Истец ФИО4 в судебном заседании свои исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика - НАО «ТЭК» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие. От него поступил отзыв, в котором указывает, что Отраслевое соглашение принято 01.01.2017 года. НАО «ТЭК» не является стороной указанного Отраслевого соглашения, не участвовало в его принятии и подписании. Ответчиком не подписывались внутренние отраслевые и компенсационные соглашения, устанавливающие положения, отличные от закрепленных действующим законодательством. Решением Арбитражного суда Новгородской области от 10.01.2019 г. по делу № А44-11424/2018 НАО «ТЭК» (далее - Должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре ликвидируемого должника сроком на 6 месяцев, конкурсным управляющим должника утвержден ФИО3. ФИО4 обращалась в трудовую инспекцию и истом был получен ответ, что нарушений трудового законодательства не выявлено.
Выслушав истца, огласив отзыв представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению на основании следующего.
Согласно ст. 45 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и «работодателей» на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Судом установлено, что ФИО4 с 26.09.2017г. по 08.05.2019г. отработала в Непубличном акционерном обществе «ТЭК» в филиале «ТЭК г. Крымск», в юридическом отделе на должности юрисконсульта. 08.05.2019 года трудовой договор расторгнут по инициативе работодателя в связи с сокращением штата работников (п.2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
Истцу, как работнику, уволенному в связи с сокращением численности (штата), воспитывающему двух детей в возрасте до 18-ти лет не выплачена сумма в размере двух средних месячных заработков, составляющая 57 943 руб. 60 коп., предусмотренная Отраслевым соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве, топливно-энергетическом комплексе и сфере бытового обслуживания населения Краснодарского края на 2017 - 2019 годы. Ссылаясь на то, что действие Отраслевого соглашения не распространяется на НАО «ТЭК», так как организация не присоединена к вышеуказанному соглашению.
Суд не согласен с данной позицией ответчика по следующим основаниям.
08 декабря 2016 на федеральном уровне заключено Отраслевое тарифное соглашение (далее-ОТС) в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы между Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения и Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, которое 28 декабря 2016г. прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости. Регистрационный N22/17-18 размещено на официально сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.rosmirtrud.ru) и опубликовано в газете «Солидарность».
Согласно п.п. г. п. 5.9 ОТС в случае расторжения трудового договора с работником, подлежащим увольнению в связи с сокращением численности или штата, с ликвидацией Организации работодатель выплачивает ему все виды вознаграждений, положенных работникам Организации и носящих квартальный, полугодовой, годовой и иной характер в размерах пропорционально отработанному времени, а также производит компенсационные выплаты, денежные вознаграждения в порядке и на условиях, закрепленных в компенсационных соглашениях или коллективных договорах, действующих непосредственно в Организациях; увольняемым работникам, имеющим двух и более детей в возрасте до 18 лет, - в размере не менее 5-кратного среднего месячного заработка.
Указанные размеры выплат включают выплаты, установленные действующим законодательством.
Согласно п. 1.2. Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений между полномочными представителями работников и работодателей Организаций, на которые распространяется действие Соглашения, вне зависимости от форм собственности Организаций, общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам, а также определяющий права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства. Соглашение направлено на совершенствование системы взаимоотношений и согласования интересов между работниками, органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями по вопросам регулирования социально-трудовых и иных связанных с ними экономических отношений в жилищной и коммунальной сферах, а также на повышение эффективности работы организаций жилищно-коммунального хозяйства (далее - Организации), на реализацию социально-экономических, трудовых прав и законных интересов работников данной отрасли. Оно заключено между работодателями и работниками в лице их полномочных представителей (сторон) в виде Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения «ОООР ЖКК» и Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения.
Согласно п. 1.8. Соглашение является обязательным к применению при заключении коллективных договоров, региональных отраслевых соглашений и индивидуальных трудовых договоров для Организаций, на которые оно распространяется. Коллективные договоры в Организациях не могут включать в себя условия, ухудшающие положение работников по сравнению с условиями, предусмотренными настоящим Соглашением. Настоящее Соглашение не ограничивает права Организаций в расширении социальных гарантий работникам за счет собственных средств.
В случае отсутствия в Организации коллективного договора настоящее Соглашение имеет прямое действие
Согласно п. 1.13. Соглашение вступает в силу с 1 января 2017 года и действует по 31 декабря 2019 года включительно.
Согласно п. 10.1. Заключительных положений после подписания настоящего Соглашения, Объединение работодателей направляет его в Федеральную службу по труду и занятости на уведомительную регистрацию в порядке установленном Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.09.2014 г. № 636Н.
Согласно п. 10.2. Соглашение публикуется в ежемесячном деловом журнале «Коммунальный комплекс России», в информационном бюллетене ЦК Общероссийского профсоюза жизнеобеспечения и размещается на сайте Internet - оооржкк.рф, а также размещается на официальном сайте Минтруда России, Роструда в информационно-коммуникационные сети «Интернет» и публикуется в журналах «Охрана и экономика труда», «Бизнес России», газете «Солидарность» (согласно приказу Минтруда России от 12.11.2015 г. №860Н).
