ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2197/2012 от 03.09.2012 Воскресенского городского суда (Московская область)

 Дело № 2-2197/2012

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 <дата> г. Воскресенск Московской области

 Воскресенский городской суд Московской области в составе:

 председательствующего судьи Кретовой Е.А.,

 при секретаре судебного заседания     Калабушкиной Ю.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к главе сельского поселения Ашитковское Воскресенского муниципального района <адрес>, МУ <данные изъяты> о признании отказа в согласовании проекта реконструкции магазина недействительным, обязании выдать разрешение на реконструкцию нежилого помещения,

 установил:

 ФИО2 обратился в суд с иском к главе сельского поселения Ашитковское Воскресенского муниципального района <адрес>, МУ <данные изъяты> о признании отказа в согласовании проекта реконструкции магазина недействительным, обязании выдать разрешение на реконструкцию нежилого помещения, мотивируя тем, что является собственником нежилого здания, используемого под социальный магазин, расположенного по адресу: <адрес> «в», а также собственником земельного участка по указанному адресу площадью 1030 кв. метров. Имея намерения реконструировать данный магазин без изменения его целевого использования и в пределах границ принадлежащего на праве собственности земельного участка, он в марте 2012 года обратился в администрацию сельского поселения Ашитковское с заявлением о выдаче разрешения на его реконструкцию, приложив все необходимые документы. Постановлением главы сельского поселения <адрес> от <дата> под № № был утвержден градостроительный план земельного участка с учетом реконструкции здания, <дата> в селе Ашитково были проведены публичные слушания по указанному в заявлении вопросу, на которых присутствовали местные предприниматели, проголосовавшие против реконструкции им магазина, опасаясь конкуренции, и постановлением № 207 от <дата> глава сельского поселения Ашитковское отказал истцу в согласовании проекта реконструкции магазина со ссылкой на результаты публичных слушаний и с учетом того, что проектировщиком не учтены требования Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, расценив представленный проект реконструкции как архитектурно-планировочное решение. С данным отказом истец не согласен, поскольку считает его не основанным на требованиях Градостроительного кодекса РФ.

 Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства, суд, с учетом мнения сторон, рассмотрел дело в его отсутствие.

 Представитель истца по доверенности ФИО4 (л.д.13) в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, просил иск удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.

 Представитель ответчика по доверенности ФИО5 (л.д.34) в судебном заседании <дата> исковые требования не признал, пояснил суду, что первоначально разрешение на реконструкцию магазина не было выдано истцу ввиду отсутствия у него градостроительного плана земельного участка, а после его утверждения в апреле 2012 года администрацией был размещен заказ по разработке генерального плана сельского поселения Ашитковское, поэтому вопрос о согласовании проекта реконструкции магазина был вынесен на публичные слушания, информацию о проведении которых разместили в местной газете, первый раз слушания не состоялись, поскольку были назначены на праздничный день, и были перенесены на <дата>, в указанную дату пришло около 20 человек, которые высказали замечания по проекту реконструкции в части соблюдения требований противопожарной безопасности, а также отсутствия в проекте ссылок на Градостроительный кодекс РФ, за что по закону ответственность несёт проектировщик, но глава поселения формально не согласовал проект реконструкции магазина. В судебном заседании <дата> представитель ответчика ФИО5 с учетом представленных истцом суду документов, возражений по предъявленным ФИО2 исковым требованиям не высказал, посчитал их обоснованными, пояснил суду, что решение о проведении публичных слушаний было принято <дата> ввиду отсутствия у истца утвержденного градостроительного плана земельного участка, который был утвержден только <дата>, а при первоначальном обращении истца с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию магазина им были представлены все необходимые документы кроме пояснительной записки к проекту, поэтому формально по этой причине должны были возвратить ему заявление, но такая форма отказа в принятии заявления не утверждена, поэтому после проведения <дата> публичных слушаний для прозрачности действий администрации был вынесен муниципальный акт главы об отказе в согласовании проекта реконструкции магазина и истцу предоставлена возможность его обжалования, в настоящее время имеются все необходимые документы для выдачи разрешения на реконструкцию магазина.

 Выслушав представителя истца, представителя ответчика, допросив в качестве свидетеля главного специалиста отдела архитектуры и градостроительства Администрации городского поселения Воскресенск ФИО6, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 В силу статьи 14 части 1 пункта 20 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ (ред. от <дата>) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относится выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения.

 Процедура и основания выдачи разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства регулируются Градостроительным кодексом РФ.

 В силу статьи 51 Градостроительного кодекса РФ -

 1. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

 4. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

 7. В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство …орган местного самоуправления... Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:

 1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

 2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;

 3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

 а) пояснительная записка;

 б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

 в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

 г) схемы, отображающие архитектурные решения;

 д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

 е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

 ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

 4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

 5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

 6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;

 7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.

