Дело № 2-2193/2022
22RS0011-02-2022-002532-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июля 2022 года г. Рубцовск
Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Хоченовой Е.В.,
при секретаре Мельниковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Рубцовска Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № *** «***», Администрации города Рубцовска Алтайского края о возложении обязанности совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Рубцовска Алтайского края обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № *** «***» (далее - МБДОУ «Д/с № *** «***»), Администрации города Рубцовска Алтайского края о возложении обязанности совершить действия, в котором просил обязать МБДОУ «Д/с № *** «***», Администрацию города Рубцовска Алтайского края обеспечить проведение мероприятий в соответствии с пп. «в, д» п.24, пп. «а, б, в, д» п. 25, п.п. 30, 31 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» для обеспечения антитеррористической защищенности объекта образования - МБДОУ «Д/с № *** «***», а именно: обеспечить пропускной и внутриобъектовый режимы и осуществление контроля за их функционированием; оборудовать объект (территории) охранной сигнализации и системой видеонаблюдения; обеспечить непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца; обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в ней систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оснастить объект (территории) стационарными или ручными металлоискателями; оборудовать объект (территории) системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, обеспечивающих их оперативное информирование о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения требований действующего законодательства в сфере противодействия терроризму в деятельности МБДОУ «Д/с № *** «***» выявлены нарушения. Так в МБДОУ «Д/с № *** «***» действует утвержденный паспорт безопасности, согласно которому образовательному учреждению присвоена 3 категория опасности. Согласно паспорту безопасности объекта установлен перечень мероприятий, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 г. №1006, выполнение которых необходимо исполнить МБДОУ «Д/с № *** «***» в срок до 05.11.2021. Вместе с тем до настоящего времени мероприятия, предусмотренные пп. «в, д» п. 24, пп. «а,б,в,д» п. 25, п.п. 30, 31 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006, в МБДОУ «Д/с № *** «***» не исполнены, а именно: не обеспечены пропускной и внутриобъектовый режимы и осуществление контроля за их функционированием; объект (территория) не оборудован охранной сигнализацией и системой видеонаблюдения; не обеспечено непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца; не обеспечена охрана объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; не оборудовано на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в ней систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); объект (территория) не оснащен стационарными или ручными металлоискателями; объект (территория) не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, обеспечивающих их оперативное информирование о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Учредителем образовательных учреждений города, в том числе МБДОУ «Д/с № *** «***» является муниципальное образование г. Рубцовск Алтайского края. В рамках оценки деятельности Администрации г. Рубцовска, как учредителя, изучения паспорта безопасности МБДОУ «Д/с № *** «***» установлено, что соответствующими программами профилактики и решениями о бюджете не предусмотрены действия по финансированию мероприятий обеспечения антитеррористической защищенности объекта образования. В нарушение ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» финансирование всех необходимых мероприятий в течение длительного периода (более 1,5 лет) не осуществлялось, так как для устранения указанных недостатков требуются значительные финансовые средства. По результатам рассмотрения внесенного прокурором в адрес Администрации г. Рубцовска представления об устранении нарушений, реальных мер по исполнению требований законодательства принято не было.
Старший помощник прокурора города Рубцовска Алтайского края Крупина Ю.Н. в судебном заседании требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика МБДОУ «Д/с № *** «***» - заведующая Пироженко Е.И., действующая на основании Устава, в судебном заседании исковые требования не признала. Наличие нарушений требований, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности, указанных в паспорте безопасности, в ходе рассмотрения дела не оспаривала, указав, что их выполнение возможно только при условии надлежащего финансирования со стороны Администрации города.
Представитель ответчика – Администрации города Рубцовска Алтайского края Костыркина А.Е., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, полагала, что Администрация города Рубцовска Алтайского края является ненадлежащим ответчиком по делу. В случае удовлетворения требований, просила установить срок для исполнения решения суда не менее 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель третьего лица МКУ «Управление образования» города Рубцовска в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, рассматривая иск, в пределах заявленных требований, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, основными задачами противодействия терроризму являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Федеральным законом от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, поставлены задачи минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В силу ст. 2 вышеуказанного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту Закон №273) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Статьей 28 Закона № 273 предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации, создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации.
