Дело № 2- 2193/2022
УИД 52RS0012-01-2022-001604-43
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 августа 2022 года городской округ город Бор
Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Копкиной И.Ю., с участием помощника Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Сурковой Е.А.,при секретаре Смирновой Г.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к АО «Борский Водоканал»,Администрации городского округа город Бор Нижегородской области о возложении обязанности обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в реку Везлома в границах городского округа город Бор Нижегородской области,
У с т а н о в и л:
Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к АО «Борский водоканал» о понуждении обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в реку Везлома в границах городского округа город Бор Нижегородской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что Нижегородской природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства АО «Борский водоканал», осуществляющего хозяйственную деятельность по оказанию коммунальных услуг, в том числе,которому переданы объекты водоснабжения и водоотведения, в том числе станция обезжелезивания «Ивановский кордон» на основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Уставу ответчик АО «Борский водоканал» оказывает коммунальные услуги, в том числе сбор и очистка воды, сбор и очистка сточных вод. Сброс сточных вод после очистки на очистных сооружениях осуществляется в р.Везлома на основании решения о предоставлении водного объекта от 19.11.2019 № 52-08.01.04.003-Р-РСВХ-С-2019-03532/00, выданного Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области. В силу п.8 вышеназванного решения осуществление сброса сточных вод происходит с использованием следующих водоотводящих сооружений: водовыпускное устройство для транспортировки промывных стоков в р.Везлома представляет собой трубопровод диаметром 600 мм, протяженность 600 м. Промывные воды направляются на очистные сооружения, которые состоят из станции оборотной воды и иловых площадок. Сооружения по обороту промывных вод, расположенные северо-восточнее г.Бор спроектированы ГПИ Горьковский Сантехпроект. Проектом предусмотрена следующая схема: подача промывных вод в отстойники, осветление воды в отстойниках, перекачка осветленной воды в голову сооружений, уплотнение осадка в отстойниках и перекачка его на иловые площадки для подсушивания, обезвоживание осадка на иловых площадках. Осветленная вода, получающаяся в результате уплотнения осадка, сбрасывается в р.Везлома. В ходе проверки установлено, что АО «Борский водоканал» неоднократно допускались сбросы недостаточно очищенных сточных вод в р.Везлома (место сброса: , географические координаты:№с.ш., № в.д.).
Согласно формам 3.3, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, предоставленным АО «Борский Водоканал» в адрес Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области в 1-4 кварталах 2021 года, в сбрасываемых предприятием сточных водах после очистки имеются систематические превышения концентраций нормативов вредных (загрязняющих) веществ по следующим показателям: взвешенные вещества, марганец, железо. В ДД.ММ.ГГГГ за превышения по аналогичным веществам по постановлениям природоохранной прокуратуры Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия АО «Борский Водоканал» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.14 и ст.8.15 КоАП РФ. Истец полагает, что длительное поступление недостаточно очищенных сточных вод в р.Везлома создает угрозу причинения вреда окружающей среде, водному объекту, биологическим ресурсам и среде их обитания.
В судебном заседании представитель истца помощник Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора ФИО2, заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области в судебное заседание не явился, имеется ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, поддерживают исковые требования прокурора.
Представитель ответчика АО «Борский водоканал» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии.
Представитель ответчика администрации городского округа город Бор Нижегородской области, привлеченного к участию в деле по ходатайству АО «Борский Водоканал»,ФИО3, действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, показала, что все водоснабжающие сооружения, а также объекты водоотведения переданы Администрацией г.о.г.Бор Нижегородской области АО «Борскому Водоканалу» по концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, которое было представлено и приобщено к материалам дела. По данному соглашению установлены права и обязанности, именно на АО «Борский Водоканал» лежит обязанность по содержанию объектов водоснабжения и водоотведения, так как именно они получают прибыль за снабжение водой.
Представитель третьего лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом,кроме того, информация по делу размещена на официальном интернет-сайте Борского городского суда Нижегородской области borsky.nnov@sudrf.ru.
Суд в соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав явившихся представителей сторон, изучив материалы дела и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает исковые требования прокурора, подлежащими удовлетворению последующим основаниям:
Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с п.1 ст.11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Статьей 34 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что эксплуатация сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Из положений ст.8 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст.1 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» компонентами природной среды являются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающее в совокупности благоприятные условия для осуществления жизни на Земле.
В соответствии со ст.3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с п.7 ст.1 Водного кодекса РФ водоотведением является любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты.
Согласно ч.ч.4, 6 ст.56Водного кодекса РФ содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.
В силу ст.51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу ч.1 ст.55 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельскихпоселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.
В соответствии со ст.39 Водного кодекса РФ юридические лица, осуществляющие эксплуатацию строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, в том числе путем обезвреживания сбросов загрязняющих веществ.
При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами (ВК РФ).
Пунктом 1 ст.22 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
В силу ч.1 ст.18 Федерального закона 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Судом установлено, что АО «Борский водоканал», осуществляет хозяйственную деятельность по оказанию коммунальных услуг, которому переданы объекты водоснабжения и водоотведения, в том числе станция обезжелезивания «Ивановский кордон» на основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Уставу ответчик АО «Борский водоканал» оказывает коммунальные услуги, в том числе сбор и очистка воды, сбор и очистка сточных вод.
