ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2198 от 10.11.2016 Ленинскогого районного суда г. Нижнего Тагила (Свердловская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10.11.2016 Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Цыдаевой В.П.,

при секретаре судебного заседания Шагуровой К.Е.,

с участием истца ФИО1 и ее представителя ФИО2,

представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2198 (2016) по иску ФИО1 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о взыскании недополученной пенсии,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области, указав, что является получателем пенсии по старости, однако, ей не в полном объеме начисляют пенсию. Согласно ст.ст.241, 242 Кодекса Законов о труде РФ (КЗоТ РФ), утвержденного ВС РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ, пенсии работникам и членам семей назначаются в соответствии с Законом РСФСР «О государственной пенсии в РСФСР», пенсия по старости устанавливается работникам на общих основаниях, мужчинам – до достижения возраста <...> при трудовом стаже не менее <...>, женщинам - при достижении возраста 55 лет при трудовом стаже не менее 20 лет. Размер пенсии по старости составляет от <...>% от заработка в зависимости от продолжительности трудового стажа. В силу Положения о пенсионном фонде СССР, утвержденного постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15.08.1990 № 818, Пенсионный фонд осуществляет государственное управление на основании настоящего Положения. Средства Пенсионного ССР направляются на финансирование следующих мероприятий: «... повышение пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и роста заработной платы. В период с <...> средняя зарплата в России изменилась - на 2001 год 1 671 рубль, на март 2014 года – <...>, то есть, она увеличилась в <...> раз, а пенсии выросли не более чем в <...>. В соответствии со ст.7 Закона от 20.11.90 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», исчисление и увеличение пенсий в связи с ростом заработной платы в стране пенсии подлежат исчислению. На основании указа Министерства социальной защиты населения РФ от 22.904.1993 № 1-30-У, с 01.05.1993 в <...> повышаются все пенсии, установленные до этой даты. Перерасчет этих пенсий осуществляется в таком же порядке, который действовал при индексации пенсий с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно постановлению Верховного Совета РФ от 15.04.1993, минимальный размер пенсии по старости начислен без учета копеек <...>, то есть, не полностью совпадает с прежним минимумом, увеличенным в <...> раза. Постановлением Верховного Совета РФ от 15.04.1993 введено правило корректировки заработка в случаях, когда установление пенсии производится в интервалах между индексациями пенсий. Это означает, что пенсии, исчисляемые после очередной индексации, при прочих равных условиях не могут быть ниже проиндексированных пенсий, исчисленных из заработка, учтенного за аналогичный период. Особенность такого перерасчета заключается в том, что пенсия повышается путем индексаций заработка, а не размера пенсии. С применением изложенного правила пересчитываются не подлежавшие ранее индексации пенсии, установленные в период после 01.02.1993 до 01.05.1993 с выплатой разницы в сумме пенсии за прошлое время. В соответствии с Указом Президента РФ «Об индексации государственных пенсий в Российской Федерации» с 01.08.1994 и источниках ее финансирования» № 1594 от 03.08.1994, с 01.08.1994 увеличены все пенсии в 1,15 раза. Как следует из правовой позиции, приведенной Конституционным Судом РФ в постановлении от 29.01.2004 № 2-П, в Российской Федерации не должны издаваться законы, вносящие произвольные изменения в действующее правовое регулирование, поскольку тем самым нарушался бы принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, и вопреки требованию ст.21 ч.1 Конституции РФ, умалялось бы достоинство личности, поэтому введение нового пенсионного закона № 173 от 2001 года «...по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования. При существующих ранее и ныне действующем законе, Пенсионный фонд обязан произвести оценку пенсионных прав, то есть, возможных расчетов пенсии по разным законам в соответствии со ст.30 по каждому и выбрать максимальную пенсию, что сделано не было. Федеральный закон № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяется только для оценки пенсионных прав на 2002 год, и не применяет п.1 ст.17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ, что является грубым нарушением применения закона, а именно, неполное его применение, поскольку не применена статья 17, согласно которой, размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по состоянию на день, в который этим органом выносится решение о назначении трудовой пенсии и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день. Пенсионный фонд оценку пенсионных прав по закону № 173-ФЗ производит на 2002 год, а на основании п.1 ст.17 обязан по состоянию на день выхода на пенсию. В связи с введением в действие настоящего Федерального закона осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал...», поскольку эта статья должна применяться только на момент введения закона, а далее – п.1 ст.17.Закона, то есть, с учетом полного стажа пенсионера на момент выхода на пенсию с учетом средней зарплаты по стране за квартал до момента выхода на пенсию. Кроме того, коэффициенты индексации роста средней заработной платы по стране, утвержденные Правительством, колоссально отстают с 2002 года по их фактическому росту, согласно справке Росстат управления. Более правильным считала исчисление пенсий по Закону № 340-1, поскольку постановление Конституционного суда РФ от 29.01.2004 № 2-П сохраняет свою силу. Кроме того, Министерство труда и социального развития РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ Постановлением от 17.10.2003 № 70 утвердило разъяснение «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст.ст.27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Таким образом, пенсионеры имеют право на расчет пенсий, полностью исходя из нормы Закона РФ от 20.11.90 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», согласно ст.99 которого, исчисление пенсии из заработка и установление ее в твердых суммах, пенсия в связи с трудовой и иной общественно-полезной деятельностью, исчисляется по установленным нормам из среднемесячного заработка. Согласно ст.123 этого Закона, суммы пенсии, не полученные своевременно по вине органов, назначающих или выплачивающих пенсию, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. Индексация по частям пенсии в том виде, как она сейчас проводится, умаляет права и свободы пенсионеров, исчисление пенсий которых произведено по закону № 173-ФЗ, в отличие от правильно производимых расчетов с индексацией в соответствии с ростом средней заработной платы по стране, поэтому следует применять закон № 340-1, в основу которого для исчисления пенсий и заложена средняя заработная плата по стране. Произвела расчет недополученной пенсии следующим образом: на <...> средняя заработная плата по стране составила <...>, которые просила взыскать с ответчика в свою пользу.

В порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса РФ истец дважды уточняла исковые требования, окончательно сформулировав свои требования о взыскании недополученной пенсии в размере <...> из расчета пенсии по стоимости золота на дату ДД.ММ.ГГГГ следующим образом: <...> обменивался на <...>, на ДД.ММ.ГГГГ стоимость <...> – пенсия на дату выхода ДД.ММ.ГГГГ, где <...> – стажевой коэффициент, <...> – максимальный коэффициент отношения зарплат, <...> – уральский коэффициент, <...> – коэффициент за непрерывный стаж работы на одном месте. Полученный размер пенсии подлежит индексации на основании п. 6.1 ст.17 Федерального закона № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ каждый календарный квартал не менее чем на <...> процентов – <...>, следующего за первым месяцем очередного квартала, то есть, с <...>. В результате индексации <...>, при сложении ежегодных сумм размер пенсии, подлежащей выплате, составил <...>, всего за этот период выплачено <...>, Таким образом, истцом недополучена пенсия в размере <...> из расчета: <...>, которые просила взыскать с ответчика в свою пользу. Просила также взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <...> за моральные страдания, причиненные по вине сотрудников пенсионного органа, необоснованно начисливших ей неправильно рассчитанную пенсию по возрасту.

В судебном заседании истец и ее представитель исковые требования подержали полностью, просили их удовлетворить. Суду пояснили, что на сегодняшний день в банках ведутся ведомости с учетом изменения веса рубля в золотом эквиваленте. На <...> в СССР обменивался на <...>. На ДД.ММ.ГГГГ, по данным ЦБ РФ, 1 грамм золота стоил <...>. Стоимость <...> в золотом эквиваленте необходимо умножить на <...> и на минимальный прожиточный минимум в Советском Союзе, который равен 70. По своей трудовой книжке истец определила продолжительность трудового стажа – <...> сверх требуемого, рассчитала стажевый коэффициент, который равен <...> результат умножила на <...> – максимальный коэффициент отношения заработных плат, и на основании Закона от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» увеличила результат на коэффициент <...> за непрерывный трудовой стаж и на уральский коэффициент <...>

Представитель ответчика исковые требования не признал, указав в обоснование возражений по иску, что с ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральным закон от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», которым введено новое правовое регулирование в отношении формирования пенсионных прав застрахованных лиц и установления страховых пенсий. Согласно этому закону, расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав может определяться по выбору застрахованного лица в порядке, установленном пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В этом случае расчет пенсии производится по нормам статей 16 – 18 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» по формуле: <...> (компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни на ДД.ММ.ГГГГ с учетом уральского коэффициента). Согласно статье 16 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1, пенсия устанавливалась в размере <...> заработка и, сверх того, один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов. Размер пенсии не мог превышать <...>% заработка. При назначении пенсии в соответствии со ст.ст.12 и 14 Закона, увеличение ее размера на 1% заработка производится также за каждый полный год специального трудового стажа сверх необходимого для установления пенсии. Максимальный размер пенсии, согласно ст.18 этого Закона, при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии (ч.1 ст.17 Закона), а пенсии, назначенной в связи с подземной работой, работой с вредными условиями труда и в горячих цеха (п. «а» ст.12 Закона) - трех с половиной размеров. К размеру пенсии начисляется компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни в РФ, предусмотренная законодательством РФ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (<...>) рублей. Согласно п.4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 01.01.2002, учитываемая в календарном порядке, и предусматривается включение в общий трудовой стаж периода учебы (<...>). Таким образом, размер пенсии определяется с учетом повышений, предусмотренных ст.110 Закона от 20.11.1990 № 340-1, и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и нетрудоспособных иждивенцев. Расчет размера пенсии по нормам Закона от 20.11.1990 № 340-1 следующий: стажевый коэффициент (СК) <...> стажа с периодом учебы на ДД.ММ.ГГГГ, это <...> требуемого стажа + <...>% за каждый год, отработанный сверх требуемого, то есть, за 10 лет). «Осовремененная» среднемесячная заработная плата на ДД.ММ.ГГГГ составляет <...> (по справке о заработной плате за период с 01.01.2000 по 31.12.2001). Размер пенсии увеличивается на районный коэффициент аналогично ст.112 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 и ограничивается минимальным и максимальным размерами (ст.ст.17,18 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1). На ДД.ММ.ГГГГ минимальный размер пенсии за <...> трудового стажа составлял <...> максимальный размер пенсии <...> (с учетом районного коэффициента).

