ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2193/2013 от 25.09.2013 Артемовского городского суда (Приморский край)

дело № 2-2193/2013

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

25 сентября 2013 года г.Артем Приморского края

Артемовский городской суд Приморского края в составе

судьи Бузьской Е.В.,

при секретаре Логиновой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Приморского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Новый экологический проект» о возложении обязанности,

установил:

Приморский транспортный прокурор обратился в суд с настоящим иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Новый экологический проект», указывая, что прокуратурой 20.06.2013 проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства при складировании и хранении старогодних шпал. В ходе проверки установлено, что в полосе отвода железнодорожного пути необщего пользования «3 - 4 тупик», примыкающего к железнодорожной станции ФИО1 железной дороги, с левой стороны пути по ходу движения от знака границы подъездного пути, складированы и хранятся старогодние шпалы, негодные к повторной укладке в путь. Данные старогодние шпалы лежат вблизи вышеназванного железнодорожного пути двумя группами, общая площадь первой группы шпал составляет 420 кв.м, из них 90 кв.м находится в границах полосы отвода железнодорожного пути необщего пользования. Общая площадь второй группы шпал составляет 476 кв.м, из них 204 кв.м находится в границах полосы отвода. Шпала хранится навалом, противопожарные разрывы отсутствуют. Высота навала груза в первой группе от 3 до 8 метров, во второй группе - от 5 до 10 метров, что отражено в акте проверки от 20.06.2013. Указанные старогодние шпалы принадлежат ООО «Новый экологический проект» и предназначены для последующей утилизации.

Массовое хранение и складирование старогодней шпалы в полосе отвода железной дороги нарушает требования п.п. 278, 280, 281 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», п.п. 5.1, 5.5 главы 2 Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, утвержденных МПС России 11.11.1992 №ЦУО-112, п. 5.2.1 Свода правил «Инфраструктура железнодорожного транспорта. Требования пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС России от 25.12.2012 № 804, в соответствии с которыми полоса отвода железных дорог должна быть очищена от старых шпал и другого горючего мусора. Указанные материалы следует своевременно вывозить с полосы отвода, шпалы на складах верхнего строения пути должны быть уложены в штабели, размеры штабелей шпал не должны превышать по длине и ширине две длины шпалы, а по высоте - 4м. Штабели должны быть сформированы в группы. Количество штабелей в группе не должно превышать 12. Разрывы между штабелями в одной группе должны быть не менее 2м., а между группами-40м.

В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с противопожарным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ (далее - ФЗ «О пожарной безопасности») руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

Кроме того, подъездной путь необщего пользования на котором хранится и сладируется шпала находится в собственности ОАО «ХХХ» и на балансе ХХХ - филиала ОАО «ХХХ». Земельный участок, расположенный в непосредственной близости от железнодорожных путей является полосой отвода железной дороги, и предназначен для обслуживания и содержания железнодорожных путей. Полоса отвода железной дороги находится в федеральной собственности и передана в пользование ОАО «ХХХ» по договору аренды земельного участка № от 15.12.2004 на срок с 01.01.2005 по 31.12.2053. В соответствии с перечнем обособленных земельных участков к указанному договору аренды ОАО «ХХХ» передан земельный участок с кадастровым номером № - Приморский край, г. Артем от станции «Амурский Залив» (0км) до границы со Шкотовским районом (р. Артемовка), 30км, ПК-8. Проверкой установлено, что ООО «Новый экологический проект», используя полосу отвода железнодорожного пути необщего пользования «3 -4 тупик» для складирования и хранения старогодних шпал, договор на право владения и пользования данным земельным участком, являющимся федеральной собственностью, с правообладателем (ОАО «ХХХ») не заключило. Таким образом, ООО «Новый экологический проект» самовольно заняло и использует указанный выше земельный участок без согласования с правообладателем и без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, что непосредственно затрагивает интересы Российской Федерации.

Вышеперечисленные нарушения требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в части соблюдения правил ООО «Новый экологический проект» требований пожарной безопасности в полосе отвода железнодорожных путей, находящейся в административных границах ХХХ - филиала ОАО «ХХХ», создают пожароопасную ситуацию в полосе отвода железного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования по ст. Амурский Залив, следовательно жизни и здоровью неопределенного круга лиц, окружающей среды, угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта в случае возгорания. Самовольное занятие ООО «Новый экологический проект» земельного участка находящегося в федеральной собственности, нарушает интересы Российской Федерации и установленный порядок государственного регулирования в сфере земельных отношений.

    Прокурор просит обязать ООО «Новый экологический проект» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу освободить земельный участок в полосе отвода железнодорожного пути необщего пользования «3 - 4 тупик», примыкающего к железнодорожной станции ФИО1 железной дороги от старогодних шпал.

В судебном заседании старший помощник Приморского транспортного прокурора Д.Е.В. поддержала заявленные требования по основаниям и доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика ООО «Новый экологический проект» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, директором общества Ш.С.А.. направлена телефонограмма о рассмотрении настоящего дела в свое отсутствие и отсутствие представителя общества, по существу требований прокурора возражений не представил. При таких обстоятельствах, суд с учетом мнения истца, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

    Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в силу следующего.

    Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации. Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации. Порядок установления и использования полос отвода определяется Правительством Российской Федерации.

