Мотивированное решение изготовлено 20 февраля 2018 года
Дело № 2-248/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 февраля 2018 года
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Фоминой Е.А.,
при секретаре Павловой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению войсковой части 40658 к Титову С.М. о признании утратившим право на регистрацию по месту жительства и снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Войсковая часть 40658 обратилась в суд с иском к Титову С.М. о признании утратившим право на регистрацию при указанной войсковой части.
В обоснование исковых требований представитель части указал, что в период прохождения военной службы по контракту в войсковой части 40658, Титов С.М. был зарегистрирован при указанной в/части, дислоцированной по адресу: Мурманская область, г. Североморск, о чем имеется запись в домовой книге регистрации граждан воинской части 40658.
Приказом командующего Северным флотом по личному составу от 10 августа 2009 года № 17-пм старший мичман Титов С.М. уволен с военной службы с зачислением в запас по основанию, предусмотренному пп. «а» п.1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и 23 сентября 2009 года исключен из списков личного состава воинской части 40658.
Согласно сведениям, поступившим из ФГКУ «СРУЖО», Титов С.М. на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении не состоит.
В связи с тем, что Титов С.М. не обладает статусом военнослужащего, в трудовых отношениях с войсковой частью не состоит, им утрачено и право на регистрацию при войсковой части, со ссылками на положения ст. 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 просит признать Титова С.М. утратившим право на регистрацию по месту дислокации войсковой части по адресу: г. Североморск Мурманской области, в/часть 40658.
В судебном заседании представитель истца Судакова В.Н. поддержала заявленные исковые требования по доводам, изложенным в иске. Дополнительно указала, что истец в 1991 году был обеспечен служебным жилым помещением, расположенным по адресу: ***, которое в дальнейшем было расслужеблено и приватизировано в собственность бывшей супруги ФИО1 Кроме того, в 2000 году ответчиком приобретено в собственность жилое помещение, расположенное по адресу: ***, которое в дальнейшем им продано.
Привела довод о том, что наличие у Титова С.М. незаконной регистрации при в/части 40658 возлагает на командование указанной части необоснованные обязанности, связанные с обеспечением прав и обязанностей лиц, находящихся на регистрационном учете в войсковой части, в том числе, связанные с предоставлением данных о зарегистрированных избирателях в участковые комиссии избиркома.
Относительно ходатайства ответчика о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, возражала против предоставления отсрочки.
Ответчик Титов С.М. в судебном заседании не оспаривал тот факт, что в настоящее время утратил связь с войсковой частью 40658, поскольку службу там не проходит, гражданским персоналом части не является, с исковыми требованиями не согласился, поскольку жилым помещением не обеспечен, фактически ему негде зарегистрироваться в ЗАТО г. Североморск. В ближайшее время намерен решать вопрос о предоставлении служебного жилого помещения либо по договору коммерческого найма по месту работы (ЖЭУ №7). В случае удовлетворения исковых требований, предоставить отсрочку исполнения решения суда, поскольку ему для законного нахождения на территории ЗАТО г. Североморск нужна регистрация – до решения жилищного вопроса.
Представитель ответчика Титова Т.И. в судебном заседании поддержала письменные возражения на исковое заявления. Со ссылками на положения ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», ст.51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» указала, что Титов С.М. в период прохождения в ЗАТО г. Североморск жилым помещением по месту прохождения службы не был обеспечен, безвозмездную финансовую помощь на жилищное строительство не получал, при увольнении не поставлен на учет ГУ 1973 ОМИС СФ и не включен в сводный список участников на получение государственного жилищного сертификата.
Таким образом, ответчик не может быть снят с регистрационного учета при войсковой части до момента обеспечения его жилым помещением по линии Министерства обороны РФ, как бывшего военнослужащего.
Полагала, что снятие Титова С.М. с регистрационного учета при войсковой части 40658 повлечет ущемление его прав и свобод, как гражданина Российской Федерации, нарушение его права на трудовую деятельность, получение льгот ветерана Вооруженных Сил, военной пенсии, права на переселение из ЗАТО, а также на законный въезд (выезд) на территорию ЗАТО.
