ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2197/18 от 29.12.2018 Свердловского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Галата С.В.,

при секретаре Дудкиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2197/2018 поиску Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «Иркутскэнерго» о признании бездействия незаконным, запрете эксплуатации объекта,

УСТАНОВИЛ:

В Свердловский районный суд г. Иркутска обратился Западно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор (далее - прокурор) в интересах неопределенного круга лиц с иском к ПАО «Иркутскэнерго» о признании бездействия незаконным, запрете эксплуатации объекта.

В основание иска(с учетом изменения исковых требований в соответствии со ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ)прокурор указал, что в ходе проверки прокуратурой установлен факт реконструкции гидротехнического сооружения золоотвалаШелеховского участка филиала Ново-Иркутской ТЭЦ «Иркутскэнерго», в 2016 году в целях проведения мероприятий по оптимизации водопотребления и водоотведения системы гидрозолоудаления на гидротехническом сооружении проведены работы по установке насосной станции на сбросе фильтрационных вод с золоотвала.

Данные работы проведены на основании технической документации «Установка насосной станции на сбросе и схемы перехвата фильтрационных вод с золоотвалаШелеховского участка филиала Ново-Иркутской ТЭЦ «Иркутскэнерго», разработанной в объеме технических условий на создание насосной станции фильтрационных вод, включая принципиальные схемы и поузловые эскизные проработки (насосные трубопроводы, дренажные системы), и утвержденной заключением технического совета филиала Ново-Иркутская ТЭЦ ПАО «Иркутскэнерго» №<Номер обезличен>

С момента ввода в эксплуатацию 23.11.2016 насосной станции на сбросе и схемы перехвата фильтрационных вод с золоотвалаШелеховского участка филиала Ново-Иркутской ТЭЦ изменился технологический процесс золоотвала, что является реконструкцией гидротехнического сооружения, однако ответчиком в нарушение требований ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон «Об охране окружающей среды»), ст.ст.2, 6 Федерального закона от 01.05.1999 №94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (далее – Федеральный закон «Об охране озера Байкал»), ст.ст. 11, 12 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Федеральный закон «Об экологической экспертизе»), распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 №1641/р не проведена государственная экологическая экспертиза проектной документации реконструкции объекта капитального строительства, являющегося сооружением специального назначения.

Целью строительства и реконструкции гидротехнического сооружения системы внешнего гидрозолоудаления явилось желание ответчика –природопользователя, снизить негативное воздействие на водный объект (р. Олху), в то время как такой вид хозяйственной деятельности как реконструкция, оказывающий прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должен осуществляться в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе в соответствии со ст.ст.1, 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), ст.33 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.ст.1, 3, 11, 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе», ст.6 Федерального закона «Об охране озера Байкал», согласно которым реконструкция действующих хозяйственных объектов, расположенных на Байкальской природной территории, без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов запрещена.

Проектно-сметная документация на строительство разработана и утверждена Шелеховским участком филиала Ново-Иркутской ТЭЦ, исходные данные для проектирования представлены техническим отделом.

Выполнение работ по установке насосной станции подтверждается актом приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией №896 от 23.11.2016, которой принят объект «Установка насосной станции на сбросе фильтрационных вод с золоотвала», строительство которого произведено ООО «ШелеховЭнергоРемонт» в соответствии с разрешением на строительство, выданном на основании плана капвложений на 2016 год.

В ходе изучения рабочей документации установлено, что установка данной насосной станции связана с реконструкцией гидротехнического сооружения – золоотвала, насосная станция входит в состав данного гидротехнического сооружения и является его неотъемлемой частью, что подтверждается информацией Енисейского управления Ростехнадзора от 27.04.2018, от 10.07.2018, целью реконструкции является внедрение новых технологий.

Объект «Насосная станция на сбросе фильтрационных вод с золоотвала» является гидротехническим сооружением, который расположен на другом гидротехническом сооружение «Внешняя система гидрозолоудаления».

Гидротехническое сооружение «золошлакоотвал» является объектом размещения отходов, в связи с чем является объектом, подлежащим государственной экологической экспертизе.