На основании ч. 8 ст. 41 Закона № 273, охрана здоровья обучающихся включает в себя, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений в случаях, когда речь идет о решении вопросов местного значения.
Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных организаций является и обязанностью органов местного самоуправления, а в силу ст. ст. 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления имеют правовые полномочия на выделение денежных средств для обустройства территорий образовательных организаций.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму», постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
В силу п. 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством: разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны; заключения договоров аренды, безвозмездного пользования и иных договоров пользования имуществом с обязательным включением пунктов, дающих право должностным лицам, осуществляющим руководство деятельностью работников объектов (территорий), контролировать целевое использование арендуемых (используемых) площадей с возможностью расторжения указанных договоров при нецелевом использовании объектов (территорий); организации обеспечения информационной безопасности, разработки и реализации мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объектов (территорий); осуществления контроля за выполнением мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий); организации индивидуальной работы с работниками объектов (территорий) по вопросам противодействия идеологии терроризма и экстремизма в образовательной деятельности (п. 18 Требований).
Антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей должна соответствовать характеру угроз, оперативной обстановке, обеспечивать наиболее эффективное и экономное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности мест массового пребывания людей (п. 5 Требований к защищенности мест массового пребывания людей).
Таким образом, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению данных задач, то есть конкретные меры по обеспечению в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличие иных мер по предупреждению терроризма.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № *** «*** в соответствии с Уставом осуществляет образовательную деятельность в здании, расположенном по адресу: ..., используемом на праве оперативного управления.
Учредителем и собственником имущества МБДОУ «Д/с № *** «***» является муниципальное образование город Рубцовск Алтайского края в лице Администрации города Рубцовска Алтайского края.
Во исполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, в 70 объектах образования, подведомственных МКУ «Управления образования» г. Рубцовска, в том числе МБДОУ «Д/с № *** «***», проведена работа по категорированию и паспортизации.
По результатам проведенного в период с 22.10.2019 по 05.11.2019 комиссионного обследования для установления категории опасности и категорирования, объекту МБДОУ «Д/с № *** «***» присвоена третья категория опасности, выдан паспорт безопасности объекта.
Согласно выданному паспорту безопасности, для обеспечения выполнения обязательных к исполнению требований Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в здании МБДОУ «Д/с № *** «***» необходимо выполнить следующие мероприятия: 1) обеспечить пропускной и внутриобъектовый режим в полном объеме и осуществлять контроль за их функционированием (основание п/п в п. 24 Требований); 2) оборудовать объект (территории) системой оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) обеспечивающей оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращения паники (основание п. 31 Требований); 3) оборудовать объект (территории) системами видеонаблюдения, охранной сигнализацией (основание п/п а п. 25 Требований); 4) обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (основание п/п б п. 25 Требований); 5) оборудовать на 1-ом этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) (основание п/п в п. 25 Требований); 6) оснастить объект (территории) стационарными или ручными металлоискателями (основание п/п д п. 25 Требований).
Срок выполнения мероприятий – до 05.11.2021.
В ходе проведения проверки соблюдения законодательства о противодействии терроризму, экстремистской деятельности, прокуратурой города Рубцовска было установлено, что до настоящего времени указанные мероприятия, предусмотренные пп. «в, д» п. 24, пп. «а, б, в, д» п. 25, п. п. 30, 31 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», в здании МБДОУ «Д/с № *** «***», расположенном по адресу: ..., не выполнены.