Дополнительно указала, что истцом не представлено доказательств, что войсковая часть 40658 к категории жилых помещений не относится.
На основании изложенного, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель 3-го лица – отдела по вопросам миграции межмуниципального отдела МВД России по ЗАТО г. Североморск и г. Островной в представленном мнении по исковому заявлению полагался в разрешении спора на усмотрение суда, просил о рассмотрении дела без участия представителя. Указал, что снятие Титова С.М. с регистрационного учета по месту жительства, зарегистрированного по месту дислокации в/части 40658 с 05 марта 2008 года по настоящее время, в соответствии с требованиями п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713, производится органами регистрационного учета в случае признания его утратившим право пользования жилым помещением на основании вступившего в законную силу решения суда. Обязанность гражданина освободить занимаемое жилое помещение в случае прекращения у гражданина права пользования им предусмотрена также п. 1 ст. 35 Жилищного кодекса РФ. При этом регистрация военнослужащих по месту дислокации войсковых частей на основании п. 23 вышеназванных Правил регистрации предусмотрена лишь до получения ими жилых помещений.
Заслушав представителя истца, ответчика Титова С.М., его представителя Титову Т.И., исследовав материалы дела, суд находит исковые заявления обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Общий порядок регистрации военнослужащих и членов их семей по месту дислокации воинских частей установлен п. 3 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
К особенностям регистрации военнослужащих можно отнести то обстоятельство, что воинские части, корабли, штабы, управления, учреждения, предприятия, организации, военные образовательные учреждения профессионального образования, в которых военнослужащие проходят военную службу, дислоцируются на территории Российской Федерации и за ее пределами исходя из их функционального предназначения в соответствии с задачами обороны и социально - экономическими условиями мест дислокации. В соответствии с этим военнослужащие могут находиться в местах дислокации воинских частей или в месте исполнения служебных обязанностей, проживать в данных местностях и соответственно пользоваться государственным «иммунитетом».
В период прохождения военной службы военнослужащие ограничены в свободе передвижения и выборе места жительства. Место жительства военнослужащего зависит от места его службы и может измениться при изменении служебного положения. Изменение места службы, следовательно, и жительства может быть произведено вопреки желанию военнослужащего. Так, согласно заключенному контракту военнослужащие обязуются проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, место прохождения военной службы при его заключении не оговаривается. При этом, ограничения не выражены в форме прямых запретов, а вытекают из существа военной службы и соответствуют федеральному законодательству, регламентирующему прохождение военной службы и статус военнослужащих. В полном объеме право на свободу выбора места жительства может реализоваться военнослужащим лишь при увольнении с военной службы.
На основании п. 23 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию»: военнослужащие, прибывшие на новое место военной службы по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются по месту дислокации воинских частей.
Пунктом 1 статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации (положения которого суд учитывает исходя из аналогии права, поскольку вопрос прекращения регистрации при войсковой части прямо не урегулирован законодательством Российской Федерации) предусмотрено, что в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Аналогичный правовой подход закреплен и в положениях ст.ст. 103, 104 Жилищного Кодекса РФ, предусматривающих, что служебные жилые помещения и общежития предоставляются гражданам только на период трудовых отношений, прохождения военной службы и проч.
В силу п. «е» ст. 31 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 128 Приказа ФМС РФ от 11сентября 2012 года № 288 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», который гласит, что снятие с регистрационного учета без непосредственного участия гражданина производится в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим (не приобретшим) право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.Из материалов дела, а также пояснений сторон установлено, что в период прохождения военной службы по контракту в должности старшего боцмана 36 аварийно-спасательной партии в войсковой части 40658 Титов С.М. с 05 марта 2008 года был зарегистрирован при в/части 40658, дислоцированной по адресу: Мурманская область, г. Североморск, о чем имеется запись под № 213 в домовой книге №2 указанной воинской части.
