ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2196/20 от 18.01.2021 Лесосибирского городского суда (Красноярский край)

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 января 2021 года г. Лесосибирск

Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:

Председательствующего Князева А.А.

при секретаре Покатовой Н.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-382/2021 по иску Легалова Е.А. к Публичному акционерному обществу «Аэрофлот – российские авиалинии» о защите прав потребителя,

У С Т А Н О В И Л:

Легалов Е.А. обратился в суд с указанным иском и просит взыскать с ответчика стоимость не оказанной услуги по перевозке в размере <данные изъяты> рублей, неустойку в размере <данные изъяты> рублей, компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей, штраф в размере 50% от присужденной суммы. Свои требования мотивирует тем, что 07 марта 2020 года на официальном сайте авиакомпании ПАО "Аэрофлот" им приобретены шесть авиабилетов на трех членов семьи по маршруту г. Красноярск – г. Симферополь – г. Красноярск, с датой вылета 22 июня 2020 года и обратно 09 июля 2020 года. Стоимость билетов составила <данные изъяты> рублей. 02 июня 2020 года от ответчика поступили уведомления об отмене рейсов. 09 августа 2020 года истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием вернуть денежные средства. Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения. Поскольку ответчиком нарушен п. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителя, с него подлежит взысканию неустойка, компенсация морального вреда и штраф.

Истец Легалов Е.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования, пояснив, что ответчик предлагал ему без доплаты осуществить перелет с пересадкой в г. Москва. Также авиакомпания уведомила его, что денежные средства могут быть ему возвращены по истечении трех лет с момента когда вылет должен был состояться, либо он вправе в течение трех лет использовать оплаченные денежные средства на другие перелеты. Однако он полагает, что ответчик сейчас должен вернуть ему указанные денежные средства.

Представитель ответчика ПАО «Аэрофлот» в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения иска. В письменных возражениях просил отказать в удовлетворении иска, поскольку установленный п. 6 Положения, утвержденного Постановлением Правительства № 991, срок возврата провозной платы в условиях введения режима повышенной готовности на территории РФ в настоящий момент не наступил, а наступит через 3 года после 22.06.2020, то есть после 22.06.2023. До указанного момента, согласно п. 5 Положения, истец и пассажиры вправе использовать уплаченные за авиабилет денежные средства в счет будущих авиаперевозок в течение трех лет с момента отмены рейса. Истцу, как и всем пассажирам, предлагался альтернативный вариант использования денежных средств – возможность переоформления авиабилета. 21 мая 2020 года в связи с отменой рейсов 22.06.2020 и 09.07.2020 Красноярск-Симферополь – Красноярск пассажиры были автоматически перебронированы на рейсы , 22.06.2020 и 08.07.2020, 09.07.2020 Красноярск – Москва – Симферополь – Москва – Красноярск без переоформления авиабилетов. 30 мая и 11 июня 2020 года пассажиры были извещены об отмене рейсов по контактному телефону и электронной почте. Так как обязанность по возврату стоимости авиабилетов в денежной форме по истечении 3 лет со дня выполнения рейсов отсутствует, то и требования о взыскании штрафа, неустойки и компенсации морального вреда являются неправомерными. Кроме того, ПАО «Аэрофлот» Указом Президента РФ от 04.08.2004 № 1009 и Распоряжением Правительства РФ от 20.08.2009 № 1226-р отнесено к категории организаций, в отношении которых установлен мораторий на банкротство и на которые не распространяются последствия в виде начисления неустойки (штрафов, пени) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств.

В судебное заседание третье лицо Легалова Е.А. не явилась, судом надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения иска.

Заслушав истца, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что при рассмотрении гражданских дел судам следует учитывать, что отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1).

Если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами (пункт 2).

По договору воздушной перевозки пассажира в соответствии с пунктом 1 статьи 103 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.

В соответствии со ст. 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части вправе установить на соответствующей территории особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В случае отказа пассажира от воздушной перевозки при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части уплаченная за воздушную перевозку провозная плата подлежат возврату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 08.06.2020 N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" особенности исполнения и расторжения договоров перевозки пассажиров, предусмотренные ст. 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации применяются к договорам перевозки пассажиров, подлежащим исполнению с 01.02.2020.

В соответствии со ст. 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации 06.07.2020 утвердило Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части.

Согласно п. 1 Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.07.2020 N 991 оно применяется к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 г. - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 г.

