ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2198/2013 от 27.01.2014 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙССКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 27 января 2014 года                                 г. Салехард

 Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

 председательствующего судьи:             Щепкиной Т.Ю.,

 при секретаре судебного заседания:        Высотиной Л.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконными приказов об установлении ежемесячной надбавки за особые условия государственной гражданской службы, установлении прежнего размера надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы автономного округа, возложении обязанности произвести перерасчет надбавки за особые условия государственной гражданской службы автономного округа, отмене приказа о наставничестве, установлении факта осуществления наставничества и издании приказа о наставничестве, взыскании премий за выполнение особо важного и сложного задания, признании незаконным приказа о премировании за выполнение особо важного и сложного задания в части не включения истца в список лиц, подлежащих премированию; признании незаконными приказов в части необоснованного установления размера премии по итогам работы за 4 квартал 2013 года и по итогам 2013 года и о взыскании компенсации морального вреда,

 У С Т А Н О В И Л:

 Истица ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным приказа ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об установлении ежемесячной надбавки за особые условия государственной гражданской службы Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО1» в размере 170%, установлении прежнего размера надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы автономного округа в размере 180% и взыскании компенсации морального вреда в сумме 100 000 рублей.

 Требования иска мотивированы тем, что она работает в Департаменте имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту - также департамент) с 26.10.2010 года в должности заведующего сектором государственной гражданской службы и кадров, профилактики коррупционных и иных правонарушений правового управления.

 Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об установлении ежемесячной надбавки за особые условия государственной гражданской службы Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО1» истице снижен размер надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, однако указанное снижение надбавки истица полагает незаконным и необоснованным в виду того, что несмотря на то, что в служебной записке об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы на четвертый квартал 2013 года начальник правового управления - руководитель основного структурного подразделения сектора государственной гражданской службы и кадров, профилактики коррупционных и иных правонарушений предложил размер надбавки ФИО1 в размере 180%, что соответствует ранее установленному, однако первый заместитель директора департамента ФИО3 согласовала данную служебную записку с указанием: «С учетом предложений, изложенных в служебной записке», и директор департамента установила размер надбавки в размере 170%, обосновав принятое решение следующим: «Размер надбавки снижен ФИО1 за невыполнение с надлежащим качеством должностных обязанностей (служ. записка 1 зам. ФИО3), однако в служебной записке ходатайство об уменьшении размера надбавки ФИО1 отсутствует.

 Истица настаивает, что снижение набавки за особые условия государственной гражданской службы к числу дисциплинарных взысканий не относится, служебная проверка в отношении неё не проводилась, соответственно, факт ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей ею не установлен, который также не является критерием, определяющим размер надбавки за особые условия государственной гражданской службы, и Типовым положением об установлении отдельных дополнительных и иных выплат материального поощрения государственным гражданским служащим исполнительных органов государственной власти автономного округа, утвержденным постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.06.2010 года № 122-ПГ не установлен. Снижение надбавки фактически произошло за то, что она своевременно служебными записками довела до руководства департамента информацию о выявленных недостатках правового акта - постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа № 669-ПГ, противоречащего действующему законодательству, в соответствии с которым в департаменте в настоящее время проводятся существенные кадровые мероприятия. Приказом департамента от ДД.ММ.ГГГГ № № «О премировании» размер премии по итогам работы за 3 квартал 2013 года установлен ФИО1 в размере 100 процентов. Впоследствии ФИО1 просила также обязать ответчика произвести перерасчёт надбавки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ до 180% (т. 1, л.д. 191).