Приказом командующего Северным флотом от 10 августа 2009 №17-пм Титов С.М. уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (подп. «а» п.1 ст. 51 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»). Приказом командира в/части 40658 от 07 сентября 2009 года № 696 Титов С.М. с 23 сентября 2009 года исключен из списков личного состава воинской части, всех видов обеспечения и направлен на учет в Военный комиссариат городов Североморск и Островной Мурманской области. Выслуга лет в календарном исчислении составила 21 год 02 мес.
Доказательств того, что ответчик имеет право сохранять регистрацию по месту дисклокации в/части 40658 после увольнения с военной службы судом не установлено, стороной ответчика не представлено.
Кроме того, по сообщению Врио начальника отделения (обеспечения жилыми помещениями для постоянного проживания, жилищными субсидиями) ФГКУ «Северное региональное Управление жилищного обеспечения» МО РФ от 24 апреля 2017 года по данным ПИ РО «Алушта» Титов С.М., 25 мая 1961 года рождения на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состоит.
Решением Североморского городского суда от 11 января 2009 года по гражданскому делу № 2-26/2009 по иску Титова С.М. к ФИО1, ФИО2, ФИО3 об изменении договора найма жилого помещения, установлено, что Титовым С.М. (истцом по делу) в 1991 году (в период прохождения службы) получена муниципальная трехкомнатная квартира по адресу: ***, на состав семьи из четырех человек, в период с 18 июня 1991 года по 25 марта 2000 года Титов С.М. был зарегистрирован по вышеуказанному адресу.
В настоящее время жилое помещение по адресу: ***, на основании договора на бесплатную передачу квартир в собственность граждан от 07 февраля 2017 года принадлежит на праве собственности Титовой Т.И. (бывшей супруге Титова С.М., брак между ними прекращен с 02 марта 1998 года), что подтверждается справкой по форме № 9 от 30 января 2018 года.
Кроме того, как следует из справки по форме № 9 от 01 февраля 2018 года на основании договора купли-продажи *** от 21 февраля 2000 года Титову С.М. принадлежало жилое помещение, расположенное по адресу: ***. Указанное жилое помещение на основании договора купли-продажи от 17 июня 2006 года продано Титовым С.М. ФИО4 Право собственности последней зарегистрировано в органах Росреестра под ***.
Таким образом, сторона ответчика не представила доказательств, соответствующих требованиям статей 56, 59, 60 Гражданского процессуального кодекса РФ, о признании Титова С.М. уполномоченным органом военного управления в установленном порядке нуждающимся в обеспечении жилым помещением в период прохождения военной службы и признании за ним права на обеспечение жилым помещением после увольнения с военной службы.
Также, как следует из пояснений представителя истца, оцененных судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, войсковая часть 40658, расположенная по адресу: г. Североморск Мурманской области, к категории жилых помещений не относится, за войсковой частью 40658 жилищного фонда не числится. Регистрация ответчика была произведена формально, без фактического вселения по указанному адресу, с целью упорядочить его регистрацию в населенном пункте (в том числе, с учетом необходимости законного въезда и нахождения на территории закрытого административно-территориального образования г.Североморск), служебное жилое помещение для временного проживания или общежитие на территории в/части ему не предоставлялось. Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.
Следовательно, каких-либо обязательств у в/части 40658 и государства по обеспечению ответчика жилым помещением, с исполнением которых Титов С.М. связывает возможность снятия его с регистрационного учета по месту дислокации воинской части и свое право состоять на учете до указанного момента в в/части 40658, не имеется.
Таким образом, судом установлено, что с 2009 года ответчик исключен из списков личного состава в/части 40658, в трудовых и служебных отношениях с указанной частью и иным органом Министерства обороны Российской Федерации на территории ЗАТО г. Североморск не состоит (что не оспаривалось стороной ответчика в ходе судебного заседания), обеспечению жилым помещением как лицо, уволенное с военной службы, не подлежит, при этом, Титов С.М. длительное время, недобросовестно пользуясь своими гражданскими правами, добровольно с регистрационного учета при войсковой части не снимается, чем нарушает права в/ч 40658 (исходя из стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации функций и задач, поскольку его регистрация возлагает на командование ряд публичных обязанностей, о чем указала в судебном заседании представитель истца).