    Как установлено, железнодорожный путь необщего пользования «3-4 тупик», пользователем которого является в/ч № примыкает к железнодорожной станции Амурский Залив и находится на протяжении ходового станционного пути 3А. Балансодержателем данного железнодорожного пути необщего пользования является ХХХ –филиала ОАО «ХХХ».

Земельный участок, расположенный в непосредственной близости от железнодорожных путей является полосой отвода железной дороги, и предназначен для обслуживания и содержания железнодорожных путей. Полоса отвода железной дороги находится в федеральной собственности и передана в пользование ОАО «ХХХ» по договору аренды земельного участка № от 15.12.2004 на срок с 01.01.2005 по 31.12.2053.

В соответствии с перечнем обособленных земельных участков к указанному договору аренды ОАО «ХХХ» передан земельный участок с кадастровым номером № - Приморский край, г. Артем от станции «Амурский Залив» (0км) до границы со Шкотовским районом (р. Артемовка), 30км, ПК-8.

Полоса отвода данного железнодорожного пути необщего пользования составляет по пять метров в обе стороны от края головки рельса.

    Приказом МЧС России от 25.12.2012 № 804 «Об утверждении свода правил «Инфраструктура железнодорожного транспорта. Требования пожарной безопасности», утвержден Свод правил СП 153.13130.2013 «Инфраструктура железнодорожного транспорта. Требования пожарной безопасности», который устанавливает требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта - полос отвода и охранных зон железной дороги, мест хранения деревянных шпал на складах верхнего строения пути, грузовых дворов, контейнерных площадок, железнодорожных станций, пешеходных мостов над железнодорожными путями, пешеходных тоннелей под железнодорожными путями, промывочно-пропарочных станций, постов ЭЦ, ДЦ, ГАЦ.

    В соответствии с п. 5.2.1 данных Правил шпалы на складах верхнего строения пути должны быть уложены в штабели. Размеры штабелей шпал не должны превышать по длине и ширине две длины шпалы, а по высоте - 4 м. Штабели должны быть сформированы в группы. Количество штабелей в группе не должно превышать 12. Разрывы между штабелями в одной группе должны быть не менее 2 м, а между группами - 40 м.

    Пунктом 278 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 полоса отвода железных дорог должна быть очищена от валежника, порубочных остатков и кустарника, старых шпал и другого горючего мусора. Указанные материалы следует своевременно вывозить с полосы отвода.

Шпалы и брусья при временном хранении на перегонах, станциях и звеносборочных базах укладываются в штабели. Штабели шпал и брусьев могут укладываться параллельно пути на расстоянии не менее 30 метров от объектов, 10 метров - от путей организованного движения поездов, 6 метров - от других путей и не менее полуторной высоты опоры от оси линий электропередачи и связи. Расстояние между штабелями шпал должно быть не менее 1 метра, а между каждой парой штабелей - не менее 20 метров (п.п.280,281 Правил).

    Проведенной приморской транспортной прокуратурой проверкой установлено и подтверждается Актом от 20.06.2013 года, рядом с подъездными путями необщего пользования «3-4 тупик» примыкающего к железнодорожной станции Амурский Залив, хранятся старогодние шпалы, принадлежащие ООО «Новый экологический проект». Данные старогодние шпалы лежат вблизи вышеназванного железнодорожного пути двумя группами, общая площадь первой группы шпал составляет 420 кв.м, из них 90 кв.м находится в границах полосы отвода железнодорожного пути необщего пользования. Общая площадь второй группы шпал составляет 476 кв.м, из них 204 кв.м находится в границах полосы отвода. Шпала хранится навалом, противопожарные разрывы отсутствуют. Высота навала груза в первой группе от 3 до 8 метров, во второй группе - от 5 до 10 метров.

Также установлено, и подтверждается материалами дела, что ООО «Новый экологический проект», используя полосу отвода железнодорожного пути необщего пользования «3 -4 тупик» для складирования и хранения старогодних шпал, договор на право владения и пользования данным земельным участком, являющимся федеральной собственностью, с правообладателем (ОАО «ХХХ») не заключило, самовольно заняв и используя указанный выше земельный участок без согласования с правообладателем и без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.

Вышеперечисленные нарушения ответчиком требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, требований пожарной безопасности в полосе отвода железнодорожных путей, создают пожароопасную ситуацию в полосе отвода железного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования по ст. Амурский Залив, следовательно жизни и здоровью неопределенного круга лиц, окружающей среды, угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта в случае возгорания.

    С учетом установленного, требования прокурора о возложении на ответчика обязанности освободить земельный участок в полосе отвода железнодорожного пути необщего пользования «3 - 4 тупик», примыкающего к железнодорожной станции ФИО1 железной дороги от старогодних шпал являются законными и подлежат удовлетворению.

    Что касается требования прокурора в части срока необходимого для исполнения решения суда - в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, суд полагает данный срок в соответствии со ст.206 ГПК РФ разумным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Приморского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Новый экологический проект» о возложении обязанности удовлетворить.

    Обязать ООО «Новый экологический проект» освободить земельный участок в полосе отвода железнодорожного пути необщего пользования «3-4 тупик», примыкающий к железнодорожной станции ФИО1 железной дороги от старогодних шпал в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Артемовский городской суд Приморского края.

Судья                                     Е.В.Бузьская