ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2198/2014 от 11.03.2014 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

 Дело №2-2198/2014

     РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 11 марта 2014 года                                              город Южно-Сахалинск

 Южно-Сахалинский городской суд в составе:

 председательствующего судьи -     Караваевой О.С.,

 при секретаре -                 Габидулиной И.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Сахалинской области» о взыскании оплаты сверхурочной работы и компенсации морального вреда, -

 установил:

     23 января 2014 года ФИО1 обратился в суд с иском к ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Сахалинской области» о взыскании оплаты сверхурочных работ и компенсации морального вреда.

      В обоснование заявленных требований указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Сахалинской области» в должности <данные изъяты>. В связи с привлечением к службе сверх установленного рабочего времени, за ДД.ММ.ГГГГ образовалась переработка в количестве <данные изъяты> часов, а за ДД.ММ.ГГГГ в количестве <данные изъяты> часов, которые ответчиком до настоящего времени не оплачены. Отметил, что неправомерными действиями ответчика ему причинен моральный вред. По изложенным основаниям просил взыскать с ответчика оплату сверхурочной работы за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, за ДД.ММ.ГГГГ - в размере <данные изъяты> и компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>

     11 марта 2014 года истец отказался от иска в части требований о взыскании оплаты сверхурочной работы за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>. Определением суда от 11 марта 2014 года производство по делу в данной части прекращено.

     В судебном заседании ФИО1 в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ уменьшил размер исковых требований, просил взыскать с ответчика оплату за сверхурочную работу за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> и компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.

     Представитель ответчика ФИО2 согласилась с иском в части взыскания оплаты за сверхурочную работу за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, возражала против взыскания компенсации морального вреда.

     Изучив материалы дела, заслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

 Как следует из материалов дела, ФИО1 проходил службу в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в должности <данные изъяты> Федерального казенного учреждения «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Сахалинской области».

 Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ он уволен по пункту «в» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации по выслуге срока службы, дающего право на пенсию.

 Проверяя доводы истца о том, что при увольнении ему не произведена оплата за сверхурочную работу за ДД.ММ.ГГГГ, суд руководствуется следующим.

     В силу положений части 1 статьи 99 Трудового кодекса РФ под сверхурочной работой понимается работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

 Статьей 149 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что при сверхурочной работе работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

     Приказом МЧС России от 21 марта 2013 года №195 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, согласно которого выплаты, предусмотренные данным приказом, производятся с 01 января 2013 года.

     Положениями пунктов 97-98, 100 названного Порядка определено, что порядок ведения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка учреждения МЧС России. При суммированном учете рабочего времени денежная компенсация за работу сверх нормального количества рабочих часов за учетный период выплачивается в следующем порядке: в полуторном размере оплачиваются сверхурочные часы, не превышающие в среднем двух часов за каждый рабочий день в учетном периоде по календарю рабочей недели, установленному в подразделении, а остальные часы оплачиваются в двойном размере часовой ставки. Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с пунктом 95 настоящего Порядка. Денежная компенсация выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника. Количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год (120 часов в год).

 В соответствии с пунктом 8.1 Положения об организации внутренней деятельности в ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Сахалинской области», утвержденного приказом начальника учреждения от ДД.ММ.ГГГГ № общая продолжительность рабочего времени для личного состава устанавливается начальником ЦУСК в соответствии со статьей 44 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года №4202-1, и статьей 91 Трудового кодекса РФ, сотрудникам и работникам, выполняющим обязанности на основании графика сменности, установлен суммированный учет рабочего времени один год.

 Согласно приказу ГУ МЧС России по Сахалинской области и ОКУ «Управление обеспечения мероприятий в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Сахалинской области» от ДД.ММ.ГГГГ № определено организовать оперативную дежурную службу в ГУ МЧС России по Сахалинской области в форме круглосуточного дежурства силами оперативной дежурной смены продолжительностью 24 часа для одной смены на базе ФКУ ЦУСК. Этим же приказом утвержден состав оперативной дежурной смены ФКУ ЦУСК, в которую входит старший помощник начальника дежурной смен.

 Приказом Главного управления МЧС России по Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ № закреплен личный состав службы пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ ФКУ «ЦУСК ГУ МЧС России по Сахалинской области» за сменами, согласно которому <данные изъяты> ФИО1 закреплен за <данные изъяты> сменой.

 Приказом начальника учреждения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации повседневной деятельности ФКУ «ЦУСК ГУ МЧС России по Сахалинской области» с 01 января 2013 года утвержден распорядок работы оперативно-дежурной смены ЦУСК.

     Исходя из табелей учета рабочего времени, продолжительность сверхурочной работы истца за ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> часов.

     Согласно расчету, представленному стороной ответчика, оплата за сверхурочную работу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>. В ходе судебного разбирательства ФИО1 согласился с указанным расчетом, и в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ уменьшил размер исковых требований.

 В силу статьи 140 Трудового кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.

 В ходе судебного разбирательства установлено, что на момент рассмотрения спора в суде оплата за сверхурочную работу за 2013 год истцу не произведена. Доказательств обратному суду не представлено.

      Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований в части взыскания с ответчика оплаты за сверхурочную работу за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> (НДФЛ исчислен).

     Поскольку законодательством, регламентирующим прохождение государственной противопожарной службы, не урегулирован вопрос о компенсации морального вреда, постольку при разрешении заявленных требований подлежат применению нормы трудового законодательства.

 Согласно статье 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме и размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

 В пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

 Из искового заявления и пояснений истца установлено, что причинение морального вреда он связывает с несвоевременной оплатой сверхурочной работы. Поскольку судом установлен факт нарушения ответчиком трудовых прав истца, выразившегося в неоплате причитающихся ему денежных средств, данное обстоятельство является достаточным для разрешения вопроса о компенсации морального вреда.

 Исходя из установленных по делу обстоятельств, учитывая характер и объем допущенного ответчиком нарушения, период задержки выплаты, степень перенесенных истцом нравственных страданий, требования разумности и справедливости, суд полагает возможным определить размер компенсации морального вреда подлежащего взысканию с ответчика в размере <данные изъяты>. В остальной части исковые требования удовлетворению не подлежат.

 В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, положениями подпунктов 1,3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Городской округ Южно – Сахалинск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>, от уплаты которой истец освобожден в силу положений статьи 333.36 Налогового кодекса РФ.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

 решил:

 Исковые требования ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Сахалинской области» о взыскании оплаты сверхурочной работы и компенсации морального вреда удовлетворить частично.

 Взыскать с Федерального казенного учреждения «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Сахалинской области» в пользу ФИО1 оплату сверхурочной работы за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> (НДФЛ исчислен) и компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>

 Взыскать с Федерального казенного учреждения «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Сахалинской области» государственную пошлину в доход бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» в сумме <данные изъяты>

 В удовлетворении исковых требований в остальной части - отказать.

 Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

 В окончательной форме решение принято 16 марта 2014 года.

 Председательствующий судья                  О.С. Караваева