ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2196/2021УИД от 23.12.2021 Гулькевичского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2-2196/21 УИД: 23RS0013-01-2021-004166-94

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Гулькевичи 23 декабря 2021 года

Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Бочко И.А.,

при секретаре Чеботаревой В.Н.,

с участием представителя истца старшего помощника прокурора Гулькевичского района Долженко Н.В.,

истца Белевцевой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Гулькевичского района в интересах Белевцевой Л. Н. к Министерству здравоохранения Краснодарского края, ГБУЗ «Гулькевичская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Краснодарского края об обязании обеспечить бесплатным лекарственным препаратом,

установил:

Прокурор Гулькевичского района в интересах Белевцевой Л. Н. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Краснодарского края, ГБУЗ «Гулькевичская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Краснодарского края об обязании обеспечить бесплатным лекарственным препаратом, с учетом уточненных исковых требований просит: обязать Министерство здравоохранения Краснодарского края осуществить в установленном порядке своевременно и в полном объеме закупку лекарственного препарата МНН «Инсулин растворимый» (человеческий генноинженерный); обязать ГБУЗ «Гулькевичская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Краснодарского края предоставить Белевцевой Л. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственный препарат МНН «Инсулин растворимый» (человеческий генноинженерный), необходимый по медицинским показаниям, путем выписки рецептурных бланков на лекарственный препарат МНН «Инсулин растворимый» (человеческий генноинженерный).

В обоснование иска указано, что прокуратурой района по обращению Белевцевой Л.Н. проведена проверка по вопросу обеспечением ее лекарственным препаратом «Инсулин», в ходе которой вскрыты нарушения ее прав и законных интересов. В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельных категорий граждан. В соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды. Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др. В силу ст. 10 Закона №323-Ф3 доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются (ст. 11 Закона №323-Ф3). В соответствии с ч. 1 ст. 37 Закона № 323-03 медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации. При этом назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (ч. 15 ст. 37 настоящего Закона). Таким образом, ч. 15 ст. 37 Закона №323-Ф3 установлено исключение из общего правила, состоящего в том, что стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. В случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных лекарственных препаратов, чем те, которые включены в стандарт. Во исполнение Закона №323-ФЗ Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019 № 4н утвержден порядок назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, которым также установлено, что назначение лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочному или химическому наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного или химического наименования лекарственного препарата, лекарственный препарат назначается медицинским работником по торговому наименованию. Такое заболевание, как сахарный диабет, входит в перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890). Препараты для лечения указанного заболевания (в частности, инсулины и их аналоги) препаратов, которыми граждане обеспечиваются бесплатно также при оказании первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, при оказании специализированной, скорой медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому (ч. 2, п. 1 ч. 3 ст. 80 Закона № 323-ФЗ; перечень, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р). Установлено, что Белевцева Л. Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающая по адресу: <адрес> инвалид третьей группы, находится под наблюдением врачей-специалистов ГБУЗ «Гулькевичская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Краснодарского края с диагнозом «Сахарный диабет 2 типа на инсулинотерапии». По рекомендации врача-эндокринолога ей назначено лечение инсулиносодержащими препаратами, под контролем уровня глюкозы в крови. Однако, вопреки вышеуказанным требованиям Белевцева Л.H. своевременно не обеспечена необходимым лекарственным препаратом МНН «Инсулин растворимый» (человеческий генноинженерный), при этом инсулины и их аналоги включены в вышеуказанный перечень. Кроме того, Белевцевой JI.H. лекарственный препарат выдается не регулярно и не в полном объеме. Невыдача положенного лекарственного препарата, назначенного врачом, ставит под угрозу состояние ее здоровья. Так, в настоящее время в филиале «Аптека №37» ГУП «Кубаньфармация» находится на отсроченном обеспечении рецепт на получение лекарственного препарата, выписанный ГБУЗ Гулькевичская ЦРБ 28.10.2021. Таким образом, ГБУЗ Гулькевичская ЦРБ допускаются несвоевременные назначения Белевцевой JI.H. лекарственного препарата и предоставление бесплатных рецептов на него. В соответствии с п. 3, 4 ст. 80 Закона № 323-ФЭ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии. Согласно ч.ч. 1, 2, п.п. 2, 4 ч. 5 ст. 19 Закона № 323 каждый имеет право на медицинскую помощь. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования, лечение, облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами. Организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья (п. 2. ч. 1 ст. 16 Закона № 323). Следовательно, организация закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий, предназначенных для обеспечения отдельных групп населения, как за счет субвенций из федерального бюджета, так и за счет средств бюджетов субъектов Российской федерации, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья. Положением о Министерстве здравоохранения Краснодарского края, утвержденным Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 № 742, определено, что Министерство здравоохранения Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление и координацию деятельности в области охраны здоровья населения в Краснодарском крае. К полномочиям Министерства относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями. Указанные требования законодательства Министерством здравоохранения Краснодарского края в полном объеме не исполняется, необходимый лекарственный препарат Белевцевой Л.Н. не выдается, что ставит под угрозу состояние ее здоровья.

