ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2194/17 от 08.11.2017 Оренбургского районного суда (Оренбургская область)

Дело № 2-2194/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 ноября 2017 года г. Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Юнусова Д.И.,

при секретаре Емельяновой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Оренбургского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к потребительскому обществу «УСАДЬБА», потребительскому обществу «Центрострой» о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Истец Оренбургский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что Оренбургской транспортной прокуратурой 07.08.2017 года в дневное время проведена проверка исполнения законодательства о безопасности судоходства на реке Урал на территории г. Оренбурга ПО «УСАДЬБА» при эксплуатации маломерного судна Прогулочного катамарана «craft special desing» (katamaran Мечта 0001ок), идентификационный номер , идентификационный номер строителя , в ходе которой выявлены нарушения. На маломерном судне катамаран «Мечта», в районе пешеходного моста через реку Урал г. Оренбурга, осуществляется перевозка пассажиров, за что взимается плата в размере 150 рублей. Установлено, что в соответствии с заявлением о регистрации в реестре маломерных судов от 26.04.2017, направленном руководителю технического надзора ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Оренбургской области», маломерное судно катамаран «Мечта» принадлежит на праве собственности ПО «УСАДЬБА». Приказом за подписью председателя правления Общества ФИО2 от 25.04.2017 года № 5 ответственным за эксплуатацию катамарана – «Мечта» назначен председатель правления общества ФИО3 Согласно договору аренды маломерного судна от 19.05.2017 года, заключённому между ПО «УСАДЬБА» и ПО ««ЦЕНТРОСТРОЙ», ПО «ЦЕНТРОСТРОЙ» арендует у ПО «УСАДЬБА» катамаран «Мечта» для осуществления перевозок пассажиров. Так, согласно сведениям, содержащимся на страницах социальной сети «В Контакте», на сайтах, стоимость перевозки для взрослого человека составляет 150 рублей, дети до 7 лет – бесплатно. В момент проверки07.08.2017 г. на борту катамарана «Мечта» перевозились 16 человек, из которых 9 взрослых пассажиров, 5 пассажиров в возрасте до 7 лет и 2 члена экипажа. В момент проверки судном катамаран «Мечта» управлял ФИО4, который не имел права управления этим судном (судоводительское удостоверение). В ходе проверки установлено, что собственник катамарана «Мечта» ПО «УСАДЬБА» использует маломерное судно в коммерческих целях для перевозки пассажиров, которое в Государственном судовом реестре не зарегистрировано. Кроме этого, требования законодательства, предъявляемые к осуществлению деятельности по перевозке пассажиров с использованием маломерных судов, требуют от перевозчика не только постановки на классификационный учет, их государственную регистрацию, но и обязательное получение лицензии на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом. Проверкой установлено, что у ПО «УСАДЬБА» отсутствует лицензия на вид деятельности по перевозкам пассажиров внутренним водным транспортом. В ходе проверки, установлено, что посадка (высадка) пассажиров с катамарана «Мечта» производится с помощью конструкции, расположенной в районе пешеходного моста через реку Урал г. Оренбурга. Вопреки требованиям приложения к постановлению №352-п конструкция, по которой производится посадка (высадка) пассажиров не обеспечивает возможность одновременного прохода на катамаран «Мечта» 2-х человек, отсутствует сплошной настил и надежное, прочное закрепленное к настилу леерное ограждение, что представляет опасность при посадке (высадке) пассажиров с катамарана «Мечта» на берег (с берега на судно). Вопреки требованиям п.5, п.8 Приказа МЧС № 502,ч. 1 ст.16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, п.20 ч.1 ст.12 Закона №99–ФЗ, катамаран «Мечта» передан ФИО4 Перевозка пассажиров на катамаране «Мечта» осуществляется без наличия права управления этим судном (судоводительским удостоверением), без регистрации в государственном судовом реестре и без лицензии на вид деятельности по перевозкам внутреннем водным транспортном. Совокупность допущенных нарушений при эксплуатации судна представляют опасность для жизни и здоровья неопределенного круга граждан, в том числе несовершеннолетних детей, которые, пользуются услугами по перевозке пассажиров на катамаране «Мечта», что может привести к наступлению чрезвычайных происшествий, сопровождающихся причинением вреда их жизни и здоровью. На основании изложенного просит суд возложить обязанность на ПО «УСАДЬБА», а именно

- получить лицензию на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом,

- зарегистрировать катамаран «Мечта» в государственном судовом реестре;

- обустроить причал на реке Урал г. Оренбурга в соответствии с требованиями постановления Правительства Оренбургской области от 20.10.2006 №352-П «Об утверждении правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах и эксплуатации баз (сооружений) для их стоянок на водоемах в Оренбургской области».

Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ПО «Центрострой».

Представитель истца Оренбургского транспортного прокурора, представитель ответчиков ПО «Усадьба», ПО «Центрострой» в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте слушания по делу.

Ранее в судебном заседании представитель ответчиков ФИО1 возражал против удовлетворения требований, указал, что прогулочный катамаран «Мечта 00010К» принадлежит на праве собственности ПО «УСАДЬБА». 19.05.2017 года прогулочный катамаран «Мечта 0001 ОК» был передан ПО «ЦЕНТРСТРОЙ» по договору аренды маломерного судна. В период с 19.05.2017 года по 02.09.2017 года ПО «ЦЕНТРСТРОЙ» использовало прогулочный катамаран «Мечта 0001 ОК» для осуществления прогулок пайщиков потребительского общества и их семей. Деятельность ПО «ЦЕНТРСТРОЙ» направлена не на извлечение прибыли, а на удовлетворение нужд пайщиков кооператива, что исключает собой ведение коммерческой деятельности ПО «ЦЕНТРСТРОЙ» как юридического лица. Оренбургским транспортным прокурором не доказан факт использования ПО «ЦЕНТРСТРОЙ» маломерного судна в коммерческих целях, следовательно, требование истца о регистрации прогулочного катамарана «Мечта 0001 ОК» незаконно и не обосновано. Скриншоты, представленные истцом, не могут являться доказательством того, что ПО «ЦЕНТРСТРОЙ» ведет коммерческую деятельность по перевозке пассажиров, поскольку данная информация не может считаться достоверной. Пайщики ПО «ЦЕНТРСТРОЙ» используют прогулочный катамаран «Мечта 0001 ОК» для осуществления прогулок для себя и членов своих семей, в качестве арендаторов и не занимаются пассажирскими перевозками и иной коммерческой и некоммерческой деятельностью подлежащей лицензированию. Соглашением о расторжении договора аренды маломерного судна от 19.05.2017 года, заключенном между ПО «УСАДЬБА» и ПО «ЦЕНТРСТРОЙ» 22.08.2017 года, срок действия договора аренды установлен до 03.09.2017 года. Согласно акту приема-передачи, из аренды прогулочный катамаран «Мечта 0001 ОК» был передан арендодателю 03.09.2017 года. Вследствие того, что прогулочный катамаран «Мечта 0001 ОК» выбыл из владения ПО «ЦЕНТРСТРОЙ» 03.09.2017 года, на общество не может быть возложена обязанность получения лицензии на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом, в связи с невозможностью исполнения. Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность судовладельцам маломерных судов обустройства причалов для посадки и высадки пассажиров. Следовательно, судоводитель маломерного судна имеет права высаживать на берег и принимать на борт пассажиров с берега на том участке береговой линии, на котором данное действие, по его мнению, является безопасным для жизни и здоровья лиц, осуществляющих посадку на судна и высадку с судна. Считал, что требования, предъявляемые Оренбургским транспортным прокурором к ПО «УСАДЬБА», незаконны и не обоснованы, по тому основанию, что в период с 19.05.2017 года по 03.09.2017 года прогулочный катамаран «Мечта 0001 ОК» эксплуатировался ПО «ЦЕНТРСТРОЙ»

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участков процесса в порядке, определенном статьей 167 ГПК РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ПО «УСАДЬБА» является собственником маломерного судна «Мечта».

Согласно договору аренды маломерного судна от 19.05.2017 года, заключённому между ПО «УСАДЬБА» и ПО ««ЦЕНТРОСТРОЙ», последнее арендует у ПО «УСАДЬБА» катамаран «Мечта» за плату, для осуществления перевозок пассажиров.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование – это деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

Пунктом 20 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к видам деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, отнесена деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров.

Нормами, содержащимися в пунктах 2 и 3 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 года № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте», определено, что лицензирование деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами. Деятельность по перевозкам пассажиров включает следующие работы: перевозки внутренним водным транспортом пассажиров в том числе с использованием маломерных судов; перевозки морским транспортом пассажиров том числе с использованием маломерных судов.