Факт наличия в МБДОУ «Д/с № *** «***» нарушений требований к антитеррористической защищенности объектов учреждений образования, как и перечень указанных прокурором в исковом заявлении нарушений, ответчиками в ходе рассмотрения дела не оспаривались. Напротив, в ходе рассмотрения дела представитель ответчика МБДОУ «Д/с № *** «***» подтвердила, что указанные в паспорте безопасности нарушения требований, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объекта образования, до настоящего времени не устранены, невозможность устранить нарушения связана с отсутствием финансирования.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела нашло свое подтверждение, что до настоящего времени выявленные проверкой нарушения законодательства о противодействии терроризму в МБДОУ «Д/с № *** «***» не устранены.
Представленные МБДОУ «Д/с № *** «***» муниципальный контракт № *** «Об экстренном вызове группы задержания средствами тревожной сигнализации» от ***, техническое задание на монтаж пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре, локальный сметный расчет № 54 на монтаж и накладку пожарной сигнализации, копия журнала учета въезда и выезда автотранспорта МБДОУ «Детский сад № *** «***», копии приказов № *** от *** и *** от *** о приеме на работу в МБДОУ «Д/с № *** «***» вахтера, не свидетельствуют о выполнении учреждением утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), указанных в паспорте безопасности МБДОУ «Д/с № *** «***» и в иске прокурора.
МБДОУ «Д/с № *** «***» принимаются меры для устранения выявленных нарушений посредством направления многочисленных обращений в МКУ «Управление образование» г. Рубцовска о выделении денежных средств для выполнения мероприятий согласно паспорту безопасности, но в связи с отсутствием денежных средств, выявленные нарушения не могут быть устранены.
По результатам проверки прокурором города Рубцовска Алтайского края внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, экстремисткой деятельности. По результатам рассмотрения внесенного прокурором города Рубцовска Алтайского края представления об устранении указанных нарушений реальных мер по исполнению требований законодательства принято не было.Как установлено судом, МБДОУ «Д/с № *** «***» - муниципальное дошкольное образовательное учреждение, осуществляющее в качестве основной цели своей деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (п. 1.1. Устава).
Указом Президента Российской Федерации № 215 от 15 мая 2018 г. Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации, к компетенции которого отнесены дошкольные и общеобразовательные учреждения, и в Министерство науки Российской Федерации, в ведение которого входят высшие учебные заведения.
В связи с этим Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Указанные требования с момента введения их в действие распространяются на объект образования - МБДОУ «Д/с № *** «***».
Как следует из пункта 24 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: а) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); б) разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта; в) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием; г) оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии; д) оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; е) проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта; ж) периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений; з) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий); и) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории); к) осуществление мероприятий по информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий); л) размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); м) оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения; н) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Пунктом 25 Требований предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца (п. 30 Требований).
Система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания. В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации (п. 31 Требований).
Пунктом 32 Требований предусмотрено, что контроль за их выполнением осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях: а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий); б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий); в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.
Из чего следует, что Требованиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006 прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.
При этом в силу п. 17 Постановления антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
Применительно к детским садам и школам указанные цели не могут быть достигнуты без физического присутствия сотрудников охранных организаций на территории данных учреждений, чем и обусловлено включение в Постановление Правительства РФ от 2 августа 2019 № 1006 подп. «б» п. 25, признающего такое присутствие обязательным.
Осуществление деятельности МБДОУ «Д/с № *** «***» в нарушение требований, выражающихся в отсутствии пропускного и внутриобъектового режимов и контроля за их функционированием, отсутствии охранной сигнализации и системы видеонаблюдения, в том числе непрерывного видеонаблюдения уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), отсутствии специализированной охраны, металлоискателей, системы оповещения и управления эвакуацией людей, а также отсутствии помещения охраны на 1-ом этаже с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, следовательно, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.
Учитывая изложенные нормы права, установленные фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что субъектом противодействия терроризму является именно Администрация города Рубцовска Алтайского края, как орган местного самоуправления, поскольку профилактика терроризма и экстремизма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории городского округа отнесено к вопросам местного значения. Орган местного самоуправления, являясь субъектом антитеррористической деятельности и учредителем образовательного учреждения, обеспечивает финансирование работ в этой области.