Строительство дополнительного гидротехнического сооружения «Насосная станция на сбросе фильтрационных вод с золоотвала» является надстройкой, перестройкой, расширением объекта капитального строительства, которым является гидротехническое сооружение «Внешняя система гидрозолоудаления», вследствие установки в прудке водоотводной канавы приемной емкости из железобетонных колец с монтажом в приемной емкости грунтовых насосов, двух труб, то есть является реконструкцией гидротехнического сооружения «Внешняя система гидрозолоудаления», в результате которой изменился технологический процесс гидротехнического сооружения, требующий проведения государственной экологической экспертизы.

Согласно информации Управления Росприроднадзора по Иркутской области, документацияо реконструкции данного объекта для прохождения государственной экологической экспертизы не поступала.

Отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы на документацию объекта «Установка насосной станции на сбросе фильтрационных вод с золоотвала», введение в эксплуатацию объекта без предварительной оценки влияния на поверхностный водный объект может причинить вред жизни и здоровью неопределенного круга лиц, проживающих в пределах водосборной площади роек Ангара, Олха, Иркут и пользующихся водными объектами в личных целях, в том числе хозяйственно-бытового назначения.

В связи с чем прокурор просит суд (с учетом изменения предмета исковых требований в соответствии со ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) признать незаконным бездействие ПАО «Иркутскэнерго»,выразившегося в не проведении государственной экологической экспертизы проектной документации на реконструкцию гидротехнического сооружения «Внешняя система гидрозолоудаления» Шелеховского участка филиала Ново-Иркутской ТЭЦ в результате проведения работ по установке насосной станции на сбросе и схемы перехвата фильтрационных вод с золоотвала,о запрете ПАО «Иркутскэнерго» эксплуатацию Шелеховским участком филиала Ново-Иркутской ТЭЦ объекта – насосной станции на сбросе фильтрационных вод с золоотвала до момента получения положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документациина реконструкцию гидротехнического сооружения «Внешняя система гидрозолоудаления».

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Миллер И.Б., действующий на основании прав по должности в соответствии со ст.ст.1, 35, 54 Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации», исковые требования поддержал, повторив доводы, изложенные в уточненном исковом заявлении.

Представитель ответчика ПАО «Иркутскэнерго» ФИО1,действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении в полном объеме, представив возражения на иск.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Росприроднадзора по Иркутской области ФИО2, исковые требования полагалане обоснованными, не подлежащими удовлетворению.

Представители третьего лица, Енисейского управления Ростехнадзора, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие, - извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация Шелеховского городского поселения в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки суду не представили.

Суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителей третьих лиц Енисейского управления Ростехнадзора и АдминистрацииШелеховского городского поселения в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, представленные доказательства приходит выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат на основании следующего.

В силу требований ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе вправе обратиться с заявлением в целях обеспечения права на благоприятную окружающую среду.

Как следует из письменных доказательств основным видом деятельности Шелеховского участка Ново-Иркутской ТЭЦ ПАО «Иркутскэнерго» является выработка и отпуск тепловой энергии в виде пара и горячей воды для жилого сектора и промышленной зоны г. Шелехова, выработка и отпуск электрической энергии в энергосистему. Предприятие имеет гидротехническое сооружение (далее ГТС ШУ Н-И ТЭЦ), основной назначения сооружения –энергетика, назначения золошлакоотвала – складирование и хранение золошклакоотвых отходов, получаемых от сжигания углей.

В преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.Также Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается, в том числе, охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий быта и отдыха.

Согласно ст.3 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов.

Согласно ст. 2 Федеральный закон от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него. Экологическая зона атмосферного влияния - территория вне водосборной площади озера Байкал в пределах территории Российской Федерации шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него, на которой расположены хозяйственные объекты, деятельность которых оказывает негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал.

В соответствии сост. 5 Федерального закона от 01.05.1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами:приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны;учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал;сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития;обязательности государственной экологической экспертизы.

В судебном заседании установлено, что золошлакоотвал располагается в долине р.Олхи в 0,5-0,8 км на восток от железнодорожной станции Известковая, на расстоянии 2,7 км от ТЭЦ. Центральную и юго-восточную часть площадки золошлакоотвала занимает излучина р.Олхи. В геоморфологическом отношении площадка золошлакоотвала располагается на левобережной пойме реки Олхи. Ближайшиминаселенными пунктами являются с. Олха и г.Шелехов. Река Олха является притоком р.Иркут и берет начало с северных склонов юго-западной оконечности Приморского хребта, расположенного вдоль северного берега Байкал, впадает в реку Иркут на 16 км от его устья, то есть в границах Ангаро-Байкальского бассейна.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 27.11.2006 N 1641-р «О границах Байкальской природной территории» Иркутская область, а именно р. Олха и г.Шелеховрасположены в границах экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории.Таким образом, установлено, что на ПАО «Иркутскэнерго» налагаются требования и ограничения, установленные законом для предприятий, ведущих деятельность на Байкальской природной территории.