 На основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ года, занесенного в протокол судебного заседания, принято заявление ФИО1 об увеличении исковых требований к департаменту о признании незаконным приказа департамента от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об установлении ежемесячной надбавки за особые условия государственной гражданской службы Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО1» в размере 170% и установлении прежнего размера надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы автономного округа в размере 180% с 01.01.2014 года, в виду отсутствия оснований для снижения надбавки; возложении обязанности произвести перерасчет надбавки за особые условия государственной гражданской службы автономного округа в период с ДД.ММ.ГГГГ года; установлении факта осуществления наставничества ФИО1 над главным специалистом сектора государственной гражданской службы и кадров, профилактики коррупционных и иных правонарушений департамента ФИО4; возложении на ответчика обязанности издать приказ о назначении ФИО1 наставником ФИО4 и признании утратившим силу приказа департамента от ДД.ММ.ГГГГ № № «О назначении наставника» в отношении ФИО8, который, по мнению истицы издан в нарушение требований Положения о наставничестве на государственной гражданской службе автономного округа, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №; взыскании с департамента в пользу ФИО5 премии за выполнение особо важного и сложного задания - осуществление наставничества на государственной гражданской службе автономного округа в департаменте в отношении ФИО4 в размере 100% месячного денежного содержания в сумме 94 783 рубля; признании незаконным приказа департамента от ДД.ММ.ГГГГ № № «О премировании за выполнение особо важного и сложного задания» в части не включения истицы в список государственных гражданских служащих автономного округа, замещающих должности государственной гражданской службы автономного округа в департаменте, подлежащих премированию, поскольку указанные мероприятия специалисты сектора проводили при её непосредственном контроле, также она принимала личное участие в указанных мероприятиях; взыскании с департамента в пользу ФИО1 премии за выполнение особо важного и сложного задания - за качественную подготовку и представление в установленный срок в аппарат Губернатора автономного округа и в комиссию по формированию резерва управленческих кадров департамента документов о деятельности кураторов лиц, включенных в резерв управленческих кадров автономного округа и резерв управленческих кадров департамента, а также осуществление деятельности по профилактике коррупционных мероприятий в департаменте, в результате которой департамент занял 9 место среди 56 исполнительных органов государственной власти автономного округа, в размере 100% месячного денежного содержания в сумме 94 783 рубля; признать незаконным приказ департамента от ДД.ММ.ГГГГ № «О премировании» в части необоснованного установления премии ФИО1 по итогам работы за четвертый квартал 2013 года в размере 5%; взыскании с департамента в пользу истицы премии по итогам работы за 4 квартал 2013 года в размере 100% месячного денежного содержания в сумме 94 783 рубля; признании незаконным приказа департамента от ДД.ММ.ГГГГ № № «О премировании» в части необоснованного установления размера премии ФИО1 по итогам работы за 2013 год в размере 50% и взыскании с департамента в пользу истицы премии по итогам работы за 2013 год в размере 100% месячного содержания в сумме 94783 рубля.

 В судебном заседании истица ФИО1 на удовлетворении исковых требований настаивала по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

 Представитель ответчика - Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО3, действующая на основании доверенности, требования иска не признала в полном объеме, настаивая, что со стороны представителя нанимателя никаких нарушений в отношении ФИО1 допущено не было.

 В судебном заседании по ходатайству истицы были допрошены свидетели ФИО6 и ФИО7, по ходатайству представителя ответчика были допрошены свидетели ФИО8, ФИО4 и ФИО9

 Выслушав объяснения истицы, представителя ответчика, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, её прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон РФ «О государственной гражданской службе».

 Вопросы организации государственной гражданской службы Ямало-Ненецкого автономного округа, правовое положение государственных гражданских служащих автономного округа и финансово-экономические основы государственной гражданской службы автономного округа регулируются Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.03.2005 года № 26-ЗАО «О государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа» (далее - Закон ЯНАО «О государственной гражданской службе»).

 В соответствии со статьей 5 Закона РФ «О государственной гражданской службе» регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется: Конституцией Российской Федерации; Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации»; настоящим Федеральным законом; другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами государственных органов.

 Вместе с тем, в соответствии со статьей 11 Трудового кодекса РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

 Исходя из положений статьи 13 Закона РФ «О государственной гражданской службе», гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счёт средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

 Аналогичные положения закреплены в статье 11 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «О государственной гражданской службе».

 При рассмотрении настоящего гражданского дела установлено, что ФИО1 на основании приказа руководителя Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.10.2010 года № 284-лс принята на должность заведующей сектором государственной гражданской службы и кадров, профилактики коррупционных и иных правонарушений, тогда же с ФИО1 был заключен служебный контракт № и впоследствии дополнительные соглашения к нему (т. 1, л.д. 141, 142-160).

 Первоначально ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы была установлена в размере 130% - пункт 4.1. служебного контракта, которая впоследствии увеличивалась.

 Приказом департамента имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ № 433-лс «Об установлении ежемесячной надбавки за особые условия государственной гражданской службы Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО1» истице установлен размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы на 4 квартал 2013 года в размере 170% с ДД.ММ.ГГГГ года, а ранее приказом от ДД.ММ.ГГГГ № № размер такой надбавки на 3 квартал был установлен в размере 180% (т. 1, л.д. 164, 165).

 При этом, в служебной записке от ДД.ММ.ГГГГ имеется отметка руководителя департамента о том, что размер надбавки снижен ФИО1 за невыполнение с надлежащим качеством должностных обязанностей (служ. записка 1 зам. ФИО3) (т. 1, л.д. 104).

 Далее, на основании приказа департамента от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об установлении ежемесячной надбавки за особые условия государственной гражданской службы Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО1» истице на 1 квартал 2014 года также установлен размер надбавки в размере 170%.