Довод представителя ответчика Администрации города Рубцовска Алтайского края о том, что Администрация города Рубцовска Алтайского края не является надлежащим ответчиком по делу, подлежит отклонению.
МБДОУ «Д/с № *** «***» является муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением, учредителем и собственником имущества которого является муниципальное образование город Рубцовск Алтайского края в лице Администрации города Рубцовска Алтайского края.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относит участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа (п. 7.1 ст. 16); организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (п. 13 ст. 16).
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.03.2006 № 35-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 123.21, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации финансирование образовательных учреждений законом возлагается на Администрацию города Рубцовска Алтайского края, которая как орган местного самоуправления является собственником и учредителем создаваемых им учреждений.
Отношения по содержанию имущества, принадлежащего муниципальному образованию и закрепленного за муниципальным бюджетным образовательным учреждением на праве оперативного управления, основаны на положениях о праве собственности и других вещных правах, обусловлены полномочиями органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности. Указанные полномочия иному лицу не переданы.
В связи с изложенным Администрация города Рубцовска Алтайского края, как и МБДОУ «Д/с № *** «***» являются надлежащими ответчиками по делу.
При установленных обстоятельствах, с учетом вышеизложенных норм права, в частности в соответствии с положениями Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
При этом суд учитывает пояснения стороны истца в ходе рассмотрения дела о том, что обязанность обеспечить проведение мероприятий в соответствии с соответствующими пунктами Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 г. №1006 включает в себя как осуществление финансирования для выполнения данных мероприятий, так и их непосредственное выполнение.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник, которым является учредитель государственного и муниципального учреждения, организации несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества (п.3 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, на Администрацию города Рубцовска Алтайского края действующим законодательством возложена обязанность профинансировать мероприятия в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006, а на МБДОУ «Д/с № *** «***» - выполнить данные мероприятия.
Представителем Администрации города Рубцовска Алтайского края в судебном заседании заявлено об установлении срока для исполнения решения суда не менее 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установление определенных порядка и срока исполнения решения суда при его вынесении является правом суда, которое подлежит реализации в случаях, когда суд с учетом конкретных обстоятельств дела признает это необходимым.
Вместе с тем, суд не усматривает необходимости в установлении срока исполнения решения суда, поскольку установленных по делу обстоятельств не достаточно для определения данного срока соответствующим разумности.
Кроме того, суд отмечает, что ответчик Администрация города Рубцовска Алтайского края не лишен возможности заявить ходатайство о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в соответствии со статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Рубцовска Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № *** «***» (ИНН ***, ОГРН ***) обязанность выполнить мероприятия в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 г. №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» для обеспечения антитеррористической защищенности объекта образования - Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № *** «***» по адресу: ..., а именно:
- обеспечить пропускной и внутриобъектовый режимы и осуществление контроля за их функционированием;
- оборудовать объект (территории) охранной сигнализацией и системой видеонаблюдения;
- обеспечить непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца;
- обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
- оборудовать на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в ней систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
- оснастить объект (территории) стационарными или ручными металлоискателями;
- оборудовать объект (территории) системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, обеспечивающих их оперативное информирование о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники.
Возложить на Администрацию города Рубцовска Алтайского края (ОГРН 1022200813656, ИНН 2209011079, КПП 220901001) обязанность профинансировать мероприятия в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 г. №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» для обеспечения антитеррористической защищенности объекта образования - Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № *** «***» по адресу: ..., а именно:
- по обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием;
- по оборудованию объекта (территории) охранной сигнализацией и системой видеонаблюдения;
- по обеспечению непрерывного видеонаблюдения уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивированию и хранению данных в течение одного месяца;
- по обеспечению охраны объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
- по оборудованию на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в ней систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
- по оснащению объекта (территории) стационарными или ручными металлоискателями;
- по оборудованию объекта (территории) системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, обеспечивающих их оперативное информирование о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Рубцовский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Хоченова
Мотивированное решение составлено 02.08.2022.