Таким образом, в результате бездействия Министерства здравоохранения Краснодарского края, ГБУЗ Гулькевичская ЦРБ нарушено право Белевцевой Л.Н., как инвалида 3 группы, на получение назначенного лечащим врачом и необходимого ей по жизненным показания лекарственного препарата «Инсулин растворимый» (человеческий генноинженерный), а именно на охрану здоровья и дополнительную бесплатную медицинскую помощь, включаемую в состав набора социальных услуг. В прокуратуру района поступило заявление Белевцевой Л.Н. с просьбой в её интересах обратиться в суд с исковым заявлением об обеспечении ее лекарственным препаратом. Состояние здоровья и имеющаяся у Белевцевой Л.Н. инвалидность, наличие письменного заявления о защите нарушенных прав в сфере охраны здоровья являются в соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации основанием для обращения прокурора в суд с исковым заявлением в защиту ее прав.

Представитель истца – старший помощник прокурора Гулькевичского района Долженко Н.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении уточненных исковых требований по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Истец Белевцева Л.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Краснодарского края в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, возражений на иск не представил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.

Представитель ответчика ГБУЗ «Гулькевичская ЦРБ» по доверенности Шестакова А.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в возражениях на исковое заявление указала, что ответчик исковые требования не признает, считает исковые требования незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отнесена к полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья (п.2 4.1 ст. 16 закона № 323). Следовательно, организация закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий, предназначенных для обеспечения отдельных групп населения, как за счет субвенций из федерального бюджета, так и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья. Министерством здравоохранения Краснодарского края с п. 1.1, п. 1.9 Положения о Министерстве, утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 № 742 «О министерстве здравоохранения Краснодарского края», является органом исполнительной власти Краснодарского края в сфере здравоохранения, обладает правами юридического лица. Министерством на основании утверждённых заявок, поступающих от бюджетных учреждений здравоохранения Краснодарского края, осуществляются мероприятия по закупке лекарственных препаратов в рамках, выделенных на эти цели бюджетных ассигнований. В соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, утверждаемой Законом Краснодарского края на каждый календарный год, потребность граждан, проживающих на территории отдельных муниципальных образований, формируется учреждениями здравоохранения, участвующими в программах льготного лекарственного обеспечения. Объём закупок лекарственных препаратов формируется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и лимитов бюджетных обязательств, доведённых в установленном порядке до Министерства здравоохранения Краснодарского края, в том числе на закупку лекарственных препаратов. Заключение контрактов, не обеспеченных бюджетным финансированием, не допускается. Таким образом, согласно определяемой потребности, ГБУЗ Гулькевичской НРБ формируется заявка на необходимые льготные лекарственные препараты льготным категориям граждан, проживающим на территории Гулькевичского района, которая направляется в Министерство здравоохранения Краснодарского края, с целью реализации Министерства в области льготного лекарственного обеспечения граждан в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» путем проведения торгов, по результатам которых с победителем заключается контракт на поставку товара. В соответствии с установленными сроками процедура закупки занимает длительный промежуток времени. Также Положением о Министерстве здравоохранения Краснодарского края, утвержденным Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 № 742 определено, что Министерство здравоохранения Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, к его полномочиям относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями. Объем закупок лекарственных препаратов формируются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом краевым бюджетом на соответствующий бюджетный год и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства, в том числе на закупку лекарственных препаратов. В соответствии с п. 3 ст. 219 ФЗ от 31.07.1998 № 145-ФЗ» Бюджетный кодекс РФ» заключение контрактов, не обеспеченных бюджетным финансированием, не допускается, формирование основной заявки в рамках выделенного финансирования на 2021 год для обеспечения граждан льготными лекарственными препаратами осуществлялось в октябре 2020 года. Закупка лекарственных препаратов в рамках дополнительных заявок медицинских организаций