В силу вышеуказанного Положения, деятельность по перевозкам пассажиров включает следующие работы: перевозки внутренним водным транспортом пассажиров, в том числе с использованием маломерных судов;

Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров, являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании предназначенных для перевозки пассажиров судов, соответствующих требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта,

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасной эксплуатации судов на внутренних водных путях, имеющего стаж работы не менее 3 лет в должности капитана судна, старшего помощника капитана или старшего механика на судах внутреннего плавания или на морских судах, среднее профессиональное или высшее образование по специальности "судовождение" или "эксплуатация судовых энергетических установок", а также аттестованного на право занятия должности в установленном порядке (за исключением соискателей лицензии (лицензиатов), осуществляющих перевозки пассажиров с использованием маломерных судов);

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договоров страхования жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

г) наличие для каждого судна (за исключением маломерного судна), предназначенного для перевозки пассажиров, следующих документов:

свидетельство о праве собственности на судно или копия свидетельства о праве собственности на судно, заверенная органом, выдавшим такое свидетельство, или нотариусом;

свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации;

свидетельство о годности судна к плаванию;

судовое санитарное свидетельство;

свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна;

свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна;

свидетельство о классификации;

мерительное свидетельство;

г (1)) наличие для каждого маломерного судна судового билета;)

д) наличие для каждого судна (за исключением маломерного судна) судового свидетельства об управлении безопасностью, предусмотренного статьей 34.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

е) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договора страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном";

ж) наличие для каждого судна судового плана чрезвычайных мер по предотвращению загрязнения нефтью, предусмотренного статьей 39 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

з) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) (за исключением соискателей лицензии (лицензиатов), осуществляющих перевозки пассажиров с использованием маломерных судов) документа, подтверждающего страхование или финансовое обеспечение страховых рисков возникновения ответственности соискателя лицензии (лицензиата) в соответствии со статьей 121 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании предназначенных для перевозки пассажиров судов, соответствующих требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 623 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» является для лицензиата одновременно лицензионными требованиями.

Без предоставления вышеуказанных документов, а также регистрации в судовом реестре, необходимую для перевозки граждан лицензию получить невозможно.

Из пояснений главного специалиста ГУ МЧС ФИО6, следует, что на принадлежащем ПО «Усадьба» средстве в бассейне реки Урал осуществлялась перевозка пассажиров за плату в виде прогулки по реке. Данное обстоятельство подтверждается многочисленными проверками, в результате которых было установлено, что граждане перевозились на катамаране за плату в размере 150 рублей за каждого. Перевозка осуществлялась любому желающему, никакого членства в обществе при этом не требовалось. Поскольку ПО «Усадьба» передало средство в аренду за плату, они обязаны зарегистрировать его в реестре и получить лицензию на перевозку, при этом, не имеет значения коммерческая это будет перевозки или нет. Вместе с тем, общество передало средство в аренду за плату, что само собой подразумевает получение от его использования прибыли. Для перевозки граждан необходимо было обратиться за приобретением билета, после чего выполнялась прогулка по реке. У общества не имеется базы на которой они имеют право выполнять посадку пассажиров, и оставлять средство на хранение, вместе с тем катамаран базируется у пешеходного моста, где производится его заправка ГСМ. Базы, на которой может осуществляться его заправка и техническое обслуживание не имеется, вместе с тем это требование необходимое для получения лицензии. Требования о необходимости получения лицензии установлены кодексом и правилами, которые обязательны для исполнения юридическим лицом. Чтобы получить лицензию судно должно соответствовать всем требованиям, которые необходимы для соблюдения безопасности пассажиров на судне.

Судом установлено, что Оренбургской транспортной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о безопасности судоходства на реке Урал, в ходе которой установлено, что 07.08.2017 года, на борту катамарана «Мечта» перевозились 16 человек, из которых 9 взрослых пассажиров, 5 пассажиров в возрасте до 7 лет и 2 члена экипажа.

Материалами дела подтверждается факт выполнения на указанном средстве перевозки граждан за плату, в качестве прогулки по реке Урал, доказательств обратного суду не представлено.

Также судом установлено, что спорное средство принадлежит ПО «Усадьба» и было передано в летний период по договору аренды за плату ПО «Центрострой». Таким образом, судом установлено, что спорное средство было приобретено для перевозки граждан и использовалось именно для перевозки граждан за плату, доказательств обратного, суду не представлено.

Деятельность по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом осуществлялась без лицензии. Данное подтверждается протоколом об административном правонарушении от 07.08.2017 года, объяснениями ФИО7, ФИО8, распечаткой со страницы в социальной сети «В контакте», содержащей рекламу услуг Оренбургского речного трамвая, квитанцией об оплате, приходными кассовыми ордерами, билетом на прогулочный катер. Таким образом, судом установлено, что транспортное средство было передано собственником в аренду за плату другому лицу и использовалось для перевозки обратившихся граждан, за плату, доказательств обратного суду не представлено. Доводы ответчиков о том, что они используют средство для перевозки только пайщиков общества, суд находит несостоятельными, данные доводы опровергаются материалами дела, пояснениями специалиста.

Согласно Уставу ПО «УСАДЬБА» к предмету деятельности общества, в том числе, перевозка пассажиров внутренним водным транспортом, морским транспортом, общество не относится.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ПО «УСАДЬБА» в нарушение положений действующего законодательства осуществляет деятельность по сдаче за плату принадлежащего им средства для перевозки пассажиров внутренним водным транспортом в отсутствие на то лицензии.

Судом установлено, что собственник катамарана «Мечта» ПО «УСАДЬБА» использует маломерное судно в коммерческих целях для перевозки пассажиров, в связи с чем, должны был зарегистрировать маломерное судно в государственном судовом реестре.

Частью 1 ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации определено, что судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящем пункте реестров судов Российской Федерации:

государственном судовом реестре;

реестре маломерных судов.

Согласно ч.2 ст.17 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок государственной регистрации этих судов в реестре маломерных судов устанавливается указанным органом.

В соответствии с п.1, п.4 приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24.06.2016 года № 340 «Об утверждении правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, определяют порядок государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях. Государственная регистрация судна осуществляется по заявлению гражданина Российской Федерации либо юридического лица, в соответствии с законодательством Российской Федерации, при наличии оснований возникновения права собственности на судно, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо уполномоченного им на то лица при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 5 ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации установлено, что государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

На основании заявления от 26.04.2017 года техническим надзором ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Оренбургской области» указанное маломерное судно катамаран «Мечта» зарегистрировано в реестре маломерных судов.

Вместе с тем судом установлено, что данное средство используется в коммерческих целях, в силу чего, подлежит регистрации в государственном судовом реестре.

Требования о получении лицензии на перевозку граждан водным транспортом, установлены положениями ст.ст. 3, 12, ФЗ № 99-ФЗ от 04.05.2011 года, и Положением «О лицензировании деятельности по перевозке внутренним водным транспортом» утвержденной Постановлением Правительства № 193 от 06.03.2012 года. Кроме того, в силу положений действующего законодательства, пассажир выполняет прогулку на транспорте по договору перевозки, которую может выполнять только юридическое лицо имеющее лицензию на перевозку граждан.

Таким образом, для использования судна по перевозке людей, в коммерческих целях, оно должно быть зарегистрировано в Государственном судовом реестре, чего собственником судна сделано не было.

Статьей 21 Конституцией РФ каждому гарантировано право на жизнь, охрану здоровья.

Пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 года N 2202-1 закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что ПО «Усадьба» принадлежит на праве собственности указанное средство, которое используется обществом в коммерческих целях для перевозки пассажиров, в отсутствие на то необходимой лицензии и без регистрации средства в реестре. Для получения лицензии обществу необходимо выполнить ряд мероприятий, обустроить средство всем необходимым, соответствующим требованиям закона экипажем, заключить соответствующие договоры страхования, аренды базы, без которых невозможно его использование.

Поскольку деятельность по перевозке пассажиров является опасной и подлежит обязательному лицензированию, ее получение необходимо для соблюдения прав и охраняемых законом интересов пассажиров, предотвращения возможности возникновения чрезвычайной ситуации на судне, и как следствие возникновению угрозы жизни и здоровью граждан.

В связи с изложенным требования Оренбургского транспортного прокурора в части возложения на ПО «УСАДЬБА» обязанности получить лицензию на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом и зарегистрировать катамаран «Мечта» в государственном судовом реестре суд находит законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Оснований для удовлетворения требований в отношении ПО «Центрострой» не имеется, поскольку в настоящее время договор аренды средства, с данным обществом расторгнут, средство возвращено собственнику.

Требования об обустройстве причала суд находит не подлежащими удовлетворению, поскольку судом установлено, что ПО «Усадьба» лично деятельность по перевозке не осуществляют, им средство сдается иным лицам, на которые и должна быть возложена обязанность по устройству причалов, для посадки и высадки пассажиров использовался понтон, расположенный на берегу реки Урал, который им не принадлежит, при получении лицензии, обществу необходимо будет выполнить мероприятия по обеспечению безопасности жизни и здоровья пассажиров, к чему относится, в том числе и деятельность по устройству причалов.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Оренбургского транспортного прокурора удовлетворить частично.

Возложить на потребительское общество «УСАДЬБА» обязанность получить лицензию на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом, зарегистрировать катамаран «Мечта» в государственном судовом реестре.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд путем подачи апелляционной жалобы.

Мотивированное решение изготовлено 13.11.2017 года.

Судья Д.И.Юнусов