В судебном заседании установлено, что Шелеховский участок Ново-Иркутская ТЭЦ является хозяйственным производственным объектом, в которомпроисходит производственный процесс, в том числе складирование золошлакового материала, осветление воды и последующий возврат воды в цикл.

В настоящее время на Шелеховском участке филиала Ново-Иркутская ТЭЦ, осуществляется эксплуатация гидротехнического сооружения – золошкаотвал ШУ Н-ИТЭЦ, которое состоит из трех объектов капитального строительства: дамбы золоотвала, здания насосной станции осветленной воды и золошлакопроводов и трубопроводов осветленной воды.

Вышеперечисленные гидротехнические сооружения зарегистрированы как объекты недвижимого имущества, право собственности за которыми зарегистрирована за ПАО «Иркутскэнерго».

Судом установлено, что в рамках выполнения плана мероприятий по оптимизации водопотребления и водоотведения, сокращению сбросов с золоотвала в 2016 году на Шелеховском участке Ново-Иркутской ТЭЦ филиала ПАО «Иркутскэнерго» реализовано мероприятие: «Установка насосной станции на сбросе фильтрационных вод с золоотвалаШелеховского участка Ново-Иркутской ТЭЦ (ШУ Н-И ТЭЦ).

Согласно техническому заданию на выполнение работ по объекту «Оптимизация водопотребления и водоотведения системы ГЗУ, выполнение инженерно-экологических и инженерно-геологических изысканий и разработка технической документации: «Установка насосной станции на сбросе фильтрационных вод с золоотвала ШУ Н-И ТЭЦ, проведены исследования и разработаны технические решения по установке насосной станции перехвата фильтрационных вод золоотвала.

22.11.2016 техническим советом филиала Ново-Иркутская ТЭЦ рассмотрена рабочая документация объекта «Установка насосной станции на сбросе фильтрационных вод с золоотвала», о чем составлено заключение № 5/210-402.

В рамках выполнения мероприятия проведены следующие работы: по существующему профилю образовавшегося прудка водоотводной канавы фильтрационных вод золошлакоотвала ШУ Н-ИТЭЦ выбрана наиболее углубленная точка прудка. В данном месте установлены ж/б кольца образующие приемную емкость. Для сбора фильтрационной воды заведены 2 ПВХ трубы диаметром Ду200 для обеспечения необходимого сечения и самотечного расхода воды. Проведена герметизация приемной емкости. Для устойчивости емкости выполнена обвалование ПГС. Для обеспечения сохранности и проведения работ с насосным оборудованием над емкостью смонтировано техническое помещение, изготовленное из легкопрофильного металла с устройством теплоизоляции; внутри емкости смонтированы два дренажных насоса, оборудованные частотными приводами с паспортными характеристиками, обеспечивающими полный перехват фильтрационной воды; с паспортными характеристиками, обеспечивающими полный перехват иной воды; для питания и управления насосами смонтирована воздушная кабельная связь; трубопровод напора насосов перехвата выполнен из ПВХ трубы с подводом к существующего трубопровода осветленной воды на для насосов осветленной воды. Трубопровод проложен с греющим кабелем для исключения разморозки в зимний период.

Данные обстоятельства установлены судом из искового заявления, представленной технической документации и сторонами не оспаривались.