Согласно п.п. 4, 5 указанного выше Положения при отказе пассажира от воздушной перевозки в случаях, указанных в пункте 1 или подпункте "а" пункта 3 настоящего Положения, провозная плата, уплаченная за воздушную перевозку пассажира, подлежит возврату пассажиру в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении. В случаях, указанных в подпункте "б" пункта 3 и пункте 4 настоящего Положения, обязательство перевозчика перевезти пассажира в пункт назначения, указанный в билете, прекращается, при этом перевозчик обязан в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки) и дополнительных услуг перевозчика. Пассажир вправе для оплаты указанных услуг перевозчика использовать часть суммы оплаченной провозной платы или использовать сумму полностью, а в случае ее недостаточности доплатить денежными средствами.

В силу п. 6 Положения денежные средства, не использованные для оплаты услуг, указанных в пункте 5 настоящего Положения, подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, если иной срок возврата не установлен пунктом 10 настоящего Положения.

На сумму оплаченной провозной платы подлежат начислению проценты за пользование денежными средствами. Размер процентов за пользование денежными средствами определяется ключевой ставкой Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в соответствующие периоды. Проценты за пользование денежными средствами начисляются по день возврата суммы этих средств пассажиру, но не позднее окончания 4-летнего срока с даты отправления рейса, указанного в билете. На сумму оплаченной провозной платы, использованной для оплаты услуг перевозчика, указанных в пункте 5 настоящего Положения, проценты не начисляются.

Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно маршрутных квитанций электронных билетов, 07 марта 2020 года оформлены билеты на рейсы 22.06.2020 и 09.07.2020: на пассажира Е.А. Legalov, на пассажира Р., на Е.А. Legalova (бронь <данные изъяты>).

Полная стоимость услуги авиаперевозки составила <данные изъяты> рублей и оплачена с карты АО «<данные изъяты>», принадлежащей Легалову Е.А., что подтверждается кассовым чеком от ДД.ММ.ГГГГ и сведениями АО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, а также не оспорено ответчиком.

Истец Легалов Е.А. ДД.ММ.ГГГГ заключил брак с Легаловой Е.А., и они являются родителями малолетней Р.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельствами о регистрации брака и о рождении, выданными Лесосибирским территориальным отделом агентства ЗАГС Красноярского края.

02 июня 2020 года на адрес электронной почты истца от Аэрофлот (<адрес>) поступило уведомление об отмене рейсов 22.06.2020 и 09.07.2020 и автоматическом перебронировании.

09 августа 2020 года на сайте ПАО «Аэрофлот» в закладке «обратная связь» истцом подано заявление о возвращении перевозной платы по договору воздушной перевозки, заключенному 07.03.2020 в размере <данные изъяты> рублей, номера билетов , , , бронь <данные изъяты>.

09 августа 2020 года с адреса электронной почты ПАО «Аэрофлот» avaya@aeroflot.ru на адрес электронной почты истца поступил ответ на претензию истца, из которого следует, что пассажиру предложено оказать по его выбору новую перевозку и иные услуги в пределах стоимости ранее оплаченной провозной платы в течение 3-х лет при оформлении ваучера (сертификата), либо переоформить авиабилеты.

До настоящего момента возврата денежных средств или оформления ваучера не производилось.

Разрешая спор, суд с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, руководствуясь положениями ст. 107.2 Воздушного кодекса РФ, Федеральным законом от 08.06.2020 N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции", Постановлением Правительства РФ от 06.07.2020 N 991 "Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части", оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку правовых оснований для возврата истцу денежных средств за несостоявшуюся перевозку в настоящее время не имеется. Исходя из указанных положений законодательства требование истца является преждевременным, а ответчиком не нарушено прав потребителя.

Поскольку в удовлетворении основных исковых требований Легалову Е.А. отказано, то не подлежат удовлетворению и производные требования о взыскании неустойки, компенсации морального вреда и штрафных санкций, предусмотренных Законом "О защите прав потребителей", поскольку обстоятельства невозврата денежных средств в связи с отменой рейса, не вызваны виновным поведением ответчика, и не были направлены на нарушение права потребителя, как это могло быть в случае отсутствия условий непредвиденной сложной эпидемиологической ситуации.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Легалова Е.А. к Публичному акционерному обществу «Аэрофлот – российские авиалинии» о защите прав потребителя отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Лесосибирский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья

Лесосибирского городского суда А.А. Князев

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.