 Разрешая требования иска в части признания незаконными вышеуказанных приказов и установлении прежнего размера надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы автономного округа в размере 180% с ДД.ММ.ГГГГ года, возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет надбавки за особые условия государственной гражданской службы автономного округа, суд приходит к следующему.

 Положениями части 1 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и части 1 статьи 41 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «О государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа» (далее - Закон № 26-ЗАО) определено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

 Согласно части 2 статьи 41 Закона № 26-ЗАО, денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

 Постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.10.2007 года № 157-ПГ утверждены Правила исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих автономного округа, из подпункта «б» пункта 2 которых следует, что ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы относится к иным дополнительным выплатам государственным гражданским служащим автономного округа.

 В части 4 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ и в части 4 статьи 41 Закона автономного округа № 26-ЗАО определено что размер и порядок выплаты государственным гражданским служащим автономного округа дополнительных выплат, предусмотренных статьей 50 Федерального закона № 79-ФЗ, определяются нормативным правовым актом автономного округа.

 В соответствии со статьей 5 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.12.2005 года № 77-ЗАО «О денежном содержании государственных гражданских служащих Ямало-Ненецкого автономного округа» (далее - Закон автономного округа № 77-ЗАО) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы устанавливается представителем нанимателя в размере, установленном пунктом 2 части 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и порядок выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.

 Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.04.2013 года № 269-П утверждено Положение о департаменте имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа, согласно которому, директор департамента назначает на должность и освобождает от должности государственных гражданских служащих и иных работников департамента, распоряжается денежными средствами департамента в пределах сумм, выделяемых на его финансирование по смете. Следовательно, право определять конкретный размер и порядок выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы закреплено за представителем нанимателя, в данном случае за директором департамента.

 Приказом заместителя Губернатора автономного округа директора департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.04.2011 года № 182-лс утверждено Положение о порядке установления отдельных дополнительных и иных выплат материального поощрения государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого автономного округа, замещающим должности государственной гражданской службы Ямало-Ненецкого автономного округа в департаменте имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Положение),

 Согласно пунктов 2.1. и 2.2. указанного Положения, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы устанавливается при назначении, перемещении государственных гражданских служащих и в других случаях с учетом профессиональной служебной деятельности, опыта работы по специальности, специального режима работы, выполнения работ высокой напряженности, дополнительной нагрузки в работе и т.д. в целях повышения заинтересованности государственных гражданских служащих в результате своей деятельности и качестве выполнения должностных обязанностей.

 Размер ежемесячной надбавки устанавливается директором департамента на определенный период времени (квартал) с учетом предложений, поступивших от руководителей основных структурных подразделений департамента, в пределах средств фонда оплаты труда.

 Пунктом 2.3. Положения определено, что по решению представителя нанимателя государственному гражданскому служащему может быть изменен ранее установленный размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы.

 Основанием для изменения размера государственному гражданскому служащему указанной надбавки являются изменения условий прохождения гражданской службы, определяемых с учетом конкретных обстоятельств, установленных пунктом 2.4 Положения.

 Представитель нанимателя издает приказ, в котором устанавливается новый размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, на основании которого вносятся соответствующие изменения в служебный контракт государственного гражданского служащего.

 В целях установления государственным гражданским служащим департамента ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы используются следующие критерии оценки условий осуществления профессиональной служебной деятельности с учетом конкретных обстоятельств: специальный режим работы по занимаемой должности или особый характер работы (в том числе командировки, выполнение служебных обязанностей вне рабочего места или в условиях, отличающихся от нормальных, неустроенность быта в районе выполнения работ); выполнение работ высокой напряженности и интенсивности (в том числе большой объем работ, систематическое выполнение сложных, срочных и неотложных работ, работ, требующих повышенного внимания, и др.); дополнительная нагрузка в работе (выполнение с надлежащим качеством дополнительных, помимо указанных в должностном регламенте и в рамках функций департамента обязанностей или обязанностей отсутствующего работника, участие в работе постоянных комиссий и др.); допуск к конфиденциальной информации на постоянной основе; выполнение работ, связанных с риском для жизни и здоровья государственных служащих; применение в работе современных методов и технологий при выполнении заданий, в том числе владение компьютерной и другой техникой, знание иностранных языков и др.; выполнение с надлежащим качеством должностных обязанностей, указанных в должностном регламенте.

 Предложения о размере ежемесячной надбавки к должностному окладу оформляется в форме служебной записки.

 С учетом изложенного, суд находит обоснованным довод представителя ответчика о том, что действующее законодательство, Положение о порядке установления отдельных дополнительных и иных выплат материального поощрения государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого автономного округа не обязывают выплачивать эту надбавку каждый квартал в одном и том же размере, напротив, пунктом 2.3. Положения предусмотрено, что по решению представителя нанимателя, размер ранее установленной надбавки может быть изменен (увеличен или уменьшен).

 Судом установлено, что на четвертый квартал 2013 года по решению представителя нанимателя заведующей сектором государственной гражданской службы и кадров, профилактики коррупционных и иных правонарушений ФИО1 надбавка за особые условия гражданской службы была установлена в размере 170%, вместо ранее установленных 180% на третий квартал.

 При этом, как следует из материалов дела и объяснений сторон, размер надбавки снижен представителем нанимателя за невыполнение ФИО1 с надлежащим качеством должностных обязанностей с учетом служебной записки первого заместителя директора департамента, в связи с выполнением функциональных обязанностей в меньшем объеме, и отсутствием дополнительной нагрузки в работе, а именно, дополнительных, помимо указанных в должностном регламенте и в рамках функций департамента обязанностей.

 Таким образом, при определении размера надбавки представителем нанимателя учитывались указанные критерии оценки условий осуществления профессиональной служебной деятельности гражданского служащего с учетом конкретных обстоятельств.

 Из материалов дела следует, что должностной регламент заведующей сектором также предусматривает, что по решению представителя нанимателя либо иного лица, которому переданы полномочия представителя нанимателя, государственному гражданскому служащему может быть изменен ранее установленный размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы на основании предложений, поступивших от руководителей основных структурных подразделений департамента, в пределах средств фонда оплаты труда.

 При этом размер премии по итогам работы за квартал не связан напрямую с установлением размера надбавки, а потому довод истицы в этой части суд полагает несостоятельным.

 Более того, ДД.ММ.ГГГГ года, а затем ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была ознакомлена с уведомлением об изменении существенных условий служебного контракта государственного гражданского служащего, а именно, что в соответствии с приказом департамента имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ № № о внесении изменений в Положение № № с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная надбавка за особые условия государственной гражданской службы автономного округа к должностному окладу гражданского служащего устанавливается в размере от 0 до 200 процентов должностного оклада на определенный период времени (квартал), что размер указанной надбавки может быть изменен: как уменьшен, так и увеличен (т. 1, л.д. 162, 163).

 При этом, несогласия дальнейшего замещения должности гражданской службы и её прохождения в департаменте в связи с изменением существенных условий служебного контракта ФИО1 не выразила.

 Также в судебном заседании установлено, что постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа №№ от ДД.ММ.ГГГГ в состав основных структурных подразделений департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа были внесены изменения. Указанное постановление №№ разработано с учетом требований Порядка разработки, проведения экспертизы и согласования проектов положений, составов основных структурных подразделений, структур центральных исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного Постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ №№. Проект Постановления №№ до его рассмотрения Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа прошел правовую экспертизу, в том числе на предмет соответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации, законодательству автономного округа (раздел 3 Порядка).

 В соответствии с пунктом 2-1.5 Раздела 2 Порядка разработки и согласования проектов основных структурных подразделений, пункта 6 Порядка согласования и утверждения предельной штатной численности и штатных расписаний исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного Постановлением Правительства округа от 30.10.2010 года №245-П, орган государственной власти самостоятельно разрабатывает штатные расписания в соответствии с положением и составом основных структурных подразделений. В силу действующего законодательства, внесение изменений в штатное расписание исполнительного органа возникает только после принятия проекта нормативно-правового акта, предусматривающего изменение состава основных структурных подразделений (пункт 2-1.5. Порядка).

 Таким образом, доводы истицы о своевременном доведении информации о выявленных недостатках правового акта - постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа №№ от ДД.ММ.ГГГГ, заключавшемся в том, что на 22 августа, дату вступления Постановления в силу, в департаменте имущественных отношений должны были быть завершены все структурные и кадровые, юридические и финансовые мероприятия, и как следствие, отказ заведующий сектором ФИО1 от исполнения своих должностных обязанностей - отказ в разработке необходимой документации (штатное расписание, приказ об утверждении структуры департамента), свидетельствуют о не выполнении с надлежащим качеством должностных обязанностей, указанных в должностном регламенте ФИО1, о чем в служебной записке первого заместителя директора департамента было доведено до сведения директора департамента. Изложенное показаниями свидетелей ФИО6 и ФИО7 не опровергается.

 Тогда как, постановление Правительства <адрес> №669-П от ДД.ММ.ГГГГ является правовым актом автономного округа, то есть официальным письменным документом, содержащим ненормативные предписания, принятым в порядке, установленном нормативным правовым актом автономного округа, а потому является обязательным для исполнения всеми без исключения заинтересованными лицами - Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.04.2006 года № 13-ЗАО «О правотворчестве».

 В результате перечисленных действий (бездействия) истицы в департаменте имущественных отношений не были своевременно завершены организационно-штатные мероприятия, что повлекло за собой необходимость в дополнительных организационных и структурных мероприятиях. Довод истицы о том, что она не имеет дисциплинарных взысканий, в том числе за выявленные нарушения, не может служить основанием для признания решения представителя нанимателя об уменьшении надбавки за особые условия труда необоснованным, поскольку применение дисциплинарного взыскания является правом работодателя, и не лишает его возможности на снижение надбавки к заработной плате по указанным основаниям.

 Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что приказ от ДД.ММ.ГГГГ № № и приказ от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об установлении ежемесячной надбавки за особые условия государственной гражданской службы <адрес> ФИО1» в размере 170% представителем нанимателя изданы при наличии оснований и соблюдением порядка, установленных Положением от ДД.ММ.ГГГГ № №, и следовательно, оснований для признания их незаконными и отмене - не имеется.

 Учитывая, что требование о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет указанной надбавки, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по январь 2014 года производно от первоначального, которое оставлено судом без удовлетворения, то предусмотренные законом основания для её перерасчёта также отсутствуют, а потому требования в этой части удовлетворению также не подлежат.

 Разрешая требования иска в части оспаривания приказа об осуществлении наставничества над главным специалистом сектора государственной гражданской службы и кадров, профилактики коррупционных и иных правонарушений департамента ФИО4, суд приходит к следующему.

 Постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.11.2012 года № 170-ПГ утверждено Положение о наставничестве на государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа.

 Согласно пунктов 2.1. - 2.3. названного Положения, наставник - это государственный гражданский служащий автономного округа, замещающий определенную должность государственной гражданской службы автономного округа (далее - гражданский служащий, гражданская служба) не менее двух лет, имеющий высокие стабильные показатели профессиональной служебной деятельности, пользующийся высоким авторитетом в государственном органе. Наставничество - проводимая наставником индивидуальная учебная работа в отношении обучаемого. Обучаемый - гражданский служащий из категории лиц, указанных в пункте 4.3 раздела IV приведенного Положения.

 Цель наставничества - оказание помощи обучаемым в приобретении ими необходимых профессиональных знаний, навыков, а также воспитания у них требовательности к себе и заинтересованности в результатах служебной деятельности. Задачами наставничества являются: минимизация периода адаптации молодого специалиста к служебному распорядку, усвоение норм корпоративной культуры, традиций и правил служебного поведения в государственных органах; ускорение процесса профессионального становления впервые принятого на гражданскую службу обучаемого, развитие его способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные должностные обязанности в соответствии с занимаемой должностью гражданской службы; формирование у обучаемого интереса к служебной деятельности и порученному делу, уважения к коллективу, выработка высоких профессиональных качеств, добросовестности, ответственности, дисциплинированности, инициативности, сознательного отношения к выполнению работы и служебного долга; профессиональная подготовка для дальнейшего продвижения по гражданской службе (пункты 3.1. - 3.2).

 Назначение наставника осуществляется по предварительному согласованию с руководителями структурных подразделений, в которых проходят службу наставник и обучаемый, правовым актом государственного органа, в котором определяется продолжительность наставничества, не позднее 14 дней с момента назначения обучаемого на соответствующую должность гражданской службы (пункт 4.4).

 Так, судом установлено, что на основании приказа директора департамента от ДД.ММ.ГГГГ №№ над главным специалистом сектора государственной гражданской службы и кадров, профилактики коррупционных и иных правонарушений правового управления ФИО4 было установлено наставничество, наставником назначена главный специалист отдела документационного обеспечения, контроля и защиты информации, ранее входящего в состав структурных подразделений правового управления наряду с сектором государственной гражданской службы, - ФИО8 (т. 1, л.д. 192).

 Учитывая, что осуществление наставничества относится к категории особо важных и сложных заданий (пункт 4.11), по приказу от ДД.ММ.ГГГГ № № ФИО8 была премирована за выполнение особо важного и сложного задания - наставничества на основании служебной записки начальника отдела (т. 1, л.д. 197-199).

 Вместе с тем, вопреки доводам искового заявления, истицей не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что при назначении наставника над ФИО4 и в ходе осуществления наставничества были нарушены требования как федерального, так и регионального законодательства.

 Напротив, представителем ответчика в обоснование своих доводов представлены индивидуальный план обучения и отзыв наставника о выполнении индивидуального плана обучения (т. 1, л.д. 193-196), а также характеризующие сведения в отношении ФИО8, подтверждающие уровень её квалификации и стаж работы на гражданской службе. Доводы представителя ответчика в указанной части подтверждаются показаниями свидетелей ФИО4, ФИО8 и ФИО9, пояснивших о факте осуществления наставничества ФИО8 над ФИО4 и наличии просьбы ФИО4, адресованной руководству департамента об исключении из кандидатов в наставники ФИО1 в виду имеющихся с ней разногласий по вопросам служебной деятельности.

 Ссылка истицы на методический инструментарий по применению наставничества на государственной гражданской службе, разработанный Министерством труда и социальной защиты РФ в 2013 году не состоятельна, так как согласно письма Министра труда и социальной защиты РФ № от ДД.ММ.ГГГГ года, данный инструментарий подготовлен по итогам реализации пилотных проектов и рассмотрен ДД.ММ.ГГГГ на заседании рабочей группы. Минтруд планирует на систематической основе осуществлять работу по дальнейшему усовершенствованию данных инструментариев и предлагает органам власти направить замечания по содержанию инструментариев для доработки.

 При таких обстоятельствах, исковые требования об установлении факта осуществления наставничества ФИО1 над ФИО4, возложении на ответчика обязанности издать соответствующий приказ, издании приказа о назначении ФИО1 наставником ФИО4 и признании утратившим силу приказа департамента от ДД.ММ.ГГГГ № № «О назначении наставника» в отношении ФИО8 - удовлетворению не подлежат.

 В этой связи требование о взыскании с департамента в пользу ФИО1 премии за выполнение особо важного и сложного задания - осуществление наставничества на государственной гражданской службе автономного округа в департаменте в отношении ФИО4 в размере 100% месячного денежного содержания в сумме 94 783 рубля также не может быть удовлетворено, поскольку указанное истицей не осуществлялось и представителем нанимателя ей не поручалось.

 Далее ФИО1 просит признать незаконным приказ департамента от ДД.ММ.ГГГГ № № «О премировании за выполнение особо важного и сложного задания» в части не включения её в список государственных гражданских служащих автономного округа, замещающих должности государственной гражданской службы автономного округа в департаменте, подлежащих премированию, мотивируя свои требования тем, что указанные мероприятия специалисты сектора проводили при её непосредственном контроле, также она принимала личное участие в указанных мероприятиях, в связи с этим просила также взыскать с департамента в её пользу премию за выполнение особо важного и сложного задания - за качественную подготовку и представление в установленный срок в аппарат Губернатора автономного округа и в комиссию по формированию резерва управленческих кадров департамента документов о деятельности кураторов лиц, включенных в резерв управленческих кадров автономного округа и резерв управленческих кадров департамента, а также осуществление деятельности по профилактике коррупционных мероприятий в департаменте, в результате которой департамент занял 9 место среди 56 исполнительных органов государственной власти автономного округа, в размере 100% месячного денежного содержания в сумме 94 783 рубля.

 Разрешая требования иска в этой части, суд приходит к следующим выводам.

 Пунктом 3.1 Должностного регламента заведующей сектором государственной гражданской службы и кадров, профилактики коррупционных и иных правонарушений, утвержденного приказом департамента от 29.09.2012 года № 277-лс, установлено, что ФИО1 обязана выполнять основные обязанности, установленные статьями 15, 16, 17 и 18 Федерального закона №79-ФЗ, а также наряду с другими: осуществлять руководство деятельностью сектора, определять конкретные функции специалистов сектора, организовывать, планировать и контролировать их работу; разрабатывать необходимую документацию, положения, регламенты, графики, методики; осуществлять контроль по исполнению законодательных актов и решений правительственных органов, приказов департамента по вопросам кадровой политики и гражданской службы; осуществлять организацию и контроль по: а) ведению установленной документации по кадрам; б) учету личного состава; в) хранению и заполнению трудовых книжек; обеспечивать своевременную подготовку проектов приказов департамента, связанных с поступлением на гражданскую службу, прохождением и прекращением, в том числе: заключением служебного контракта, назначением на должность гражданской службы, представлением к поощрению и награждениям за гражданскую службу, увольнением гражданского служащего с гражданский службы и выходом его на пенсию за выслугу лет; исполняет поручения начальника правового управления и других руководителей департамента, данные в пределах их полномочий (т. 1, л.д. 83-95).

 Согласно раздела 3 Положения, утвержденного приказом №182-лс, премирование государственного гражданского служащего за выполнение особо важных и сложных заданий производится персонально в отношении каждого государственного гражданского служащего в пределах средств фонда оплаты труда департамента на текущий финансовый год. Премирование производится на основании приказа представителя нанимателя, в том числе, по представлению руководителя основного структурного подразделения департамента.

 В 2013 году приказом департамента № № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была премирована за выполнение особо важного и сложного задания - осуществление наставничества на государственной гражданской службе над ФИО9 на основании служебной записки руководителя структурного подразделения.

 Иные служебные записки от руководителя структурного подразделения о премировании ФИО1 в адрес представителя нанимателя не поступали. Также не поступали служебные записки о выполнении ФИО1 особо важного и сложного задания - качественной подготовки и представление в установленный срок документов о деятельности кураторов лиц, включенных в резерв управленческих кадров и выполнение иной работы, по результатом которой, сотрудники сектора были премированы за выполнение особо важного и сложного задания.

 Более того, осуществление организации работы по определению текущей и планировании перспективной потребности в кадрах, осуществление контроля за формированием кадрового резерва департамента и резерва управленческих кадров департамента, по профилактике коррупционных и иных правонарушений, - согласно требований пункта 3.1 должностного регламента входят в непосредственные должностные обязанности ФИО1, которые она обязана исполнять в силу своих должностных обязанностей, независимо от наличия либо отсутствия дополнительных поручений представителя нанимателя.

 Следовательно, в силу изложенных обстоятельств, основания для удовлетворения иска в этой части также отсутствуют.

 Далее, истица просит признать незаконным приказ департамента от ДД.ММ.ГГГГ № «О премировании» в части установления ей премии по итогам работы за четвертый квартал 2013 года в размере 5% и взыскании с департамента в её пользу премии по итогам работы за 4 квартал 2013 года в размере 100% месячного денежного содержания в сумме 94 783 рубля; признать незаконным приказ департамента от ДД.ММ.ГГГГ № № «О премировании» в части необоснованного установления размера премии ФИО1 по итогам работы за 2013 год в размере 50% и взыскании с департамента в её пользу премии по итогам работы за 2013 год в размере 100% месячного содержания в сумме 94783 рубля (т. 2, л.д. 78-83).

 В части 4 статьи 41 Закона автономного округа № 26-ЗАО установлено, что размер и порядок выплаты государственным гражданским служащим автономного округа дополнительных выплат, предусмотренных статьей 50 Федерального закона № 79-ФЗ, определяются нормативным правовым актом автономного округа.

 Согласно подпункту «з» пункта 2 Правил исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих автономного округа, утвержденных Постановлением Губернатора автономного округа от 25.10.2007 года № 157-ПГ, премии по итогам работы за квартал относятся к иным дополнительным выплатам государственным гражданским служащим автономного округа.

 Положениями пункта 2 части 1 статьи 2 Закона автономного округа от 06.12.2005 года № 77-ЗАО «О денежном содержании государственных гражданских служащих Ямало-Ненецкого автономного округа» определено, что к дополнительным выплатам в составе денежного содержания государственного гражданского служащего автономного округа относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе автономного округа, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы автономного округа, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячное денежное поощрение, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда государственных гражданских служащих автономного округа.

 Положениями части 1 статьи 11 Закона автономного округа № 77-ЗАО определено, что кроме выплат, установленных данным Законом, государственному гражданскому служащему автономного округа могут производиться иные дополнительные выплаты: ежемесячная надбавка к должностному окладу за ученую степень, почетное звание и иные выплаты материального поощрения.

 Пунктами 6.2. и 6.3 Положения о порядке установления отдельных дополнительных выплат и иных выплат материального поощрения государственным гражданским служащим автономного округа, замещающим должности государственной гражданской службы в департаменте предусмотрено, что государственным гражданским служащим автономного округа выплачиваются премии по итогам работы в целях материального стимулирования труда, повышения эффективности и результативности деятельности, уровня ответственности по выполнению возложенных на департамент задач и функций. Премирование осуществляется по результатам работы за квартал, за год.

 Согласно пункту 6.3 Положения, оценка результатов профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих автономного округа, замещающих должности государственной гражданской службы в Департаменте, осуществляется в соответствии со следующими критериями: выполнение утвержденных показателей деятельности структурного
подразделения департамента; личный вклад государственного гражданского служащего в общие результаты работы (выполняемый объем служебной деятельности, количество завершенной и текущей работы); уровень управленческих и организационных навыков, планирование работы (расстановка приоритетов в работе, порядок в документации, умение организовать и контролировать свою работу, в том числе умение планировать, организовывать и контролировать работу других для обеспечения достижения поставленных целей); уровень исполнительской дисциплины (соблюдение установленных сроков для выполнения поручений руководства и должностных обязанностей); досрочное и качественное выполнение плановых работ и внеплановых заданий; качество работы с документами и выполнения поручений руководителей (качественное выполнение должностных обязанностей, тщательность и аккуратность, качество исполнения управленческих функций, достижение намеченных целей); соблюдение сроков рассмотрения поступающих и рассматриваемых обращений граждан, а также качество принятых по обращениям управленческих решений или ответов); внедрение новых форм и методов в работе, позитивно отразившихся на результатах; соблюдение служебной дисциплины, соблюдение требований к антикоррупционному поведению.

 Премирование по итогам работы за квартал производится на основании приказа представителя нанимателя в размере не более одного месячного денежного содержания, премии по итогам работы за год в пределах фонда оплаты труда государственных гражданских служащих.

 Определение конкретного размера премии по итогам работы за квартал и год осуществляется представителем нанимателя персонально в отношении каждого государственного гражданского служащего.

 Представителем нанимателя на основании приказа департамента от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 была премирована по итогам работы за четвертый квартал 2013 года в размере 5%, а по итогам работы за 2013 год в размере 50% - приказ департамента от ДД.ММ.ГГГГ № № (т. 2, л.д. 78-83, 95-100).

 Судом установлено, что определяя размер премии на основании данных приказов, представителем нанимателя были учтены критерии оценки профессиональной служебной деятельности ФИО1 в сопоставлении с должностными обязанностями по должности заведующей сектором департамента, были учтены объемы выполненных работ гражданским служащим за оспариваемые периоды, факты не качественного выполнения должностных обязанностей, не соблюдения установленных сроков для выполнения поручений руководства и должностных обязанностей, уклонение от выполнения возложенных на нее должностных обязанностей по подготовке проекта распоряжения Губернатора автономного округа «Об утверждении предельной штанной численности департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа», приказа департамента имущественных отношений «Об утверждении структуры департамента имущественных отношений ЯНАО», разработки и направления на подпись директора департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа штатного расписания департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа на ДД.ММ.ГГГГ года, уклонение от надлежащего исполнения поручений директора департамента имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № о разработке проекта штатного расписания департамента. В связи с чем, исполнение ряда поручений, не выполненных ФИО1, было возложено на главного специалиста сектора государственной гражданской службы и кадров, профилактики коррупционных и иных правонарушений ФИО9, что подтверждается также её показаниями при допросе в качестве свидетеля. Далее, при определении размера премирования были учтены сведения, содержащиеся в служебных записках первого заместителя директора департамента ФИО3 и отчета государственного гражданского служащего ФИО1 о проделанной работе (т. 2, л.д. 84-88, 89, 101, 116-120).

 Анализируя изложенное, суд полагает обоснованными доводы представителя ответчика о том, что премиальные выплаты по своей правовой природе являются выплатами стимулирующего характера, применяемыми в целях поощрения работников за выполненную ими работу, в целях материального стимулирования труда, повышения эффективности и результативности деятельности гражданского служащего. Выплата государственному гражданскому служащему автономного округа премии по итогам работы является правом представителя нанимателя, реализуемым по его усмотрению, с учетом результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

 При таких обстоятельствах, учитывая также, что ни федеральное, ни специальное региональное законодательство о государственной гражданской службе, ни действующее у ответчика Положение не содержат указания на то, что размер премиального вознаграждения в обязательном безальтернативном порядке должен составлять не менее 100% месячного содержания, суд находит, что право на получение премиального вознаграждения истицы за 4 квартал 2013 и по итогам 2013 года нарушено не было, поскольку премии за указанные периоды ей выплачены.

 Таким образом, требования ФИО1 о взыскании премий не основаны на нормах закона и локальных нормативных актах, из материалов дела не следует о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о взыскании премии по итогам работы в размере 100% месячного содержания.

 С учетом изложенного, суд не находит оснований для признания незаконными приказов департамента от ДД.ММ.ГГГГ № №, на основании которого ФИО1 была премирована по итогам работы за четвертый квартал 2013 года в размере 5%, а по итогам работы за 2013 год в размере 50% - приказ департамента от ДД.ММ.ГГГГ № №-лс, а потому требования иска в этой части суд также находит необоснованными, а потому не подлежащими удовлетворению.

 Учитывая, что исковые требования о взыскании компенсации морального вреда являются производными от первоначальных, в удовлетворении которых истцу отказано, они также не могут быть удовлетворены судом.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Исковые требования ФИО1 к Департаменту имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконными приказов об установлении ежемесячной надбавки за особые условия государственной гражданской службы, установлении прежнего размера надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы автономного округа, возложении обязанности произвести перерасчет надбавки за особые условия государственной гражданской службы автономного округа, отмене приказа о наставничестве, установлении факта осуществления наставничества и издании приказа о наставничестве, взыскании премий за выполнение особо важного и сложного задания, признании незаконным приказа о премировании за выполнение особо важного и сложного задания в части не включения истца в список лиц, подлежащих премированию; признании незаконными приказов в части необоснованного установления размера премии по итогам работы за 4 квартал 2013 года и по итогам 2013 года и о взыскании компенсации морального вреда, - оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

 Председательствующий                        Т.Ю. Щепкина