рассматривается Министерством здравоохранения Краснодарского края при возможном финансовом обеспечении из средств экономии от проведения конкурсных процедур, дополнительное финансирование. Согласно Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения», выписка лекарственных препаратов осуществляется врачом только по международному непатентованному наименованию (далее МНН). Закупка лекарственных препаратов для пациентов, страдающих сахарным диабетом, Министерством здравоохранения осуществляется в соответствии с заявкой главного эндокринолога края, а не заявкой врача-эндокринолога. Заявка формируется в соответствии с потребностью пациентов в необходимых лекарственных препаратах, имеющихся в перечне, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 26.12.2015 № 2724. Согласно рецептов с 01.01.2021 по 09.12.2021 были выписаны: 25.01.2021 - Инсулин деглудек р-р п/к картридж + шприц - ручка 100 ЕД/мл 3 мл № 5; 09.04.2021 - Инсулин растворимый (человеческий генно-инженерный) р-р д/ин. 100 МЕ/мл 3 мл № 5; 15.04.2021 – Ривароксабан таб. по 20 мг № 28; 15.04.2021 – Эналаприл таб. 10 мг № 20; 15.04.2021 - Ацетилсалициловая кислота таб. П.о. кш/раств. 100 мг № 30; 15.04.2021 - Бисопролол таб. 5 мг № 30; 28.05.2021 - Периндоприл таб. 8 мг № 30; 28.05.2021 - Периндоприл таб. 5 мг № 30; 28.05.2021 - Инсулин растворимый (человеческий генно-инженерный) сусп. п/к картридж + шприц -ручка 100 ЕД/мл 3 мл № 5; 25.06.2021- Инсулин детемир р-р п/к 100 ЕД/мл 3 мл № 5; 09.08.2021 - Инсулин растворимый (человеческий генно-инженерный) сусп. п/к 100 МЕ/мл 10 мл № 1; 09.08.2021- Инсулин растворимый (человеческий генно-инженерный) р-р д/ин. 100 МЕ/мл 10 мл № 1; 12.08.2021- Инсулин растворимый (человеческий генно-инженерный) р-р д/ин. 100 МЕ/мл 10 мл № 1; 12.08.2021- Инсулин растворимый (человеческий генно-инженерный) сусп. п/к 100 МЕ/мл 10 мл № 1; 05.10.2021- Инсулин растворимый (человеческий генно-инженерный) р-р. д/ин картридж + шприц -ручка 100 ЕД/мл 3 мл № 5; 05.10.2021 - Инсулин растворимый (человеческий генно-инженерный) сусп. п/к картридж + шприц -ручка 100 ЕД/мл 3 мл № 5; 28.10.2021 - Инсулин растворимый (человеческий генно-инженерный) сусп. п/к картридж + шприц -ручка 100 ЕД/мл 3 мл № 5; 28.10.2021 - Инсулин растворимый (человеческий генно-инженерный) р-р. д/ин картридж + шприц -ручка 100 ЕД/мл 3 мл № 5. Руководством ГБУЗ Гулькевичская ЦРБ принимаются исчерпывающие меры по обеспечению населения Гулькевичского района лекарственными препаратами. По вопросу выписки рецептурных бланков пациентам для льготного обеспечения лекарственными препаратами в ГБУЗ Гулькевичская ЦРБ проведены занятия с врачами о порядке выписки лекарственных препаратов. Устно вынесены замечания врачам, выписывающим препараты, которые отсутствуют в заявке, препараты к которым имеются аналогичные препараты, а так же препараты, не входящие в перечень жизненно важных лекарственных препаратов или входящих в стандарт оказания медицинской помощи. Выявленные нарушения в работе приняты к сведению. Вопросы лекарственного обеспечения находятся на особом контроле у руководителя ГБУЗ Гулькевичская ЦРБ. Обеспечение Белевцевой Л.Н., лекарственным препаратом инсулин растворимый (человеческий генно-инженерный) сусп. п/к картридж+шп риц- ручка 100 МЕ/мл 3 мл № 5 осуществлялось за счёт перераспределения из других муниципальных образований. По данным отчетов об обслуживании рецептов пациента в текущем году по состоянию на декабрь 2021 года Белевцева Л.Н. обеспечена медицинской продукцией за счет средств федерального и краевого бюджетов, а потому просит в заявленных исковых требованиях отказать в полном объеме.

Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, находит исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты, здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.

В силу ст. 10 Закона №323-Ф3 доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются (ст. 11 Закона №323-Ф3).

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Закона № 323-03 медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.

При этом назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (ч. 15 ст. 37 настоящего Закона).

Таким образом, ч. 15 ст. 37 Закона №323-Ф3 установлено исключение из общего правила, состоящего в том, что стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре.

В случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных лекарственных препаратов, чем те, которые включены в стандарт.

Во исполнение Закона №323-ФЗ Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019 № 4н утвержден порядок назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, которым также установлено, что назначение лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочному или химическому наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного или химического наименования лекарственного препарата, лекарственный препарат назначается медицинским работником по торговому наименованию.