Расчет пенсии на ДД.ММ.ГГГГ следующий: <...>, но ограничиваем <...> (максимальным размером) + <...> (компенсационная выплата) = <...>. Пенсионный капитал (ПК) на ДД.ММ.ГГГГ: расчетный размер пенсии на ДД.ММ.ГГГГ минус базовая часть на ДД.ММ.ГГГГ, умноженный на ожидаемый период выплаты трудовой пенсии (Т) и составит ПК = <...>. С учетом индексации на дату назначения (ДД.ММ.ГГГГ) составляет <...>. Сумма страховых взносов на дату назначения пенсии – <...>. Сумма валоризации (СВ) = стаж до ДД.ММ.ГГГГ<...> дней. Процент валоризации определен из расчета <...> увеличения страховой части пенсии, плюс дополнительно по <...> за каждый год трудового стажа до ДД.ММ.ГГГГ и составит (<...>. Итого пенсионный капитал: <...> (страховые взносы) + <...>. Страховая часть трудовой пенсии <...> рублей (общая сумма страховых взносов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) = <...>

С ДД.ММ.ГГГГ вступил в действие Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», по которому размер страховой пенсии определяется исходя из индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) и стоимости пенсионного коэффициента (64,1 рублей). Индивидуальный пенсионный коэффициент за период до ДД.ММ.ГГГГ составит <...>. Следовательно, страховая пенсия на сегодняшний день составит: <...> (стоимость одного пенсионного коэффициента с ДД.ММ.ГГГГ) = <...> (фиксированная выплата) = <...>, что на <...> меньше получаемого истцом размера пенсии, который на сегодняшний день составляет <...> страховая пенсия + <...> – фиксированная выплата). В связи с этим, перерасчет пенсии в соответствии с нормами Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» производить не выгодно, так как это влечет существенное уменьшение размера страховой пенсии. Расчет размера пенсии из стоимости <...> является произвольным, и не соответствует ни действующему законодательству, ни ранее действовавшему.

Заслушав представителей сторон, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Судом установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости. Размер пенсии на дату ее назначения составил <...>, с ДД.ММ.ГГГГ размер страховой пенсии истца составляет <...>

Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в законную силу с 01.01.2015, введено новое правовое регулирование формирования пенсионных прав застрахованных лиц и установления страховых пенсий.

Согласно этому закону, расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав может определяться по выбору застрахованного лица в порядке, установленном пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при применении которого, расчетный размер трудовой пенсии определяется по нормам статей 16 – 18 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», на который ссылается истец в своем исковом заявлении.

Пенсионный орган является правоприменительным органом, а не законодательным, поэтому обязан производить начисление пенсии в строгом соответствии с действующим законодательством.

При оценке пенсионных прав ФИО1 на дату обращения за назначением пенсии пенсионный орган применил законодательство, действовавшее на дату обращения истца за назначением пенсии, и определил размер пенсии на основании норм Федерального закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Стороной ответчика представлен расчет пенсии по старости ФИО1, выполненный по нормам Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», согласно которому, размер страховой пенсии истца должен был составить <...> меньше получаемого истцом размера пенсии, который на дату обращения в суд составлял <...>

Представленный стороной ответчика расчет пенсии судом принят, поскольку он соответствует действующему законодательству, в частности, Федеральному закону РФ «О страховых пенсиях» и Федеральному закону РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», содержащим порядок исчисления и назначения пенсий, их индексацию. Обстоятельств, которые свидетельствовали бы об исчислении размера пенсии истца с нарушением требований пенсионного законодательства, стороной истца не названо.

Свои требования о взыскании недополученной по вине ответчика пенсии истец основывает на расчете, составленном с нарушением норм действующего законодательства, поскольку ни ранее действовавшее, ни действующее пенсионное законодательство не предусматривало и не предусматривает возможность начисления пенсии, исходя из стоимости 1 грамма золота в рублевом эквиваленте. Расчет истца является произвольным и не основан на законе

Кроме того, официальной денежной единицей Российской Федерации является рубль (ст.ст.27, 28 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации»), а официальное соотношение между рублем и золотом на территории Российской Федерации не устанавливается.

Таким образом, утверждение истца о том, что назначение трудовой пенсии по старости по нормам ранее действовавшего Закона от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» наиболее выгоден для нее, не нашло в суде своего подтверждения. Пенсионным органом ФИО1 назначена более выгодная для нее пенсия.

Поскольку суд пришел к выводу об обоснованности действий ответчика при назначении истцу пенсии по старости, не подлежат удовлетворению исковые требования о компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о взыскании недополученной пенсии отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы в Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

В окончательной форме решение изготовлено 15 ноября 2016 года.

Председательствующий-