Между муниципальным образованием городской округ город Бор Нижегородской области, от имени которого выступает администрация городского округа город Бор Нижегородской области и АО «Борский водоканал» заключено концессионное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, в целях организации деятельности по водоотведению, АО «Борский водоканал» переданы во владение и пользование биологические очистные сооружения в границах г.о.г.Бор Нижегородской области.
Объектом данного соглашения является система коммунальной инфраструктуры: системы холодного водоснабжения и водоотведения, очистки сточных вод, состав и описание которой приведены в Приложении № 1 к соглашению (Перечень имущества, входящего в состав объекта концессионного соглашения) с приложением копий документов, подтверждающих право собственности концедента на объект соглашения, предназначенные для осуществления концессионером деятельности, указанной в пункте 6 соглашения. Объект соглашения принадлежит концеденту на праве собственности.
Предметом указанного выше соглашения стороны указали обязанность концессионера за свой счет создать и реконструировать имущество, определенное сторонами в приложении № 1.1. к соглашению, в сроки, установленные в приложении № 3, а также осуществлять холодное водоснабжение и водоотведение и очистку сточных вод на территории городского округа город Бор с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный п.72 соглашения, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно приложению № 1 концессионеру переданы во владение и пользование в составе системы водоснабжения объекты водоснабжения, расположенные в границах городского округа город Бор Нижегородской области.
Таким образом, концедент предоставил концессионеру на срок, право собственности, на которое в отношении реконструируемых объектов принадлежит концеденту, и осуществлять, в том числе, очистку сточных вод, с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, определенный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности. Состав и описание объектов, подлежащих реконструкции, а также иных объектов, передаваемых концессионеру, приведены в приложении № 1 к соглашению (пункт 1).
В соответствии с положениями Устава АО «Борский водоканал» основной целью деятельности общества является оказание услуг по сбору и очистке воды, а также по сбору и очистке сточных вод, направленных на удовлетворение потребностей населения, предприятий, организаций, учреждений, находящихся на территории городского округа город Бор Нижегородской области и территориальных управлений.
Таким образом, фактическое владение, пользование и эксплуатацию инженерных сооружений по очистке сточных вод осуществляет АО «Борский водоканал».
Установлено, что Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации АО «Борский водоканал».
Установлено, что сброс сточных вод после очистки на очистных сооружениях осуществляется в р.Везлома на основании решения о предоставлении водного объекта от ДД.ММ.ГГГГ№-ДД.ММ.ГГГГ.003-Р-РСВХ-С-2019-03532/00, выданного Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области.
В ходе проверки установлено, что АО «Борский водоканал» неоднократно допускались сбросы недостаточно очищенных сточных вод в р.Везлома (место сброса: , географические координаты № с.ш., № в.д.). Согласно формам 3.3, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, предоставленным АО «Борский Водоканал» в адрес Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области в 1-4 кварталах 2021 года, в сбрасываемых предприятием сточных водах после очистки имеются систематические превышения концентраций нормативов вредных (загрязняющих) веществ по следующим показателям: взвешенные вещества, марганец, железо, что свидетельствует о недостаточной их очистке и приводит к неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановке, угрожающей санитарно-эпидемиологическому и экологическому благополучию населенного пункта.
Ненадлежащая очистка сточных вод создает угрозу поступления опасных в эпидемиологическом отношении стоков в реку Везлома. Данные стоки могут явиться источником микробного и химического загрязнения почвы, водного объекта, подземных вод.
Данное обстоятельство ответчиками АО «Борский водоканал» и администрацией городского округа город Бор Нижегородской области не оспорено и не опровергнуто.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 11, частью 2 статьи 21 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для сброса сточных вод и (или) дренажных вод, осуществляется на основании соответствующего решения.
Частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу статьи 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов. Сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в пределах установленных нормативов и лимитов допускается на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В силу положений пункта 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
В соответствии с п.61 «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 года № 167, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами, обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации, технической и технологической возможностью очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ, защитой сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
В ходе судебного разбирательства установлено и сторонами не оспаривалось, что фактическую деятельность по очистке и удалению сточных вод и отходов осуществляет АО «Борский водоканал», которое также обязано обеспечивать очистку сбрасываемых в водный объект сточных вод.
При таких обстоятельствах, на основании вышеизложенного, суд приходит к выводам о том, что в соответствии с условиями концессионного соглашения АО «Борский водоканал» приняло на себя обязательства предоставлять услуги по водоотведению надлежащего качества, безопасные для жизни и здоровья граждан. В соответствии с требованиями природоохранного законодательства, хозяйственная деятельность АО «Борский водоканал» по сбросу сточных вод в водный объект - реку Везлома не соответствует требованиям природоохранного законодательства, в связи с чем,АО «Борский Водоканал» является надлежащим ответчиком по делу, а исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации в лице уполномоченного органаМинистерства экологии природных ресурсов Нижегородской области к АО «Борский Водоканал» - удовлетворить.
Обязать АО «Борский Водоканал» обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в реку Везлома в границах городского округа город Бор Нижегородской области в течение 6 месяцев с моменты вступления решения суда в законную силу.
В иске к администрации городского округа город Бор Нижегородской области – отказать. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Борский городской суд Нижегородской области в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья -И.Ю. Копкина