В соответствии с п. 3, 4 ст. 80 Закона № 323-ФЭ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Согласно ч.ч. 1, 2, п.п. 2, 4 ч. 5 ст. 19 Закона № 323 каждый имеет право на медицинскую помощь. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования, лечение, облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами.

Организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья (п. 2. ч. 1 ст. 16 Закона № 323). Следовательно, организация закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий, предназначенных для обеспечения отдельных групп населения, как за счет субвенций из федерального бюджета, так и за счет средств бюджетов субъектов Российской федерации, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Положением о Министерстве здравоохранения Краснодарского края, утвержденным Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 № 742, определено, что Министерство здравоохранения Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление и координацию деятельности в области охраны здоровья населения в Краснодарском крае.

Из материалов дела следует, что прокуратурой района по обращению Белевцевой Л.Н. проведена проверка по вопросу лекарственного обеспечения ее лекарственными препаратами.

Установлено, что Белевцева Л. Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающая по адресу: <адрес>, инвалид третьей группы, находится под наблюдением врачей-специалистов ГБУЗ «Гулькевичская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Краснодарского края с диагнозом «Сахарный диабет 2 типа на инсулинотерапии». По рекомендации врача-эндокринолога ей назначено лечение инсулиносодержащими препаратами, под контролем уровня глюкозы в крови.

По итогам рассмотрения проверки установлено, что согласно реестрам рецептов пациентке Белевцевой JI.H. выдавались рецепты на лекарственный препарат, в настоящее время в филиале «Аптека №37» ГУП «Кубаньфармация» находится на отсроченном обеспечении рецепт на получение лекарственного препарата, выписанный ГБУЗ Гулькевичская ЦРБ 28.10.2021. Таким образом, ГБУЗ Гулькевичская ЦРБ допускаются несвоевременные назначения Белевцевой JI.H. лекарственного препарата и предоставление бесплатных рецептов на него.

В нарушение требований Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019 № 4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» за период нахождения Белевцевой JI.H. на лечении лекарственный препарат МНН «Инсулин растворимый» (человеческий генноинженерный), необходимый Белевцевой JI.H. по жизненным показаниям, выдается не регулярно и не в полном объеме.

Такое заболевание, как сахарный диабет, входит в перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890). Препараты для лечения указанного заболевания (в частности, инсулины и их аналоги) входят в перечень препаратов, которыми граждане обеспечиваются бесплатно, также при оказании первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, при оказании специализированной, скорой медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому (ч. 2, п. 1 ч. 3 ст. 80 Закона № 323-ФЗ; перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р).

В прокуратуру Гулькевичского района 16.11.2021 года поступило заявление инвалида 3 группы, Белевцевой Л.Н., имеющей заболевание сахарный диабет и длительное время не получающей инсулин, что ведет к угрозе ее здоровья, с просьбой обращения в суд с иском об обеспечении необходимым лекарственным препаратом.

В судебном заседании установлено, что Белевцева Л.Н. является инвалидом 3 группы. Белевцева Л.Н. имеет показания к применению по жизненным показаниям лекарственного препарата «Инсулин растворимый».

Действующее законодательство, регулирующее организацию медицинской помощи населению, организацию обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями Министерством здравоохранения Краснодарского края и ГБУЗ «Гулькевичская центральная районная больница» в полном объеме не исполняется. В установленном порядке своевременно и в полном объеме закупка лекарственных средств согласно выписке лечащего врача для индивидуального применения инвалидом 3 группы Белевцевой Л.Н. не осуществляется, чем нарушаются ее права в сфере охраны здоровья, а именно на охрану здоровья и дополнительную бесплатную медицинскую помощь, включаемую в состав набора социальных услуг.

Приняв во внимание, что обеспечение лекарственными препаратами является жизненно необходимым для инвалида 3 группы Белевцевой Л.Н. и должно осуществляться за счет средств бюджета, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований и необходимости их удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 212 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора Гулькевичского района в интересах Белевцевой Л. Н. к Министерству здравоохранения Краснодарского края, ГБУЗ «Гулькевичская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Краснодарского края об обязании обеспечить бесплатным лекарственным препаратом – удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Краснодарского края осуществить в установленном порядке своевременно и в полном объеме закупку лекарственного препарата МНН «Инсулин растворимый» (человеческий генноинженерный).

Обязать ГБУЗ «Гулькевичская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Краснодарского края предоставить Белевцевой Л. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственный препарат МНН «Инсулин растворимый» (человеческий генноинженерный), необходимый по медицинским показаниям, путем выписки рецептурных бланков на лекарственный препарат МНН «Инсулин растворимый» (человеческий генноинженерный).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, т.е. с 27 декабря 2021 года.

Судья И.А. Бочко