В соответствии Приказом федеральной службой по труду и занятости от 09.09.2015 г. № 248 обеспечивается актуализация действующего ОТС.
Согласно п. 10.3. Соглашение распространяется на всех членов отраслевого объединения работодателей, на организации, не являющиеся членами объединения работодателей, но уполномочивших объединение работодателей от их имени заключить Соглашение.
П. 10.4. Организации, на которые не распространяются нормы настоящего Соглашения, вправе присоединиться к нему.
Согласно п. 10.8. По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, в которых должны быть указаны основания отказа, согласно критериям, установленным Российской трёхсторонней комиссией по социально-трудовым отношениям.
Письмом Минтруда России № 14-4/10/В-835 от 03.02.2017 г. предложено работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства, не участвовавшим в заключении соглашения, присоединиться к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 г. Если в течении 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения в Министерство труда и социальной защиты РФ работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном ч.9 ст.48 ТК РФ порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
Согласно Устава НАО «ТЭК» осуществляет, в том числе, оказание коммунальных услуг - теплоснабжения и горячего водоснабжения, строительство, реконструкцию и ремонт оборудования котельных и т.д. Следовательно, НАО «ТЭК» относится к организации жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетическому комплексу и сфере бытового обслуживания населения.
Доводы ответчика о том, что НАО «ТЭК» не должно выплачивать истцу компенсационную выплату, поскольку в установленном законом порядке не присоединилось к Отраслевому соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве, топливно-энергетическом комплексе и сфере бытового обслуживания населения, суд считает не основанными на нормах действующего законодательства по следующим основаниям.
Судом установлено, что НАО «ТЭК» в Министерство труда и социальной защиты РФ не был направлен мотивированный отказ присоединиться к соглашению.
Принимая во внимание, что письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о присоединении к Соглашению опубликовано 17.02.2017 в официальном источнике «Российская газета», НАО «ТЭК» присоединилось к Соглашению, и обязано выполнять все положения, предусмотренные ОТС. Кроме того, норма п. 5.9 ОТС является императивной, а не рекомендательной.
Согласно правовой позиции, изложенной в обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 24.12.2014, при отсутствии мотивированного письменного отказа работодателя присоединиться к изменениям, которые вносятся в заключенное на федеральном уровне отраслевое тарифное соглашение, такое соглашение распространяется на него в полном объеме.
Истец просит взыскать с ответчика задолженность по компенсационной выплате в размере 57 943 руб. 60 коп. (пятьдесят семь тысяч девятьсот сорок три рубля 60 копеек), предусмотренной Отраслевым соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве, топливно-энергетическом комплексе и сфере бытового обслуживания населения Краснодарского края на 2017 - 2019 годы, согласно представленному расчету.
Средний дневной заработок ФИО4 составляет 1448,59 руб. Согласно п. 5.9 Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы (8 декабря 2016 г.) размеры выплат включают выплаты, установленные действующим законодательством. Согласно ТК РФ за работником сохраняется среднемесячный заработок на период трудоустройства, но не больше чем на два месяца со дня увольнения, а согласно ст. 178 ТК РФ и за третий месяц по решению службы занятости. Соответственно, поскольку НАО «ТЭК» выплачены компенсационные суммы в размере троекратного среднего месячного заработка, не выплачена компенсация в размере двукратного среднего месячного заработка за период с 09.05.2019 по 08.06.2019 г. (20 рабочих дней) исходя из расчета:
1448.59 руб/дн. х 20дн. х 2 = 57 943,6 руб., где:
1448.59 руб. - средний дневной заработок
20 дней - количество рабочих дней в мае 2019
2 - разница между выплаченными НАО «ТЭК» средним месячным заработком и предусмотренным Отраслевым тарифным соглашением в ЖКХ РФ на 2017-2019 годы.
Сумма компенсационной выплаты, подлежащая выплате в день увольнения, составляет 86 915, 4 руб. Выплачено в день увольнения было только 28 971,80 руб. соответственно задолженность составляет 57943,6 рублей.
Данный расчет суд считает верным, основанным на нормах действующего законодательства, в связи с чем, данная сумма подлежит взысканию в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО4 к Непубличному акционерному обществу «ТЭК» о взыскании компенсационных выплат при расторжении трудового договора – удовлетворить.
Взыскать с Непубличного акционерного общества «ТЭК» в пользу ФИО4 задолженность по компенсационной выплате в размере 57 943 руб. (пятьдесят семь тысяч девятьсот сорок три рубля) 60 копеек.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Крымский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной формулировки..
Решение в окончательной формулировки составлено 17 октября 2019 года.
Судья: Н.Я. Гусихин