Согласно представленному заключению Росприроднадзора по Иркутской области от 29.03.2018 года, исковому заявлению и пояснениям сторон, в ходе проверки, проведенной органами прокуратуры совместно с привлечением иных органов, организаций, изучении представленной документации, установлено, что Шелеховским участком Ново-Иркутской ТЕЦ произведена установка насосной станции без проведения экологической экспертизы, на сбросе схемы перехвата фильтрационных вод с золоотвала. Работы по установке насосной станции золоотвала выполнялись в целях проведения мероприятия по оптимизации водопотребления и водоотведения системы гидрозолоудаленияШелеховского участка Ново-Иркутской ТЭЦ, в связи с чем прокурор обратился в суд с настоящим иском.По мнению прокурора, работа по установке насосной станции на сбросе фильтрационных вод с золоотвала связана с реконструкцией гидротехнического сооружения-золоотвала, а насосная станция, входит в состав гидротехнического сооружения-золотвала ШУ НИ ТЭЦ и является его неотъемлемой частью. При этом положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации ПАО «Иркутскэнерго» получено не было.

Основывая свои требования на указанном выше заключении, Западно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор полагает, что ответчиком допущено бездействие в части не проведения государственной экологической экспертизы проектной документации на реконструкцию гидротехнического сооружения «Внешняя система гидрозолоудаления» Шелеховского участка филиала Ново-Иркутской ТЭЦ в результате проведения работ по установке насосной станции на сбросе и схемы перехвата фильтрационных вод с золоотвала.

Рассматривая данные требования, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1ст.6 Федеральный закон от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" прямо запрещено строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов.

Согласно пункту 1 статьи 33 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 7.1 статьи 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, на Байкальской природной территории, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять наземлях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство,реконструкция таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также их капитального ремонта.

Во исполнение требований части 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующей вопросы архитектурно-строительного проектирования, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", в пункте 1 которого четко регламентированы состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора.

Вместе с тем, в силу ч. 4 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектной документации видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

В судебном заседании установлено, что проектная документация на установку насосного оборудования отсутствует, и имеется только рабочая документация разработанная ПАО «Иркутскэнерго» самостоятельно без привлечения проектной организации, в связи с чем, суд приходит к выводу, что ответчик готовил усовершенствование системы перехвата осветленной воды без реконструкции объекта, в связи с чем проведении экологической экспертизы не предусматривалось и не возможно.

Ввиду несогласия представителя ответчика ФИО1 с доводом истца, о том, что проведение работ по установке насосной станции является реконструкцией всего гидротехнического сооружения, для установления фактических обстоятельств по делу и проверки довода истца - является ли проведение работ по установке насосной станции на сбросе фильтрационных вод с золоотвалаШелеховского участка филиала Ново-Иркутской ТЭЦ ПАО «Иркутскэнерго», в том числе по укладке трубопроводов, строительством или реконструкцией какого-либо объекта капитального строительства, линейного объекта, в том числе реконструкцией сооружения золоотвала, являющего частью гидротехнического сооружения «Внешняя система гидрозолоудаления»; является ли насосная станция на сбросе фильтрационных вод с золоотвалаШелеховского участка филиала Ново-Иркутской ТЭЦ ПАО «Иркутскэнерго» объектом капитального строительства, линейным объектом или некапитальным строением либо сооружением, если да, то каким именно, судом на основании ходатайства представителя ответчика, судом была назначена строительно-техническая экспертиза. Проведение экспертизы поручено экспертам ООО «Департамент Экспертизы и Оценки» ФИО3, ФИО4

Согласно поступившему в суд заключению экспертов № 26/08-18 от 29.09.2018 ООО «Департамент Экспертизы и Оценки», эксперты ФИО5, ФИО4 пришли к следующим выводам: проведение работ по установке насосной станции на сбросе фильтрационных вод золоотвалаШелеховского участка Ново-Иркутской ТЭЦ ПАО «Иркутскэнерго» является (строительством) возведением объекта капитального строительства, пониженного уровня ответственности и сезонного использования, т.е. вспомогательного, но не является реконструкцией какого-либо объекта капитального строительства, линейного объекта, в том числе реконструкцией сооружения залоотвала, являющегося частью гидротехнического сооружения «Внешняя система гидрозолоудаления».

По ходатайству представителя ответчика в судебном заседании были допрошены эксперты ФИО3, ФИО4 заключение строительно-технической экспертизы № 26/08-18 от 29.09.2018 поддержали, а также представили письмо за № 016/10-18 от 22.10.2018. Из представленного письма следует, что в тексте заключения допущена опечатка. В пункте заключения: «В результате проведения исследования информационно-сравнительного анализа и нормативной проверки, исследуемого объекта и представленных документов эксперты к выводу следует читать с следующей редакции: «Проведение работ по установке насосной станции на сбросе фильтрационных вод золоотвалаШелеховского участка Ново-Иркутской ТЭЦ ПАО «Иркутскэнерго» является (строительством) возведением объекта не капитального строительства, пониженного уровня ответственности и сезонного использования, т.е. вспомогательного,но не является реконструкцией какого-либо объекта капитального строительства, линейного объекта, в том числе реконструкцией сооружения залоотвала, являющегося частью гидротехнического сооружения «Внешняя система гидрозолоудаления».

В соответствии со ст.87 ГПК РФ в случаях недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту.

Поскольку в поступившем заключении экспертов ФИО5, ФИО4 № 26/08-18 от 29.09.2018, уточнении № 016/10-18 от 22.10.2018 не указано каким именно объектом является насосная станция на сбросе фильтрационных вод с золоотвала - объектом капитального строительства, линейным объектом или некапитальным строением либо сооружением, а также не проведено исследование в части, является ли проведение работ по установке насосной станции насбросе фильтрационных вод с золоотвала, в том числе по укладке трубопроводов, строительством или реконструкцией какого-либо объекта капитального строительства, линейного объекта, в том числе реконструкцией сооружения золоотвала, являющего частью гидротехнического сооружения «Внешняя система гидрозолоудаления», судом по делу было назначено проведение дополнительной экспертизы.

Согласно поступившему в суд дополнительному заключению эксперта № <Номер обезличен> от 25.11.2018 ООО «Департамент Экспертизы и Оценки», эксперты ФИО5, ФИО4 пришли к следующим выводам: насосная станция на сбросе фильтрационных вод с золошлакоотвалаШелеховского участка филиала Ново-Иркутская ТЭЦ ПАО «Иркутскэнерго» не является объектом капитального строительства, трубопровод не является линейным объектом, а является некапитальным строением и сооружением.Проведение работ по установке насосной станции на сбросе фильтрационных вод золоотвалаШелеховского участка филиала Ново-Иркутской ТЭЦ ПАО «Иркутскэнерго» не является строительством или реконструкцией какого-либо объекта капитального строительства, линейного объекта, в том числе реконструкцией сооружения золоотвала, являющегося частью гидротехнического сооружения «Внешняя система гидрозолоудаления», так как технологическая схема возврата и подачи осветленной воды для нужд ТЭЦ не изменилась, а является возведением объекта не капитального строительства, пониженного уровня ответственности и сезонного использования, т.е. вспомогательного.

У суда нет оснований сомневаться в результатах проведенной экспертизы, поскольку она проведена экспертами, имеющими необходимое специальное образование в областиисследования строительства, соответствует требованиям статьи 86 ГПК РФ, а также положениям Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», предъявляемым к форме и содержанию экспертного заключения. Квалификация экспертов в области строительных экспертиз не вызывает у суда сомнений. Заинтересованности экспертов в рассмотрении настоящего дела судом не установлено. Экспертизы проведена на основании определений суда, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.

Таким образом в ходе судебного заседания был опровергнут довод истца о том, что проведенные ответчиком в 2016 года работы по установке насосной станции перехвата фильтрационных вод золоотвала являются сооружением нового капитального объекта или реконструкцией имеющегося и следовательно должны были проводиться после разработки проектной документации и проведения её экологической экспертизы.

Данный факт подтверждается и иными представленными суду доказательствами.

Согласно п. 10, п.10.1, п.10.2. статьи 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что объектом капитального строительства - является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек; линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения;некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).

Согласно п.14, п.14.1ст.1ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные илииные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;реконструкция линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

По общему правилу строительство и реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство (ч. 2 ст. 51ГрК).

Частью 2 статьи 51ГрК РФ определено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.

В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции: гидротехнических сооружений первого и второго классов, устанавливаемых в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений.

В судебном заседании установлено, что гидротехническое сооружение «золошлакоотвал» относится к IV классу сооружения, что следует из декларации безопасности гидротехнических сооружений Шелеховского участка филиала ОАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутской ТЭЦ.

Кроме того,в силу части 17 статьи 51ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (пункт 3).

Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит определения объекта вспомогательного использования.

Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" к зданиями и сооружениям пониженного уровня ответственности отнесены здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.

По смыслу приведенных выше норм права, объектом вспомогательного назначения следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности.