 11. Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство.. .орган местного самоуправления.. .в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

 1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям;

 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

 13. Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство … орган местного самоуправления … отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.. . Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

 14. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

 Таким образом, из анализа указанных норм законодательства следует, что в рассматриваемом случае органом, уполномоченным на рассмотрение заявления о выдаче разрешения на реконструкцию объекта, является администрация сельского поселения Ашитковское Воскресенского муниципального района <адрес>, поскольку место расположения объекта недвижимости находится на территории указанного поселения.

 В судебном заседании установлено, что ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 1030 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес> «в» (категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под социальный магазин), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии №, выданным <дата> Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (л.д.6).

 Также ФИО2 является собственником расположенного на указанном земельном участке нежилого здания общей площадью 144,6 кв. метров, используемого под социальный магазин, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права сени №, выданным <дата> Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (л.д. 7).

 <дата> истец обратился в администрацию сельского поселения Ашитковское, как уполномоченный орган, с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию магазина, к которому были приложены правоустанавливающие документы на земельный участок и нежилое здание, градостроительный план земельного участка для решения вопроса о его утверждении с материалами по обоснованию градостроительного плана земельного участка, проектная документация реконструкции социального магазина. Учитывая, что реконструкция объекта недвижимости по проекту не выходит за границы земельного участка, и что вид объекта недвижимости не указан в статье 49 Градостроительного кодекса РФ, документы, перечисленные в пунктах 4-7 части 7 статьи 51 данного кодекса, приложению к заявлению не подлежат.

 Постановлением главы сельского поселения Ашитковское от <дата> под № 130 ФИО2 был утвержден градостроительный план указанного земельного участка под реконструкцию социального магазина (л.д.10).

 Материалы проектной документации, изготовленные по договору с застройщиком ФИО2 – ООО <данные изъяты> имеющим в соответствии с требованиями статьи 48 части 5.1 Градостроительного кодекса РФ свидетельство о допуске №№.09.2010, исследованы судом и соответствуют пункту 3 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, что не оспаривается представителем ответчика (л.д.24-33). Технические условия (разрешение на присоединение мощности в электросетям и договор на оказание услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению) в проектной документации имеются.

 <дата> ответчик направил ФИО2 письмо под № 357, в котором сообщил о необходимости вынести рассмотрение вопроса о реконструкции нежилого здания на публичные слушания в связи с отсутствием генерального плана поселения и правил землепользования и застройки.

 <дата> по указанному вопросу были проведены публичные слушания, на которых пришедшие граждане выступили против реконструкции магазина.

 Суд считает принятие ответчиком решения о необходимости проведения в рассматриваемом случае публичных слушаний, а также их проведение не соответствующими требованиям закона, поскольку Градостроительный кодекс РФ не предусматривает данную процедуру в качестве необходимого условия для выдачи разрешения на реконструкцию объекта недвижимости.

 Постановлением главы сельского поселения Ашитковское Воскресенского муниципального района <адрес> № 207 от <дата> «Об отказе в согласовании проекта реконструкции магазина» со ссылкой на результаты проведенных <дата> публичных слушаний и на то, что проектировщиком не учтены требования ст. 72 Федерального закона от <дата> № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в согласовании проекта реконструкции магазина, расположенного по адресу: <адрес> «в», ФИО2 отказано (л.д.11).

 Учитывая, что отказ в выдаче разрешения на строительство согласно ст. 51 части 13 Градостроительного кодекса РФ может быть выдан только по основаниям отсутствия документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также, что проведение публичных слушаний по данным вопросам кодексом также не предусмотрено, принятое главой сельского поселения Ашитковское Воскресенского муниципального района <адрес> постановление № 207 от <дата> «Об отказе в согласовании проекта реконструкции магазина» является незаконным.

 В силу части 5 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов несет лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организацию и координацию работ по подготовке проектной документации. Проверку данных требований осуществляет орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора – Госархстройнадзор, в полномочии которого входит и рассмотрение вопроса о привлечении к административной ответственности по статьям 9.4, 9.5, 9.16 ч. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Следовательно, данные полномочия не входят в компетенцию администрации сельского поселения Ашитковское.

 Таким образом, законных оснований для вынесения отказа в выдаче ФИО2 разрешения на реконструкцию магазина у ответчика не было. Доказательств законности оспариваемого постановления ответчик суду не представил.

 Руководствуясь ст. ст. 254-258 ГПК РФ, суд

 решил:

 Признать незаконным постановление главы сельского поселения Ашитковское Воскресенского муниципального района <адрес> от <дата> № 207 «Об отказе в согласовании проекта реконструкции магазина», расположенного по адресу: <адрес>.

 Обязать МУ «Администрация сельского поселения Ашитковское» Воскресенского муниципального района <адрес> выдать ФИО2 разрешение на реконструкцию нежилого помещения (магазина), расположенного по адресу: <адрес> «в».

 Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Воскресенский городской суд в течение месяца.

 Судья:          подпись             Кретова Е.А.

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>