Оценивая возражения стороны ответчика о праве на сохранение регистрации исходя из его прав на со ссылкой на нарушение его прав на трудовую деятельность, получение льгот ветерана Вооруженных Сил, военной пенсии и другое, суд приходит к следующему.
Так, согласно положений ст. 1 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 года № 5242-1 - в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Закона в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Однако, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации может быть ограничен на основании закона (ст. 1 Закона).
По смыслу положений ч. 3 ст. 15 Федерального Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих», во взаимосвязи с требованиями ст. 20 Гражданского кодекса РФ, Закона от 25 июня 1993 года № 5242-1 регистрация военнослужащих, прибывших к месту прохождения службы, и членов их семей по месту дислокации воинской части является особой социальной гарантией для данной категории лиц, обусловленной особенностью специфики рода деятельности военнослужащих, возможной служебной ротацией и связанной с этим рядом бытовых неудобств, вызвана необходимостью соблюсти правовые гарантии личности в целях социальной адаптации по новому месту службы.
Вместе с тем, регистрация при воинской части является временным правом, которое ограничено периодом получения жилого помещения по месту прохождения военной службы либо сроком окончания военной службы, то есть не является абсолютным и безграничным, и не зависит от волеизъявления гражданина.
Таким образом, снятие ответчика с регистрационного учета при войсковой части не может повлечь нарушение его прав и свобод, связанных с правом на трудовую деятельность, получение льгот ветерана Вооруженных Сил, военной песни и др., поскольку в настоящее время сама по себе регистрация Титова С.М. при войсковой части является незаконной.
Иные доводы стороны ответчика правового значения в разрешении спора не имеют.
На основании вышеизложенного, поскольку у ответчика отсутствует право сохранять регистрацию по месту дислокации войсковой части в связи с тем, что он не относится к числу граждан, проходящих военную службу и имеющих право на получение жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, которые по их просьбе до получения жилых помещений могут быть зарегистрированы по месту жительства по адресам воинских частей, его регистрация не была связана с возникновением жилищных правоотношений и занятием на законном основании какого-либо жилого помещения по месту регистрации, суд, применяя по аналогии закона положения ст.ст. 31, 35 Жилищного кодекса Российской Федерации, удовлетворяет исковые требования в/части 40658 и признает Титова С.М. утратившим право на регистрацию по месту дислокации в/части 40658.
При этом суд принимает во внимание, что ответчик не лишен права на обеспечение жильем в ином, установленном законом порядке, то есть другими органами, не относящимися к Министерству обороны Российской Федерации – органами местного самоуправления (по договору служебного найма по месту работы либо договору коммерческого найма).
Настоящее решение суда в соответствии с требованиями, установленными Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713), является основанием для жилищных органов снять ответчика с регистрационного учета по месту жительства.
В соответствии со ст. 203 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить исполнение решения суда.
Разрешая ходатайство ответчика о предоставлении отсрочки исполнения решения суда суд приходит к следующему.
Исходя из климатических условий Крайнего Севера, учитывая, что ответчик на дату рассмотрения спора не имеет иного жилого помещения для проживания (по договору найма либо в собственности) и в настоящее время намерен разрешить вопрос о получении жилого помещения через органы местного самоуправления, принимая также во внимание баланс интересов сторон, а также то обстоятельство, что для законного нахождения на территории ЗАТО г.Североморск необходима регистрация, учитывая право ответчика на участие в выборах Президента РФ в марте 2018 года, суд полагает возможным предоставить ответчику отсрочку исполнения решения суда сроком на 3 месяца – до 16 мая 2018 года.
Данный спор суд рассматривает в пределах заявленных требований, на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ суд взыскивает с ответчика, не освобожденного от судебных расходов, государственную пошлину, от уплаты которой истцы освобождены, в размере 300 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования войсковой части 40658 – удовлетворить.
Признать Титова С.М. , *** года рождения, утратившими право на регистрацию при войсковой части 40658 г.Североморск Мурманской области.
Взыскать с Титова С.М. , *** года рождения государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 300 рублей.
Предоставить Титову С.М. отсрочку исполнения решения суда сроком до 16 мая 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий Е.А.Фомина