ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2194/18 от 21.11.2018 Ленинскогого районного суда г. Магнитогорска (Челябинская область)

Дело № 2-2194/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 ноября 2018 года Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:

председательствующего судьи: Васильевой Т.Г..

при секретаре: Крыльцовой Ю.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) о признании права на досрочную пенсию,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) (ГУ УПФР в г. Магнитогорске) и просил признать незаконным решение ГУ УПФР в г. Магнитогорске Челябинской области от 30.08.2018 года об отказе в установлении пенсии, включить в специальный стаж период работы с 01.12.1984 года по 30.04.1986 года, обязать ответчика выплатить трудовую пенсию за период с 20.05.2018 года по 20.09.2018 года, возместить расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, оплате услуг представителя в сумме 15000 рублей. В обоснование иска указано, что ответчик необоснованно отказал в назначении пенсии с 20.05.2018 года, не включил в специальный стаж период работы в качестве слесаря по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов в филиале ДОАО «Спецгазавтотранс» в районах Крайнего Севера.

В процессе рассмотрения дела ФИО1 дополнил требования и просил включить в специальный стаж период службы в рядах Советской Армии с 02.05.1982 года по 18.06.1984 года из расчета один день военной службы за два дня работы.

В судебном заседании ФИО1 и его представитель ФИО2, допущенная судом в порядке, предусмотренном ч.6 ст.53 ГПК РФ, поддержали заявленные требования.

Представитель ответчика ФИО3 (доверенность от 18.10.2018 года) иск не признала, суду пояснила, что на дату обращения отсутствовал требуемый стаж на соответствующих видах работ. Требуется не менее 12 лет, подтверждено документами с учетом суммирования 11 лет 6 месяцев 6 дней. Период работы с 01.12.1984 года по 30.04.1986 года не подлежит включению в специальный стаж, так как документально не подтверждено, что работа протекала в районах Крайнего Севера. Период службы в Вооруженных силах не может быть включен в специальный стаж работы по нормам п.6 ч.1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку положения п.109 Положения от 03.08.1972 года № 590 при меняются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.30 и 31 ФЗ «О страховых пенсиях», в порядке установленном постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав доказательства, суд пришел к выводу, что требования истца подлежат частичному удовлетворению.

Статьей 8 Федерального закона 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

При этом пунктом 6 части 1 статьи 32 ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28.

Исчисление стажа работы, осуществляющейся вахтовым методом на Крайнем Севере, урегулировано пунктом 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516.

Абзацем 2 данного пункта Правил определено, что периоды работы вахтовым методом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчисляются в календарном порядке с включением в них рабочего времени непосредственно на объекте, времени междусменного отдыха, а также периода междувахтового отдыха и времени в пути до места выполнения работы и обратно.

Порядок учета рабочего времени при вахтовом методе работы определен Основными положениями о вахтовом методе организации работ, утвержденными постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и Минздрава СССР от 31.12.1987 г. N 794/33-82, действующими в настоящее время.

В соответствии с названными Основными положениями, указанный расчет рабочего времени производится работодателем, исходя из выработки нормального количества часов, установленного для определенной категории работников, то есть в дополнение к трудовой книжке необходимо предоставление уточняющей справки от организации о выполнении за учетный период нормы рабочего времени.

В силу пункта 4 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 г. N 5 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью основных трудовых функций.

Как установлено судом, 17 мая 2018 года ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ГУ УПФР в г. Магнитогорске Челябинской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Решением ГУ УПФР в г. Магнитогорске Челябинской области от 30.08.2018 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии с 20 мая 2018 года, в связи с отсутствием требуемого специального стажа. В специальный стаж ФИО1 зачтено 11 лет 6 месяцев 6 дней.

В специальный стаж истца ответчиком не был включен период его работы с 01.12.1984 года по 30.04.1986 года в должности слесаря по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов в Специализированном управлении пуско-наладочных работ – филиале ДОАО «Спецгазавтотранс» ОАО «Газпром».

Вместе с тем, справками подтверждается выполнение истцом командировочного задания и фактический срок пребывания в командировке в районах Крайнего Севера (г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкого АО).

Факт работы истца в районах Крайнего Севера подтвержден представленными в суд лицевыми счетами, из которых следует, что заработная плата начислялась с учетом коэффициента 70 %.

Представленные уточняющие справки о фактическом времени работы в районах Крайнего Севера ответчиком не оспорены.

Таким образом, период работы истца с 01.12.1984 года по 30.04.1986 года подлежит включению в специальный стаж в размере фактически отработанного времени 9 месяцев 25 дней, оснований для включения указанного периода в календарном размере не имеется, поскольку работодатель не подтверждает работу истца в указанный период вахтовым методом.

Период службы ФИО1 в вооруженных силах СССР с 02.05.1982 года по18.06.1984 года не подлежит включению в специальный стаж по п.6 ч.1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях».

В период службы истца в армии действовал Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", который не предусматривал включение данных периодов в стаж работы в районах Крайнего Севера. Также действовало Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590. В соответствии с данным Положением период прохождения службы может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Однако оснований включать период прохождения службы в районах Крайнего Севера в стаж работы в районах Крайнего Севера не имеется.

В соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 года время военной службы засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера, что следует из смысла статей 14, 88 и 90 данного Закона.

Таким образом, по ранее действующему пенсионному законодательству служба в армии в льготный стаж работы в районах Крайнего Севера не включалась. Последующее нормативно-правовое регулирование пенсионных прав граждан также не предусматривало такой возможности.

В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включается служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.

Таким образом, период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с частью 1 статьи 28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Доводы истца и его представителя о том, что период службы в армии подлежит включению в специальный стаж, поскольку до призыва на военную службу истец работал с вредными условиями труда по Списку № 1, основаны на неправильном толковании закона, поскольку период службы в армии может быть учтен при назначении досрочной пенсии по п.1ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях», в то время как по заявлению ФИО1 рассматривался вопрос о признании права на досрочную страховую пенсию по п.6 ч.1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях».

Исходя из изложенного, специальный стаж ФИО1 на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии, с учетом периода деятельности включенного в стаж истца решением от 30.08.2018 года - 11 лет 6 месяцев 6 дней, составляет более 12 лет, что достаточно для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» с 20 мая 2018 года.

В соответствии со ст.98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Таким образом, требование истца о возмещении расходов по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, а также расходов по оплате юридических услуг в сумме 5000 рублей подлежит удовлетворению, несение указанных расходов подтверждено документально, указанные расходы являются необходимыми.

При этом, с учетом положений ст.100 ГПК РФ суд учитывал выполнение по договору юридических услуг от 27 сентября 2018 года следующих услуг: составление искового заявления, представление интересов в одном судебном заседании.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Магнитогорске Челябинской области от 30.08.2018 года об отказе в установлении ФИО1 страховой пенсии по старости.

Обязать ГУ УПФР в г. Магнитогорске включить в специальный стаж ФИО1 период работы с 01.12.1984 года по 30.04.1986 год (9 месяцев 25 дней), в части включения в специальный стаж по п.6 ч.1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях» периода службы в Советской Армии с 20.05.1982 года по 20.09.2018 года - отказать.

Обязать ГУ УПФР в г. Магнитогорске назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях» с 20 мая 2018 года.

Взыскать с ГУ УПФР в г. Магнитогорске в пользу ФИО1 в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины 300 рублей, в счет оплаты расходов по оплате услуг представителя в сумме 5000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Магнитогорска.

Председательствующий: