ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2194/2022 от 12.08.2022 Октябрьского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело №2-2194\2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

судьи Коса Л.В.

при секретаре Смольяниновой М.В.,

рассмотрев в судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по иску ФИО1 к ПАО «Квадра» о понуждении произвести перерасчет

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ПАО «Квадра» о понуждении отменить начисления по теплу за периоды февраль-апрель 2022г. в размере 4999 руб. 24 коп., о понуждении произвести перерасчет в соответствии с реальным потреблением ( по показаниям индивидуального прибора учета счетчика тепла, установленного в квартире: теплосчетчик ультразвуковой СТК-15-М-RS485 №19-035427, показания равны-0,006. ; назначении штрафа в размере 50% от неверно сделанных начислений за период февраль-апрель 2022г. В обоснование своих требований ссылалась на то, что является собственником в на основании договора купли-продажи, зарегистрированного Росреестром. Обслуживание дома производит ответчик. В квартире установлен индивидуальный прибор учета тепловой энергии (отопления). Однако ответчик начисляет оплату в полном объеме. В квартире никто не проживает и не велись никакие ремонтные работы. Тепло было перекрыто и показания на приборе учета равны 0,006. Счетчик тепла находится в свободном доступе, любой специалист может проверить его показания. Несмотря на то, что показания счетчиков соответствуют потреблению в объеме 0,006, счета выставлены на большую сумму, что нарушает ее права как потребителя, и она вынуждена оплачивать услугу, которую не получала. Обращалась к ответчику с заявлением о принятии на учет ИПУ тепла и передавала показания.

В судебном заседании истица поддержала исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика возражал против иска, просил отказать в иске. В обоснование своих требований ссылался на то, что расчет размера платы за отопление производится в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354. ИПУ отопления по адресу истца введен в эксплуатацию 04.03.2022г. на основании заявки потребителя в порядке. Предусмотренном Правилами. Согласно п.31 (у) Правил расчет по показаниям ИПУ производится, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию. При обследовании режима теплопотребления многоквартирного 02.02.2022г. специалистами филиала в присутствии представителя управляющей компании составлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного прибора учета. В ходе обследования выявлено отсутствие по указанному адресу технической возможности установки прибора учета. Также установлено, что МКД № и по имеют общую систему теплоснабжения (теплообменники системы отопления и ГВС). Учет потребления тепловой энергии, теплоносителя единым узлом учета для разных многоквартирных домов (имеющих разный почтовый адрес) действующим законодательством не предусмотрено. Применение в расчетах за отопление показаний ИПУ тепловой энергии в случае отсутствия или непринятия к расчетам показаний общедомового прибора учета не предусмотрено действующими Правилами. Поэтому размер платы за отопление за февраль, март, апрель 2022г. в МКД истца определялся в соответствии с требованиями Правил, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденного постановлением управления энергетики и тарифов Липецкой области от 31.08.2012г. № 37/7. На основании вышеизложенного, расчет размера платы за отопление по адресу истца произведен с учетом требований действующего законодательства и основания для производства перерасчета отсутствуют.

Представитель третьего лица ООО «Городская Управляющая Компания «Юго-Западная» представил пояснения, из которых следует, что третье лицо осуществляет управление МКД по в на основании протокола №1 от 21.12.2021г. был сдан в эксплуатацию без ОДПУ тепловой энергии теплоносителя, холодной воды. Таким образом, в данном доме ОДПУ отсутствуют.

Согласно заключению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, привлеченного в порядке ст.47 ГПК РФ, требования истца удовлетворению не подлежат. Согласно п.42 (1) Правил представления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354, в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2,2 (1), 2 (3) и 2(4) приложения №2 к настоящим правилам, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. Как следует из материалов дела, многоквартирный дом, помещение в котором принадлежит истцу, не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. Конституционный Суд РФ в Определении от 28.12.2021г. № 2874-О указал, что при отсутствии в многоквартирном доме общедомового прибора учета или при его неисправности определение объема тепловой энергии, потребляемой собственником или пользователем отдельного помещения в таком доме, производится расчетным путем-посредством применения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, учитывающего приходящийся на один квадратный метр площади помещения средний расход тепловой энергии на обогрев многоквартирного дома в целом (пункт 3 приложения №1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006г №306. Таким образом, учитывая, что в отсутствие показаний общедомового прибора учета тепловой энергии невозможно достоверно рассчитать объем энергии, потребленной на общие нужды, абзац второй пункта 42.1 правил, предписывающий в указанном случае определять размер платы за отопление, исходя из норматива потребления данной коммунальной услуги, обеспечивает справедливый баланс интересов поставщиков тепловой энергии, собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, и не может расцениваться как нарушающий конституционные права заявителей.

Государственная жилищная инспекция по Липецкой области, привлеченная в порядке ст.47 ГПК РФ, представила пояснения, в которых указала, что истица в Госжилинспекцию по вопросу проверки начисления платы за отопление не обращалась. Кроме этого, указала порядок расчетов платы за коммунальные услуги в МКД, оборудованных общедомовым прибором учета тепловой энергии.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, заключения органов, привлеченных для дачи заключения в порядке ст.47 ГПК РФ, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потреблении я коммунальных услуг.

