ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2193/2022 от 03.06.2022 Металлургического районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2-2193/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 июня 2022 года г. Челябинск

Металлургический районный суд г. Челябинска, в составе

председательствующего судьи Губаевой З.Н.,

при секретаре Куандыковой А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Металлургического района г. Челябинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации города Челябинска об обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Металлургического района г. Челябинска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации города Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации города Челябинска (далее по тексту – КУИиЗО города Челябинска), просит возложить на Администрацию города Челябинска в лице Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи - теплотрассы от ТКXXIV-8-10 до ТКXXIV-8-12 по ул. ..., D=150, в течение 6-ти месяцев после вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Металлургического района г. Челябинска Буряковская Д.А., действующая в интересах неопределенного круга лиц, исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме.

Представитель ответчиков Администрации города Челябинска, КУИиЗО города Челябинска в судебное заседание не явилась, извещены надлежащим образом, представила отзывы на исковое заявление.

Исследовав материалы дела, заслушав помощника прокурора, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В случае необходимости защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, прокурор, в силу ст. ст. 27,35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением об устранении допущенных нарушений лицами, на которых законом возложена обязанность по соблюдению требований законодательства.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Металлургического района г. Челябинска проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения требований действующего федерального законодательства, допущенные должностными лицами КУИиЗО города Челябинска. Указанные нарушения заключаются в том, что на территории города Челябинска находится объект: - теплотрасса от ТКXXIV-8-10 до ТКXXIV-8-12 по ул. ..., D=150, право муниципальной собственности на данный объект сети теплоснабжения не зарегистрировано до настоящего времени.

В соответствии с положениями подпунктов 3, 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 209 Гражданского кодекса РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно ст. 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей установлен Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 г. №931. В соответствии с п. 5 указанного приказа, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей. В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица от права собственности на объект недвижимости.

Решением Челябинской городской Думы от 29.06.2010 г. №15/5 утверждено Положение о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «город Челябинск».

Согласно п. 10 Положения Комитет по управлению имуществом и земельными отношениями администрации г. Челябинска по вопросам принятия в собственность муниципального образования объектов иных видов собственности готовит проект решения Челябинской городской Думы.

В силу пункта 24 Положения, владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом, а также ведение реестра муниципального имущества от имени муниципального образования «город Челябинск» осуществляет в пределах своей компетенции Администрация города в лице Комитета и иных структурных подразделений Администрации в пределах их компетенции.

В судебном заседании установлено, что сведения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество о регистрации права собственности на объект наружных сетей теплоснабжения –- теплотрасса от ТКXXIV-8-10 до ТКXXIV-8-12 по ул. ..., D=150, отсутствуют.

С 01.07.2017 для осуществления содержания и обслуживания бесхозяйных объектов теплоснабжения в г. Челябинске в МУП «Челябинские коммунальные тепловые сети» передан объект наружных сетей теплоснабжения в Металлургическом районе г. Челябинска - теплотрасса от ТКXXIV-8-10 до ТКXXIV-8-12 по ул. ..., D=150.

В силу ст. ст. 2, 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Исходя из п.п. 13 п. 14 Положения о Комитете по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, утвержденным Постановлением Администрации города Челябинска от 02.03.2015 № 45-п Комитет подает заявления от имени муниципального образования «город Челябинск» о государственной регистрации возникновения, прекращения, перехода права муниципальной собственности на недвижимое имущество и иных вещных прав на недвижимое имущество, в том числе прав на земельные и лесные участки.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что у муниципального образования «город Челябинск» обязанность зарегистрировать право муниципальной собственности на сети водоснабжения в границах данного муниципального образования возникает в силу закона, и неисполнение данной обязанности органом местного самоуправления нарушает единство правового пространства Российской Федерации.

Отсутствие вышеуказанного объекта на учете в качестве бесхозяйной недвижимой вещи, а, следовательно, в реестре муниципального имущества, влечет за собой невозможность включения затрат по его содержанию в тарифную составляющую услуг по передаче коммунального ресурса, соответствующие инвестиционные программы.

Таким образом, в судебном заседании установлен факт бездействия муниципального образования «город Челябинск» по неисполнению обязанности по регистрации права муниципальной собственности в отношении сетей теплоснабжения.

С учетом вышеизложенного уточненные исковые требования прокурора Металлургического района г. Челябинска являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Предложенный прокурором срок устранения ответчиками выявленных нарушений – 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу, суд находит разумным и достаточным для исполнения решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Металлургического района г. Челябинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска об обязании совершить действия удовлетворить.

Возложить на Администрацию города Челябинска в лице Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска обязанность в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи: - теплотрассы от ТКXXIV-8-10 до ТКXXIV-8-12 по ул. ..., D=150.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда со дня его изготовления в окончательной форме через Металлургический районный суд г. Челябинска.

Председательствующий З.Н. Губаева

Мотивированное решение изготовлено 10 июня 2022 года.