Согласно ответу администрации Шелеховского городского поселения от 28.06.2018 за № 2371/2018 следует, что выдача разрешения на строительство в отношении «насосной возврата фильтрационных вод золоотвала» не требуется поскольку, данное сооружение является объектом вспомогательного строения.

Таким образом, суд приходит к выводу, что для установки насосной станции на сбросе фильтрационных вод с золоотвалом ШУ Н-ИТЭЦ основании для получения разрешения на строительство, установленные действующим законодательством отсутствуют.

Рассматривая доводы прокуратуры о проведении реконструкции объекта, капитального строительства – дамбы золоотвала, которые основаны на акте приемки № 896 от 23.11.2016 года и письме Енисейского Управления Ростехнадзора, суд приходит к выводу о его необоснованности, поскольку акт приемки № 896 от 23.11.2016 года составлен по типовой форме и подтверждает установку оборудования, а не поведение реконструкции, а Енисейское Управление Ростехнадзора вывод о реконструкции в своемписьме не обосновывает.

Судом также не может быть принято в качестве доказательства письмо Енисейского Управления Ростехнадзора от 27.04.2018 о необходимости проведения экологической экспертизы поскольку данный орган не является уполномоченным в сфере строительства и проведения экологической экспертизы.

При таких обстоятельствах, суд, учитывая требования ст.ст.2, 5, 6 Федерального закона"Об охране озера Байкал", ст.ст. 3, 33 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст.ст. 1, 7.1.Федерального закона "Об экологической экспертизе", установивчтонасосная станция на сбросе фильтрационных вод с золошлакоотвалаШелеховского участка филиала Ново-Иркутская ТЭЦ ПАО «Иркутскэнерго» не является объектом капитального строительства, трубопровод не является линейным объектом, а является некапитальным строением и сооружением, а проведение работ по установке насосной станции на сбросе фильтрационных вод золоотвалаШелеховского участка филиала Ново-Иркутской ТЭЦ ПАО «Иркутскэнерго» не является строительством или реконструкцией какого-либо объекта капитального строительства, линейного объекта, в том числе реконструкцией сооружения золоотвала, являющегося частью гидротехнического сооружения «Внешняя система гидрозолоудаления», оценивая представленные доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, а также с учетом приведенного законодательства приходит к выводу о том, что у ответчика ПАО «Иркутскэнерго» отсутствует обязанность по разработке проектной документации и проведению экологической экспертизы.Доказательств противоправности деятельности ответчика, а также причинения вредя окружающей среде и экологической безопасности истцом суду не представлено, в связи с чем,заявленные требования о признании незаконным бездействия ПАО «Иркутскэнерго»,выразившегося в не проведении государственной экологической экспертизы проектной документации на реконструкцию гидротехнического сооружения «Внешняя система гидрозолоудаления» Шелеховского участка филиала Ново-Иркутской ТЭЦ в результате проведения работ по установке насосной станции на сбросе и схемы перехвата фильтрационных вод с золоотвала, удовлетворению не подлежат. А следовательно и в удовлетворении требования о запрете ПАО «Иркутскэнерго» эксплуатацию Шелеховским участком филиала Ново-Иркутской ТЭЦ объекта – насосной станции на сбросе фильтрационных вод с золоотвала до момента получения положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документациина реконструкцию гидротехнического сооружения «Внешняя система гидрозолоудаления» надлежит отказать.

Доказательств, опровергающих выводы суда, истцом в ходе судебного разбирательства в силу ст. 56 ГПК РФ не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия ПАО «Иркутскэнерго»,выразившегося в не проведении государственной экологической экспертизы проектной документации на реконструкцию гидротехнического сооружения «Внешняя система гидрозолоудаления» Шелеховского участка филиала Ново-Иркутской ТЭЦ в результате проведения работ по установке насосной станции на сбросе и схемы перехвата фильтрационных вод с золоотвала,о запрете ПАО «Иркутскэнерго» эксплуатацию Шелеховским участком филиала Ново-Иркутской ТЭЦ объекта – насосной станции на сбросе фильтрационных вод с золоотвала до момента получения положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документациина реконструкцию гидротехнического сооружения «Внешняя система гидрозолоудаления» - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Председательствующий: Галата С.В.

Решение изготовлено <Дата обезличена>