Коммунальная услуга теплоснабжения оказывается круглосуточно, непрерывно в течение отопительного периода и должна обеспечить теплоснабжение помещений, входящих в состав многоквартирного дома.

Предусмотренный пунктом 42(1) Правил N 354 порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению обусловлен общим принципом распределения фактически потребленного всеми помещениями многоквартирного дома объема тепловой энергии, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, пропорционально площади занимаемого помещения в многоквартирном доме.

Правилами N 354 не предусмотрен такой случай, как отсутствие в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии и наличие индивидуальных приборов учета, соответствующая формула для расчета платы за отопление в указанном случае не установлена.

Согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Судом установлено, что истица является собственником в на основании договора купли-продажи, зарегистрированного Росреестром.

Обслуживание дома осуществляет третье лицо ООО «Городская Управляющая Компания «Юго-Западная» на основании протокола №1 от 21.12.2021г.

был сдан в эксплуатацию без ОДПУ тепловой энергии теплоносителя, холодной воды. Таким образом, в данном доме ОДПУ отсутствуют.

Из объяснений истицы следует, что в квартире установлен индивидуальный прибор учета тепловой энергии (отопления)- теплосчетчик ультразвуковой СТК-15-М-RS485 №19-035427, показания равны-0,006.. В квартире никто не проживает и не велись никакие ремонтные работы. Отопление было перекрыто и показания на приборе учета равны 0,006.

Ответчик является поставщиком коммунальных ресурсов в данный дом.

Судом установлено, что общедомовой прибор учета тепловой энергии по названному МКД не зарегистрирован, поскольку отсутствует, что не оспаривалось истицей.

Если в доме нет ОДПУ тепла, то размер платы за отопление нужно рассчитывать по нормативам, даже если у потребителя имеется ИПУ тепла. Такая правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 11 февраля 2020 г. N 310-ЭС19-27064 по делу N А08-2606/2019, Обзоре практики Верховного Суда РФ в сфере ЖКХ за февраль 2020 года, Определении Верховного Суда РФ от 11 февраля 2020 г. N 310-ЭС19-27064 по делу N А08-2606/2019.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 28 декабря 2021 г. N 2874-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан ФИО2 и ФИО3 на нарушение их конституционных прав пунктом 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", часть 1 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип определения объема потребляемых коммунальных услуг для исчисления размера платы за них на основе учета потребленного коммунального ресурса исходя из показаний приборов учета, отсутствие которых восполняется применением расчетного способа определения количества ресурса, а также использованием нормативов потребления коммунальных услуг (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 30-П и от 20 декабря 2018 года N 46-П). В отношении многоквартирных домов, в которых, как правило, тепловая энергия расходуется одновременно на обогрев как отдельных, так и относящихся к общему имуществу помещений, данный принцип последовательно реализуется в специальных нормах жилищного законодательства, в том числе в абзаце втором пункта 42.1 Правил.

При отсутствии в многоквартирном доме общедомового прибора учета или при его неисправности определение объема тепловой энергии, потребляемой собственником или пользователем отдельного помещения в таком доме, производится расчетным путем - посредством применения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, учитывающего приходящийся на один квадратный метр площади помещения средний расход тепловой энергии на обогрев многоквартирного дома в целом (пункт 3 приложения N 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306). Таким образом, учитывая, что в отсутствие показаний общедомового прибора учета тепловой энергии невозможно достоверно рассчитать объем энергии, потребленной на общие нужды, абзац второй пункта 42.1 Правил, предписывающий в указанном случае определять размер платы за отопление исходя из норматива потребления данной коммунальной услуги, обеспечивает справедливый баланс интересов поставщиков тепловой энергии, собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, и не может расцениваться как нарушающий конституционные права заявителей.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что расчет платы за отопление в данном конкретном случае при отсутствии в доме ОДПУ должен осуществляться исходя из нормативов потребления, что и делает ответчик. Следовательно, требования истицы о понуждении отменить начисления по теплу за периоды февраль-апрель 2022г. в размере 4999 руб. 24 коп., о понуждении произвести перерасчет в соответствии с реальным потреблением ( по показаниям индивидуального прибора учета счетчика тепла, установленного в квартире: теплосчетчик ультразвуковой СТК-15-М-RS485 №19-035427, показания равны-0,006) ; назначении штрафа в размере 50% от неверно сделанных начислений за период февраль-апрель 2022г.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать ФИО1 в удовлетворении иска к ПАО «Квадра» об отменеь начисления по теплу за периоды февраль-апрель 2022г. в размере 4999 руб. 24 коп., о понуждении произвести перерасчет в соответствии с реальным потреблением ( по показаниям индивидуального прибора учета счетчика тепла, установленного в квартире: теплосчетчик ультразвуковой СТК-15-М-RS485 №19-035427, показания равны-0,006) ; взыскании штрафа.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Октябрьский районный суд г. Липецка в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

СУДЬЯ КОСА Л.В.

Мотивированное решение изготовлено 19.08.2022г.

СУДЬЯ КОСА Л.В.